Значимость русских народных инструментов в воспитании дошкольника
статья по музыке на тему
Необходимость включения русской культуры и искусства (всех жанров) в воспитании дошкольника сейчас очевидна. Знание, понимание и уважение своей культуры дает возможность воспитать здоровое поколение. А русская народная музыка как первый и главный помощник в этом воспитании. Вовлекать ребенка в русскую народную культуры можно различными способами. Но именно использование русских народных инструментов на музыкальных занятиях как нельзя лучше передает и быт русского человека, его любовь к природе. К тому же само звучание этих инструментов завораживают и окунают в тот мир любви и радости. Форма, орнамент, звук этих инструментов целиком погружают ребенка в культуру своего народа. Учитывая эту доступность и понятность русских народных музыкальных инструментов, включить их в музыкальные занятия дошкольников не составляет ни какого труда. А так как игра на этих шумовых инструментах не требуют никакой музыкальной профессиональной подготовки, то дети играя на них получают только положительные эмоции, испытывают радость от того что они сами могут создавать музыку или дополнять ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachimost_rni_v_vospitanii_doshkolnika.docx | 19.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Значимость русских народных инструментов в воспитании дошкольника
Необходимость включения русской культуры и искусства (всех жанров) в воспитании дошкольника сейчас очевидна.
Во-первых, это многочисленные гаджеты в жизни детей, ребенок становиться обособленным, закрывается, отвыкает от живого общения. Конечно, наша жизнь стремится вперед и мы некуда не денемся от все более новых и сверх точных компьютерных технологий. Но, все хорошо в меру и наша задача не дать забыть ребенку радость совместной деятельности прекрасные ощущения живого общения, будь то сверстники, родители или воспитатели.
Во-вторых, это бесконечная гонка взрослых в рутине жизненных проблем и забот. Попросту говоря, родителям некогда отвечать на вопросы детей, некогда вникать в проблемы своих детей и тем более сопереживать им. И это совсем не значит, что родители плохие, просто сегодняшняя жизнь так устроена, и поменять что-либо очень сложно, но возможно. Поэтому вовлечение родителей в процесс совместных мероприятий в детском саду обязателен. И это нужно не учреждению, это в первую очередь нужно детям и конечно родителям. Любая совместная деятельность родителей и детей, это живое общение, это сопереживание, это маленькие победы, которые сближают и дарят радость.
Третья, немало важная, проблема это многочисленная миграция из разных стран с внесением своей национальной культурой. И в этой ситуации мы как первые воспитатели и педагоги у детей, должны суметь заложить тот фундамент нужного и правильного представления о нашем прошлом, о том кто мы и для чего пришли в это мир. Чтоб ребенок мог понимать родную культуру, родной язык, чтоб эти знания дарили ему радость и гордость.
Знание, понимание и уважение своей культуры дает возможность воспитать здоровое поколение. А русская народная музыка как первый и главный помощник в этом воспитании. Музыка всегда занимала особое место в жизни каждого человека. Музыка сопровождает людей на протяжении всей жизни. Именно музыка может передать ребенку определенные информацию, чувства и переживания. В дошкольном возрасте именно музыка помогает ребенку познать мир, поскольку в этом возрасте у детей преобладает образное мышление. Определенный набор звуков и интонаций, услышанных ребенком, помогает ему создать наиболее точную картину мира.
Вовлекать ребенка в русскую народную культуры можно различными способами. Это может быть чтение или рассказывание русских сказок, или переодевание в национальные русские костюмы, рисование быта русского народа и др. Но именно использование русских народных инструментов на музыкальных занятиях как нельзя лучше передает и быт русского человека, его любовь к природе. К тому же само звучание этих инструментов завораживают и окунают в тот мир любви и радости. Еще в глубокой древности первыми развлечениями детей были звуковые игрушки (инструменты) – погремушки, свистульки, трещотки. Играя с ними у ребенка, не только формировались музыкально – творческие навыки, такие как ритм, интонация, координация, но и помогали ребенку понять и познавать мир.
