Осенняя сказка
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему
Конспект ООД по музыкальному развитию на тему «Осенняя сказка" в старшей группе (с использованием элементов системы К. Орфа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие в ст. гр. с элементами орф-педагогики | 72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Киселева Нина Геннадьевна,
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад
№ 5 «Хрусталик» г. Йошкар-Олы»
Конспект ООД по музыкальному развитию на тему «Осенняя сказка»
в старшей группе
(с использованием элементов системы К. Орфа)
Цель: создание атмосферы для максимальной реализации творческих способностей детей, творческое развитие личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности, развитие способности к творческому самовыражению. Доставить радость от коллективного музицирования.
- Задачи:
- Учить детей слушать метрическую пульсацию, выделять сильную долю, повторять ритмические рисунки; свободно ориентироваться в выборе инструментов для передачи музыкальных образов; передавать в движении, речи и пении метрический пульс, расставлять акценты музыки в движении танца.
- Развивать в игре устойчивый интерес к элементарному музицированию; умение импровизировать различные ритмические рисунки, перестраиваться из круга в пары, врассыпную, планировать своё действие соответствии с конкретной задачей, осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Развивать ориентирование в пространстве, творческое воображение и слуховую фантазию.
- Воспитывать умение творческого взаимодействия в парах, подгруппах, группе. Воспитывать любовь и интерес к творческому музицированию. Способствовать установлению творческой коммуникации между участниками образовательной деятельности.
Предварительная работа:
- Разучивание стихотворения «Осенняя сказка» (О. Арсеневская) со звучащими жестами.
- Подбор шумовых инструментов, бытовых предметов для озвучивания примет осени.
Оборудование:
- Детские музыкальные инструменты: металлофоны, ксилофоны, маракасы, ложки, тон-блок, треугольники, колокольчики, барабан, шейкер, молоточки, кастаньеты, бубенцы.
- Бытовые предметы: пакеты, бутылки, связка фисташковых скорлупок.
- Иллюстрации волшебного леса.
Приемы:
- Показ – «Зеркало» (дети копируют педагога - исполняют одновременно со взрослым).
- «Эхо» (педагог задает образец, например, ритмического рисунка, мелодической фразы – дети повторяют).
- Использование звучащих жестов перед введением инструментов.
- Показ иллюстраций.
- Показ рукой направления движения мелодии, изменения динамики.
- Стимулирование творческого воображения: «Сыграй шаги осени, как хочешь», «Покажи. Как двигаются ветки у волшебного дерева».
- Дирижирование.
План ООД:
I. Музыкально-ритмические движения.
1. Музыкальное приветствие со «звучащими жестами» «Мы встали все в красивый круг»;
«Назови свое имя», «Птица – кар» - ритмические речевые игры.
2. «По лужам» - ритмическая разминка под фонограмму.
II. Активное слушание.
«Волшебный лес» - двигательная импровизация под контрастную музыку.
III. Пение.
1. Распевание.
Упражнение на дыхание;
Упражнение на динамику.
«В октябре» муз. Н. Френкель.
a) развитие звуковысотного слуха.
б) пение без сопровождения, показать рукой направление мелодии.
2. Песня «Ладушки», детский фольклор – петь с жестами в сопровождении «ритмического остинато» ксилофона. При повторении исполнить песню в парах со сменой партнера.
IV. Игра на инструментах «Осенняя сказка» О. Арсеневской – озвучивание стихотворения музыкальными и самодельными инструментами.
V. «Дирижер» - танцевальная игра с инструментами. Музыкальное прощание.
Ход:
- Дети входят в зал под музыку, встают в круг. Все последующие задания выполняют одновременно с педагогом.
Музыкальное приветствие «Мы встали все в красивый круг».
Мы встали все в красивый круг, (Cтоят в кругу, хлопают, ножки – «пружинки» на
Играть сейчас начнем, протяжении всей песни;
Возьмем друг друга за руки Берутся за руки
И ручки всем пожмем. Пожимают.
Мальчишки здесь, девчонки здесь, Качают сцепленными руками
Мы всем «привет» споем,
Похлопаем в ладоши мы Хлопают
И ручками взмахнем: Привет!!! Взмах двумя руками.)
Садятся на пятки в круг.
- Давайте назовем свои красивые имена. Ритмическая игра «Назови имя».
Начинают по очереди прохлопывать свои имена (solo), группа повторяет хором «ласковое» имя (tutti), шлепая по коленям (Ми-ша – Ми-шень-ка, И-ра – И-роч-ка).
