Методика и специфика преподавания хореографии в ДОО.
учебно-методический материал по музыке (старшая группа) на тему
Введение
Основная часть
1.Возврастные психофизические особенности детей.
2. Педагогические принципы и методы обучения.
3. Методика и специфика преподавания с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
4. Создание танца.
5. Постановка танца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
asou_itogovaya_rabota_tatarnikova.docx | 28.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План работы:
Введение
Основная часть
1.Возврастные психофизические особенности детей.
2. Педагогические принципы и методы обучения.
3. Методика и специфика преподавания с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
4. Создание танца.
5. Постановка танца.
Введение.
Именно детство особенно восприимчиво к прекрасному - музыке, танцу. Это позволяет смотреть на хореографическое воспитание в детском саду как на важный и нужный процесс развития детей.
Занятия хореографией способствуют решению задач физического, музыкального, ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей.
Физиологи и врачи называют период дошкольного возраста периодом «двигательной расточительности»: так велика потребность в движении. Занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность, т.к. помогают детям овладеть широким спектром разнообразных движений, развивающих не только пластику и чувство ритма, но и укрепляющих скелет и мускулатуру. У детей, занимающихся хореографией, отмечается активное развитие мышления, памяти, внимания, воображения. Эти дети более коммуникабельны, социально адаптированы, эмоционально положительно настроены.
Влюбить детей в танец, развивать эмоциональную отзывчивость на то или иное движение – задача, определяющая общий стиль занятий по хореографии. Радость, уверенность детей в том, что они все могут - основное настроение взаимодействия взрослого и ребенка при обучении танцу.
Моя цель — приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников, прививать детям основные знания, умения и навыки слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту, выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства.
Исходя из цели, предусматривается решение следующих основных задач:
1. Обрзовательная - научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам классического, народного, историко-бытового и бального танца, музыкальной грамоте, основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой.
2. Развивающая - развитие музыкальных и физических данных детей, образного мышления, фантазии и памяти, формирование творческой активности и развитие интереса к танцевальному искусству.
3. Воспитывающая - воспитание эстетически-нравственного восприятия детей и любви к прекрасному, трудолюбию, самостоятельности, аккуратности, целеустремленности в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе.
Основная часть.
Работая в детском саду, музыкальный руководитель обязан знать возвратные психофизические особенности детей, и выстраивать свою работу с их учетом.
У детей от двух до трех лет формируется способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать,притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук), умение начинать движения с началом музыки и заканчивать с ее окончанием.
Дети четвертого года жизни учатся двигаться в соответствии с характером музыки. Улучшается качество исполнения танцевальных движений,появляется умение двигаться под музыку ритмично,согласно темпу и характеру музыкального произведения.
На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки. Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движение парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку) и могут двигаться в соответствии с контрастным характером музыки.
В возрасте 6-7 лет дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку более свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Ребята в этом возрасте произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседания и т.д.). Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Реакция детей на прослушанное представляет собой творческое отображение музыки в действии. В этом возрасте эмоции, вызванные музыкой создают определенную двигательную активность, задача педагога заключается в том, чтобы направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный музыкально-танцевальный материал.
Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией с дошкольниками возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.
ПРИНЦИПЫ:
- индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);
- систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
- наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
- повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
- сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста.
Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том, чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.
Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ,
активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, ег
о пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.
Методические приемы варьируются в зависимости от используемого хореографического материала(игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его содержания; объема программных умений; этапа разучивания материала; индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы хореографическая деятельность детей была исполнительской и творческой.
Методика и специфика преподавания с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
1. Соблюдать принцип «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, принцип индивидуального подхода.
2. Танец, как дом, складывается из кирпичиков – этюдов, отдельных движений. Каждое новое движение должно разучиваться лицом к станку. Важно достигнуть правильности исполнения того или иного упражнения, давая определенную нагрузку на мышцы, суставы, связки.
3. При составлении урока необходимо учитывать, в какое время дня проводится занятие, какая температура в зале и многое другое, что может повлиять на состояние ребенка.
