Дополнительная образовательная программа "Ритмика"
рабочая программа по музыке на тему
Основная направленность программы – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
Данная программа разработана в соответствии:
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- С учетом дидактических принципов развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников.
Программа состоит из следующих разделов:
- Танцевальная азбука. Ориентация в пространстве.
- Общеразвивающие и дыхательные упражнения. Партерная гимнастика
- Элементы танцевальных движений (народный, бальный, характерный, современный танец
- Игры (музыкальные, музыкально-дидактические)
- Танцевально-игровое творчество
- Репертуар (пляски, танцы, хороводы, этюды-драматизации)
Программа по ритмическому воспитанию и развитию дошкольников и является основанием для оценки качества музыкально-ритмического образовательного процесса в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ritmika_dyachkova_e._v.docx | 891.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Содержание
Актуальность и педагогическая целесообразность программы 4
Отличительные особенности (новизна) программы 5
Сроки реализации, режим и формы занятия 6
Возрастные особенности детей 6
Организованная деятельность с детьми по ритмике 8
Показатели уровня развития детей: 9
Ожидаемые результаты освоения программы 10
Учебно-тематический план обучения 11
Содержание учебно-тематического плана занятий 11
Учебно-тематический план и содержание изучаемого курса 13
Методика выявления уровня развития 28
Средний дошкольный возраст (4-5 лет) 28
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) 29
Требования к уровню подготовки воспитанников 31
Комплекс методического обеспечения музыкально-ритмического образовательного процесса 32
Целевой раздел
Пояснительная записка
В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений, играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.
Музыкально - ритмические движения, являются синтетическим видом деятельности, следовательно, эта программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психологические процессы, которые лежат в их основе.
Основная направленность программы – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
Данная программа разработана в соответствии:
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- С учетом дидактических принципов развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников.
Программа состоит из следующих разделов:
- Танцевальная азбука. Ориентация в пространстве.
- Общеразвивающие и дыхательные упражнения. Партерная гимнастика
- Элементы танцевальных движений (народный, бальный, характерный, современный танец
- Игры (музыкальные, музыкально-дидактические)
- Танцевально-игровое творчество
- Репертуар (пляски, танцы, хороводы, этюды-драматизации)
Программа по ритмическому воспитанию и развитию дошкольников и является основанием для оценки качества музыкально-ритмического образовательного процесса в детском саду.
Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год – средняя группа с 4 до 5 лет; 2 год – старший возраст 5-7 лет.
Репертуар программы – является вариативным компонентом программы и может быть изменен, дополнен в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Актуальность программы объясняется интересом детей и их родителей к такому виду разнообразной и увлекательной деятельности, которая является наиболее доступной и эффективной в условиях детского учреждения. В настоящее время одним из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных ритмопластических направлений, является ритмика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях.
Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека.
Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.
Возможности применения упражнений танцевально- ритмических упражнений довольно широки и могут быть использованы в дошкольном учреждении.
Педагогическая целесообразность: образовательной программы обусловлена тем, что в связи с удовлетворением возрастающих потребностей детей в сфере танцевально-двигательной активности, музыкально-ритмической творческой деятельности, а так же с изменением целевых ориентиров деятельности образовательных учреждений, направленных на внедрение здоровьесберегающих технологий, на физическое и творческое развитие детей назрела необходимость комплексного подхода к организации учебно-воспитательного процесса в рамках дополнительных занятий с детьми ритмикой.
Цель и задачи программы
Цель | |
Содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами хореографии (культура движения, музыкальность, координация) раскрывать индивидуальные особенности воспитанников и развивать их творческие способности. | |
Задачи |
|
| |
| |
| |
| |
| |
|
Отличительные особенности (новизна) программы
Материал программы можно использовать творчески, адаптируя к условиям работы. Программа ориентирована не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога. В качестве музыкального сопровождения предлагаются целостные произведения в аудио записи или «живом» исполнении, а не отрывки. Целостный музыкальный образ передаётся разнообразными пластическими средствами, требующими свободного владения телом, музыкального слуха, богатого воображения и фантазии.
Программа основана на игровом методе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. На компоненте непосредственно образовательной деятельности используются различные виды музыкально – ритмической деятельности: образно – игровые композиции (сюжетные композиции, этюды, включающие имитационные, пантомимические движения), танцевальные композиции и сюжетные танцы.
Сроки реализации, режим и формы занятия
Программа рассчитана на детей в возрасте 4-7 лет, на 1 год обучения: 68 занятий в год, 2 раза в неделю, занятия продолжительностью 30 - 45 минут. Занятие проводится в групповой форме в музыкальном зале. Численный состав группы 15 человек, формируется из детей среднего и старшего возраста.
Возрастные особенности детей
Возраст | Возрастные особенности детей |
Средняя группа (от 4 до 5 лет) | Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста связаны с совершенствованием восприятия, развития образного мышления и воображения. Поэтому в возрасте 4-5 лет у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения, возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности. Дети способны активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет расширять и обогащать репертуар уже освоенных движений более сложными. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её слушать и двигаться в соответствии с настроением музыки, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкально-ритмической культуры. |
Старший возраст (от 5 до 7 лет) | Возраст 5 - 6 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, которые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнообразного развития. Развитие центральной нервной системы идет активно. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно- образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Наблюдаются отличия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков – более порывистые, у девочек – мягкие, плавные, уравновешенные), общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Поэтому приоритетными задачами становятся: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца. На 6-ом году жизни у ребенка совершенствуется основные нервные процессы возбуждения и торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения. Свойства нервных процессов возбуждения и торможения - сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий в кружке ритмики, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки, свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. При подвижных движениях необходимо ставить точные задачи, контролировать ход занятия. К 6 годам у ребенка развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны изменять свои мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных к более быстрым, они относительно легко усваивают задания при ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц. |
Основу для ритмических композиций составляют простые, разнообразные движения (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и др.) позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений.
Разнообразие композиций по направленности, стилю, сложности и интенсивности движений, позволяют использовать их в любых формах организации работы с детьми (от утренней зарядки и физкультуры до праздничных утренников).
Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и привлекательным. Приобщение к искусству танца в широком смысле включает ознакомление детей с источниками танцевальной культуры, музыкально – ритмическим складом мелодий.
