"Сказка в музыке. Добро и зло в музыкальных сказках". Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы.
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме
Для проведения интегрированного занятия вы можете использовать презентацию "Сказка в музыке. Добро и зло в музыкальных сказках", представленную на моем мини-сайте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_skazka_v_muzyke._dobro_i_zlo_v_muzykalnyh_skazkah.docx | 31.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия
«Сказка в музыке. Добро и зло в музыкальных сказках»
Цель: расширение диапазона знаний детей старшего дошкольного возраста на основе восприятия музыкальных и художественных произведений.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить детей с музыкальными произведениями:
М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» («Картинки с выставки»),
П.И. Чайковского «Баба-Яга» («Детский альбом»)
картинами В.Гартмана, В. Васнецова, И. Билибина;
- закрепить знания о средствах выразительности в музыке, живописи, определять их роль в создании произведений искусства;
- углубить представления детей о многогранных связях музыки и живописи;
- формировать ценностно-смысловую и учебно-познавательную компетенции.
- Развивающие:
- развивать коммуникативную и информационную компетенции дошкольников;
- развивать умение слышать в музыке определенные музыкальные образы, сопоставлять их с литературными, художественными;
- создать условия для развития восприятия музыки , танцевально-игрового творчества детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-образовательной среды
- Воспитательные:
- воспитывать музыкальную, «слушательскую» культуру через восприятие музыкальных произведений;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения музыки, живописи, поэзии различного характера.
Тип занятия: Интегрированное
Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Контрольный вопрос: – Может ли Баба-Яга научиться добру средствами музыки?
– Слушая добрые сказки,
– Играя на ДМИ с ребятами,
– Исполняя добрые, веселые песенки?
Ситуации: Баба-Яга заболела, Баба-Яга приходит на праздник, Делаем прическу Бабе-Яге
Методы:
- методы системного анализа, синтеза, обобщения, сравнительный;
- объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский;
- метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии
Оборудование: видео-, аудио-оборудование;
музыкальный материал: М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках», П.И. Чайковский «Баба- Яга»;
песня: «Добрая бабушка Яга», игра «Бабушка-Яга», игровое творчество «Превращения»
художественный материал: В. Гартман «Часы с кукушкой», В. Васнецов «Избушка на курьих ножках», «Баба-Яга»; И. Билибин «Баба-Яга».
Информационные источники:
«30 великих художников. ТОМ30. Виктор Михайлович Васнецов» // ООО «Издательский дом «Комсомольская правда» - Группа «Сегодня» - 2010 г.
Д.Б. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке» // М., «Просвещение», 1989
Народные русские сказки А.Н. Афанасьева в трех томах. // М., Гослитиздат, 1958
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент. Музыкальное приветствие.
Дети входят в зал, и садятся.
М.Р.: Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте!)
- Вступительное слово.
М.Р: Любите ли вы сказки? (Да!)
Сегодня мы встретимся с самым загадочным, волшебным сказочным героем.
Но сначала, ребята, отгадайте загадку, о каком сказочном герое сегодня пойдет разговор?
«В облаках, не по земле,
Летит баба на метле,
Страшная и злая –
Кто она такая?»
Дети: Баба-Яга!
М.Р: Конечно, это Баба-Яга.
А вот и она сама…
Под фонограмму песни входит Баба-Яга.
Баба-Яга: Здравствуйте, ребята. Вот, надоело одной в глуши сидеть, решила в гости к вам пожаловать.
М.Р.: И правильно сделала, Баба-Яга. Мы как раз о тебе и собираемся сегодня говорить. Может, и ты узнаешь что-то новое о себе.
Баба-Яга: А я и так все о себе знаю. Ну, ладно, остаюсь. (Садится)
III. Знакомство с творчеством М.П. Мусоргского, картинами В. Гартмана.
М.Р.: Ребята, сегодня мы познакомимся с музыкальными и художественными произведениями, в которых авторы воплотили образ Бабы-Яги.
Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о Бабе-Яге?
Кто она такая? (сказочный персонаж)
Где она живет? (в дремучем лесу, рядом с ней – её верные слуги: совы, черный ворон, дикие гуси-лебеди
Чем занимается? (летает на метле, в ступе, колдует)
Дети отвечают, что они помнят о Бабе-Яге.
М.Р. Пришло время познакомиться с музыкальным портретом Бабы-Яги, который воплотил в своем произведении композитор М.П. Мусоргский.
Однажды он посетил выставку картин своего друга, художника и архитектора Виктора Гартмана, и в память о нем решил написать музыкальное произведение, состоящее из нескольких пьес, каждая из которых была связана с одной из картин. Так получился фортепианный цикл «Картинки с выставки». Одной из работ Гартмана на выставке была картина «Часы с кукушкой». Давайте рассмотрим эту картину. (Дети рассматривают картину)
М.Р.: Какие образы представляются вам, когда вы смотрите на эту картину?
