Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет
статья

Белова Евгения Викторовна

Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx623.84 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым и большинство прекрасно понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье- важные составляющие воспитания в семье. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни- это собственный пример родителей.

          Однако в силу сложившихся экономических и социальных причин, родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким образом естественная потребность ребенка в занятиях спортом пусть неосознанно, но подавляется, это приводит к отсутствию интереса у воспитанников к спорту, слабому уровню физической подготовки, а также к неправильно сформированному понятию «здоровый образ жизни». Снижение уровня физического развития у родителей — современное явление, которое влияет не только на непосредственное отношение ребенка к процессу воспитания, но и на его взаимодействие с окружающими людьми, на отношение к себе и окружающему миру.

          Начав водить ребенка в детский сад, ответственность за его физическое воспитание часто перекладывается на плечи педагогов, но только при тесной поддержке родителей дошкольное учреждение может достичь положительных результатов в воспитании здорового ребенка.

Анализ научно литературы по данной теме показывает, что проблема совместной физкультурно-оздоровительной работы родителей и заведения была предметом пристального внимания многих известных педагогов.

Объектом исследования является процесс взаимодействия родителей и детского сада в области физкультурно-оздоровительной работы.

Предмет исследования — совместная деятельность родителей  и детей на базе детского сада № 51.

         Цель: Организация физкультурно-оздоровительной работы при     взаимодействии с родителями воспитанников.

                   Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

- исследовать мнение родителей о работе детского сада в области физ развития;

- выявить уровень знаний родителей в области физического развития детей 4-5 лет;

- разработать систему физкультурно-оздоровительной работы в группе дошкольного возраста 4-5 лет;

- способствовать укреплению доверительных отношений между педагогами ДОУ и родителями воспитанников;

- разработать и провести совместные с родителями культурно-просветительские и физкультурно-оздоровительные мероприятия;

- проанализировать результаты анкетирования.

Методы исследования:

          - анализ и обобщение психолого – педагогической и методической         литературы по проблеме исследования;

          - анкетирование;

          -  родительские собрания;

-  консультации;

-  информационно-наглядная работа;

- спортивные праздники, развлечения, досуги;

 - выставки, конкурсы.

Ожидаемые результаты:

           - активное участие родителей в совместных спортивных мероприятиях;

- повышение уровня грамотности родителей в области физического развития;

- повышение интереса родителей к жизни детского сада;

- внедрение системы физкультурно-оздоровительной работы в группе дошкольного возраста 4-5 лет.

Срок реализации проекта:

- 1 этап подготовительный (погружение, организационный, диагностический): сентябрь 2018 г.

 - 2 этап основной(практический): сентябрь 2018 г. по апрель 2019 г.

 - 3 этап заключительный (обобщающий, внедренческий): май 2019 г.

Этапы

Способы реализации

Погружения

Проблема: участие родителей в физическом воспитании  и уровень знаний  о здоровье дошкольников возраста 4-5 лет.

Организационный

1. Анализ литературы по данной проблеме.

2. Разработка диагностического материала (Приложение 1).

3. Разработка плана совместных мероприятий.

4. Подбор наглядного материала, буклетов, консультаций (Приложение 2).

Диагностический

1. Анкетирование.

2. Анализ результатов анкетирования (Приложение 3).

3. Корректировка плана физкультурно-оздоровительной работы

Практический

1 квартал

1. Музыкальный праздник «День здоровья».

2.  Гендерный досуг «Мамы разные нужны» (Приложение 4).

3. Фото-выставка «Прогулки выходного дня».

4. Улучшение здоровьесберегающей среды «Пополнение физкультурных центров».

5. Субботник «Трудовой десант».

2 квартал

1. Образовательная практика «Литературный вечер» - «Будем спортом заниматься».

2. Гендерный досуг «Чемпионат по хоккею» (Приложение 5).

3. Консультация «Зимние забавы — играем всей семьей».