Танец, волнуя исполнителей, вызывая яркие эмоциональные реакции, формирует способность чувствовать, сопереживать, проявлять свое отношение, отличать хорошее от плохого, доброе от злого. Все это создает необходимые условия для воспитания нравственных качеств личности ребенка.
Хореографическая деятельность является хорошей школой общения. Здесь закладываются основы дружбы, взаимопонимания, взаимовыручки, ответственности, умения сочетать общественные и личные интересы, испытывать радость от коллективного труда.
Совместно организованная деятельность в танцевальном коллективе учат детей отличать подлинное искусство от подделки, прививать с самых ранних лет хороший вкус, закладывать те добрые основы, которые помогут им вырасти настоящими людьми.
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно- творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д. Поэтому программу можно рассматривать как своеобразный «донотный» период в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать свое «видение» музыкального произведения в пластической импровизации.
Организованная деятельность с детьми по ритмике
Организованная деятельность с детьми по ритмике и танцу содержат:
- упражнения на развитие основных навыков и умений (для головы, рук, ног и корпуса в разном характере, темпе, ритме)
- музыкально-ритмические упражнения, танцевальные элементы
- упражнения с предметами (мячами, погремушками, бубнами)
- танцевальные и ритмические этюды
- танцевальные развернутые композиции
- музыкальные загадки, игры
Организованная деятельность имеет свою структуру и включает в себя три части, направленные на решение задач и несущие определенную эмоционально- физическую нагрузку дошкольников.
- часть занятия – подготовительная – занимает ¼ от всего занятия,
Подготавливает двигательные аппарат, нервную систему, эмоциональное состояние детей к основной части занятия.
- часть – основная – занимает 2/4 от всего занятия
Совершенствование ранее полученных навыков, применение их в творческой ситуации, работа с детьми над развернутыми композициями.
- часть – заключительная – занимает ¼ от всего занятия снимает напряжение, излишнюю эмоциональность.
Здесь используются игры, забавы, свободное действие под музыку.
Показатели уровня развития детей:
- выразительность исполнения движений под музыку;
- умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
- освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений
- точность и правильность исполнения движений в танцевальных композициях.
Диагностические мероприятия по отслеживанию результатов усвоения программы позволяет проанализировать успехи дошкольников на каждом этапе обучения. Педагогический анализ знаний и умений детей проводится в 2 раза в год (сентябрь, май) в форме индивидуальной работы, методом наблюдения за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе подобранного репертуара).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы по ритмике, контроля знаний воспитанников и проверки результативности обучения предусмотрены в следующих мероприятиях:
- проведение открытых компонентов непосредственно образовательной деятельности для родителей
- проведение показательных мероприятий в виде фольклорных праздников, утренников, постановок музыкальных сказок и т.д.
- выступление на муниципальных конкурсах и фестивалях.
Ожидаемые результаты освоения программы
возраст | деятельность | К концу года дети должны уметь: |
средний |
|
|
старший |
|
|
Содержательный раздел
Учебно-тематический план обучения
тема занятий | количество часов | ||
всего | теория | практика | |
1.Диагностика уровня музыкально- ритмических способностей детей | 1 | 1 | 1 |
2.Танцевальная азбука. Ориентация в пространстве. | 10 | 2 | 8 |
3.Общеразвивающие и дыхательные упражнения. Партерная гимнастика | 8 | 3 | 5 |
4.Элементы танцевальных движений (народный, бальный, характерный, современный танец) | 14 | 5 | 9 |
5.Игры (музыкальные, музыкально -дидактические). | 8 | 2 | 6 |
6.Танцевально- игровое творчество | 9 | 3 | 6 |
7.Репертуар (пляски, танцы, хороводы, этюды- драматизации) | 14 | 6 | 8 |
Итого | 64 | 22 | 42 |
Содержание учебно-тематического плана занятий
Тема | Цель |
Диагностика уровня музыкально- ритмических способностей детей (1ч). | |
Танцевальная азбука. Ориентация в пространстве. (10ч). | Теория: Дать детям понятия об исходных положениях. . Понятие о такте и затакте. Определение музыкального размера Практика: Основные движения под музыку: разные виды шага (бодрый, высокий, хороводный, шаг на носочках, мягкий, пружинящий) Музыкальные размеры 2/4, 4/4. виды бега (лёгкий, на носочках, энергичный, стремительный) Восприятие сильной и слабой доли на слух, выполнение акцента в движениях. |
Общеразвивающие и дыхательные упражнения. Партерная гимнастика (8ч). | Теория: Познакомить детей с ритмом, ритмическим рисунком. Виды хлопков. Гимнастика для развития мышц и суставов плеч, рук, кистей, головы. Прыжки на 180* и обратно. Характерные движения. Практика: Учить детей выполнять ритмические упражнения с музыкальным заданием: (построение в круг (хоровод, хороводные перестроения) 2/4, в линию (шеренга), в колонну 4/4, квадрат 2/4, клин 4/4 Выставление ноги на носок, на пятку с полуприседанием. Полуприсядка, «ковырялочка». Движение приставными шагами с носка, ходьба на полупальцах в колонне. Развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног. Упражнения на координацию движений: повороты головы с шагами, движение рук и головы с шагами и др |
Элементы танцевальных движений (народный, бальный, характерный, современный танец) (14ч). | Теория: Происхождение и особенности русского хоровода. Положение рук в русской пляске. Первоначальные сведения по историческому танцу, происхождение и особенности эстрадных танцев. Движение в парах. Практика: Хороводные шаги: переменный, тройной шаг. Хороводные шаги: топающий (топотушки, перетопы), дробный шаг. Хороводные шаги: приставной шаг, шаг с притопом. Перепляс. Танцевальные комбинации русских танцев. Шаги польки. Галоп (прямой и боковой) в кругу по линии танца, в парах, лицом друг к другу. Поскоки на месте, кружение поскоками. |
