"Роль игры в музыкальном воспитании дошкольников"
статья (младшая группа)

Капралова Ирина Георгиевна

Материал содержит сведения о музыкальном воспитании малыша в семье с первых дней жизни  и до 3 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_muzykalnom_vospitanii_doshkolnikov.docx21.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                               Капралова И.Г., муз.руководитель

                                                                                  ГБДОУ детский сад№19 Красногвардейского района

                                                                                                                                            Санкт - Петербурга     

                                     

                                           Роль игры в музыкальном воспитании дошкольников.        

С самого рождения малыш, попадая в мир, полный музыкальных звуков, вслушивается в них. Музыка постепенно входит в жизнь малыша. Он уже начинает затихать и выжидательно смотрит на дудочку в руках взрослого. Веселая музыка побуждает его к активности: это эмоциональные возгласы, и двигательные реакции. Когда малыш начинает прислушиваться к музыке , можно с ним и поиграть. Увидев, что ребенок прислушивается к музыке, повернул голову в вашу сторону, тихо переходите на другую сторону кроватки и опять пойте или играйте. Такая эмоциональная игра займет 2-3 минуты.

Надо иметь в виду, яркость и разнообразие музыкальных  впечатлений у ребенка достигается не обилием разнообразных мелодий, а различными тембрами звучания одной и той же. Исполнение определенной мелодии на различных музыкальных инструментах повышает устойчивость слухового внимания малыша. Разнообразят игры дудочки, металлофон, колокольчик, детские аккордеон, цитра, гусли, а также записи колыбельных, плясовых песен, классической музыки. Подобные заботы не пройдут безрезультатно. К концу шестого месяца малыш может:

    -  сосредоточиваться на пении мамы  (20  - 30  секунд),

    -  оживляться во время совместных действии с мамой под ее пение или под музыку.

Наступило второе полугодие первого года жизни. В чем теперь заключается наша помощь ребенку?

Стараемся вызвать импульсивный эмоциональный отклик на спокойную, задорную музыку. Приобщаем к элементарным движениям под музыку (хлопки и т.п.)  Вовлекаем малыша в простейшие игровые действия под музыку. Напевая песенку про любимые, знакомые малышу игрушки (куклу, зайку) , показываем их. Например, песня «Птичка»:

  Птичка летела, летела, летела,

  На ладошку села, села, села.

  Села – посидела, по – си – де – ла,

  Опять улетела. Ай!

Под текст «птичка» летает, садится на ладошку ребенка, улетает. В конце песенки вместе произносят «ай».

В этом возрасте ребенок начинает с особым интересом относиться не только к  пению, но и к движениям под музыку. Его занимает то, как танцуют мама и папа, как мама весело машет платочком, как она хлопает в ладоши.

Народную игру «Коза рогатая» используют для того, чтобы повеселить ребенка. Сначала малыш внимательно слушает песенку, а затем живо реагирует на движение маминых пальцев и начинает смеяться.

К концу первого года малыш с удовольствием слушает детские песенки и потешки. Все  это должно проходить на благоприятном эмоциональном фоне.

Ребенок с радостью будет умываться под веселую «бытовую» песенку:

  В руки мыло мы возьмем, и водичку мы польем.

  Моем руки быстро, быстро, быстро.

  Моем руки чисто, чисто, чисто!

  А потом лицо умыли, глазки тоже мы промыли,

  Полотенцем утирались, на себя мы любовались!

Одной из любимых игр детей этого возраста является игра «Сорока – сорока». Это кладезь народной педагогики. Во – первых, взяв пальчики ребенка в свои руки и загибая их, мы развиваем мелкую моторику пальцев руки, что имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка. Во – вторых, слушание песни развивает у ребенка музыкальный слух, что позволяет ему включаться в игровые действия, подражать взрослому, выполнять элементарные плясовые движения.

Малышу идет второй год. Музыка постепенно вошла в его жизнь, сделала ее более насыщенной и яркой. Пройдена первая ступенька в музыкальном развитии. Очень важно, чтобы родители придавали ей особое значение.

У ребенка формируется музыкальное восприятие, эмоциональный отклик на музыку при слушании песенки или инструментальной музыки. Включая  в жизнь ребенка различные песенки, вы помогаете ему расти веселым и жизнерадостным. Малыш укачивает куколку, слушая колыбельную. В другой раз при слушании плясовой музыки, покажите, как куколка пляшет и делайте это не один и не два раза, а столько, сколько малыш будет с удовольствием слушать и смотреть. Когда ему станет все понятно, он сам в следующий раз начнет делать то же самое, что и вы и непременно под ту же музыку.

Так у ребенка накапливается опыт первоначальных музыкальных впечатлений: предложите послушать, как танцует медведь (нижний регистр), как летает птичка (высокий регистр).

