Роль русских народных сказок в воспитании дошкольника в средней группе
учебно-методический материал (средняя группа)
Роль русских народных сказок в воспитании дошкольника.
Цель: формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Исходя из поставленной цели были определенны следующие задачи:
- Воспитательная: воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
- Обучающая: формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
- Развивающая: развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям.
Актуальность. Выбранная мною тема вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в дошкольниках, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Перспективный план на год
Месяц | Содержание работы | Задачи | Ответственные |
Сентябрь | Изучение методической литературы.
| Подбор и изучение литературы по теме;
| Воспитатель |
Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями).
| Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения; | Воспитатель | |
Октябрь | Изготовление атрибутов
| Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом. Развивать аккуратность старательность; | Воспитатель |
Сбор экспонатов для организации мини - музея "в гостях у сказки". | Привлечение родителей к созданию экспонатов.
| Воспитатель Родители | |
ноябрь | Изготовление атрибутов к играм-драматизациям
| Подбор материала для детей.
| Воспитатель |
Экскурсия «Русская изба». | Показать ребятам наглядно предметы русского быта. Закрепить знание детей о русской избе. | Воспитатель | |
декабрь | Знакомство с русскими народными сказками. | Формировать представление о любви к родине, воспитывать, уважение к родным и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу. | Воспитатель Дети
|
январь | Консультация: «Почитай мне сказку, мама».
| Побуждать к активному восприятию сказки, учить внимательно слушать сказку до конца и следить за развитием сюжета. | Воспитатель
|
Февраль | Драматизация сказки: «Теремок».
| Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры - драматизации). | Воспитатель Дети
|
«Приключения в зимнем лесу!»
| Показ сказки с детьми. Активизировать память, речь. Вызвать положительные эмоции. Формировать навыки совместной работы. | Воспитатель Дети | |
март | Русская народная сказка «Репка».
Консультация для родителей Что за прелесть эти сказки!» - восклицал А.С Пушкин.
| Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото). «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки».
Привлечь родителей. пробовать сочинять свои сказки вместе с детьми. | Воспитатель Дети
Воспитатели Родители Дети |
| Круглый стол с родителями по теме: «Доброта спасет мир». | Формировать обобщенное представление родителей в вопросах воспитания патриотизма. Изготовление памяток на тему собрания. | Воспитатель Родители |
апрель | Писатель сказочник К. И. Чуковский
Театрализованные представления
| Рассмотрение иллюстраций к сказкам К. И. Чуковского Познакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Помочь запомнить его фамилию. Вспомнить по иллюстрациям знакомые сказки. Познакомить со сказкой «Добрый доктор Айболит».
Побуждать детей к творческой самореализации.
| Воспитатель Дети
Воспитатель Дети
|
Викторина
|
«Наши любимые сказки».
|
Воспитатель Дети
| |
Как много мы узнали
«Моя любимая сказка». | Вспомнить прочитанные произведения. Развивать умение высказать свое мнение. Активизировать память, речь. Вызвать положительные эмоции.
Конкурс совместных творческих работ родителей и детей. |
Воспитатель Родители Дети | |
май | Самоанализ плана по самообразованию |
| Воспитатель |
Перспективный план работы (НОД) в средней группе
месяц | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
декабрь | Знакомство с русскими народными сказками. | «Два мороза». Цель: Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего). | Театрализованное представление «Теремок». Цель: Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение друг к другу. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.
| «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Цель: Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение.
|
январь | Развитие артистических способностей детей в театрализованной деятельности. Цель: последовательное знакомство детей с различными видами театра. | «Лиса и журавль». Цель: Учить применять смелость, находчивость и смекалку трудных ситуациях. | «Заюшкина избушка». Цель: Познакомить детей с предметами русского быта. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.
| «Мороз и заяц». Цель: развивать внимание, память, продолжать знакомить с русскими сказками. |
февраль | "Крылатый, мохнатый да м Цель: Показать детям силу коллективизма ("там, где трудно одному, сделаем с друзьями") Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества.