- А сейчас давайте встанем и повторим нашу осеннюю игру…
Речевая игра в сопровождении звучащих жестов «Птица – кар-кар-кар»
Птица – кар-кар-кар, Прямые руки вперед, кисти-клювики открываются ритмично
Ветер – хлоп-хлоп-хлоп, Хлопки над головой
Дождик – кап-кап-кап. Шлепки по коленям
Ножки – топ-топ-топ. Руки на поясе, притопы
Мама – ах-ах-ах. Руки на голову, ритмичные наклоны головы вправо-влево
Детки – ха-ха-ха. Руки вперед – кисти-«фонарики»
Лужи – бульк-бульк-бульк. Руки поочередно вперед, кисти сжимаются-разжимаются
Туча – бах-бабах! Прыжок, руки в прыжке изображают молнию, застывают в
красивой выразительной позе.
- И дождь пошел, побежим по лужам…
Ритмическая разминка «По лужам» («Только дождик кончился, кончился под ужин…».
Вступление. Двигаются врассыпную по всему залу на подсоках.
1 куплет. Идут маршем на места (на метки на полу в шахматном порядке). На повторение последней фразы кружатся вправо на маршевом шаге.
Припев. «По лужам» - прыжок вправо с хлопком;
«По лужам» - прыжок влево с хлопком.
«Весело и дружно» - пружинка или мелкие подскоки с поворотами на месте.
2 фраза – движения повторяются.
«Какое счастье!» - Руки скрестно вверх и через стороны вниз.
4 фраза – движения повторяются.
Проигрыш – присесть в твистовом движении и встать, скрестив руки у груди, «строгий» взгляд.
2 куплет. 1 фраза – «Строгая мама со скрещенными руками, правая нога вперед. Носок ритмично вверх-вниз. «Знаете отлично» - погрозить пальчиком.
«Что приличным дамам» - две руки вперед. «Прыгать неприлично» - отрицательный жест рукой и головой. На повторение – кружатся вправо.
Припев. Движения те же.
Проигрыш. Подскоки врассыпную по залу.
3 куплет. Движения 1 куплета.
Припев. Движения те же. На повторение хлопают над головой на «пружинке» до конца музыки.
– А теперь встаньте врассыпную по всему залу, мы все превращаемся в волшебный лес. Волшебный лес может быть добрым, сказочным, светлым и приветливым (Показ иллюстраций). А еще может быть страшным, темным, злым, густым и корявым. Вы внимательно слушаете музыку и танцуете танец волшебного леса…Каждое дерево танцует по-своему…
Активное слушание (двигательная импровизация) «Волшебный лес»
Педагог играет импровизацию на фортепиано, дети придумывают волшебные движения, соответствующие мелодии, гармонии, ритму, динамике.
- Сейчас деревья набирают воздух, задерживают дыхание…и выдыхают с шумом (на вдох – надувается живот и щеки, на выдох - губы трубочкой). Дети выполняют упражнение.
- Теперь смотрим на мои руки и поем с закрытым ртом (ммм) так, как я показываю. Педагог сужает и расширяет ладони. Сужение означает пение тихим звуком, расширение – громким. Дети подстраиваются под звук и увеличивают или уменьшают силу голоса, глядя на руки педагога.
- А в волшебном лесу красивое эхо раздается.
Педагог поет гласные звуки. Дети повторяют, приставляя руки ко рту.
Педагог предлагает опуститься на ковер и сесть (на пятки).
- Давайте споем песенку «В октябре», показывая рукой, куда идет мелодия.
Ля, соль, фа, фа, ми, ми, ре,
Плачет осень в октябре,
Сыплет дождик во дворе,
Ля, соль, фа, ми, ре.
Дети поют вместе с педагогом без сопровождения, показывая рукой направление мелодии.
- Любимую песню «Ладушки» сегодня споем необычно: я буду подыгрывать вам на ксилофоне.
Ладушки, ладушки, Дети стоят в парах: хлопают в ладоши перед собой.
- Где были? – У бабушки. Затем в ладоши соседа (если по одному: хлопок перед собой-
- Что ели? – Кашку. шлепок по коленям).
- Что пили? –Молоко.
Кашка сладенька.
Бабушка добренька.
Дедушка – недобр: Руки на пояс. Голова наклоняется вперед, взгляд исподлобья.
