Балалайка
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
"Балалайка" интегрированное занятие для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balalayka.doc | 52.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе
Программное содержание.
Пропагандировать русскую народную культуру, приобщать детей к её традициям.
Воспитывать чувство уважения к искусству своего народа и гордость за него.
Развивать творческие способности детей, творческое мышление. Закреплять навык использования знакомых плясовых движений в свободной пляске.
Учить воспринимать выразительное чтение взрослым стихотворения. Продолжать работу по обогащению словаря детей новыми словами, терминами, понятиями: оркестр народных инструментов, корпус, гриф, колки.
Закреплять умение петь дружно, передавая при исполнении песни её шутливый характер.
Развивать потребность в сознательной творческой деятельности. Закреплять умение украшать городецким узором изделия (балалайку). Использовать в рисовании элементы росписи (бутон, цветок с узкими лепестками, листики, розан, купавка).
Материал и оборудование.
Тонированная картонная заготовка «Балалайка». Кисти, краски, стаканы с водой, салфетки. Образцы Городецкой росписи.
Ход занятия
Под звучание в записи русской народной песни «Ай, все кумушки домой!» дети заходят в зал, здороваются.
Музыкальный руководитель (м. р.).
Какая весёлая музыка встречает вас сегодня в зале! Инструмент звучит бойко, задиристо - так и хочется плясать!
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит!
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка!
Это наша...
Дети. Балалайка!
(3. Петрова)
М. р. Правильно, балалайка! Людям от неё радость и потеха, знаменита она на весь мир, все знают, что балалайка - это русский инструмент! Звенит её голос по белу свету и Россию славит! А хотите,
сказку расскажу про русскую балалайку? Садитесь и слушайте...
Жила красна девица на виду у честного народа. «Болтунья, пустозвонка», - говорили одни. «Людям от неё радость да потеха», - говорили другие.
Давно ли то было, недавно ли, а ещё при царе Петре Великом о ней слух ходил. Стала красна девица жить-поживать припеваючи да пританцовываючи. Дружбу водила с людьми весёлыми - в хороводах, на гуляньях. И всё бы так шло, да появилась у неё соперница счастливая, заморская - гитара семиструнная.
Забывать стали люди потихоньку хохотунью нашу. Всё больше по душе им приходилась нежная задумчивая гитара. Была бы сказка грустная, кабы конец хороший не вышел. Давно ли, недавно ли, а сто с лишком лет минуло, объявился добрый молодец. Приметил нашу девицу и полюбил любовью великой. Пришёл к мастеру-умельцу столичному, петербургскому. Сшей, говорит, платье новое, нарядное, но по старому образцу - треугольному. И голос укрепи. И стала наша девица с тех пор знаменитой. И сольно выступает, и в ансамбле её почитают, и в оркестре не забывают, и композиторы для неё сочиняют. Вот и сказочке конец!
А у меня к вам вопрос: как звали-величали добра молодца, который простонародному инструменту дал новую жизнь? (Василий Васильевич Андреев.) Спасибо ему за это, а ещё за первый оркестр народных инструментов! (Берёт в руки балалайку и показывает её детям!) Посмотрите, какая красавица! Вот треугольный корпус, вот длинный гриф с ладами, три струны, колки. (Дети рассматривают инструмент.)
Балалайка, забавляй, с ребятишками играй!
Под русскую народную песню «Калинка» проводится «Игра с балалайкой» (автор С. Захарова).
Дети стоят в кругу, один ребёнок держит балалайку. Под мелодию запева дети передают балалайку друг другу по кругу: на счёт «раз» каждого такта ребёнок с балалайкой, слегка присев и немного повернувшись вправо, протягивает инструмент соседу, тот его принимает и передаёт следующему. На мелодию припева ребёнок получивший балалайку на последнем такте запева, выходит в центр круга и «играет» на ней - остальные дети свободно пляшут. С окончанием музыки ведущий произносит: «Балалайка не играет, все на месте замирают!». Дети замирают в любой танцевальной позе. Ведущий выбирает самую красивую позу и вручает ребёнку, изобразившему её, балалайку. Игра начинается сначала.
Дети (по очереди).
- Три струны всего у балалайки,
Но широк её размах большой,
Взмах руки, и пролетают чайки
С набежавшей песенной волной.
- Парень укорачивает струны,
Прижимает крепко их к ладам,
И плывёт напев простой и юный
По окрестным паркам и садам.
