Описание диагностики хореографических способностей дошкольников
учебно-методический материал по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Рыжова Ольга Владиславовна

Для того чтобы обучение в условиях реализации образовательных задач  области «Художественно – эстетическое развитие» носило развивающий характер, важно проводить диагностику  музыкально-ритмического развития детей и фиксировать результаты развития.

Мониторинг выполнен на основе показателей качества освоения ребёнком музыкально ритмической деятельности по Э.П. Костиной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.diagnostika_polzuyus.docx24.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Описание диагностики хореографических способностей.

Дополнительное  образование по хореографии  в МБДОУ Аннинский детский сад «Росток» осуществляется на основе примерной  общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией М.Васильевой, Н.Е. Вераксы и Т.С.Комаровой.

Рабочая программа по хореографии имеет художественно-эстетическую направленность. Разработана на основе программы по танцевально игровой гимнастике «СА-ФИ-ДАНСЕ», рассчитана на 3 года обучения для детей от 4 до 7 лет.

Содержание программы распределено таким образом, что в учебном году воспитанники овладевают определенным минимум хореографических знаний, умений и навыков, решают определенные задачи для достижения основной цели.

 Цель программы  содействие всестороннему развитию детей (формирование знаний, умений, навыков, способностей и качеств личности) средствами танцевального искусства.

Для того чтобы обучение в условиях реализации образовательных задач  области «Художественно – эстетическое развитие» носило развивающий характер, важно проводить диагностику  музыкально-ритмического развития детей и фиксировать результаты развития.

Мониторинг выполнен на основе показателей качества освоения ребёнком музыкально ритмической деятельности по Э.П. Костиной. Основная задача этой диагностики – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Диагностика развития в условиях музыкально-ритмической  деятельности была проведена в трёх возрастных группах, начиная с группы детей 4-5 лет в начале учебного года в сентябре (это связано с выявлением исходного уровня развития ребенка). Результаты диагностики, которая проводится с детьми в конце года (в мае), позволяют судить об их продвижении в развитии.

Обследование детей прослеживается на занятиях по хореографии. Во время занятий наблюдается  выполнение танцевальных элементов, музыкально-ритмических  упражнений, манера и характер исполнения движений, эмоциональное восприятие музыкального сопровождения и определяется уровень способности каждого ребенка.

Основным механизмом оценки является фиксация показателей развития воспитанника, посредством наблюдения.

Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:

Не сформированный уровень развития(нф)...... 3 - 2.4 (баллов)
Ребёнок малоэмоционален, ровно, спокойно относится к музыке, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности. 

Уровень развития находится в стадии формирования(нстф)........... 2.3 - 1.7 (баллов)
Эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкально-ритмической  деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые затруднения в выполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.
Сформированный  уровень развития (сф).......... 1.6 - 1 (баллов) Творческая активность ребёнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное выполнение без помощи взрослого;
Ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкально-ритмической  деятельности).

По результатам диагностики определяются дети, кому необходимы индивидуальные занятия по хореографии.

Мониторинг распределялся по оценочным таблицам. Результаты оценивались по показателям качества освоения ребенком музыкально-ритмической деятельности:

  1. Интерес и потребность к восприятию музыки и движений
  2. Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических движений
  3. Наличие творчества в исполнении выразительности фиксированных  движений игр и плясок.

Показатели качества освоения ребенком музыкально-ритмической деятельности
(по Э.П.Костиной)

Ф. И. ребёнка

I. Интерес и потребность к восприятию музыки и движений.

II. Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических движений.

III. Наличие творчества в исполнении выразительности фик. движений игр и плясок.

Целостное восприятие деятельности: восприятие выразительности, игрового содержания, понимание сюжета игры или композиции танца.

Восприятие азбуки основных видов движений музыкально-ритмической деятельности: основных, сюжетно-образных и танцевальных.

Восприятие ориентировки в пространстве.

Выразительность исполнения музыкально-ритмического репертуара: передача характера, сюжета игры, композиции танца.