Игры (музыкальные, музыкально-дидактические). (8ч). | Теория: Образные движения. Характерные движения. Практика: Развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног. Упражнения на координацию движений: повороты головы с шагами, движение рук и головы с шагами и др. |
Танцевально- игровое творчество(9ч). | Теория: Образные движения. Характерные движения. Построения и перестроения группы: «Воротца», «Звёздочки», «Карусели». Практика: Упражнения на равновесие. Упражнения: наклоны к ногам, упражнения на подвижность стопы и эластичность голеностопного сустава. Упражнения для выворотности ног. |
Репертуар (пляски, танцы, хороводы, этюды- драматизации) (14ч). | Теория: Эстрадный танец. . Современные танцы. Лирические танцы. Практика: Шаги польки. Галоп (прямой и боковой) в кругу по линии танца, в парах, лицом друг к другу. Поскоки на месте, кружение поскоками. Построение двух концентрических кругов. Музыкально – пространственные композиции. Сужение и расширение круга. |
Итоговое занятие (1ч). | Контрольно-проверочное занятие. Теория: Занятие по обобщению и систематизации изученного. Практика: Открытое занятие. Подведение итогов за год. |
Учебно-тематический план и содержание изучаемого курса
Средний возраст (4-5 лет)
1-ое полугодие | ||
Месяц | Вид деятельности | содержание |
Сентябрь 2 занятия | Диагностика уровня музыкально- ритмических способностей детей | диагностика |
Танцевальная азбука. Ориентация в пространстве. | Основные правила поведения в танцевальном зале. Исходные положения рук, корпуса и ног – 6-ая позиция ног, руки вдоль тела, руки на поясе. Ознакомление с танцевальными рисунками - колонна, круг, линия; знакомство с понятием: линия танца проучивание поклона (реверанс у девочек, поклон мальчиков из 6 поз ног) муз.размер 2/4. Движения в соответствии с двухчастной формой музыки и силой её звучания (громко, тихо). Марш и его виды (спортивный, цирковой, военный) | |
Общеразвивающие и дыхательные упражнения. Партерная гимнастика | упражнения для головы, рук, кистей, развития и укрепления мышц плечевого пояса (игровая разминка «Птичий двор»), дыхательные упражнения «надуваем шарик», «чайники» ознакомление с элементами партерной гимнастики – упражнения для развития и укрепления голеностопа, спины и гибкости позвоночника (игропластика «Путешествие на ковре-самолёте») | |
Элементы танцевальных движений (народный, бальный, характерный, современный танец) | Основные движения под музыку: разные виды шага (бодрый, высокий, хороводный, шаг на носочках, мягкий, пружинящий, вперед и назад спиной); Основные движения под музыку: виды бега (лёгкий, на носочках, энергичный, стремительный). формировать умение двигаться с предметом, согласовывать движения с музыкой – «Упражнения с осенними листочками» | |
Игры (музыкальные, музыкально.-дидактические). | «Найди своё место», муз. Т.Суворова «Весёлый тренаж» «Громко-тихо», подборка мелодий. Хороводная игра | |
«Здравствуй, Осень» Витлин «Дворник и листочки», муз. Т.И.Суворова | ||
Танцевально- игровое творчество | Эмоционально- образное исполнение упражнения «кружатся листочки»; инсценировка песен с ипользованием мимики и пантомимы «Зайчики», «Наседка и цыплята», «Воробей», муз. Т. Ломовой | |
Репертуар (пляски, танцы, хороводы, этюды- драматизации) | «Пляска парами», латыш.нар.мелодия «Танец осенних листочков», муз. А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой | |
Октябрь 9занятий | Танцевальная азбука. Ориентация в пространстве. | Простейшие перестроения: из круга врассыпную и обратно, бег по ориентирам «змейкой»; Знакомство с понятием: против линии танца. Позиции рук классического танца: подготовительная, I, II, III (игровые упражнения «ловим воздушные шары», «держим арбузы») ориентировка на начало звучания музыки и её окончания; Различие динамики звука «громко – тихо». Под громкую музыку – ходьба, акцентируя шаг, под тихую музыку – ходьба в полуприседе – крадучись |
Общеразвивающие и дыхательные упражнения. Партерная гимнастика | Развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжения мышц корпуса, рук и ног партерная гимнастика: упражнения для развития мышц брюшного пресса и ног (игропластика «Коробка с карандашами») дыхательные упражнения «гуси шипят», «ныряние» | |
Элементы танцевальных движений (народный, бальный, характерный, современный танец) | Характерные движения: «пружинка» - легкое приседание. Музыкальный размер 2/4 темп умеренный. Приседание на два такта, на один такт, два приседания на один такт. «шаг, приставить, шаг, каблук». Повороты вправо, влево. кружение в парах и по одному, выставление ноги на носок и пятку поочерёдно, перетопы | |
Игры (музыкальные, музыкально-дидактические). | «Гори, гори ясно», рус.нар.мелодия «Петушок, курочка и цыпленок», муз. Г. Фрида «Музыкальное эхо», подборка мелодий | |
Танцевально- игровое творчество | Эмоционально- образное исполнение упражнения «барабанщики»; Инсценировка песен «Этой осенью в лесу», «Котята- поворята», уз. Е. Тилечеевой, сл. М. Ивенсен | |
Репертуар (пляски, танцы, хороводы, этюды- драматизации) | «Топ и хлоп», муз. Т. Назарова «Покажи ладошки», лат.н.м. «Барабанщики», муз. Д. Кабалевского и С. Левидова | |
Ноябрь 9 занятий | Танцевальная азбука. Ориентация в пространстве. | Перестроения в колонну по 2. Ознакомление с танцевальными рисунками: две линии, две колонны. Движение по линии танца, против линии танца Позиции ног классического танца: I, II (игровые упражнения «стопы улыбаются», «лягушата», «пингвины») формирование умения самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной формой музыки |
