Роль игры и танца в музыкальном воспитании дошкольников
методическая разработка по музыке (младшая группа) на тему

Саприкина Юлия Михайловна

Игра в дошкольном возрасте — это основное занятие детей, и ее можно эффективно использовать для привлечения малыша к разным видам музыкальной детальности. На развитие музыкальных и творческих способностей ребенка, особое влияние могут оказать музыкальные подвижные игры и танцы. Используя  на занятиях данные виды деятельноси, воспитанники учатся внимательно слушать и воспринимать музыку в процессе игры и танца, ипровизировать и проявлять свою фантазию. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Заплавинский детский сад

План самообразования

Тема:

«Роль игры и танца в музыкальном воспитании дошкольников»

Музыкальный руководитель

Саприкина Ю.М.

Введение

Игра в дошкольном возрасте — это основное занятие детей, и ее можно эффективно использовать для привлечения малыша к разным видам музыкальной детальности. На развитие музыкальных способностей ребенка особое влияние могут оказать музыкальные подвижные игры. Именно они будут способствовать:

  • развитию соревновательного духа;
  • умению действовать в коллективе;
  • развитию образного мышления;
  • становлению творческой фантазии.

Если подвижные игры помогут улучшить реакцию, координацию и чувство ритма у дошкольника, то игры с пением помогут формированию интереса к музыке, развитию слуха.

Одним из преимуществ игр с пением является улучшение звукопроизношения, развитие музыкальности и поэтического слуха. Разучивать текст лучше в игровой форме, учитывая существование двусторонней связи, за счет которой в игре улучшается речь, а сама игра становится совершеннее под ее влиянием. В процессе игры дошкольники получают уникальную возможность полностью реализовать музыкальные способности.

Положительным образом на развитие детей влияют танцы с песнями и хороводами. Включение танцев и хороводов в занятия с детьми дошкольного возраста позволит улучшить их координацию, чувство ритма, музыкальное исполнение.

Актуальность данной темы определяет несколько проблемных аспектов, которые на сегодняшний день являются основными пробелами в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста:

- исчез интерес к классической музыке, к фольклору, ослабло стремление к творческому проявлению.

- музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается только развлекательной музыкой.

- акцентирование внимания на умственном развитии дошкольников

- отсутствуют телепередачи творчески развивающего характера, дети знакомятся с «засоренным» эфиром.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что творческий потенциал детей зависит от той базы знаний, которые они приобретают как в образовательных дошкольных учреждениях, так и в семье. Поэтому на музыкальных занятиях ставится акцент на целостном развитии способностей детей во всех видах музыкальной деятельности. Дети нуждаются в движении. У детей недостаточно развиты ориентировка в пространстве, двигательная память. У некоторых детей наблюдается отсутствие проявления творческой фантазии, эмоциональная скованность, что внешне выражается в неуверенности движений, неэстетичной походке. Появляется необходимость в развитии музыкально-ритмических движений, создании условий для формирования физически и эмоционально развитого ребенка. Музыка, как средство художественно-эстетического воспитания формирует «творчество» как качество личности. Поэтому проблема музыкального развития в процессе игры и танца актуальна и современна.  

Цель самообразования: Расширить общепедагогические знания в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи: 

- повысить педагогическую компетентность в вопросах муз.-ритмического игрового развития дошкольников;

- углубление знаний в области конкретной темы;

- овладение достижениями педагогической науки и практики;

- выявить и внедрить современные методики по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста;

- повышение общекультурного уровня;

Направление самообразования: профессиональное.

Источники самообразования: мастер-классы, интернет - ресурсы, методическая литература, журналы.

Форма самообразования: индивидуальная

Срок реализации программы самообразования: 

Представление материала: открытые занятия, выступления из опыта работы на педагогических советах.