Наличие развитого чувства ансамбля.

Самостоятельность исполнения упражнений, танцев и др.

Творческая импровизация передачи игрового образа.

Творческая импровизация в свободной пляске.

Начало года

Конец  года

Начало года

Конец  года

Начало года

Конец  года

Начало года

Конец  года

Начало года

Конец  года

Начало года

Конец  года

Начало года

Конец  года

Начало года

Конец  года

Приложение.

Уровневая градация музыкально-ритмического развития детей по средним баллам 
1) * Проявляет активный интерес к музыкально-ритмическим движениям - 1 балл;
* Проявляет достаточный интерес к музыкально-ритмической деятельности – 2 балла;
* Проявляет слабый интерес к музыкально-ритмической деятельности – 3 балла;
2) * Владеет набором программных шагов и музыкально-ритмических движений в полной мере – 1 балл;
* Владеет набором программных шагов и музыкально-ритмических движений в достаточной мере, выполняя их с активной помощью педагога - 2 балла;
* Затрудняется в выполнении программных шагов и музыкально-ритмических движений даже с помощью педагога – 3 балла;
3) * Умеет выполнять движения под музыку с предметами (куклами, лентами…) – 1 балл;
* Умеет выполнять движения под музыку с предметами только с активной помощью педагога - 2 балла;
* Затрудняется в выполнении движения под музыку с предметами даже с активной помощью педагога -3 балла;

4) * Умеет воплощать в элементарных движениях музыкально-игровой образ, инсценировать по тексту песни, – 1 балл;
* Умеет воплощать в элементарных движениях музыкально-игровой образ, инсценировать по тексту песни, только вместе с показом педагога - 2 балла;
* Затрудняется в исполнении образных игровых движений даже по показу педагога - 3 балла.

Средняя группа.
1. Внимательно, заинтересованно слушает музыку.
2. Чувствует характер музыки.
3. Двигается ритмично.
4. Оканчивает движение с музыкой.
5. Бегает, прыгает легко.
6. Двигается галопом.
7. Легко пружинит ногами.
8. Красиво выполняет танцевальные движения.
9. Выразительно передает игровой образ.
10. Умеет выполнять движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах.
11. Умеет двигаться в парах по кругу. Умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне. 

12.Эмоциональное исполнение музыкально-игровых упражнений(падают листочки, падают снежинки).

13.Эмоционально-образное исполнение танцевальных композиций, используя мимику и пантограмму (зайка весёлый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк, гордый петушок, хлопотливая курица).

Старшая группа.
1. Внимательно с любовью слушает музыку.
2. Различает музыку по характеру.

3.Дослушивает прозведение до конца, не отвлекается и не отвлекает других.
4.Чувствует характер музыки, узнаёт знакомые мелодии, высказывает свои впечатления.
5.Замечает динамику музыкального произведения, его выразительные средства.
6. Ритмично двигается в соответствии с характером музыки.
7. Отмечает в движении сильную долю.
8. Выполняет ритмический рисунок в хлопках.
9. Выразительно и правильно танцует.
10. Не подражает другим в пляске.
11. Выразительно выполняет роли в драматизации.

Подготовительная группа.
1. Внимательно с любовью слушает музыку.
2. Различает музыку по характеру.

3.Дослушивает прозведение до конца, не отвлекается и не отвлекает других.
4.Чувствует характер музыки, узнаёт знакомые мелодии, высказывает свои впечатления.
5.Замечает динамику музыкального произведения, его выразительные средства.
6. Ритмично двигается в соответствии с характером музыки.
7. Отмечает в движении сильную долю.
8. Выполняет ритмический рисунок в хлопках.
9. Выразительно и правильно танцует.
10. Не подражает другим в пляске.
11. Выразительно выполняет роли в драматизации.

