"Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста" (консультация для воспитателей)
консультация по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Кучер Надежда Александровна

практический материал музыкальных игр и упражнений  для использования воспитателями и родителями при работе по развитию речи детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для воспитателей 25.37 КБ
Файл lyagushka.rar753.68 КБ
Файл gusi-gusi.rar438.34 КБ
Файл rakety_letyat.rar2.33 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Кучер Надежда Александровна

Музыкальный руководитель

МБДОУ г.Иркутска детского сада № 126

Консультация для воспитателей

Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста.

Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей.  Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии), фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т. д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.

Ярким примером для усвоения песен и развития речи являются потешки, небольшие попевки, которые создают яркий образ, который, как правило, близок и знаком детям и поэтому вызывает различные эмоции. Потешки благотворно влияют на развитие словарного запаса, образности и выразительности речи. 

Например

«Петушок»- (просмотр видео) https://www.youtube.com/watch?v=UwCgFdr7ys8

 «Гуси» по Е.Железновой

— Гуси, гуси!  - Пальчики сложить щепоткой

— Га-га-га – открывать и закрывать «клювики»

— Есть хотите? – поворачивать кисти круговыми движениями

— Да-да-да!  - качать кисти вверх-вниз

 - хлеба с маслом?   - поворачивать кисти круговыми движениями

 - Нет! Нет! Нет!  - качать кисти вправо-влево

 - А чего вам? - поворачивать кисти круговыми движениями

 - Нам конфет!  - вытянуть раскрытые ладошки перед собой

Эта игра также способствует развитию предпосылок диалоговой речи и может служить примером разыгрывания по ролям – взрослый-ребенок или ребенок-дети

Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение заучивают слова, так как произносят их снова и снова.Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Использование музыкальных игр и упражнений  способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание.

игра «Лягушка» по Е.Железновой

Вот лягушка по дорожке – шлепаем ладошками одновременно по обеим  коленям

Скачет вытянувши ножки

Ква-ква, ква-ква, ква-ква – изображаем руками как открывается и закрывается рот

Вот из лужицы на кочку – шлепаем ладошками  по коленкам по очереди

И за мошкою вприскочку

Ква-ква, ква-ква, ква-ква - изображаем руками как открывается и закрывается рот

Больше есть ей не охота, - шлепаем ладошками по двум коленям одновременно, но сначала по своим, потом по коленям соседа

Прыг опять в свое болото

Ква-ква, ква-ква, ква-ква - изображаем руками как открывается и закрывается рот

Через использование пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.

Аты — баты, аты — баты!
(поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки) 
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты, 
Потом артиллеристы, 
А потом пехота –
Рота за ротой.

упражнение с палочками «Марш»

детям раздать по 2 деревянные палочки. Под музыку дети учатся ритмично стучать палочками:

 - друг об друга

   - по столу тыльными сторонами

 - медленно – быстро

 - тихо-громко

 - близко – далеко (ставить палочки перед собой на близком расстоянии, затем расставлять на широкое расстояние)

Интерес представляет и занятия музыкально-ритмической деятельностью. Очень эмоционально могут проходить занятия ритмической гимнастикой, аэробикой, где звучание музыкальных произведений занимает не последнее место, задавая должный ритм и темп, создавая определенный эмоциональный заряд бодрости и настроения.

Коррекционно — развивающее влияние логоритмики на речевое развитие детей

цель: преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патрологией двигательной сферы в сочетании со словом, музыкой.

Упражнения на развитие речевого дыхания.

"Будем в космосе летать".

(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)

1,2,3,4,5.

(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)

Будем в космосе лететь.

(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)

1 – комета.

2 – планета.

3 – луноход.

4 – звездолет.

5 – земля,

(Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)

До свидания друзья!

(То же с другой руки.Или можно выполнять двумя руками вместе).

«Космонавты»

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».

- Запускаем мы ракету «У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,

- Завели моторы «Р – р – р»: движение по кругу друг за другом

- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны. музыка!!!

- На заправку полетели: присели –руки вперёд, заправились – руки опустили.

Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

Помните, что только систематическая работа  даст хороший результат в развитии речи детей дошкольного возраста. Так же взаимодействие со всеми специалистами детского сада, и родителей, поможет построить свою работу точно, легко и грамотно. А музыкальное сопровождение игр и упражнений расширит кругозор детей, вызовет и поддержит интерес к деятельности и обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и ...

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...

статья тема: "ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дошкольное детство является периодом интенсивного развития ребенка. По мере взросления, расширяются его контакты с окружающим миром, ...

Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста

музыкальное воздействие на речевое развитие детей...

«Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека. Именно в нем происходит становление личности и индивидуальности ребенка. Дошкольный возраст благоприятен для активного усво...

Влияние артикуляционной гимнастики на речевое развитие детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей.

Правильное произношение звуков, четкая речь, укрепление мышц лица,языка, губ - это целевые ориентиры артикуляционной гимнастики....