Итоги диагностики творческих способностей дошкольников (старшие групы)
статья по коррекционной педагогике
Итоги диагностики творческих способностей дошкольников (старшие групы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_14.docx | 30.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«По итогам диагностики творческих способностей дошкольников (старшие группы)»
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Д.С.Лихачев.
21 век – век цивилизации и вместе с тем век духовного невежества. Век парадоксов, век научного просвещения и вместе с тем век невиданных за всю историю человечества войн, истребивших миллионы человеческих жизней. Век мифотворчества и богоборчества.
На этом переломном рубеже времени (?) система образования в России пока еще находится в стадии формирования. Внедряются новые образовательные стандарты, апробируются инновационные подходы, но вопросы остаются, более того возникают новые. Извечные вопросы: «что такое хорошо, и что такое плохо», как современному человеку вписаться в социальные отношения, не потеряв свою индивидуальность.
В новых образовательных стандартах, в личностных компетенциях, акцент делается на формирование у выпускников общеобразовательной школы основ российской гражданской идентичности, патриотизма, субъективности ( 10 ). Российская гражданская идентичность признается высшей степенью процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского и патриотического воспитания ( 5 ).
При этом возникает глобальный вопрос, как выполнить задачу поставленную государством перед всей образовательной системой страны: воспитать человека, обладающего не только профессиональными навыками, но и общими культурно-нравственными компетенциями. (? ценностями)
Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновении западной коммерческой культуры, насилия, эгоизма, обмана и т. д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени – все они разрушают человека, общество и государство.
Нравственное состояние нашего общества вызывает тревогу не только у социальных психологов, но и криминологов, специалистов в области юридической психологии. Исследования А.В.Юревича (2009) в новой отрасли психологического знания макропсихологии – приводят к выводу о невозможности экономического и технологического развития общества при современном уровне его нравственного состояния ( 12 с. 8 ).
Но время идет, «время лечит», и теперь гражданину нового государства необходимо восстанавливать, а где-то и приобретать обновленные моральные ориентиры. И главная задача по воспитанию лежит на самой консервативной системе – системе образования. Именно образование помогло сохранить ориентиры для подрастающего поколения, именно личностное влияние, личный авторитет педагогов во многом спас духовное наследие страны.
В этих условиях, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, директор Института психологии РАН А.Л.Журавлев (2007) считает, что психологическая наука в полной мере подошла к пониманию необходимости изучать сложнейший комплекс нравственных и духовных составляющих человека. « … Психология нравственности (или этическая) и духовная психология будут становиться одним из приоритетных и определяющих развитие системы современных отраслей психологии» ( 11 с.15).
Нравственная устойчивость – это социально-психологическое свойство личности, при котором жизненные цели и способы их достижения осознаны, организованы и упорядочены в соответствии с нормами морали.
Хочется (Необходимо) сразу пояснить, что в настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются неясностью и противоречивостью. Не разработана также государственная программа духовно-нравственного воспитания и лишь «нащупываются», определяются научно-теоретические и методологические подходы к постановке этого направления в педагогике, хотя обобщение исторического опыта и анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Духовность также тесно связана с национальной идеей процветания и защиты современной России, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования.
Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И.Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. (8). Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные.(7). Тем не менее, нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.
Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.
Исходя из выше сказанного (или из этого), можно заключить, что духовно-нравственное воспитание – организованная и целенаправленная деятельность преподавателей и родителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у человека, а также качеств патриота и защитника Родины.
Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношение к миру природы и миру людей и является результатом воспитания, отражая при этом ценностные ориентации личности.
Все это позволяет говорить о духовно-нравственном воспитании как о ведущем направлении подрастающих поколений (или в педагогической деятельности?).
Нравственные чувства развиваются с самого раннего детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе (4). Человек научается (или не научается) не только отличать хорошее от плохого, но и в связи с хорошим или плохим переживать определенные чувства, у него постепенно вырабатываются принципы собственного нравственного поведения и нормы нравственного сознания. Все что для нас является нравственным, вызывает у нас положительные эмоции, а то, что безнравственно – отрицательные.
К числу нравственных чувств относятся: любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть, злорадство, стыд, чувство симпатии, привязанности, уважения, презрения, предательства и др. (4).
Одним из продуктивных способов возрождения духовно-нравственного воспитания является обращение к социально-педагогическому потенциалу наследия в истории образования в России.
