Конспект НОД по логоритмике в старшей группе
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Тимкова Галина Викторовна

Конспект занятия по логоритмике.Будет полезен как логопедам,так и дефектологам,воспитателям

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми с ОВЗ                    по  логопедической ритмике в подготовительной группе

Тема: «В гостях у Федоры Егоровны».

Составила учитель - логопед Тимкова Галина Викторовна

Программное содержание: развивать подвижность мимической и артикуляционной мускулатуры, силу голоса, общую и мелкую моторику;  развивать слуховое  внимание и фонематический слух, выразительность речи; обогащать словарный запас по лексической теме «Посуда», совершенствовать навыки словообразования (существительные при помощи суффикса  –ниц); воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательности друг к другу.

Оборудование:  мольберт, карточки артикуляционная гимнастика, предметные  картинки с изображением посуды и расколдованных героев, экран,  мыльные пузыри, замок, посуда – сахарница, салфетница,  гимнастическое бревно.

Раздаточный материал:   деревянные палочки, фломастеры, трафареты чашек,

Методы  и приемы:  игровая ситуация, дидактическая игра «Четвертый лишний»,  пальчиковая игра «Замок»,  ритмическая игра, решение  проблемной ситуации, словесная игра «Назови правильно», слушание музыки, игра на развитие силы воздушной струи «Мыльные пузыри».

Предварительная работа: чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание предметов посуды, игра «Лото», разучивание стихотворений «Замок», «Я пускаю пузыри».

Словарная работа: активизация словарного запаса по лексической теме «По

  суда», образование существительных при помощи суффикса  – ниц: салфетница, сухарница.

 

Образовательные области:  Речевое, Познание, Социально- коммуникативное, Физическое, Художественно – эстетическое .

Ход занятия

Дети заходят в физкультурный зал.

1. Организационный момент

Логопед: Ребята, к нам пришло письмо. Я вам его сейчас прочитаю:

«Ребята, приглашаю вас в гости. Мне нужна ваша помощь. Федора Егоровна»

Давайте отправимся в гости к Федоре Егоровне. Чтобы легче было нам идти,  сделаем разминку.

2. Вводные упражнения

Логопед читает текст, дети выполняют соответствующие движения:

Руки в стороны раскинем, кулачки зажмем,

Руки накрест перед грудью не спеша сведем.

Ох, устали руки наши, опустили и помашем.

Сейчас я буду маленький, к коленям я прижмусь.

Потом я вырасту большой, до лампы дотянусь.

Эй, ребята, не зевать! Будем звуки повторять,

Будем звуки повторять, будем весело играть.

Руки так: а----А! ( руки поднимают медленно вверх, соединяя ладони

                                          над головой)

И вот так: о----О!            (постепенно опускают руки в И. п.)

Выше, выше: и----И! ( поднимают руки перед собой вверх, ладонями вниз)

Ниже, ниже: у----У!   (опускают руки вниз в И. п.)

Руки так: э----Э!        (соединяют руки перед собой, округляя их в локтях)

И вот так: о----О!     ( сцепив пальцы «замочком», поднимают руки вверх)                                        

Вместе, вместе: и----И!  (опускают сцепленные руки вниз, слегка

                                                наклоняются   вперед)

Отдохнули: у----У!     ( расцепляют руки, опускают в И. п.)

Ты голову подними, носом глубоко вдохни.

Опусти теперь на грудь (медленно), выдох сделать не забудь.

Мы походим на носочках, мы идем на пяточках (2 раза)

Все проверили осанку и свели лопаточки.

(дети выходят в коридор, идут в сторону музыкального зала)

Мы по узкому мосточку, качаясь, идем (проходят по доске)

По широкой дорожке мы прямо пройдем.

(дети заходят в музыкальный зал)

Логопед: А вот и дом Федоры Егоровны. Но на двери висит замок. Давайте мы присядем и подождем хозяйку. А чтобы не скучать, сделаем гимнастику.

3. Артикуляционная гимнастика

Логопед показывает карточки, читает стихотворения, дети выполняют упражнения.

«Хоботок» - Подражаю я слону, губы хоботом тяну.

         Даже если я устану, все равно не перестану.

Буду долго так держать, свои губы укреплять.

«Бублик» -    Бублик мы изобразили – плавно губы округлили.

                       Их теперь нельзя смыкать, бублик надо удержать.

«Лопата» -    Язык лопатой положи и спокойно подержи.