Общеразвивающие и дыхательные упражнения. Партерная гимнастика | общеразвивающие упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, мышц спины, брюшного пресса и ног с предметом – с мячом (игровая разминка «В цирке») статические упражнения на равновесие («Ласточка», «Цапля» и т.д.) дыхательные упражнения «надуваем животики», «подышите одной ноздрёй» Совершенствование навыков партерной гимнастики (танцевальные импровизации детей на заданные мелодии) | |
Элементы танцевальных движений (народный, бальный, характерный, современный танец) | Знакомство с техникой исполнения движения - подскоки формировать умение правильного исполнения подскоков формировать умение двигаться с предметом, согласовывать движения с музыкой – «Упр-я с султанчиками» | |
Игры (музыкальные, музыкально-дидактические). | «Жмурки», муз. Ф.Флотова «Найди себе пару», муз. Т. Ломовой «Займи домик», муз. М. Магдиенко | |
Танцевально- игровое творчество | Эмоционально- образное исполнение упражнения «падают снежинки»; «весёлые Петрушки» инсценировка песен «Петрушка» И. Брамса, «Снежинки», муз. Т. Ломовой | |
Репертуар (пляски, танцы, хороводы, этюды- драматизации) | «Танец снежинок» муз. О. Берта, обраб. Н. Метлова «Пляска Петрушек», муз. А. Серова | |
Декабрь 8 занятий | Танцевальная азбука. Ориентация в пространстве. | Совершенствование навыков исполнения изученных перестроений и танцевальных рисунков. Движение по линии танца, против линии танца. Движение с ускорением, замедлением темпа совершенствование исполнения позиций рук и ног классического танца (игровой танец «Три пингвина») |
Общеразвивающие и дыхательные упражнения. Партерная гимнастика | Упражнения на координацию движений: повороты головы с шагами, движение рук и головы с шагами и др. (игровая разминка «Коробейники») Совершенствование навыков партерной гимнастики (повторение раннее изученных комбинаций) Дыхательные упражнения – по выбору детей | |
Элементы танцевальных движений (народный, бальный, характерный, современный танец) | Совершенствование навыков ранее изученных движений танцах и плясках | |
Игры (музыкальные, музыкально-дидактические). | «Шаловливые варежки», Т.Суворова «Ловишки», р.н.м., обр. А. Сидельникова «Игра Деда мороза со снежками», муз. П. Чайковский | |
Танцевально- игровое творчество | Инсценировка песен «На дворе зима, мороз», «Коза- дереза», сл.нар., муз. М. Магдиенко | |
Репертуар (пляски, танцы, хороводы, этюды- драматизации) | «Новогодний хоровод» муз. г. Струве «Пляска с султанчиками», укр.н.м., обр.М.Раухвергера | |
2-ое полугодие | ||
Месяц | Вид деятельности | Содержание |
Январь - февраль 12 занятий | Диагностика уровня музыкально- ритмических способностей детей | Перестроения в колонну по 3 Ознакомление с танцевальными рисунками: шахматный порядок Исходная позиция: проучивание открытия и закрытия рук на поясе через классические позиции (1,2, на поясе) Муз.размер 3/4. Движения в соответствии с трехчастной формой музыки |
Танцевальная азбука. Ориентация в пространстве. | Повторение раннее изученных упражнений (игровые разминки «Птичий двор», «В цирке») Совершенствование навыков исполнения упражнений партерной гимнастики («Путешествие на ковре-самолёте», «Коробка с карандашами») Дыхательные упражнения «Ветерок», «Насос» | |
Общеразвивающие и дыхательные упражнения. Партерная гимнастика | Положения в парах: кружение «лодочкой», «вертушка» Формировать умение двигаться с предметом, согласовывать движения с музыкой «Упражнения с платками» Танц. движения: «пружинка», выставление ноги на пятку и носок с перетопами, топающий шаг. Положения рук: «полочка», «кулачки на бочок», «матрешка» | |
Элементы танцевальных движений (народный, бальный, характерный, современный танец) | «Самолеты», муз. М. Магиденко «Весёлая карусель», р.н.м., обр. Е. Тиличеевой | |
Игры (музыкальные, музыкально-дидактические). | Танцевальные импровизации детей под заданные мелодии Игровой самомассаж: поглаживание рук и ног в образно- игровой форме ( «Ладошки», «Красивые руки», «Быстрые ноги») | |
«1,2,3, на носочки» «Танец с платками», р.н.м. «Приглашение», укр.н.м., обр. Г.Теплицкого | ||
Танцевально- игровое творчество | Перестроения в колонну по 3 Ознакомление с танцевальными рисунками: шахматный порядок Исходная позиция: проучивание открытия и закрытия рук на поясе через классические позиции (1,2, на поясе) Муз.размер 3/4. Движения в соответствии с трехчастной формой музыки | |
Репертуар (пляски, танцы, хороводы, этюды- драматизации) | Повторение раннее изученных упражнений (игровые разминки «Птичий двор», «В цирке») Совершенствование навыков исполнения упражнений партерной гимнастики («Путешествие на ковре-самолёте», «Коробка с карандашами») Дыхательные упражнения «Ветерок», «Насос» | |
Март 8 занятий | Танцевальная азбука. Ориентация в пространстве. | Совершенствование навыка исполнения перестроений в колонну по 3 и в шахматный порядок Ритмические хлопки в ладоши. Совершенствование навыка правильного положения рук на поясе, открывания и закрывания через 2- ю позицию. Знакомство с 3 позицией ног. Проучивание поклона из 3 позиции ног вперёд и назад. |
Общеразвивающие и дыхательные упражнения. Партерная гимнастика | Знакомство с новыми общеразвивающими упражнениями – танцевально- ритмическая гимнастика «Чебурашка» Знакомство с новыми упражнениями партерной гимнастики (игропластика «В царстве Нептуна») Дыхательные упражнения по выбору детей | |
Элементы танцевальных движений (народный, бальный, характерный, современный танец) | Положения в парах: движение в парах по кругу Формировать умение двигаться с предметом, согласовывать движения с музыкой «Упражнения с цветами» (муз. «Вальса» А. Жилина) Тройные притопы. «Пружинка» с наклонами в головы, приставные шаги с приседанием. | |
Игры (музыкальные, музыкально-дидактические). | р.н.и. «Ручеёк», р.н.м. «Колобок» р.н.м, обр. Е. Тиличеевой | |
Танцевально- игровое творчество | Инсценировка песен «Весёлые лягушата», сл. и муз. Ю. Литовко; «Как у наших у ворот», р.н.м., обр. В. Агафонникова | |
Репертуар (пляски, танцы, хороводы, этюды- драматизации) | Ритмический танец «Мы пойдем сначала вправо» «Подснежники» из цикла «Времена года» П. Чайковский «Апрель» | |