4. Конкурс «Игрушка из страны ПДД».

3 квартал

1. Мастер-класс «Игры нашего двора» (Приложение 6).

2. Экскурсия в Лопухинский сад «Признаки весны»

3. Мастер-класс «Гимнастика бывает разной».

4. Субботник «Красивые клумбы»

Обобщающий

1. Анкетирование.

2. Анализ итоговых результатов анкетирования.

3. Итоговый план совместных физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Внедренческий

Успешно реализован в группе дошкольного возраста 4-5 лет «Капельки» на базе ГБДОУ детский сад №51 Петроградского района Санкт-Петербурга. Может быть использован в ДОУ с детьми дошкольного возраста 4-5 лет.


Список литературы:

  1. Арнаутова Е.П. «Основы сотрудничества педагога с семьей» - М., 1994.
  2. Белая К.Ю. «Инновационная деятельность ДОУ» М.: ТЦ Сфера, – 2005.
  3. Евдокименко Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Меренков А.В. «Родители и педагоги: растим ребенка вместе» -Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2005.
  5. Доронова Т.Н. «Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития» - М.: ЛИНКА ПРЕСС,2001.

  Приложение1.

Анкета 1.

«Здоровье ребенка»

  1. Часто ли на ваш взгляд болеет Ваш ребенок?

да;

нет

  1. Причины болезни:

недостаточное физическое развитие, воспитание ребенка в детском саду;

недостаточное физическое воспитание в семье;

и то, и другое;

наследственность, предрасположенность.

  1. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можете следить за правильным развитием ребенка?

да;

частично;

нет.

  1. На что, на ваш взгляд, должны обращать особое внимание родители и детский сад, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка? (выбрать не более 2-х ответов)

соблюдение режима;

рациональное, калорийное питание;

полноценный сон;

достаточное пребывание на свежем воздухе;

здоровая гигиеническая среда;

благоприятная психологическая атмосфера;

наличие спортивных детских площадок;

физкультурные занятия;

закаливающие мероприятия.

  1. Какие закаливающие процедуры, на Ваш взгляд, наиболее приемлемы для ребенка?

Облегченная форма одежды для прогулок;

облегченная одежда в группе;

систематическое проветривание группы;

прогулка в любую погоду;

гимнастика после дневного сна;

хождение босиком;

умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.

  1. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребенка?

Да;

частично;

нет.

  1. Нужна ли Вам в этом помощь детского сада?

Да;

нет.

Анкета 2.

«Физическое воспитание в ДОУ»

  1. Насколько Вас удовлетворяет взаимодействие детского сада с семьями воспитанников по физическому воспитанию в ДОУ?

Абсолютно удовлетворен;

скорее удовлетворен;

скорее не удовлетворен;

не удовлетворен.

  1. Считаете ли Вы, что совместные занятия спортом сближают родителей и детей, способствуют нравственному воспитанию детей?

Да;

нет;

Ваш вариант_____________________

  1. Что полезного Вы видите в совместной спортивной деятельности детей и взрослых?

Радость общения;

возможность занятия спортом;

создание атмосферы доверия;

другие варианты_____________________

  1. Какие формы совместной спортивной деятельности были бы вам интересны?

занятия;

досуги, праздники;

памятки

практикум семинар;

другое________________________________

Приложение 2.

Буклет к родительскому собранию.

Режим дня

810 – зарядка

830 – завтрак

850 – сбор детей на ковре (подготовка к занятиям)

900 – начало занятий

1055 – 1220 – прогулка 1

1220 – 1250 - обед

1510 – 1520 - подъем после сна

1530 – 1550 - полдник

Музыка –         среда, пятница

Физкультура – понедельник, вторник

На музыкальные занятия чешки (лежат на маленькой полочке в шкафчике)

группа

«Капельки»

На музыкальные

праздники:

Девочки – белые чешки, белые колготки, остальное оговаривается к каждому празднику отдельно.