                      Язык надо расслаблять и под счет его держать:

                      Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

«Качели» -   На качелях я качаюсь: вверх – вниз, вверх – вниз.

                      Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

«Вкусное варенье» - Ох, и вкусное варенье! Жаль осталось на губе.

                       Язычок приподними и остатки оближи.

«Маляр» -    Красить потолок пора, пригласили маляра.

                      Челюсть ниже опускаем, язык к небу поднимаем.

                      Поведем вперед – назад, наш маляр работе рад.

«Чашечка» - Язык широкий положи, его края приподними –

                       Получилась чашечка, круглая она.

                       В роте ты занеси и края к зубам прижми.

4. Развитие слухового внимания.

В доме раздается шум: льется вода, брякают ложки, крышки кастрюль, звенят стаканы.

Логопед: Ребята, что-то в доме происходит! Как вы думаете, что это за звуки? (ответы детей)

Появляется Федора Егоровна (с корзинкой): Здравствуйте, ребята. Зовут меня Федора Егоровна. Вы знаете, из какой я сказки? Давно вы пришли? А я шла с базара, да ключ от дома потеряла. Вернулась, думала, найду, но не нашла. Как в дом попасть, не знаю?

5. Развитие мелкой моторики.

Логопед: Мы сейчас Вам поможем открыть замок.

Дети рассказывают стихотворение «Замок», сопровождая его движениями.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли.

Федора: Вот и открылся замок. Спасибо вам, ребята!

Логопед: Федора  Егоровна, пока Вас не было, в доме Вашем странные звуки раздавались. Что это?

Федора: Знаю. Это мои друзья. С ними произошло несчастье. Дело в том, что злая колдунья заколдовала моих друзей, заколдовала их в посуду: в чашки, вилки, чайник, часы.

Логопед: Все ли друзья у Федоры Егоровны были превращены в посуду? (часы)

Федора: Сейчас я вас познакомлю со своими друзьями. (Федора заходит в дом, выносит фотографии заколдованных героев из мультфильма «Красавица и чудовище»: часы, подсвечник, чайник, чашка).

6. Развитие мимической мускулатуры.

Федора: Ребята, они стесняются, поэтому передали вам свои фотографии.

Логопед: Какие интересные фотографии, на них разные выражения лиц, посмотрите. Как думаете, какое здесь выражение? Попробуйте сделать так же.

Логопед показывает картинки с различными мимическими выражениями, а дети выполняют упражнения для развития мимических мышц: удивились, рассердились, испугались, улыбнулись, обрадовались, заволновались).

Логопед: Федора Егоровна, а как можно расколдовать Ваших друзей?

Федора: Колдунья сказала, что расколдовать могут только дети. Поэтому я вас в гости и позвала. Чтобы расколдовать моих друзей, надо выполнить три задания.

7. Работа над словарным запасом.

Задание № 1: Назовите предметы посуды (дети называют посуду).

Задание № 2:Скажите, как называется посуда для:

сахара – сахарница, конфет – конфетница,

сухарей – сухарница, салфеток – салфетница.

Задание № 3: Вы должны правильно произнести заклинание:

Та – та – та        (И. П. – руки спрятаны за спиной)

Та – та – топ      (та – отвести правую руку в сторону,

                              та – отвести левую руку в сторону,

                              топ – убрать руки за спину, одновременно топнуть    

                                               ногой.)

Опа, опа              ( руки на пояс, прыжок, вправо, прыжок влево.)

Хлоп, хлоп, хлоп    (громкие хлопки влево, вправо, над головой.)

Сначала дети отхлопывают ритм, затем выполняют его с движениями (звучит загадочная музыка).

Федора: Молодцы, ребята, вы были внимательными и сделали все правильно. Слышите, заклинанье исчезло, вы расколдовали моих друзей. Сейчас я вас познакомлю.

Федора Егоровна заходит в дом, выносит картинки с изображениями друзей.

Логопед: Ребята, а вы сможете догадаться, кто во что был заколдован? (дети соотносят картинки и отвечают)

8. Развитие внимания.

Федора: А вы умеете с посудой обращаться? Сейчас мы проверим. Игра называется «Запретное движение».

                 Федора                                                                дети

Мы посуду моем                                             имитируют мытье посуды

Мы посуду расставляем                                 имитируют движение

Мы посуду бьем                                              запретное движение

Мы посуду вытираем                                      имитируют вытирание посуды      

Мы посудой любуемся                                   руки вытянуты вперед, смотрят на                      

                                                                          воображаемую посуду

Федора: Молодцы, все были внимательны!