Сущность духовно-нравственного воспитания можно уточнить, учитывая влияние двух факторов: религиозного и рационального.
1. Религиозный фактор строится на идее Творца. Этот фактор помогает человеку осмыслить свое предназначение, принять свое подчиненное положение Высшему Разуму, развить стремление к самопознанию и самосовершенствованию.( 7 )
Мы же в нашей педагогической работе опираемся на 2-й, рациональный фактор, который предполагает усвоение человеком национальной и мировой культуры. Духовно-нравственное воспитание с учетом этого фактора включает развитие интеллекта, сознательный поиск смысла жизни и своего места в ней, формирование умений управлять своей волей, эмоциями и чувствам. При этом предполагается накопление человеком объективной, субъективной и иррациональной информации об окружающем мире, создание алгоритмов анализа и синтеза поведенческих действий при определении добра и зла, также адекватной самооценки.(7 )
Становление и развитие духовно-нравственного потенциала при использовании рационального фактора реализуется несколькими путями, в том числе и через приобщение детей к искусству, живописи музыке, а также различным видам творческой деятельности. Именно искусство лучше всего способно взаимодействовать с духовной организацией человека, его системой ценностей, влиять на формирование мировоззрения личности и воспитывать гуманистические идеалы. Говоря словами Л.С. Выготского, искусство является «социальной техникой чувств», поэтому художественное творчество является « организацией поведения людей на будущее». В этом смысле оно становится средством и «полем» личного саморазвития ученика и педагога, развития творческих потенциалов их самопознания (Н.В.Кузьмина), а также творческого начала во всех видах деятельности и жизнестроительства в целом.
Таким образом, система отношений к миру художественной культуры является фактором формирования системы жизненных смыслов личности на наиболее сензитивных для данного процесса возрастных этапах, а, следовательно, и фактором личностного самоопределения и саморазвития.
О значении дошкольного возраста в познании окружающего мира и воспитании очень образно сказал Л.Н.Толстой: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние». Дошкольное детство – это тот возраст, когда активно развивается речь, усваиваются необходимые для жизни понятия, позволяющие ребенку успешно войти в эту самую жизнь. Детство настолько самоценный период, что оно обладает собственным богатым содержанием, которое в образовательной работе с детьми должно быть представлено максимально полно.
Именно поэтому духовный, творческий патриотизм надо прививать с самого раннего, дошкольного, детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому перед педагогами стоит сложная задача - пробудить, а не навязать это чувство, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Учитывая это, наш детский сад общеразвивающего вида №26 «Василек» заключил договор о совместной работе с муниципальным учреждением дополнительного образования «детская школа искусств «Фламинго»». На основании договора была проведена большая просветительская (шефская) работа педагогов дополнительного образования с педагогическим коллективом и детьми сада. Особая роль в системе работы с детьми отводится народному искусству, так как в народном творчестве мы находим сосредоточение и воплощение в жизнь народного духа. Приобщение малышей к творчеству русских умельцев необходимо. Поэтому преподавателями школы искусств «Фламинго» были проведены мастер – классы по обучению педагогов и детей нашего детского сада приемам «хохломской росписи» - одного из наиболее ярких явлений в искусстве росписи по дереву. Сегодня, даже трудно сказать когда она возникла: похожие изделия были обнаруженные в нижегородских раскопах, и относятся они к 16-18 векам. Посуда из дерева на Руси – не диковина: из века в век, в городе и деревне ели и пили из деревянных чашек, использовали деревянные ложки. Однако хохломичи умели не только резать, но и отлично расписывать свои изделия. Хохломская техника нигде больше не встречается. Она является своеобразным подражанием золотой и серебряной посуде Древней Руси, но изготовлена из широкодоступного природного материала – древесины. Роспись хохломских изделий также полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в далекое прошлое. В древности основной узор напоминал детское изображение солнца. Он назывался «рыжик», «ярило», «красное» и скорее всего, сохранился еще с языческих времен. Позднее хохломская роспись приобрела характерный узор. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и, главное трава. «Травка» - черно-красная трава по золотистому фону считается классической для хохломского художника. Другой традиционный узор получил название «кудрины». Нетрудно заметить его сходство с рисунками из старинных русских летописей, каменной тонкой резьбой, украшающей русские церкви; другой мастер-класс был посвящен «гжельской росписи», родиной которой с 18 века является село Гжель (Раменский район). Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. Гжельские изделия сегодня представляют большую художественную ценность, так как каждый мастер работает в своей неповторимой манере, выполняя узоры в старинных народных традициях. Были проведены мастер классы по народным игрушкам, что особенно интересно (востребовано, актуально-----) в детском саду. Так на мастер-классе посвященном изготовлению «дымковской игрушки» воспитатели не только научились ее изготовлять но и узнали, что известна игрушка с 12 века – в праздник Свистопляски жители города Вятки свистели в небольшие свистульки поминая своих предков. Во многом лепились фигурки животных: белые лошадки, козлы, бараны. Бог солнца изображался славянами в виде двух или трехглавого коня. На груди коня был круг с лучами – символ солнца. Богиню дома Роженицу делали похожей на сильную и здоровую женщину. Постепенно богиня Роженица трансформировалась в «барыню».