Двигательные качества и умения (общеразвивающие упражнения, имитационные движения, плясовые движения).
Начало года:
5 баллов - способен передавать в пластике музыкальный образ, используя максимальное количество знакомых танцевальных движений; легко ориентируется в пространстве
4 – 2 балла - при оказании небольшой словесной помощи может передавать сюжеты игры или композиции танца; ориентируется в пространстве.
0 – 1 балла - не проявляет интереса к освоению нового и исполнению знакомого репертуара; ориентируется в пространстве не всегда правильно.
Конец года:
5 баллов – освоен большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений; 
4 – 2 балла – различает основные движения, правильно понимает развитие игрового образа; затрудняется давать оценку своим товарищам;
0 – 1 балл - знает один - три танца или игры, освоенные, как правило, в последнее время; не способен выразительно передавать характер в движениях.

Чувство ансамбля (нравственно-коммуникативные качества).
Начало года:
5 баллов - выполняет слаженно движения в паре, подгруппе, хороводе, общем танце; самостоятельно высказывается о приоритетах в выборе движений.
4 – 2 балла - выполняет движения в паре, хороводе, общем танце; при наводящих вопросах взрослого, может высказать свое отношение к танцу или игре.
0 – 1 балл – у ребенка не развито чувство ансамбля; его движения не отличаются слаженностью; не может самостоятельно высказать свое отношение к танцу, игре.
Конец года:
5 баллов - умеет оценивать собственное выступление и движения других детей; является инициатором организации хороводов, танцев в свободной деятельности; охотно рассуждает об исполняемых танцах; выражает свои впечатления в эмоциональной речи.
4 – 2 балла – стремиться освоить качественно все движения в паре, но вместе с тем, никогда не встает в первую пару; может высказываться об исполненном репертуаре, но довольно неуверенно моделирует содержание игры, танца, упражнения.
0 – 1 балл – не умеет оценивать качество своих движений, лучше оценивает качество движений других детей; не желает выражать свое отношение к исполненному репертуару.

Танцевальное творчество (развитие фантазии, воображения, импровизации).
Начало года:
5 баллов – способен творчески выразительно исполнять фиксированные движения знакомых игр, плясок, упражнений, этюдов; 
4 – 2 балла – при оказании словесной помощи способен передавать игровой образ в развитии, выполняя наиболее
 характерные движения, отражающие характер персонажа; творчески выразительно исполняет наиболее яркие танцевальные движения;
0 – 1 балл – как правило, не способен творчески выразительно исполнить фиксированные движения; чаще всего неактивен в пляске, движения его однотипные.
Конец года:
5 баллов – творческая самореализация наблюдается в выразительности движений танца, действий игрового персонажа; ребенок любит импровизировать в свободных плясках, проявляет чувство партнера;
4 – 2 балла - не в полной мере проявляет творчество в выразительности движений игр, танцев. Упражнений; более раскрепощен в танцевальных импровизациях;

0 – 1 балл – недостаточно проявляет творчество в передаче выразительности движений танцев, упражнений, игр; робко участвует в инсценировках песен; в свободных плясках участвует, однако затрудняется проявлять активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика хореографических способностей по методике Э.П. Костиной.

Обследование детей прослеживается на занятиях по хореографии. Во время занятий наблюдается  выполнение танцевальных элементов, музыкально-ритмических  упражнений, манера и характер исполнени...

«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры». Описание методической системы

Актуальность проблемы  заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия.  Известно, что развитие ощущений и восприят...

Итоги диагностики творческих способностей дошкольников (старшие групы)

Итоги диагностики творческих способностей дошкольников (старшие групы)...

Диагностика музыкальных способностей дошкольников

Мониторинг образовательной области "Художественно-эсатетическое развитие" раздел "Музыка"...

Долгосрочный проект «Развитие творческих способностей дошкольников посредством хореографического искусства как механизма повышению качества образования», как программа дополнительного образования

laquo;Развитие творческих способностей дошкольников посредством хореографического искусства как механизма повышению качества образования», как программа дополнительного образования...