- Слушаю его - и молодею,
Прохожу по саду налегке,
Всё-то, видно, знает и умеет
Парень с балалайкою в руке.
- Дай и мне к струне твоей певучей
- Прикоснуться медленно рукой,
Может, прозвучит ещё получше
Песенка, придуманная мной.
(В. Саянов)
М. р. Придумать песню нелегко! Но вы справитесь с этим заданием! Поиграем в композиторов. Предлагаю вам сочинить небольшие мелодии, используя отдельные слоги: «трень», «плим», «брень», «ля-ля».
(Дети сочиняют мелодии - весёлые или грустные. Перед каждым исполнением музыкальный руководитель задаёт соответствующее трезвучие мажорное или минорное.)
Молодцы наши ребята! Настоящие композиторы! На балалайке можно исполнять не только задорные плясовые мелодии, но и задушевные, лирические, нежные. (Показывает иллюстрацию Ю. Васнецова к русской народной песне «Лебёдушка».)
Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водичку стряхивает.
Назовите знакомое вам музыкальное произведение в исполнении балалайки и оркестра народных инструментов, где музыкальными средствами изображены плавные, нежные движения лебедя. (Русская народная песня «Лебёдушка».) Кто из девочек сможет выразить настроение этой музыки в движении?
Девочки-«лебеди» исполняют танец-импровизацию. Затем музыкальный руководитель исполняет вступление к песне «Чудо-балалайка» (приложение).
М. р. Вступление к какой песне я сыграла? Как её нужно исполнять? (Вступление к песне «Чудо-балалайка»). Петь её нужно весело и шутливо.)
(Дети исполняют песню «Чудо-балалайка», приложение.)
Балалаечка играет и плясать вас приглашает!
(Дети исполняют свободную пляску под русскую народную песню «Я с комариком плясала», используя знакомые движения народного танца. После пляски в зал заходит Дамовёнок Кузя.)
Ой, ребята, к нам гость пожаловал! К нам Кузя пришёл! Хорошо, что время для нас нашёл! (Кузе.) Как поживаешь? Где бываешь?
Кузя.
Я сегодня на базаре побывал
И друзьям в подарок балалайки покупал.
Для Нафани, Бабки Ёжки,
Для хорошеньких матрёшек,
Для девчонок-хохотушек
И для сказочниц-старушек.
Только жаль, мои подарочки,
Развесёлые балалаечки,
Без цветочка и листочка,
Без красивого завиточка.
М. р. Будем Кузеньку выручать - балалаечки украшать! (Дети украшают уголки балалаек в технике «Городец» под негромкое звучание музыки.)
Посмотрим, что у нас получилось!
Все рассматривают работы, обмениваются впечатлениями. Кузя рассуждает, какие балалайки подарить и кому, а какую балалайку себе оставить.
Кузя.
Балалаечка-игрушка,
Ты играй, моя подружка!
Есть и струны, и колки,
И в цветочках уголки!
(Э. Котляр)
Спасибо вам, ребята! Побегу друзей порадую! (Уходит.)
М. р. Сегодня на нашем занятии прозвучало много стихов, посвящённых балалайке. Закончить занятие мне тоже хочется стихами.
Пронесите любовь сквозь года
К балалаечке, русской красавице!
Пусть звучанье трёх струн навсегда
В вашей памяти, дети, останется!
Загрустите - она опечалится,
Станет весело - радостно ей!
Пусть звучит, пусть поёт и не старится
Для всех добрых на свете людей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья об обучении дошкольников игре на балалайке "Заиграй-ка, балалайка"
статья о кружке в детском саду "Весёлая балалайка"...
конспект открытого урока по классу балалайки «Знакомство с инструментом и элементами музыкальной грамоты. Посадка. Постановка рук»
конспект урока...
конспект открытого занятия по классу балалайки «Работа над артикуляцией в классе балалайки. Начальный период»
конспект занятия по классу балалайки...
Музыкально-ритмическая композиция Танец "Балалайка"
Танец для детей старшей группы. Можно использовать для постановки на праздники....
Проект "Балалайка, балалайка - веселее заиграй-ка"
Краткосрочный проект "Балалайка, балалайка - веселее заиграй-ка"...
Проект "Балалайка, балалайка - веселее заиграй - ка"
Краткосрочный проект "Балалайка, балалайка- веселее заиграй-ка"...
Танец с балалайками для мальчиков старших-подготовительных групп детского сада (муз. "Чудо-балалайка")
Танец предназначен для мальчиков старших-подготовительных групп детского сада (6-8 чел.)....