Этапы работы над темой по самообразованию:

I. Диагностический (постановка проблемы):

- детальное изучение материала, имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме

- анализ затруднений 

II. Прогностический (определение целей и задач работы над темой):

- разработка системы мер, направленных на решение проблем

III. Практический: - выступление из опыта работы на педагогических советах, родительских собраниях.

- выступление на заседаниях при заведующей ДОУ, проведение открытых занятий.

IV. Обобщающий: - анализ работы

- оформление и описание хода, результатов работы по проблеме.

Предполагаемый результат: в результате проведенной работы предполагается, что у детей сформируется комплекс определенных умений: умение слушать, воспринимать музыку, в процессе игры и танца импровизировать, двигаться под музыку, отражая в этом движении свое отношение к музыкальному образу. Для детей наиболее важным станет эмоциональное восприятие музыкальной игры и танцевальных движений, являющиеся стимулом в проявлении музыкальных способностей. Активизируется интерес и творческое отношение к музыкальному творчеству во всех его проявлениях.

Литература

  1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы», М: 2014.
  2. М.Б. Зацепина, Г.Е. «Жукова Музыкальное воспитание в детском саду», М: 2016
  3. Г.И. Анисимова «100 музыкальных игр в детском саду» 2007.
  4. Т.А. Замятина, Л.В. Стрепетова «Музыкальная ритмика» 2013.
  5. И.В. Бодраченко «Музыкальные игры в детском саду для детей 3-5 лет» 2009

МКДОУ «Заплавинский детский сад»

Ленинский район.

Краткосрочный

ПРОЕКТ

в рамках НОД

«Роль игры и танца в музыкальном воспитании дошкольников»

Музыкальный руководитель

Саприкина Ю.М.

2018г

Содержание

1. Введение

2. Этапы реализации проекта

3. Форма реализации проекта

4. Диагностическая карта

5. Приложение

1. Введение

  Актуальность проекта определяет несколько проблемных аспектов, которые на сегодняшний день являются основными пробелами в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста:

- исчез интерес к классической музыке, к фольклору, ослабло стремление к творческому проявлению.

- музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается только развлекательной музыкой.

- акцентирование внимания на умственном развитии дошкольников

- отсутствуют телепередачи творчески развивающего характера, дети знакомятся с «засоренным» эфиром.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что творческий потенциал детей зависит от той базы знаний, которые они приобретают как в образовательных дошкольных учреждениях, так и в семье. Поэтому на музыкальных занятиях ставится акцент на целостном развитии способностей детей во всех видах музыкальной деятельности. Дети нуждаются в движении. У детей недостаточно развиты ориентировка в пространстве, двигательная память. У некоторых детей наблюдается отсутствие проявления творческой фантазии, эмоциональная скованность, что внешне выражается в неуверенности движений, неэстетичной походке. Появляется необходимость в развитии музыкально-ритмических движений, создании условий для формирования физически и эмоционально развитого ребенка. Музыка, как средство художественно-эстетического воспитания формирует «творчество» как качество личности. Поэтому проблема музыкального развития в процессе игры и танца актуальна и современна.  

Цель проекта: развить музыкально- ритмические способности детей

 с помощью музыкальных игр и танцевальных движений.

Задачи проекта:

1. Научить детей ритмично двигаться под музыку.

2. Развивать творческую активность и коммуникативные качества с помощью  музыкальных и подвижных игр, а также ориентирование в пространтве.

3. Создать условия для снижения уровня эмоциональной скованности.

3. Воспитывать интерес к музыкальным играм и танцам, доброжелательное отношение к сверстникам.

Возрастная категория: младшая группа 3-4 лет.

Сроки реализации краткосрочного проекта в рамках НОД: с 1. 04. 2018г- 30. 04. 2018г (8 занятий).

Этапы реализации краткосрочного проекта в рамках НОД:

1 этап: организационный.

- сбор теоретической информации;

- диагностирование;

- создание методической копилки для реализации проекта;

2 этап: технологический.