Апрель 8 занятий | Танцевальная азбука. Ориентация в пространстве. | Перестроения «расческа». Проучивание поклона из 3 позиции ног вправо и влево. Хлопки на каждый счет и через счет. Шаг на каждый счет и через счет. Повторение позиций рук классического танца: подготовительная, I, II, III (игровые упражнения «ловим воздушные шары», «держим арбузы») |
Общеразвивающие и дыхательные упражнения. Партерная гимнастика | Совершенствование упражнений танцевально- ритмической гимнастики «Чебурашка» Совершенствование упражнений партерной гимнастики «В царстве Нептуна» Дыхательные упражнения «Паровоз», «Волны шипят» | |
Элементы танцевальных движений (народный, бальный, характерный, современный танец) | Совершенствование навыка исполнения подскоков, приставных шагов. Поскоки на месте, кружение поскоками. Шаги польки. Галоп (прямой и боковой) в кругу по линии танца, в парах, лицом друг к другу. | |
Игры (музыкальные, музыкально-дидактические). | «Угадай мелодию», «Музыкальный магазин», подборка мелодий разного характера | |
Танцевально- игровое творчество | Инсценировка песен «Если нравится тебе, то делай так», «Мои ручки хороши» Игровой самомассаж: поглаживание отдельных частей тела в определённом порядке в образно-игровой форме («лепим лицо», «упругий живот», «ушки») | |
Репертуар (пляски, танцы, хороводы, этюды- драматизации) | Полька «Весёлое настроение», муз. З. Роот Полька с хлопками (парный танец) | |
Май 8 занятий | Танцевальная азбука. Ориентация в пространстве. | Совершенствование навыков исполнения раннее изученных перестроений: круг, линия, колонна, две линии, две колонны, перестроения в колонну по 2 и по 3, шахматный порядок, «расческа» (игровое путешествие «В лабиринте») |
Общеразвивающие и дыхательные упражнения. Партерная гимнастика | Выполнение танцевально- ритмической и партерной гимнастики по желанию детей | |
Элементы танцевальных движений (народный, бальный, характерный, современный танец) | Повторение раннее изученных движений: основные движения (различные виды шага и бега) Совершенствование техники исполнения поскоков, галопа и приставных шагов. | |
Игры (музыкальные, музыкально-дидактические). | «Отгадай чей голосок», р.н.м. «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой | |
Танцевально- игровое творчество | Упражнения на развитие творческого воображения: «Раз, два, три, замри!», «Море волнуется раз…», «Зеркало» | |
Репертуар (пляски, танцы, хороводы, этюды- драматизации) | Развлечение «В гостях у Чебурашки» Повторение ранее изученных танцевальных композиций по желанию детей |
Итого: 64 занятий
Старший возраст (5-7лет)
1-ое полугодие
1-ое полугодие | ||
Месяц | Вид деятельности | содержание |
Сентябрь (2 занятия) | Диагностика уровня музыкально- ритмических способностей детей | Диагностика |
Танцевальная азбука. Ориентация в пространстве. | Актуализация знаний о простейших престроениях: колонна, шеренга, круг. Совершенствование навыка построения в колонну по 3. Танцевальные позиции ног: I, II, III, VI; Танцевальные позиции рук (подг., I, II, III); Классический поклон (реверанс у девочек, поклон у мальчиков) Движение по линии танца, против линии танца | |
Общеразвивающие и дыхательные упражнения. Партерная гимнастика | Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса (игровая разминка «Я танцую») Партерная гимнастика: - упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника (игропластика «В гости к кошке») Дыхательные упражнения «Насос», «воздушный шар», «Водолазы» | |
Элементы танцевальных движений (народный, бальный, характерный, современный танец) | Совершенствование исполнения подскоков, приставного шага, выставление ноги на носок и пятку, бокового и прямого галопа | |
Игры (музыкальные, музыкально-дидактические). | «Ловишка», муз. Й. Гайдна «Будь ловким!», муз. Н. Ладухина «Пастух и козлята», р.н.песня, обр. В. Трутовского «Поездка за город», муз. В. Герчик | |
Напряженное и расслабленное положение рук и ног в образно- двигательной форме и различных исходных положениях: лежа, стоя, сидя («тряпичные куклы», «оловянные солдатики», «роботы» и т.д.) Инсценировка песни-хоровода «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен Игровой самомассаж («Ладошки-мочалки», «Смываем водичкой руки, ноги» и т.д.) | ||
Танцевально- игровое творчество | «Дружные пары», муз. И. Штрауса («Полька») Танец-игра «Танец сидя», «Полька Трик-трак», муз. С. Войтенко, Д. Храмков | |
Репертуар (пляски, танцы, хороводы, этюды- драматизации) | Актуализация знаний о простейших престроениях: колонна, шеренга, круг. Совершенствование навыка построения в колонну по 3. Танцевальные позиции ног: I, II, III, VI; Танцевальные позиции рук (подг., I, II, III); Классический поклон (реверанс у девочек, поклон у мальчиков) Движение по линии танца, против линии танца | |
Октябрь (9 занятия) | Танцевальная азбука. Ориентация в пространстве. | Совершенствование навыка построения в колонну по 3. Танцевальный рисунок: шахматный порядок, диагональ. Знакомство с техникой исполнения русского народного поклона и смысловым значением в нем движений (только руки) Движение с ускорением, замедлением темпа. Движение по линии танца, против линии танца лицом вперёд и спиной. Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса (игровая разминка «Я танцую») Партерная гимнастика: - упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног (игропластика «В осеннем лесу») |
Общеразвивающие и дыхательные упражнения. Партерная гимнастика | Формирование навыка выразительной работы с предметом – «Упражнения с ленточками», укр.н.м., обр. Р. Рустамова Шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и кружении | |
Элементы танцевальных движений (народный, бальный, характерный, современный танец) | «Найди себе пару», латв. н.м., обр. Т. Потапенко «Игра со звоночком», муз. С. Ржавский «К своим флажкам», муз. Т. Ломовой «Узнай по голосу», муз. В. Ребикова | |