Один из воспитателей нашего детского сада на занятиях по эстетическому развитию регулярно проводит с детьми работу по обучению воспитанников приемам «городецкой росписи», известной в России с середины 19 века в Нижегородской губернии в деревнях близ города Городец.
В результате этой работы дети узнали, что в каждой российской местности, в каждом промысле складывались свои приемы резьбы, лепки и росписи предметов.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отразилась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.
Список литературы:
-1- Глазков В.В.. Отношение к художественному творчеству как фактор социального самоопределения молодежи // Психология образования: Модернизация психолого-педагогического образования / Материалы 8 Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 11-13 декабря 2012. – С. 83-85
-2- Затулина Г.Я.. Россия – Родина моя. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Центр педагогического образования, 2016.
-3-Князева О.Н., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
-4- Кононенко Т.В.. Воспитание нравственной устойчивости у студентов педагогических вузов: Диссертация канд. пед. наук: 13.00.01: Майкоп. 2004 171с. РГБ ОД, 61:04-13/2072
-5- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Электронный ресурс) / Авторы проекта: Ф.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. –Электрон. Дан. – М.: Просвещение, 2009. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?Catalog=985, свободный.
- 6- Кругликова С.В. Формирование нравственных компетенций студентов колледжа физической культуры // Психология образования: Модернизация психолого-педагогического образования / Материалы 8 Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 11-13 декабря 2012. - С. 184-187.
-7-КругликоваС.В., Сказкотерапия как средство развития познавательных эмоционально-нравственных чувств у студентов колледжа, тезисы научно-практической конференции «Актуальные проблемы повышения качества профессионального образования и их решение в процессе реализации современной модели образования в Российской федерации.», Екатеринбург, 2009.
- 8- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка – Издательство «Азъ», 1992.
- 9- Свято – Троицкий Ново – Голутвин монастырь г. Коломна «Простые беседы о нравственности» М.: Профиздат. 1994
- 10- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное образование. (Электронный ресурс) // Сайт Минобрнауки, 2011. http^//www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d 09/prm373-1,doc, свободный.
- 11- Журавлев А.Л. Основные тенденции развития психологических исследований в Институте психологии РАН //Психол. Журнал. – 2007. -№6 – с. 5-18.
- 12- Юркевич А.В. Нравственность как психологическая проблема // Вопросы психологии.- 2009. -№4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Диагностика творческих способностей детей
для выявления творческого потенциала детей дошкольного возраста...
«Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Тест креативности Торранса. Психодиагностика творческого мышления Елены Туник. Опросник креативности Джонсона, в модификации Елены Туник
Предлагаю методики диагностики творческих способностей ребенка, которые позволят педагогам определить уровень развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста....
Диагностика творческих способностей детей (Ф. Татла, Л.Беккера)
Диагностика творческих способностей способностей. Опросник для родителей....
Диагностика выявления творческих способностей дошкольников
Диагностика выявления творческих способностей дошкольников...
Диагностика творческих способностей
Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году)....
Диагностика творческих способностей
В дошкольной педагогике и психологии существует множество критериев оценки творческих работ детей. Но некоторые исследователи отмечают большую эффективность подхода к анализу детского творчества амери...
Диагностика уровня творческих способностей дошкольников
Психолог Б.Ф. Ломов утверждает, что «каждый человек обладает в той или иной мере «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы элементарного, человек не может реш...