- определение проблемы;

- постановка цели и задачи проекта;

- разработка программы деятельности (планы- конспекты занятий)

3 этап:  завершающий.

- накопление материала;

- презентация проекта;

- диагностирование;

- анализ;

- методические рекомендации;

Форма реализации краткосрочного проекта в рамках НОД:

Реализация проекта будет проходить в рамках непосредственно образовательной деятельности.

Музыкально- дидактические игры и танцы

Занятие №1 «Как хорошо, что пришла к нам весна».

Музыкально- дидактическая игра  «Воробушки и кошка»

Цель: Развивать выразительность движений, внимание, умение выполнять движения в соответствии с музыкой и текстом песни.

Ход игры: Педагог поет песенку, дети подпевают, выполняя движения:

1. В гнезде воробушки живут и утром все встают.

Довольно в гнездышках сидеть, пора на солнышко лететь.

Дети-воробушки прячутся за стульчиками. «Просыпаются» и «летают».

Припев:

Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик на солнышко лететь.

Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик и крылышки согреть.

2. Летите, пташки, погулять, летите зернышки клевать.

Такое вкусное зерно, расти поможет вам оно.

Садятся на корточки и «клюют» пальчиками по полу.

Припев:

Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик, полезное зерно.

Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик, поможет нам оно.

3. Будь осторожен, воробей, крадется кошка у дверей.

Чтоб не попасться в лапы ей лети от кошки воробей.

Убегают от кошки, кошка с криком догоняет.

Музыкально- ритмические движения: Танец «Зайчики»

Цель: Научить детей ритмично выполнять танцевальные движения под музыку Р.Н.П. «Зайка» стр. 121 «Музыка в дс 3-4 года» М. Зацепина.

Занятие №2: «Солнечный зайчик»

Музыкально- дидактическая игра: «Воробушки и кошка», см. занятие №1.

Музыкально- ритмические движения: парный танец «Помирились»

Цель: Научить детей ритмично выполнять танцевальные движения под музыку, танцевать в парах.

Занятие №3 «Ручейки весенние»

Музыкально- дидактическая игра: «Узнай песню по картинке», стр. 124 «Музыкальное воспитание в дс 3-4 года» М. Зацепина.

Музыкально- ритмические движения: парный танец «Помирились»

Цель: Продолжать учить детей ритмично выполнять танцевальные движения под музыку, танцевать в парах.

Занятие №4 «К нам вернулись птицы».

Музыкально- дидактическая игра: «Птичий концерт»

Цель: Развитие звуковысотного слуха.

ход игры: Дети учатся воспроизводить звуки разные по высоте в диапазоне терции, квинты и октавы. дети сидят на стульчиках. Ведущий поет, а дети отвечают, изображая голоса птиц.

На березовой верхушке

Целый день поет кукушка

Дети: ку-ку, ку- ку, ку- ку!

А синица целый день

поет громко

Дети: тень- тень, тень- тень!

Вторит дятел им

Тук- тук, тук- тук!

Долбя, клювом старый сук!

Дети: Тук- тук- тук!

Музыкально- ритмические движения: парный танец «Помирились»

Цель: Продолжать учить детей ритмично выполнять танцевальные движения под музыку, танцевать в парах.

Занятие № 5 «Одуванчики»

Музыкально- дидактическая игра: «Бабочки».

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, воспитывать интерес к ней, побуждать детей передавать в движениях характер музыкального образа.

Ход игры: Педагог предлагает «бабочкам» поучиться легко «летать» по полянке и кружится на месте, помахивая крылышками. Он говорит, что звуки на металлофоне будут звучать то быстро, то медленно. На быструю музыку «бабочкам» нужно «летать», а на медленную – кружиться (показывает, как это надо делать). Сначала упражнение выполняется с последовательной сменой звучания быстрой и медленной музыки. Затем педагог говорит, что он будет все время бабочкам загадывать музыкальные загадки: то несколько раз будет играть быстро, то несколько раз медленно. «Бабочки» должны будут эти музыкальные загадки разгадать. В конце предлагается детям-бабочкам потанцевать на полянке под «Вальс» П. И. Чайковского.