Дети: (Представляются сказочные образы, яркая веселая избушка, настроение жизнерадостное).
М.Р: А какие средства выразительности обычно использует художник, когда создает свои картины?
Дети: Палитра, цвет.
М.Р: Правильно, ребята.
М.Р.: А какие средства выразительности использует композитор для создания музыкального образа?
Дети: динамика, темп, регистр, интонация.
М.Р: Молодцы, ребята!
М.Р.: Композитор М.П. Мусоргский увидел на картине целую сценку в духе русских народных сказок, где есть и фантастический полет Бабы-Яги, и чудеса глухого таинственного леса.
Сейчас мы прослушаем это произведение, которое так и называется «Баба-Яга, или Избушка на курьих ножках».
Прослушивание пьесы «Избушка на курьих ножках» М.П. Мусоргского
М.Р: Скажите мне пожалуйста, ребята, какие музыкальные краски использовал композитор, чтобы создать фантастический образ Бабы-Яги?
Анализ средств музыкальной выразительности.
1 часть. Динамика громкая, регистр низкий, ритм упругий, интонации злые, колючие. Все это характеризует Бабу-Ягу как злую, вредную, страшную, как будто она замышляет что-то плохое.
Во 2 части музыка меняется, становится тише, темп медленнее, контраст регистров – Баба-Яга загадочная и таинственная…
Дети рассказывают, какой они «видят» Бабу-Ягу в музыке.
М.Р: М.П. Мусоргский показал, как богаты выразительные средства музыки, как много разных образов, картин, настроений можно передать в музыкальных произведениях.
- Рассматривание картин В. Васнецова, И. Билибина.
М.Р.: Ребята, давайте посмотрим, как художники представляли себе Бабу-Ягу.
Похожи ли образы Бабы-Яги на картинах вашим представленным образам?
(Дети сравнивают свои «словесные» портреты с образами Бабы-Яги, которые нарисовали художники).
V. Знакомство с музыкальным произведением П.И. Чайковского «Баба-Яга»
После «Картинок с выставки» композитора М.П. Мусоргского образ злой колдуньи, которой пугают маленьких детей, запечатлел Пётр Ильич Чайковский в своей пьесе «Баба-Яга» из «Детского альбома» для фортепиано.
Прослушивание пьесы «Баба-Яга» П.И. Чайковского
М.Р: Похожи ли музыкальные характеристики этого персонажа у двух композиторов?
Дети отвечают
Сходство: быстрый темп, мелодия насыщена диссонансами, ритм острый и в тоже время «прихрамывающий», динамика контрастная, использование выразительности регистров фортепиано.
Отличие: характер Бабы-Яги М.П. Мусоргского устрашающий и зловещий (как бы картина для взрослых),
характер Бабы-Яги П.И. Чайковского – беспокойный и тревожный (небольшой рассказ для детей на ночь). В результате образ не столь свиреп. Это обусловлено замыслом композитора. Фортепианный цикл из 24 пьес «Детский альбом» написан П. И. Чайковским в 1878 году и посвящён племяннику Володе Давыдову. Весь «Детский альбом» – своеобразный музыкальный дневник «один день из жизни ребёнка», предназначенный для домашнего музицирования (приятное творческое времяпровождение в домашней обстановке).
VI. Песенное, игровое, танцевальное творчество.
Баба-Яга: Ох, ну и уморили вы меня… И вообще, обиделась я на вас…Вот заладили: страшная, злая, коварная. А я ведь и доброй могу быть…иногда.
М.Р: Ребята, а может правда, Баба-Яга не всегда бывает злой и коварной? Вы что-нибудь знаете об этом?
Ответы детей.
М.Р: Правильно, ребята. Во многих русских народных сказках, мультфильмах, кинофильмах Баба-Яга добрая, мудрая. И сегодня мы поможем Бабе-Яге стать доброй.
А для этого, сначала мы исправим её внешний вид. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать?
Дети: Мы сделаем ей новую прическу, можем подарить ей подарок (бусы, зеркальце, платочек, разукрасим её метлу).
М.Р: Молодцы, ребята! А что мы ещё можем придумать, чтобы Баба-Яга стала доброй?
Дети: Мы научим её петь, плясать, играть с нами на музыкальных инструментах. Она сможет приходить к нам в гости на праздники.
М.Р: Ребята, давайте сначала сделаем Бабу-Ягу красивой! Ну что, Баба-Яга, ты согласна?
Баба Яга: Нужно попробовать, я ведь тоже женщина!
Под музыку ребята делают прическу Бабе-Яге, надевают бусы. Баба-Яга смотрит на себя в зеркало и улыбается.