Поварешкой в лоб – Поют «сердитым» низким голосом.
Бум! Ставят кулачок на лоб своей пары (если по одному – себе).
Дети поют по одному, сопровождая песню звучащими жестами. Педагог играет остинатный ритм на ксилофоне. При повторении песни дети встают в пары (на проигрыш – пары меняются).
- Молодцы, в следующий раз кто-то из вас будет играть вместе со мной на ксилофоне.
На прошлом занятии мы вместе подбирали инструменты для изображения дождя, шуршащих листьев, воя ветра, придумывали, как можно сыграть дятла, прыгающую белку. Посмотрите на инструменты на столике. Давайте вместе подумаем, как можно озвучить нашу «Осеннюю сказку» с помощью вот этих инструментов.
Педагог читает строчку стихотворения, дети называют возможные инструменты (несколько вариантов).
Тихо ходит по дорожке Осень в золотых сапожках. То листочком зашуршит, То дождинкой зазвенит. Раздается звонкий стук – Это дятел тук да тук. Дятел делает дупло. Белке будет в нем тепло. Ветерок вдруг налетел И листвою зашумел. Громко завывает, Тучи нагоняет. Дождик - динь, дождик – дон, Звонких капель перезвон. Все звенит, шумит, поет, Осень яркая идет! | Большой барабан, ручной барабан, гусли. Маракас, пакеты, фисташковые скорлупки, шейкер. Колокольчик, треугольник, металлофон, бубенцы Ложки, тонблок, ручной барабан, ксилофон. Ксилофон, круговой ксилофон, кастаньеты. Пакеты, круговая трещотка. Бутылка, дудка, флейта. Колокольчик, треугольник, металлофон, бубенцы. Все инструменты одновременно. |
- А сейчас попробуем сыграть. Очень интересно, что у нас получится. Возьмите инструмент, какой вам хочется. Кто будет «Осенью»? Какой инструмент ты выберешь? Кто будет листиком? Дождинкой?
Инструменты могут быть разными, например дождинки изображают ребенок с колокольчиком и ребенок с треугольником; белку – ксилофон и тон блок, кастаньеты и т.д.
Далее распределяются все инструменты, дети встают в определенной последовательности (по тексту стихотворения).
Педагог читает строку, а дети ее озвучивают. Педагог хвалит детей, обращает внимание на интересные изобразительные решения.
- А сейчас вспомним нашу игру в «Дирижера». Выбирайте себе инструмент. Смотрите внимательно на мои руки.
Дети ходят под музыку («Джефри-миксер») врассыпную по залу, пританцовывают и играют на выбранном инструменте. На первую музыкальную паузу замирают в танцевальном движении с инструментом, на вторую – обмениваются инструментами.
- Дети, сегодня вы хорошо пели, играли, танцевали. А помогали нам наши любимые инструменты. В следующий раз нас ждут новые увлекательные игры и мелодии волшебной страны, под названием «Музыка», в которую, попав однажды, уже никогда не хочется покидать.
Музыкальное прощание.
Вместе хлопнули в ладоши, Дружно топнули ногой. Все, во что мы здесь играли, Мы запомнили с тобой. До свидания споем, Мы сюда еще придем. До свидания! | Хлопок над головой. Топают. Прыжки на месте с поворотами. Плавные махи руками над головой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий осеннего праздника "Осенняя сказка Петербурга"
Праздник "Осенняя сказка Петербурга" с использованием МИМИО был проведён в 2011 году. Детям очень интересно управлять изображением на доске, отгадывать загадки и решать задачки....
Праздник осени "Осеняя сказка"
Праздник Осени...
Сценарий осеннего праздника "Осенняя сказка"
Очень интересный сценарий осеннего праздника...
Праздник Осени в старшей группе "Осенняя сказка"
Праздник Осени в старшей группе "Осенняя сказка" - праздник с участием Осени, Старичка-Лесовичка (взрослые), мухоморов (дети подготовительной группы). Включает в себя песни, танец, хоровод, частушки, ...
Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе "Осенняя сказка"
Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе по мотивам сказки "Репка"...
Сценарий осеннего праздника "Осенняя сказка"
Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе "Осенняя сказка"...
Осеннее развлечение "Осенняя сказка" для старших групп.
Содержание - Осень волшебной кистью разукрасила наряд природы, но Баба Яга похитила волшебную кисточку. Дети помогают уговорить Бабу Ягу вернуть волшебную кисточку Осени. Сценарий взят из интерн...