4. Каждый урок может включать 1-2 новых упражнений (I и II младшая группы) и 3-4 в подготовительной группе, построенных по принципу чередования: упражнения плавные, мягкие чередуются с упражнениями быстрыми, резкими; упражнения на вытянутых ногах – с упражнениями на присогнутых ногах и т. п.
5. Приступая к построению урока, педагогу необходимо поставить перед собой вопросы: Что нужно разучить? Какие упражнения следует дополнить или усложнить, а что из ранее пройденного материала – отработать? Заменяя одну-две комбинации на новые, дополняя или усложняя еще 3-4 комбинации и оставляя без изменения, но, закрепляя (отрабатывая) остальные можно получить хороший результат, сохранив при этом интенсивность проведения занятия.
6. При проведении урока, педагог должен суметь донести до исполнителей все нюансы изучаемого хореографического материала. Здесь особенно важен практический показ каждого упражнения под музыку, четкая его метрическая раскладка.
7. Желательно сохранять единый темп ведения урока. Объяснение упражнения не должно быть продолжительным, так как затянувшаяся пауза между разучиваемыми движениями приводит к переохлаждению физического аппарата детей. Это особенно важно учитывать при проведении занятия в зимнее время.
8. Слишком высокий темп проведения занятий, большое число повторений комбинаций также недопустимы, т. к. это может привести к перегрузкам тех или иных групп мышц, а порой – к их заболеванию. Для того чтобы освободить мышцы, достаточно сменить одно упражнение на другое.
9. Разнообразие предлагаемого материала, его умелое чередование и последовательность освоения, умеренная нагрузка на суставно-связочный аппарат – залог успешного проведения урока и достижения главной цели – формирования необходимых исполнительских навыков.
10. В I-II младшей группах танец должен включать 3-4 движения, средней – 4-5, старшей – 5-6, подготовительной - 6-8. нагрузку можно увеличивать по мере укрепления физического аппарата детей.
11. Помнить, что важную роль в процессе воспитания играет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждого занятия. Музыка должна соответствовать движению по характеру, стилю, национальной окраске. Хорошее музыкальное сопровождение помогает развить у детей не только ритм, слух, но и воспитать художественный вкус.
Создание танца
Многие музыкальные руководители самостоятельно создают интересные танцы. Между тем, они зачастую не могут практически воплотить свои замыслы в соответствующую форму.
1. Приступая к созданию того или иного танца, руководитель должен, прежде всего, выбрать интересный сюжет.
2. Если создается народный танец, необходимо сохранить его народный колорит в то же время подобрать такие формы и элементы движений, которые были бы доступны для исполнения детьми. Народный танец рекомендуется создавать с элементами игры.
3. Выбрав сюжет и определив характер танца, подбирают к нему музыкальное сопровождение. Замысел хореографического произведения, его содержание и настроение должны соответствовать музыке. Бывают случаи, когда неудачно подобранная музыка снижает качество хорошо задуманного танца.
4. Лучше всего подбирать для постановки законченное музыкальное произведение. При этом не рекомендуется увлекаться большим количеством разнообразных мелодий, так как это лишает музыкальное сопровождение единого содержания, необходимого для танца.
5. В каждой постановке должны быть предусмотрены такие разделы: завязка, развитие танцевального действия, кульминация танца и развязка.
6. После подготовительной работы постановщик приступает к созданию композиции танца – его рисунка и подбора движений. При этом нужно следить за тем, чтобы начало музыкальной фразы совпадало с началом нового построения. Это не значит, что построения должны меняться на каждую музыкальную фразу. Их смена зависит от замысла руководителя.
7. Работая над подбором соответствующего музыкального сопровождения, над общей композицией, нужно представлять себе будущий танец во всех его деталях: характер, развитие действия, отдельные построения, переходы, движения.
8. Различные фигуры (круг, звездочки, линии и т. д.) исполняются на 1-8 тактов, причем последние два такта, а иногда и целая музыкальная фраза могут служить перестроением к новой фигуре.