Баба-Яга: Совсем помолодела, теперь и в гости приходить не стыдно! (вытирает слезу) Спасибо вам, ребята!
М.Р: Бабушка Яга, а спеть песню с ребятами хочешь попробовать? И не просто спеть, а и подыграть на музыкальных инструментах.
Баба-Яга: А это как это? Я ведь не умею!
М.Р: Ничего, ребята сейчас тебя научат.
Бабе-Яге дают музыкальный инструмент, и она с детьми подпевает и играет на ДМИ.
Исполняется песня «Добрая Бабушка Яга»
Баба-Яга: Видали, слыхали? Я теперь тоже петь и играть умею. Да я в лесу теперь всех своих друзей соберу, такой концерт получится!
После игры Баба-Яга в восторге начинает приплясывать под мелодию частушек, дети хлопают в ладоши.
М.Р: Ну что, ребята, посмотрите, как повеселела наша гостья, а давайте с ней выйдем и поиграем!
Дети: Да!
Баба-Яга: Ух и поиграю я сейчас! Всех догоню!
Проводится игра «Бабушка Яга»
После игры дети не садятся.
М.Р: А сейчас, ребята, предлагаю вам изобразить Бабу-Ягу. Интересно, какую вы изобразите: добрую или злую, хитрую или грустную. Попробуйте показать это в игре «Превращения»
Проводится игра-импровизация «Превращения»
После игры все садятся на свои места.
М.Р: Ну что ж, Баба-Яга, отправляйся теперь в свой сказочный лес к своим друзьям и не забывай, что доброй быть все-таки приятней. Наши ребята приготовили для тебя подарки и сейчас их тебе подарят. (Дети дарят Бабе-Яге метлу и конфету, Баба-Яга благодарит ребят).
Баба-Яга: Ой-ёй-ёй, совсем засиделась я у вас, пора домой возвращаться. Теперь вы, ребята, мои друзья! А мне пора в лес. До свидания! (До свидания).
Баба-Яга уходит.
М.Р: Вот и ушла наша гостья. И хоть в музыкальных сказках она была очень злой, но мы, ребята попытались её сегодня изменить. А у нас это получилось? (Ответы детей).
VII. Подведение итогов:
М.Р: Давайте вспомним,
– с именем какого композитора мы познакомились? (М.П. Мусоргского)
– На картины какого художника он написал музыку? (Виктора Гартмана)
– Можно ли изобразительность картин передать выразительностью музыки? (ответы детей)
Музыка способна ярко и красочно рисовать картины и передавать их настроение, но не красками, а звуками.
– А как звали композитора, который создал «Детский альбом? (П.И. Чайковский)
– Как называется произведение П.И. Чайковского, которое мы сегодня слушали? («Баба-Яга»)
Правильно, ребята!
Вот и закончилось наше путешествие в сказку… и какой бы не была Баба-Яга, доброй или злой в сказках, но мы-то знаем: «Хоть зло на проделки хитро, но все ж побеждает…(Дети) «Добро!»
Давайте встанем поближе друг к другу, обнимем друг друга за плечи и дружно скажем эти волшебные слова: «Хоть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро!»
VIII. Творческая мастерская: рисование иллюстраций, совместная аппликация.
А сейчас я предлагаю вам, ребята, проявить фантазию и создать образ Бабы-Яги положительный, а не злой. Для этого вы сейчас пройдете в другой кабинет, где разделитесь на творческие группы и с помощью рисунков будете создавать положительный образ Бабы-Яги, а с помощью аппликации – «Дом, в котором живет Баба-Яга». А свои рисунки вы, ребята сложите в музыкальную копилочку, которую для вас оформили ваши родители.
Дети под музыку покидают музыкальный зал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы на тему "Весна" «Весенняя сказка».
Познавательно речевое развитие....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по русской народной сказке "Гуси - лебеди" с использованием здоровьезберегающих технологий.
Занятие включает в себя несколько образовательных областей, таких как "Чтение художественной литературы", "Здоровье", "Художественное творчество"...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "СКАЗКА В МУЗЫКЕ"
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "СКАЗКА В МУЗЫКЕ"...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по сказке А.С Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".
Познакомить детей с творчеством поэта А.С Пушкина....
"Сказка в музыке. Добро и зло в музыкальных сказках". Презентация к интегрированному занятию для подготовительной группы.
Презентация необходима для проведения одноименного интегрированного занятия, представленного на моем мини-сайте....
Методическая разработка интегрированного занятия «Сказка в музыке». Добро и зло в музыкальных сказках
Методическая разработка: Интегрированное занятие «Сказка в музыке». Добро и зло в музыкальных сказкахЦель: расширение диапазона знаний детей старшего дошкольного возраста на основе восприя...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Спешите делать добрые дела» по сказке «Снежная королева»
чить детей высказывать и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.- Продолжать учить детей делать звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие с...