Федора Егоровна уходит в дом.

9. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса.

Логопед: С посудой вы умеете обращаться. Давайте представим, как двигаются чайники, вилки и чашки. Сейчас вы чайники (вилки, чашки).

(дети под соответствующую музыку двигаются по залу. Под музыку в узком регистре – вперевалочку – чайники., в среднем регистре – дробным шагом – чашки, в высоком регистре – с высоким подниманием колена – вилки.)

10. Упражнение на выработку силы воздушной струи.

Логопед: Ребята, когда мама моет посуду, чтобы посуда была чище, она добавляет порошок, мыло, Ферри.  Образуется пена, пузыри. Я предлагаю вам попускать мыльные пузыри (дети под музыку пускают мыльные пузыри).

11. Упражнение для развития координации слова с движением.

Логопед: Давайте вспомним и расскажем стихотворение о мыльных пузырях.

Мама! Мама! Посмотри!                    просительно

Я пускаю пузыри.                                повествовательно

Желтый, красный, голубой.                с перечислением

В каждом я и ты со мной.                   повествовательно

Посмотри – ка, посмотри!                  восклицательно – просительно

Ой, а где же пузыри?                          удивительно – вопросительно

Лопнули! Как жалко!                         жалобно

12. Упражнение для развития фонематического слуха.

Логопед предлагает детям сесть на стулья рядом с пианино.

Послушайте, так свистит чайник: С------- (показ картинки – чайник). А так кипит масло на сковородке: Ш ----------- (показ картинки – сковородка). Я буду произносить звуки,  а вы должны поднять соответствующую картинку:

С  Ш  Ш  С  С  С  Ш  С  Ш  Ш  С

Дети выполняют задание.

Логопед: А сейчас я буду показывать картинки. Если покажу сковородку, вы должны произнести звук «Ш», а если чайник – звук «С».

13. Пение.

Логопед: Я предлагаю вам послушать песню «Я чайник – ворчун, хлопотун, сумасброд».

- О чем эта песня? (сначала дети слушают песню, затем слушают и одновременно отхлопывают).

- Как можно изобразить пузатый чайник? (дети встают, правая рука на пояс;, левая поднята вверх слегка согнута в локте, кисть руки – ладонью вниз,; надув живот. В такой позе дети поют песню).

14. Упражнение для развития мелкой моторики, чувства ритма. 

Из дома выходит Федора Егоровна.

Федора: Ребята, у меня есть к вам просьба. Я за посудой ухаживаю, мою ее чисто – чисто, она у меня белая – белая. Хорошо, если бы вы мне ее украсили. Стала бы она наряднее.

Логопед: Поможем Федоре Егоровне? Только одно условие – рисовать мы будем под музыку. Музыку надо слушать внимательно.

Дети садятся за столы. Логопед на мольберте наносит декоративные элементы в соответствии с ритмом музыки. Дети под музыку в воздухе прорисовывают точки, ломаную линию. Затем украшают чашки.

Логопед: Посмотрите, Федора Егоровна, как дети постарались.

Федора Егоровна: Какая посуда стала красивая, нарядная. Спасибо вам всем за то, что вы помогли моим друзьям и мне. За то, что были внимательными, я вас хочу угостить чаем.

Дети пьют чай с печеньем. 

Литература:

1.Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду.- М.: учебная литература, 1997.

2. Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. - СПб.:Детство-пресс, 2002.

3.Репина З.А., Буйко В.И., Уроки логопедии.- Екатеринбург: Литур, 2005

4.Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001

        

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе

В системе логопедической работы с дошкольниками логоритмика выполняет  оздоровительную функцию, способствует решению общеобразовательных задач, содействует умственному и эстетическому воспитанию ...

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе для детей с ТНР "Осенние зарисовки"

Развитие и коррекция двигательной сферы детей в сочетании с музыкой и словом по лексико-грамматической теме «Осень»....

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе «Путешествие в зимний лес»...

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе детей с ОНР

Тема: ГрибыПрограммное содержание:уточнить название грибов и их частей;развивать силу голоса, координацию движений, слух, внимание;закрепить умение детей удерживать интонацию на данном звуке;совершенс...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОРИТМИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ

Конспект логоритмического занятия для детей старшей группы детского сада...

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе " Прогулка по зимнему лесу"

Развивать умение в образовании однокоренных слов;Активизировать знания детей о признаке предмета;Формировать связную монологическую и диалогическую речь....