Мальчики – черные чешки, черные брюки, белая рубашка.

Если у детей роли с костюмами, это обговаривается с родителями заранее.

Родители только в сменной обуви и с хорошим настроением

На физкультуру:белая без рисунка футболка, черные брюки, носки, удобная спортивная обувь, которую ребенок может застегнуть сам. Все положить

Заведующий детского сада № 51

Олисова Татьяна Евгеньевна

приемные часы:

вт. 1600 - 1800

чт. 1000 - 1200

Зам. зав. по УВР

Сахнова Елизавета Станиславовна

приемные часы:

пн. – пт.         800 - 1200

Врач

Трофимова Эльвира Ивановна

приемные часы:

пн., вт. и пт.        900 – 1400

Медсестра

Титова Елена Николаевна

234 –90 –38

вместе с обувью в спортивный мешок. (п/э пакеты нельзя).

В шкафчике должен быть полный комплект запасной одежды для группы в пакете.

Для сна пижама по желанию (в группе тепло).

Квитанции оплачиваются до 20 числа текущего месяца. Оплаченные квитанции хранятся на группе.

Квитанции, оплаченные после 25 числа, зачисляются через месяц.

В детский сад нельзя приносить и хранить в шкафчиках лекарства, витамины, еду, жвачку, напитки, опасные предметы.

В детский сад можно приходить с книжками, игрушками, свежими впечатлениями и хорошим настроением.

Группа «Капельки» д/с №51 Петроградского района»

в Контакте https://vk.com/club103590670

Группа «ГБДОУ детский сад №51 Петроградского района»

в Контакте

https://vk.com/club105556372

Официальный сайт

ГБДОУ детского сада № 51Петроградского района

http://gbdou51sp.petersburgedu.ru/


Приложение 3.

Итоговый анализ результатов анкетирования.

Анкета 1.

C:\Users\Serzh\Desktop\7.JPG

C:\Users\Serzh\Desktop\8.JPG

C:\Users\Serzh\Desktop\9.JPG

C:\Users\Serzh\Desktop\10.JPG


Анкета 2.

C:\Users\Serzh\Desktop\4.JPG

C:\Users\Serzh\Desktop\5.JPG

C:\Users\Serzh\Desktop\6.JPG



Приложение 4.

Сценарий гендерного досуга «Мамы разные нужны»

Ведущий: Добрый день, сегодня мы собрались здесь, чтобы отметить праздник День            Матери. Приветствуем всех мам, кто пришел на праздник, который мы посвятили Вам, самым любим и дорогим!

 В.: Скажите мне, с чего начинается утро?

  ответы детей

В.: Утро начинается с зарядки,

      От зарядки станет всем теплее,

      Всем с утра от нее бывает веселее!

Дети и мамы выполняют зарядку под музыку.

В.: А теперь по распорядку дня у нас завтрак, будем помогать мамам его готовить

«Завтрак»

Инвентарь: муляж фруктов, корзины 2-3 шт.

Ход: Участник с фруктом 1 добегает до корзины и меняет фрукты местами, возвращаясь к команде передает фрукт 2 следующему.

В.: Зарядку сделали, позавтракали.А теперь мы будем собираться в путь.

«Сборы»

Инвентарь: косынки

Ход: рассаживаются все участники, выбираются 2 водящих.

В течение 1 минуты необходимо повязать на шею как можно больше косынок.

(В течение 1 минуты снять как можно больше косынок)

В.: Вот мы и оделись, теперь пора в путь. А на нашем пути есть преграды, постараемся их преодолеть.

«Дорога»

Инвентарь: Скакалка

Ход: Необходимо пройти парами под скакалкой, не задев её никакой частью тела. С каждым новым кругом, скакалка опускается все ниже и ниже.

 В.:А мы ведь не решили, куда нам идти. Куда ходят наши мамы каждый день?

На работу

В.: Правильно. Давайте заглянем к ним на работу.