Игры (музыкальные, музыкально-дидактические). | Инсценировка песен «Котик и козлик», «Я полю, полю лук», муз. Е. Тиличеевой Имитационно- образные упражнения в расслаблении. Потряхивание кистями рук – «воробушки полетели». Формировать умение изображать сказочных животных и птиц (лиса, медведь, заяц и т.д.) | |
Танцевально- игровое творчество | Хоровод «Урожайная», муз. А. Филиппенко, сл. О. Волгиной Этюды «Тихий танец», муз. В. Моцарта, «Ёжик и мышки», муз. М. Красева Этюды «Дождик» («Дождик», муз. Н. Любарского),«Попля шем» («Барашенька», р.н.м.) «Весёлый танец», Укр.н.м. «Гопак» | |
Репертуар (пляски, танцы, хороводы, этюды- драматизации) | Совершенствование навыка построения в колонну по 3. Танцевальный рисунок: шахматный порядок, диагональ. Знакомство с техникой исполнения русского народного поклона и смысловым значением в нем движений (только руки) Движение с ускорением, замедлением темпа. Движение по линии танца, против линии танца лицом вперёд и спиной. | |
Ноябрь (9 занятий) | Танцевальная азбука. Ориентация в пространстве. | Совершенствование навыка построения в колонну по 3. Танцевальный рисунок: шахматный порядок, диагональ. Перестроения: «расческа», две колонны, две линии, сужение круга, расширение круга. Совершенствование навыка правильного исполнения танцевальных позиций рук (подг., I, II, III); Движение по линии танца, против линии танца Шаг на каждый счет и через счет. |
Общеразвивающие и дыхательные упражнения. Партерная гимнастика | Образно-танцевальная композиции из ранее разученных общеразвивающих движений - «Чебурашка». Партерная гимнастика: - упражнение на осанку в седе и седе «по- турецки». Различные движения руками, повороты туловища, соединение ладоней за спиной пальцами к верху (игропластика «Путешествие в восточные страны») | |
Элементы танцевальных движений (народный, бальный, характерный, современный танец) | Поочерёдное выбрасывание ног в прыжке Полуприседание с выставлением ноги на пятку Высокий шаг Движения рук: «моторчик», «приглашение», «паровозы» Хлопки в парах: «стенка», «крестики» | |
Игры (музыкальные, музыкально-дидактические). | Игры по выбору детей «Музыкальное эхо», подборка мелодий «Игра с бубном», р.н.м. | |
Танцевально- игровое творчество | Инсценировка песни «Чебурашка», муз. В.Шаинский, Э.Успенский Напряженное и расслабленное положение рук и ног в образно-двигательной форме и различных исходных положениях: лежа, стоя, сидя Формировать умение изображать сказочных животных и птиц (лиса, медведь, заяц и т.д.) | |
Репертуар (пляски, танцы, хороводы, этюды- драматизации) | Характерный танец - «Танец гномов», муз. Ф. Черчеля Этюд «Кот Васька», муз. Г. Лобачева Этюды «Лошадки» («Танец», муз. Дарондо), «Медведи пляшут», муз. М. Красёва «Шаловливые часы» («Полька» А. Жилинского) | |
Декабрь (8 занятий) | Танцевальная азбука. Ориентация в пространстве. | Танцевальный рисунок: шахматный порядок, диагональ, «змейка» Перестроения: шеренга, «расческа», две линии, две колоны, сужение круга, расширение круга. Совершенствование навыка правильного исполнения танцевальных позиций ног: I, II, III, VI Хлопки в такт музыки. Хлопки на каждый счет и через счет |
Общеразвивающие и дыхательные упражнения. Партерная гимнастика | Танцевально- ритмическая гимнастика по выбору детей Партерная гимнастика по выбору детей Дыхательные упражнения по выбору детей. | |
Элементы танцевальных движений (народный, бальный, характерный, современный танец) | Плавный хороводный шаг с продвижение вперед на носках Танцевальный шаг с носка, «пружинка» Движения рук: «поющие руки», плавные перекрестные движения над головой, поочередные плавные движения руками, разведенными в стороны. Позиции рук в парах: «вертушка» | |
Игры (музыкальные, музыкально-дидактические). | «Не выпустим», муз. Т. Ломовой «Игра с бубном», муз. М. Красёва | |
Танцевально- игровое творчество | Коллективное придумывание движений и композиции к танцу по заданной мелодии «Кузнечик» («Песня о кузнечике» на муз. В.Шаинского). Игровой самомассаж и упражнения в расслаблении по выбору детей. | |
Репертуар (пляски, танцы, хороводы, этюды- драматизации) | «Танец Снегурочки и снежинок», муз. Р. Глиэра «Новогодняя хороводная», муз. С. Шайдар | |
2-е полугодие | ||
Месяц | Вид деятельности | Содержание |
Январь - февраль (12занятий) | Диагностика уровня музыкально- ритмических способностей детей | Танцевальные рисунки: концентрические круги (внешний и внутренний круг); «змейка» Изучение техники исполнения русского народного поклона с приставными шагами. Совершенствование правильной постановки рук на поясе через позиции классического танца. |
Танцевальная азбука. Ориентация в пространстве. | Упражнения на координацию движений: повороты головы с шагами, движение рук и головы с шагами и др. (танцевально- ритмическая композиция «Коробейники») Партерная гимнастика: упражнения на подвижность стопы и эластичность голеностопного сустава. Упражнения для выворотности ног (игропластика «На лесной полянке») Дыхательные упражнения «Ветер», «Насос», «Воздушный шар» | |
Общеразвивающие и дыхательные упражнения. Партерная гимнастика | Формирование навыка выразительной работы с предметом – упр. «Передача платочка», муз. Т. Ломовой Элементы русской пляски: притопы, «пружинка», шаги с притопом на месте, боковой приставной шаг, «ковырялочка», «распашонка» Положение рук в парах в русской пляске: «воротики», «вертушка», «звёздочка», «лодочка» | |
Элементы танцевальных движений (народный, бальный, характерный, современный танец) | «Игра со звоночками», муз. С. Ржавской «Погремушки», муз. Т. Вилькорейской «Плетень», р.н.м., обр. С. Бодренкова «Ищи!», музыка Т. «Колобок», р.н.м. , обр. Е. Тиличеевой | |
Игры (музыкальные, музыкально-дидактические). | Инсценировка песен «Весёлые музыканты», муз. Е. Тиличеевой, слова Ю. Островского, «Вальс кошки», муз. В. Золотарева Игровой самомассаж – формирование умения придумывать образные поглаживание рук, ног, отдельных частей тела в определённом порядке в образно- игровой форме под заданную мелодию | |