Вот признаки, по которым можно судить, что музыкальное развитие малыша идет успешно:

*ребенок с интересом слушает пение (мамы, папы, старшей сестры и др.) и музыку на инструментах  

   и в записи, различает музыкальные звуки по высоте;

*с большим удовольствием и интересом включается в пение взрослого, выполняет элементарные

   движения под музыку, осваивает хлопки, вращения кистями рук, топание ногами и т.п.

*активно включается в игры под пение, музыку.

Для решения задач музыкального воспитания детей раннего возраста используется и домашний театр, где разыгрываются «спектакли» по содержанию потешек, сказок, которые можно поставить под музыкальное сопровождение.

Каким образом следует совершенствовать музыкальное развитие?

Прежде всего необходимо подумать о повседневном общении ребенка с музыкой. Ему небезразлично, какую музыку он слышит по телевидению, из приемников. Важно, чтобы это не были одни лишь современные шлягеры. Чего можно ожидать от ребенка в подростковом возрасте, если с первых лет жизни он слушал только такую музыку? Едва  ли он будет способен потом воспринимать более сложные музыкальные произведения. поздно будет приучать его и к классической музыке.

Поэтому с первых месяцев жизни ребенка важно уделять внимание и классической музыке. Не обязательно при этом заострять на ней особой внимание. Например, малыш играет с игрушками на ковре, и в это время взрослый включает прекрасную музыку П.И.Чайковского. Пусть он впитывает ее даже неосознанно. А если в семье любят слушать произведения Л.Бетховена или Р.Шуберта, пусть и малыш слушает их чаще. Музыкальное восприятие в большей степени формируется под влиянием привычек родителей.

Дети этого возраста любят играть в подвижные игры. Например в игре «Мишка идет в гости» малыш убегает от медведя, которого ведет по полу взрослый. С удовольствием ребенок включается в народную игру «Жмурки»: под спокойную музыку надо прятаться за стульчик, а под веселую -  весело плясать.

Первые проявления элементарного исполнительства:

*по настроению и по своей инициативе может напевать незатейливые «собственные» мелодии, вместо текста поет гласные звуки  и слоги;

*подпевает слоги и слова в знакомых песнях, в повторяющихся фразах;

*выполняет простые плясовые движения: хлопки, легкие приседания, топание, прыжки, кружение (под текст), начинает реагировать на начало и конец музыки, танца.

При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс, вызванный расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей.  Малыши в начале  учебного года нелегко привыкают к новой обстановке, окружающим их предметам. Поэтому в течение первых месяцев музыкальные занятия с детьми раннего возраста проводятся в групповой комнате, где нет пианино, но есть фонотека детской музыки и синтезатор. Использование звучащих игрушек, детских музыкальных инструментов вводит детей в мир музыкальных звуков. Так продолжает накапливаться слуховой опыт.

В занятия с малышами постепенно вводится все больше заданий: послушать музыку, подвигаться с какими- либо игрушками или предметами, поиграть в игру, включающую звукоподражание или интонирование, пляску. Всякий раз появление новых музыкальных инструментов вызывает у детей радостные эмоции, а прослушивание знакомых песен – интерес к ним.  Дети радуются ярким цветным  платочкам, звонким колокольчикам, спешат поскорее взять предмет и действовать с ним. Все атрибуты вносятся сюрпризом, в игровой форме, настраивая малышей на выполнение двигательного задания. Таким образом,  осуществляется выполнение  общеобразовательной задачи: развитие предметной деятельности как ведущей деятельности детей раннего возраста.

Роль музыки в снятии психоэмоционального  напряжения у детей очень велика. Приобщая ребенка с раннего детства к музыке, развиваются не только его музыкальные способности, но и эмоциональная восприимчивость, стремление к прекрасному, более глубокое понимание мира.

Психика детей раннего возраста устроена так, что их практически невозможно заставить целенаправленно выполнять даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно что- либо делать не потому, что это «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Именно ощущение радости и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений соответствуют потребностям растущего организма в движении. Использование  лечебных игр способствует всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию ловкости и меткости, координации движений, повышению эмоционального  тонуса детей.  

Целью подобных игр является: формирование коммуникативных навыков, побуждение к контакту, создание  теплой атмосферы и положительного отношения к пребыванию в детском саду.

Большое значение для профилактики  психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста имеет работа педагогического коллектива с семьей. Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребенком в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь малыша. Необходима преемственность работы ДОУ  и  воспитания в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...

Статья «Роль игры в музыкальном воспитании дошкольников»

Основное назначение у музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство р...

Консультация для воспитателей «Наглядные пособия и музыкально – дидактические игры в музыкальном воспитании дошкольников»

В современных условиях перед педагогами стоит задача широкого использования наиболее эффективных средств обучения и воспитания....