                                                     эстафета: «Инженер»

Инвентарь: листы бумаги, карандаши или маркеры.

Ход: построение командами, по одному участнику подбегает к листу и рисует 1 деталь дома. Задача: закончить задание быстрее остальных.

Эстафета: «Врач»

Инвентарь: бинты

Ход: На против команды, садится капитан. Первый участник берет бинт, добегает до капитана и бинтует руку, возвращается к команде, передавая эстафету. 2й ногу и т.д.

В.: Вот попробовали мы разные профессии, но детишек ведь нужно отвести в сад, верно?

                                                     «Полоса препятствий»

 Инвентарь: Координационная лестница

Ход: Выполнение разных шагов на координационной лестнице. Ходьба по кругу.

В.: Вот и в садик мы пришли мамин праздник отмечать, будем танцы танцевать.

Мамы и дети танцуют под музыку.


Приложение 5.

Технологическая карта гендерного досуга «Чемпионат по хоккею».

Тема

Хоккей

Цель

Воспитывать интерес к активной двигательной деятельности и к спорту детей и родителей

Задачи

Образовательные

  1. Формировать и поддерживать традиции детского сада
  2. Создать представления о зимних видах спорта

Развивающие

  1. Прививать интерес к спортивным играм
  2. Формировать потребность совместного отдыха у детей и родителей

Воспитательные

  1. Воспитывать командный дух
  2. Воспитывать желание добиваться результата, чувства ответственности за участие в общем деле.

Предварительная работа с детьми

  1. Подготовка плакатов и медалей для мероприятия
  2. Изучение правил игры в хоккей
  3. Подготовка танца болельщиков

Контингент

Родители (папы), группы поддержки дети

Инвентарь

Клюшке по числу игроков, 2 ворот, шайба

Ход НОД

Средства

Дозировка

Методические указания

Подготовительная часть

ОРУ без предмета

 3 минуты

Команды:

  1.  «В одну шеренгу становись»
  2. «На 1й 2й рассчитайсь»
  3. «1е номера 3 шага вперед, 2е номера 3 шага назад»
  4. Дети тоже участвуют в разминке.

Подготовка к игре

2 минуты

Объяснение правил, раздача инвентаря, деление на команды (в команде 3-5 человек, команды формируются по числу пришедших родителей из группы)

Количество команд: 2-4 в одной группе.

Основная часть

Игра в хоккей

 2 тайма по 5 минут

По результатам забитых голов выбирается лучшая команда в группе.

Игра на вылет для родителей средних групп.

И игры между всеми командами для старшей и подготовительной групп.

Подвижные игры (дети с родителями).

3 минуты

Между первой сменой команд.

Построение в круг.

Игра «берег-море»

«Берег» -2 прыжка вперед, «море» -2 прыжка назад.

Бег на внимательность. Бег по кругу «1 свисток» - хлопок в ладоши, «2 свистка» -смена направления

Эстафета

5 минут

Между второй сменой команд.

  1. Обведение «змейкой» конусов, клюшкой кубика.
  2. Ведение кубика клюшкой по прямой, в конце забить кубик в маленькие ворота. (считается количество попаданий в ворота)

Заключительная часть

Построение

5 минут

Сбор инвентаря, подведение итогов, награждение


Приложение 6.

Сценарий мастер-класса «Игры нашего двора».

Цель: Оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования физических качеств и способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств воспитанников детского сада, благодаря подвижным играм.

Задачи: 1. Формировать у детей положительный настрой

              2. Воспитывать такие качества, как товарищество, дисциплинированность и уважение к соперникам

               3. Привлечь родителей к жизни детского сада

Место: спортивная площадка

Возраст: 2 младшая группа

Инвентарь: Мячи

В.:Сегодня замечательный день для того чтобы провести его на улице, веселясь и играя.  Многие из современных игр – это всего-навсего усовершенствованные старинные игры. Наши бабушки и дедушки, папы и мамы, тоже когда-то были детьми и, оказывается, играли в те же игры, что и мы. Сегодня мы и познакомимся с ними.