Все народные шумовые инструменты пришли из жизни и обихода человека, и имеют очень понятные и доступные ребенку названия. Погремушка – гремит, трещотка – трещит, свистулька – свистит, рубель – вырубать, жужжалка – жужжит и тд. Форма, орнамент, звук этих инструментов целиком погружают ребенка в культуру своего народа. Учитывая эту доступность и понятность русских народных музыкальных инструментов, включить их в музыкальные занятия дошкольников не составляет ни какого труда. А так как игра на этих шумовых инструментах не требуют никакой музыкальной профессиональной подготовки, то дети играя на них получают только положительные эмоции, испытывают радость от того что они сами могут создавать музыку или дополнять ее.
Почему же именно игра в ансамбле так важна для музыкального и творческого воспитания дошкольника.
Ансамблевая игра это такая форма деятельности, которая открывает большие возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкой. Ансамблевая игра – это постоянная и быстрая смена впечатлений, это огромный спектр разнохарактерной музыкальной информации. К тому же ансамблевое музицирование способствует развитию музыкального слуха, чувства ритма, памяти, двигательных навыков. Именно играя в ансамбле приобретаются навыки коммуникабельности, т.е. живое общение с другими участниками ансамбля (сверстниками, родителями, муз.рук.) играя в ансамбле ребенок раскрепощается, и в последствии раскрывается его артистизм, он чувствует поддержку других участников ансамбля и в тоже время ощущает себя неотъемлемой частью ансамбля. Т.е. ансамбль это прекрасный способ для самореализации ребенка. Играя в ансамбле, дети учится слушать партера, понимать друг друга, стараются вовремя передавать музыкальные реплики или вовремя уступать. Во время игры в ансамбле развивается музыкальное мышление, поскольку участник ансамбля одновременно слушает музыку, анализирует ее и вовремя воспроизводит звуки в соответствии с темпом, характером и динамическими оттенками произведения.
Ансамблевое музицирование - это не только одна из наилучших форм сотрудничества между педагогом и учеником, но и отличная форма взаимодействия между родителями и детьми. Еще раз, подчеркивая доступность исполнения на шумовых музыкальных инструментах, на любом из мероприятий можно ненавязчиво организовать ансамбль родителей. Любой родитель сообразит и подхватит или скопирует игру на музыкальных инструментах, глядя на детей или музыкального руководителя. А дети испытают настоящий восторг от то, что их родители, оказывается, тоже умеют играть, и эта не поддельная радость от совместного музицирования поможет родителям отвлечься и насладится совместным творчеством. Такая форма деятельности способствует работоспособности, усиливает личную инициативу, помогает сплотить коллектив воедино, что немало важно для реализации творческих задач учреждения и для укрепления семейных ценностей.
Задача сегодняшних дошкольных учреждений - раскрытие личностного потенциала каждого ребенка, активизация инициативы и творчества детей. Необходимо создать атмосферу, где ученик сам включается в творческий процесс. И именно ансамблевая педагогика дает нам огромные возможность и способы для реализации этих задач. Поскольку ансамбли народных инструментов обладают особо богатым разнообразием репертуара, неповторимыми красочными и шумовыми приемами.
Хочу заметить, что навыки игры в ансамбле необходимы не только тем детям, которые впоследствии пожелают связать свою жизнь и профессию с музыкой. Эти навыки просто необходимы в повседневной жизни. Поскольку к навыкам ансамблевого исполнительства относятся: умение работать в коллективе, проявлять коммуникабельность, отзывчивость, умение находить творческий подход на не стандартную ситуацию, быть внимательным, сосредоточенным и преданным делу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная культура в воспитании дошкольников
Одной из основных задач эстетического воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнооб...
Использование русских народных игр в воспитании дошкольников.
В статье раскрывается значимость русских народных игр для всестороннего развития современных детей дошкольного возраста....
Русское народное творчество в воспитании дошкольников
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена б...
Нравственно-этические достоинства русских народных сказок в воспитании дошкольников
Чтобы ребенок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал себя в этом большом мире, необходимо вооружить его социальными знаниями и умениями....
Роль русских народных сказок в воспитании дошкольника в средней группе
Роль русских народных сказок в воспитании дошкольника. Цель: формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и разв...
Статья Русская народная культура в воспитании дошкольников
Статья для родителей детей старшего дошкольного возраста...
"Роль русской народной песни в воспитании дошкольников" Папка-передвижка
Папка-передвижка...