9. Каждый танец имеет определенную продолжительность. Так, танец одного-двух исполнителей длится около 1.30-2х минут, четырех-шести – 2-4 минут, массовый танец – 3-5 минут. Это нужно помнить в процессе работы над созданием танца, т. к. продолжительный танец утомляет зрителей и исполнителей, становится однообразным и неинтересным
Постановка танца
1. Перед тем, как приступить к постановке того или иного танца, нужно хорошо усвоить его содержание и характер, а также в совершенстве изучить все его движения.
2. Приступая к разучиванию народного танца, руководитель кратко рассказывает юным исполнителям его содержание, предлагает послушать музыку, показывает эскизы костюмы и оформления.
3. Только после этого можно приступить к постановке. Прежде всего, дети разучивают под музыку все движения, из которых состоит танец. Рекомендуется изучать движения сначала у станка, и уже потом, когда они усвоены, совершенствуют их на середине зала.
4. Если танцевальные движения сложны, лучше всего разучивать вначале движения ног, а затем постепенно отрабатывать их совместно с движениями рук, головы, корпуса.
5. Когда все движения танца изучены, можно приступать к разучиванию фигур и построений. Сначала разучивают вступление к танцу, затем одну-две фигуры (в зависимости от их сложности). Разучивание по частям повторяется два-три раза. В это время руководитель делает соответствующие замечания детям, исправляет их ошибки. Далее разучивают следующие фигуры, каждую отдельно.
6. Если одна часть танца очень сложна для исполнителей или очень проста, руководитель может изменить фигуры или движения, не изменяя композиции танца в целом.
7. Закончив постановочную работу, музыкальный руководитель два-три раза повторяет с детьми разученную часть танца, не делая им никаких замечаний. Это помогает лучше запомнить последовательность построений и движений.
8. После того, как танец разучен, отрабатываются его отдельные части. Для этого танец повторяют с остановками. Музыкальный руководитель указывает исполнителю на ошибки и помогает их исправить.
9. Когда дети хорошо усвоили все танцевальные движения, заполнили последовательность и чередование фигур, можно приступать к окончательной отработке танца.
10. В массовых танцах следует добиваться согласованности, единства исполнения. Необходимо также внимательно следить за тем, чтобы рисунок танца (круг, линии, колонны, звездочки и т. д.) исполнялся ровно и четко, расстояние между всеми танцующими должно быть одинаковым, все групповые движения нужно исполнять одновременно.
11. Закончив общую постановку танца, следует работать над его выразительностью, правильной манерой исполнения, характерными для данного танца движениями ног, рук, корпуса и головы.
12. Музыкальный руководитель должен добиваться исполнения танца с определенным настроением (весело, бодро, лирично) в зависимости от его содержания.
14. Если танец исполняется на сцене, необходимо научить детей не оставлять сцену сразу же после окончания танца, а несколько секунд постоять на месте, поклониться зрителям и организованно выйти за кулисы за дверь музыкального зала).
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика преподавания хореографии детям дошкольного возраста.
В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности хореографическому. Танцевальное искусство в нашей городе с каждым годом приобретает все большую поп...
"Специфика урока хореографии в детской дошкольной студии"
СПЕЦИФИКА УРОКА ХОРЕОГРАФИИв детской дошкольной студии. Начиная работать в детской дошкольной студии эстетического развития «Родничок», где занимаются дети 4-6 лет, мы столкнулись с определ...
СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РИТМИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Цель программы:- Содействовать всестороннему развитию детей (формирование знаний, умений, навыков, способностей и качеств личности) средствами музыки и танца.- Помо...
Основные принципы преподавания хореографии в ДОУ
Методические рекомендации для музыкальных руководителей и хореографов ДОУ...
Методика физического развития средствами хореографии.
Методика физического развития средствами хореографии....
"Специфика работы хореографа в ДОУ"
Специфика работы хореографа в ДОУ...
Специфика работы хореографов дошкольных образовательных учреждениях
Специфика работы хореографов дошкольных образовательных учрежденияхДошкольное образовательное учреждение – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от...