Музыкальное занятие "Святки в традиционной культуре"
методическая разработка по музыке на тему
Предлагаю Вашему вниманию аторскую разработку музыкального занятия в ДОУ!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Святки в традиционной культуре | 29.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка музыкального занятия
«Святки в народной традиционной культуре»
для детей подготовительной группы ДОУ
Автор: Теремецкая Анастасия Андреевна, музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад № 7 Кировского района Санкт-Петербурга.
Автор представляет вашему вниманию нетрадиционную форму проведения музыкального занятия, посвященного русскому традиционному празднику – Святки.
Форма проведения занятия:
- Дидактическая игра «Верите ли вы...»
Цели занятия:
- Формирование знаний и представлений о периоде времени, именуемом в традиционной культуре Святками;
- Изучение песенно-игрового материала по указанной теме (игра «Ду́дарь, Ду́дарь, Дудари́ще»).
В связи с поставленными целями актуальными являются решение следующих задач:
- Образовательные:
- Представить информативно-понятийный ряд о Святках в игровой форме;
- Изучить песенный напев и движения в святочной игре «Ду́дарь, Ду́дарь, Дудари́ще»;
- Обобщить полученные знания на занятии.
- Воспитательные:
- Воспитать общую культуру поведения и эстетическое восприятие нового музыкального материала;
- Создать условия в игре для реальной самооценки воспитанников и реализации его как личности.
- Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки при работе в группе;
- Поощрять познавательный интерес;
- Анализировать прослушанное музыкальное произведение (колядка «Мала́нька ходила, Ваньку водила»).
Оборудование:
- Раздаточный материал: карточки «Верю» и «Не верю» для каждого участника игры; жетоны.
- Изображение масок ряженных и их «костюмов» (наглядный материал).
- Аудио материал (колядка «Мала́нька ходила, Ваньку водила» или любая другая колядка, записанная в регионе проживания воспитанников).
Структура занятия:
- Организационный момент (песня-приветствие)
- Объяснение правил игры «Верите ли вы…».
- Актуализация знаний воспитанников по теме «Святки» (проблемная постановка вопроса).
- Основная часть занятия – игра «Верите ли вы, что…». В форме игры мы представляем основные обрядовые действия, проводимые в Святки: ряженье, музыкальный фольклор святочного периода (коля́дки, авсе́нь, виногра́дия), святочные гадания (в т.ч. подблюдные гадания), игровой фольклор (изучение святочной игры «Дударь, Дударь, Дударище»).
- Подведение итогов игры, подсчёт жетонов. Поощрение победителей игры.
- Закрепление полученных знаний, песня-прощание.
План-конспект занятия
- Организационный момент (песня-приветствие). Исполнение песни на выбор музыкального руководителя.
- Объяснение правила игры «Верите ли вы, что…»
Ребята, мы сегодня с вами сыграем в очень интересную игру «Верите ли вы...?». Вы когда-нибудь играли в такую игру? Правила игры простые: перед каждым из вас лежат 2 карточки: «Верю» и «Не верю». Я вам задаю вопрос, а вы по моей команде должны поднять одну из карточек: «Верю», если вы считаете, моё утверждение верным. И «не верю», если оно ошибочное. За каждый правильный ответ я вам даю один жетон. В конце занятия мы подсчитаем жетоны и определим «знатока игры» (он получит медаль…).
- Актуализация знаний воспитанников по теме «Святки» (проблемная постановка вопроса).
Но, перед тем, как сыграть в эту игру, мы с вами должны узнать, что же такое святки? (потому что игра будет посвящена этому времени года). Кто из вас слышал или знает, что такое святки? Ж[1]
Святки – это такой период времени от Рождества Христово до Крещения. Когда у нас Рождество? (7 января). Ж
А Крещение (когда крестили Иисуса Христа в реке Иордан) – 19 января.
Вот именно этот период времени у наших бабушек и дедушек назывался «Святками». Святки, действительно, по-особенному праздновались.
Итак, следующий вопрос.
- Игра «Верите ли вы, что…»
Итак, первый вопрос в игре вот такой:
- Верите ли вы, что в Святки люди могли переодеться в козу, медведя или быка. Намазать себе лицо чёрной сажей, и очень громко шуметь?
Правильный ответ: «Верю». Ж
И действительно, в Святки люди могли «ряди́ться» - т.е. переодеваться. Они выворачивали шубы, как у медведей.[2] Надевали различные маски себе на лицо (их могли делать из бересты)[3]. И ходили и пугали друг друга.
Считалось, что именно в этой время (от Рождества до Крещения, которое мы называем святками) солнце поворачивается от зимы к весне. Зима – это что-то старое, а весна – новое. Т.е. именно в эту границу и происходил беспорядок, когда людям разрешалось так громко шуметь. А таких людей (которые переоделись) – называли ряжеными.