«Танец с разноцветными платочками», р.н.п. «Самара-городок», движ. З. Роот Этюд «Ау!» («Игра в лесу», муз. Т.Ломовой) Танец «Бульба», белорус.нар. мел.,обр. Т. Ломовой «Танец с колосьями», муз. И. Дунаевского | ||
Танцевально- игровое творчество | Танцевальные рисунки: концентрические круги (внешний и внутренний круг); «змейка» Изучение техники исполнения русского народного поклона с приставными шагами. Совершенствование правильной постановки рук на поясе через позиции классического танца. | |
Репертуар (пляски, танцы, хороводы, этюды- драматизации) | Упражнения на координацию движений: повороты головы с шагами, движение рук и головы с шагами и др. (танцевально- ритмическая композиция «Коробейники») Партерная гимнастика: упражнения на подвижность стопы и эластичность голеностопного сустава. Упражнения для выворотности ног (игропластика «На лесной полянке») Дыхательные упражнения «Ветер», «Насос», «Воздушный шар» | |
Март 8 занятий | Танцевальная азбука. Ориентация в пространстве. | Танцевальные рисунки: две колонны, шеренга, полукруг Построения и перестроения группы: «Воротца», «Звёздочки», «Карусели». Совершенствование техники исполнения русского поклона. |
Общеразвивающие и дыхательные упражнения. Партерная гимнастика | Упражнения на координацию движений с предметом (мячи) – «Упражнения с мячами», муз. Т. Ломовой (Танцевально- ритмическая композиция «Воздушные мячи») Партерная гимнастика: упражнения для развития мышц спины и гибкости позвоночника по выбору детей. Дыхательный упражнения по выбору детей | |
Элементы танцевальных движений (народный, бальный, характерный, современный танец) | Приставной шаг с притопом, выставление ноги на пятку и на носок в полуприседе, «ковырялочка», танцевальный шаг с носка, высокий шаг; присядка по 6 поз. (у мальчиков); Положения рук: «держим косынку за кончики», «мельница назад»; Кружение в парах и по одному. | |
Игры (музыкальные, музыкально-дидактические). | «Береги обруч», муз. В. Витлина «Чей кружок скорее соберется?», р.н.м., обр. Т. Ломовой «Найди себе пару», венг.н.м. «Зайцы и лиса», «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой | |
Танцевально- игровое творчество | Развитие умения изображать сказочных животных и птиц («цирковые лошадки») Инсценировка песни «Где ты был, Иванушка?», р.н.м., обр. В. Агафонникова Двигательные упражнения на имитационных и образных движениях «Волны шипят», «Цветы распускаются» и т.д. | |
Репертуар (пляски, танцы, хороводы, этюды- драматизации) | «Матрёшки», муз. Б. Мокроусова Этюд «Танец цирковых лошадок», муз. М. Красева «Кадриль с ложками», р.н.м., обр. Е. Туманяна Этюд «Пляска бабочек», муз. Е. Тиличеевой | |
Апрель 8 занятий | Танцевальная азбука. Ориентация в пространстве. | Танцевальные рисунки: «улитка», «ручеёк», сужение- расширение круга, «расческа» Движение по линии танца, против хода, в колонне по диагонали, в шеренге взявшись за руки, Движение с ускорением, замедлением темпа |
Общеразвивающие и дыхательные упражнения. Партерная гимнастика | Упражнения на координацию движений с предметом (мячи) – «Упражнения с мячами», муз. Т. Ломовой (Танцевально- ритмическая композиция «Воздушные мячи») Партерная гимнастика: упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног по выбору детей. Образные упражнения на развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног. | |
Элементы танцевальных движений (народный, бальный, характерный, современный танец) | Хороводные шаги: топающий (топотушки, перетопы), дробный шаг. Положения рук в русском хороводе: «воротики», «замочки», «Бараночки», «полочка» | |
Игры (музыкальные, музыкально-дидактические). | «Карусель». Муз. Фрагменты из «Токкатины» и «Плясок на лужайке», муз. Д. Кабалевского «Займи домик», муз. М. Магиденко «Музыкальные змейки», подборка мелодий вальса, польки, кадрили, хоровода «Кто скорее?», муз. Т. Ломовой | |
Танцевально- игровое творчество | Свободная пляска под заданные мелодии («Весёлый тренаж», «33 коровы», «Весёлая полька» Т.И. Суворова, русские народные мелодии «Заинька», «Ой хмель мой, хмелек») Развитие умения изображать сказочных животных и птиц («медвежата») | |
Репертуар (пляски, танцы, хороводы, этюды- драматизации) | Хоровод «Змейка с воротцами» С.Руднева Этюд «Пляска медвежат», муз. М. Красева Этюды «Лошадки» («Танец», муз. Дарондо), «Медведи пляшут», муз. М. Красёва «Шаловливые часы» («Полька» А. Жилинского) | |
Май (8 занятий) | Танцевальная азбука. Ориентация в пространстве. | Совершенствование изученных в течение года танцевальных рисунков и перестроений |
Общеразвивающие и дыхательные упражнения. Партерная гимнастика | Танцевально- ритмическая гимнастика по выбору детей Партерная гимнастика по выбору детей | |
Элементы танцевальных движений (народный, бальный, характерный, современный танец) | Совершенствование исполнения изученных движений в течение года | |
Игры (музыкальные, музыкально-дидактические). | Игры по выбору детей | |
Танцевально- игровое творчество | Инсценировки песен по желанию детей Движения игрового самомассажа по выбору детей | |
Репертуар (пляски, танцы, хороводы, этюды- драматизации) | Повторение изученных в течение года танцев и этюдов по желанию детей Развлечение «В гостях у Карлсона» «Танец Снеговиков» («Марш Снеговиков») «Танец Звёздочек» («Светит звёздочка в ночи») |
Итого: 64 занятия
Диагностика выявления уровня развития чувства ритма и уровня сформированности танцевальных движений детей
Педагогический анализ (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
Цель диагностики: выявить уровень музыкального и психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе данного репертуара).
Обследование проводится в ходе непосредственно образовательной деятельности.
Основной параметр - проявление активности.
Методика выявления уровня развития
чувства ритма и уровня сформированности танцевальных движений детей
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Критерии: высокий - 3 балла, средний - 2 балла, низкий – 1 балл.