Но прежде нам нужно провести разминку встаем в круг и повторяем за мной.

Разминка под музыку: А-студио «Утренняя гимнастика»

Игра «Золотые ворота»

Если играющих меньше 20 человек, то выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».

Если собралось очень много игроков, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.

Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!

или другой вариант

Золотые ворота
Проходите господа
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз прощается
Второй раз запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас

Вот один из вариантов напева:

На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».

Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.

Игра «Тише едешь, дальше будешь»

Мелом на асфальте или палкой на земле чертятся две линии на расстоянии около полусотни метров друг от друга (или сколько позволяет двор или игровая площадка). Между этими линиями проходит «дорога».


Участники игры встают по одну сторону дороги, а водящий – по другую, и вдобавок повернувшись ко всем спиной. Водящий говорит: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп». Эта фраза может быть произнесена в любом ритме – намеренно затягивая все предложение или начинать медленно, а заканчивать скороговоркой и т.п.

Пока водящий произносит эту фразу, игроки стараются как можно ближе добежать до финиша, однако на слове «Стоп» они должны замереть.

Произнеся «Стоп!», водящий резко оборачивается. Если при этом он увидит движение какого-либо игрока, не успевшего вовремя остановиться и замереть, тот выбывает из игры.


Победителем становится игрок, которому первым удалось добраться до финиша и прикоснуться к водящему. Тогда он становится новым водящим, и игра начинается заново. 

Игра «Светофор»

Выходя гулять во двор, каждый стремится надеть на себя что-нибудь разноцветное на тот случай, если будет решено играть в эту игру. На площадке отчерчиваются две линии на расстоянии нескольких метров одна от другой. Это  дорога.

Все игроки, кроме «светофора», выстраивались за одной из линий. «Светофор» караулит  на «дороге».

Стоя спиной к игрокам, он называет какой-нибудь цвет. Если игрок может отыскать «на себе» названный цвет (одежда, бант, заколка и т.п.), он берется за него рукой и спокойно переходит через «дорогу». Если же ничего подходящего не находиться, ему остаеться только быстро перебежать на другую сторону (не выбегая за пределы "дороги"). А «светофор» должен ловить нарушителей. Тот, до кого он дотронется, сам становится «светофором».

Игра «Бабушка, нитки запутались».

- Игроки цепляются руками в круг и путаются, перелезая как только можно друг через друга, пока водящий отвернулся. Затем он должен распутать этот клубок, не размыкая этот круг.

- Ребята, мамы, папы, понравились вам игры наших бабушек и дедушек, в которые они играли в своем детстве во дворе? Завтра, во время прогулки, поиграйте с ними, пусть они вспомнят свое детство.

«Бабушка, нитки запутались" или "Путаница" - игроки сцепляются руками в круг и путаются, перелезая как только можно друг через друга, пока водящий отвернулся. Затем он должен распутать этот клубок, не размыкая круг.

И так кажется мы хорошо провели время, да? Родители вспомнили свое детство, а мы познакомились с новыми играми.

Сможете перечислить их? - ответы детей

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система и модель работы с детьми дошкольного возраста по ПДД

Презентация. Система работы по знакомству детей с правилами дорожного движения младшего и старшего возраста....

Тренажерно – информационная система ТИСА в работе с детьми дошкольного возраста

Тренажерно- информационная система "ТИСА" для гармоничного развития детей дошкольного возраста. Разработчик тренажерно-информационной системы "ТИСА" проф.,д.т.н. Д.П.Рыбаков....

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей старшего дошкольного возраста.

Оредставлен опыт организации физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации....

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

система физкультурно -оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

система физкультурно -оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста....

Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии как система музыкально-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"

Используя здоровьесберегающие технологии в системе музыкально – оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста решаются следующие задачи:-развитие специальных музыкальных способностей: коо...