- Верите ли вы, что в святки детям и молодёжи строго запрещалось выходить на улицу и особенно петь песни? (все дети должны были сидеть дома и молчать).
Правильный ответ: не верю.
Конечно же, нет! Наоборот, именно в святки ходили друг другу в гости и пели такие песни, которые назывались «колядками» (или «виноградья», «овсень»). Собиралась группа людей, которые подходили к дому (или заходили в дом) и пели праздничные колядки для всей семьи. В колядках они славили (восхваляли, величали) хозяина дома, а потом требовали вознаграждение за свои песни.
Сейчас мы с вами внимательно послушаем колядку. И вы должны будете сказать: Что же потребовали певцы (исполнители) этой колядки у хозяина дома. Кто правильно ответит получит жетон.
Прослушивание колядки (аудиозапись).[4] Ж
- Верите ли вы, что раньше в святки молодёжи строго запрещалось гадать?
Правильный ответ: не верю. Ж
Ребята, раньше в Святки молодежи разрешалось гадать. Девушки гадали, кто будет её будущим женихом, а молодые люди будут ли они жить богато или бедно. Гадания были самые разные.
Девушки могли гадать с блюдом. Т.е. брали чашку (блюдо), наполняли её водой, кидали каждая из участниц своё колечко с руки и пели песенки. Главная, водящая по окончания песенки вынимало колечко и спрашивала: «Чьё кольцо?». Та, чьё было это колечко отвечала: «Моё». А песенка – то была не простая, а с предсказанием. Предсказать девушке могли как хорошее, т.е. богатство, здоровье, свадьбу, так и плохое, например, болезнь.
- Верите ли вы, что в святки дети могли играть в игру с названием «Дударь»?
Правильный ответ: верю. Ж
Кто же такой Дударь?
В игре постоянно спрашивают у Дударя – «Дударь, Дударь, что болит?». Тем самым, мы желаем ему (Дударю) здоровья!
Разучивание игры «Дударь»[5]:
-дети встают в круг;
- учим слова;
-учим напев;
-объяснение правил игры;
-игра.
Каждому участнику игры Жетон.
- Подведение итогов, подсчёт жетонов.
Использованная литература:
- Гилярова Н.Н. Хрестоматия по народному творчеству. – М., Родник, 1996. [Ч. 1]: 1–2 год обучения. 60 с.;
- Золотая веточка: Детский фольклор Архангельской области: Книга для родителей и воспитателей / Сост. Е. Якубовская. – Вып. 1 – М., 1997. 124 с.;
- Народное музыкальное творчество: Учебник / отв. ред. О.А. Пашина. СПб., 2005. 568 с.;
- Песни Псковской Земли. Вып. 1. Календарно-обрядовые песни. (По материалам фольклорных экспедиций Ленинградской консерватории) / Сост. А. М. Мехнецов. Л., 1989. 295 с.;
- Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников: методическое пособие / Е. И. Якубовская, Н. В. Еремина, Л. Н. Иванищенко; Под общей ред. Е. И. Якубовской. – СПб.: 2015. – 276 с.
[1] Данный знак означает, что за ответы и рассуждения дети получают Жетон.
[2] Наглядный материал.
[3] Наглядный материал.
[4] Выбрав несложную колядку, педагог может пропеть ее с воспитанниками.
[5] Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников: методическое пособие / Е. И. Якубовская, Н. В. Еремина, Л. Н. Иванищенко; Под общей ред. Е. И. Якубовской. – СПб.: 2015. С. 136.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с дошкольниками по приобщению их к русской традиционной культуре средствами народно-сценического танца.
Содержание и формы работы по приобщению детей к народно-сценическому танцу равно,как и методы его изучения в детском коллективе, определяются составом этого коллектива и возрастом детей....
«Приобщение детей к русской традиционной культуре посредством знакомства с русскими народными календарными праздниками на примере празднования «Осенин»»
Развитие у детей дошкольного возраста интереса к русской традиционной культуре в процессе ознакомления с праздниками народного календаря.1.Приобщение детей к народным традициям на примере праздн...
Технологическая карта НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе Раздел: «Человек в культуре» Блок: «Русская традиционная культура» Тема: « Человек и природа»
* Технологическая карта составлена на основе занятия №25 «Человек и природа» блока «Русская традиционная культура», представленного в пособии Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра....
Музыкальный фольклор как средство приобщения детей к традиционной культуре
Рассказывается о необходимости приобщения детей к народному фольклору....
Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к якутским музыкальным традициям (якутской традиционной культуре)".
Известно, что дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются и развиваются первые представления об окружающем ми...
Презентация на тему: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к якутским музыкальным традициям (якутской традиционной культуре)"
Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – всё....
Методическая разработка "Изучение музыкального фольклора и традиционных народных промыслов на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста"
Методическая разработка "Изучение музыкального фольклора и традиционных народных промыслов на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста"...