Музыкально- ритмические движения: танец « Приглашение» стр 127 «Музыка в дс 3-4 года» М. Зацепина.

Цель: Продолжать учить детей ритмично выполнять танцевальные движения под музыку, танцевать в парах.

Занятие № 6 «Мотыльки и бабочки».

Музыкально- дидактическая игра: «Мотыльки и бабочки».

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, воспитывать интерес к ней, побуждать детей передавать в движениях характер музыкального образа.

Ход игры: Дети делятся на 2 команды: Мотыльки- мальчики, бабочки- девочки. Звучит музыка Майкапара «Мотылек», мальчики мотыльки летают по залу, звучит музыка «Вальс» по выбору музыкального руководителя, мотыльки присели, полетели бабочки. Далее на смену музыки летят мотыльки и т.д.

Музыкально- ритмические движения: танец « Приглашение» стр 127 «Музыка в дс 3-4 года» М. Зацепина.

Цель: Продолжать учить детей ритмично выполнять танцевальные движения под музыку, танцевать в парах.

Занятие № 7 «Мой конек»

Музыкально- дидактическая игра: «Мотыльки и бабочки».

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, воспитывать интерес к ней, побуждать детей передавать в движениях характер музыкального образа.

Ход игры: Дети делятся на 2 команды: Мотыльки- мальчики, бабочки- девочки. Звучит музыка Майкапара «Мотылек», мальчики мотыльки летают по залу, звучит музыка «Вальс» по выбору музыкального руководителя, мотыльки присели, полетели бабочки. Далее на смену музыки летят мотыльки и т.д.

Музыкально- ритмические движения: танец « Приглашение» стр 127 «Музыка в дс 3-4 года» М. Зацепина.

Цель: Продолжать учить детей ритмично выполнять танцевальные движения под музыку, танцевать в парах.

Занятие № 8 «Мы танцуем и поем»

Музыкально- дидактическая игра: «Я играю в погремушки»

Цель: Учить детей внимательно слушать музыку, одновременно ударять в погремушку и топать одной ногой.

Ход игры: Дети стоят в кругу, выполняют удары погремушкой о ладошку, одновременно топая одной ногой, по окончании музыки нужно спрятать погремушку за спину.

Музыкально- ритмические движения: танец « Приглашение» стр 127 «Музыка в дс 3-4 года» М. Зацепина.

Цель: Продолжать учить детей ритмично выполнять танцевальные движения под музыку, танцевать в парах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные игры. Классификация. Роль в музыкальном воспитании дошкольников.

Краткое содержание консультации:1. Игра - ведущий вид деятельности дошкольника2. Классификация игр3. Музыка и движение4. Музыкальные игры, их задачи, виды5. Примеры музыкальных игр...

Роль детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании дошкольников

Роль детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании дошкольниковГруппы детских музыкальных инструментов...

Брошюра "Роль игры во всестороннем развитии и воспитании дошкольника"

Данный материал может являться пособием для родителей в воспитании ребенка....

Статья «Роль игры в музыкальном воспитании дошкольников»

Основное назначение у музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство р...

"Роль игры в музыкальном воспитании дошкольников"

Материал содержит сведения о музыкальном воспитании малыша в семье с первых дней жизни  и до 3 лет....

Роль музыкально- дидактических игр в музыкальном воспитании дошкольников

Материал о цели применения музыкально- дидактических игр на музыкальных занятиях в детском саду....

Игры - важная часть в музыкальном воспитании дошкольников

Игра всегда была и остается ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Широкое использование разнообразных игр в образовательной области "Музыка" позволяет сделать обучение пению, муз...