Движение | Виды деятельности | Критерии |
Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями: | высокий – ребенок самостоятельно, четко производит смену движений в соответствии с изменением характера музыки, чувствует начало и конец музыки; средний – производит смену движений с запаздыванием, по показу взрослого; низкий – смену движений не производит, не чувствует начало и конец музыки | |
Соответствие движений ритму музыки: | высокий – ребенок четко, ритмично выполняет движения; средний – выполняет движения с ошибками; низкий – движения выполняются неритмично. | |
Соответствие движений темпу музыки: | высокий – ребенок чувствует смену темпа, самостоятельно отмечает это сменой движения; средний – чувствует смену темпа с запаздыванием, движения меняет по показу взрослого или других детей; низкий – не чувствует смену темпа, движения меняет с большим опозданием. | |
Координация движений и внимания («Ритмическое эхо» со звучащими жестами в умеренном темпе) | высокий – ребенок выполняет все движения без ошибок; средний – допускает 1-2 ошибки; низкий – не справляется с заданием | |
Воспроизведение метра и ритма | Воспроизведение метрической пульсации музыкального произведения в хлопках: | высокий – ребенок точно воспроизводит метрическую пульсацию музыкально произведения; средний – на протяжении выполнения задания кратковременно теряет ощущение метра (спешит, запаздывает), но в целом справлется с заданием; низкий – беспорядочные хлопки |
Воспроизведение ритма знакомой песни под пение педагога или свое пение | высокий – ребенок точно воспроизводит ритмический рисунок без ошибок; средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками; низкий – неверно воспроизводит ритмический рисунок. |
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Движение | Виды деятельности | Критерии |
Передача в движении характера знакомого музыкального произведения (2-х и 3-хчастная форма): | высокий – ребенок самостоятельно, четко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки; средний – производит смену движений с запаздывание (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки; низкий – смену движения производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру музыки. | |
Передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания: | высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений; средний – движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений; низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении. | |
Соответствие ритма движений ритму музыки: | высокий – четкое выполнение движений; средний – выполнение движений с ошибками; низкий – движение выполняется не ритмично. | |
Координация движений и внимания ("ритмическое эхо» со звучащими жестами в умеренном и быстром темпе) | высокий – ребенок выполняет все движения без ошибок; средний – допускает 1-2 ошибки; низкий – не справляется с заданием | |
Воспроизведение ритма | Воспроизведение ритма знакомой песни под свое пение: | высокий – ребенок точно воспроизводит ритмический рисунок знакомой песни; средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками; низкий – неверно воспроизводит ритм песни. |
Воспроизведение ритма мелодии (умеренный темп) | высокий – ребенок точно воспроизводит ритмический рисунок мелодии; средний – воспроизводит ритм песни с ошибками; низкий – неверно воспроизводит ритм песни. | |
Воспроизведение ритма песни шагами: | высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу; средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте; низкий – допускает много ошибок и не справляется с заданием | |
Воспроизведение ритмических рисунков в хлопках и притопами: | высокий – ребенок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок; средний – допускает 2 -3 ошибки; низкий – неверно воспроизводит ритмический рисунок | |
творчество | Сочинение ритмических рисунков: | высокий – ребенок сам сочиняет оригинальные ритмические рисунки; средний – использует стандартные ритмические рисунки; низкий – не справляется с заданием. |
Танцевальное: | высокий – ребенок чувствует характер музыки, ритм, передает это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны; средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки; низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке |
Организационный раздел
Требования к уровню подготовки воспитанников
Средний возраст | Старший возраст | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Ребенок проявляет любознательность, владеет основными понятиями, контролирует свои движения, обладает основными музыкальными представлениями. | Ребенок имеет набор музыкально-ритмических движений, обладает элементарными музыкально-ритмическими представлениями. | Ребенок опирается на свои знания и умения в различных видах музыкально – ритмической деятельности. |
Комплекс методического обеспечения музыкально-ритмического образовательного процесса
- / Авт.-сост.: С.И. Бекина, Т.П. Ломомва, Е. Н. Соковникова. – М.: Просвещение, 1983. 208 с.
- / Авт.-сост.: С.И. Бекина, Т.П. Ломомва, Е. Н. Соковникова. – М.: Просвещение, 1984. - 288 с.
- Бекина С.И. и др. Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет)
- Бекина С.И. и др. Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет
- Бодраченко И. В. Музыкальные игры в детском саду для детей 3-5 лет. ./ Ирина Бодраченко. – М.: Айрис-пресс,2009
- Бодраченко И. В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет./ Ирина Бодраченко. – М.: Айрис-пресс,
- Буренина А. И. Римическая мозаика. Музыкальное приложение.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012.
- Зарецкая Н. В., Роот З. Я. Танцы в детском саду /. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. -112с.: ил. – (Внимание: дети!»)
- Наглядно – иллюстративный материал: сюжетные картины; пейзажи (времена года);
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
- Подшибякина С. Ю. Хоровод круглый год (инсценировки, песни и танцы для дошкольников). – Волгоград: Учитель, 2007.
- Радынова О. П. Песня, танец, марш. – М.: ТЦ Сфера, 2010
- Роот З. Я. Танцы с нотами для детского сада. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007
- Серия «Детский праздник». Музыкальное приложение.
- Серия «Пойте с нами». Музыкальное приложение.
- Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
- Суворова Т.И «Танцевальная ритмика». Музыкальное приложение на электронном носителе
- Суворова Т.И. , Учебное пособие «Танцевальная ритмика» № 3, «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург, 2005
- Суворова Т.И. , Учебное пособие «Танцевальная ритмика» № 4, «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург, 2006
- Суворова Т.И., Учебное пособие «Танцевальная ритмика» № 1, «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург,
- Суворова Т.И., Учебное пособие «Танцевальная ритмика» № 2, «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург, 2005
- Суворова Т.И., Учебное пособие «Танцевальная ритмика» № 5, «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»
laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...
Московсковский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам в 2017/2018 учебном году
Материал для воспитателей...
Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программа 2017-2018 учебном году.
Методические пособия для детей по ПДД...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка ») разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательно
Дополнительная образовательная программахудожественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка »)разработана ...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...
- Мне нравится (1)