| "Лисичка со скалочкой". Цель: познакомить детей с предметами русского быта (скалка, кадка, коромысло и Т.Д.). Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.
| «Каша из топора». Цель: Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа. | "Морозко". Цель: Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение. |
март | Праздник, посвященный Женскому дню. Игры- забавы. Чтение стихов о празднике. Цель: познакомить с короткими литературными произведениями, вызвать эмоциональный отклик на них. Развивать память. воспитывать любовь к маме. | "Мужик и медведь". Цель: Учить применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях. | «Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь». Цель: знакомство детей с русской народной сказкой “Маша и медведь”.
| Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки: «Волк и семеро козлят». Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, понимать содержание.
|
апрель | "У страха глаза велики". Цель: воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту | «Рассказывание русской народной сказки Рукавичка». | Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки «Рукавичка». | Викторина «Наши любимые сказки».
|
май | Рассматривание иллюстраций: «День Победы». Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют». | «Наша Родина». Цель: развивать нравственно-патриотическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста.
| «Россия – Родина моя». Цель: воспитывать патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.
| Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры - драматизации).
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 14.9 КБ |
otchet.docx | 15.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Что за прелесть эти сказки!» - восклицал А.С Пушкин.
Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку…», и ребенок тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас.
В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете какую-либо сказку, и — кто больше советов найдет? Берете какой-либо полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?
Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Зайкина избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так, чтобы дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.
Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.
Читать сказку нужно так, чтобы ребенок сопереживал поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой противился злу.
Сказка помогает формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию.
Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.
Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без капризов укладывается спать.
Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.
Рассказывая малышу сказку. Обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно Вашему ребенку.
Предварительный просмотр:
Отчет о проделанной работе воспитателя средней группы № 2
за учебный год 2016-2017 год.
Тема: «Роль русских народных сказок в воспитании дошкольника».
Цель: формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Исходя из поставленной цели были определенны следующие задачи:
- Воспитательная: воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
- Обучающая: формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
- Развивающая: развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям.
Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Сказка помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.
А также в применении игр-драматизаций, прежде всего, была направлена на умении детей передавать настроение героев, отражать их поступки, владеть мимикой, интонацией. Сказка «Теремок» были представлена в виде спектаклей для детей. Исполняя роли, дети передавали настроение героев. В работе с родителями использовались различные приёмы работы и прежде всего, привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрализованных представлений. Была предложена вниманию родителей серия консультаций, как с помощью русских народных сказок, прививать любовь, сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Благодаря сказкам дети стали на много активнее.
Изучение выбранной темы мне помогло составить перспективное планирование по ознакомлению детей с русскими народными сказками и театрализованной деятельностью в течении года.
Были проведены мероприятия:
- Именины;
- Викторины и т.д.;
- Участие в конкурсе чтецов Леонида Лапцуя (Черепанов Максим);
- Учувствовала в конкурсе: «Кулинарное блюдо рецептов обаятельных и привлекательных мам» (3 место).
- Проводила круглый стол по теме: «Доброта спасет мир».
С помощью сказки у ребенка развивается речь, Я решила, что буду дальше продолжать работать со сказками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль русских народных сказок в воспитании
Произведения устного народного творчества – не только большое искусство слова, они воспитывают наших детей....
консультация для воспитателей "Роль русских народных сказок в воспитании детей"
Материал предназначен для воспитателей детских садов, раскрывает роль русских народных сказок в воспитании детей....
Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»
Консультация для воспитателей и родителей«Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»...
Нравственно-этические достоинства русских народных сказок в воспитании дошкольников
Чтобы ребенок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал себя в этом большом мире, необходимо вооружить его социальными знаниями и умениями....
"Роль русской народной песни в воспитании дошкольников" Папка-передвижка
Папка-передвижка...