Музыкальные инструменты в сказках
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме
подборка сказок, в которых встречаются музыкальные инструмены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_muz._skazki.docx | 179.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» г. Надыма»
«Музыкальные инструменты в сказках»
| ||
Притча "Колокольчик" |
На моем велосипеде
Колокольчик есть из меди.
Служит он вместо звонка,
Слышен звон издалека.
Колокольчик – музыкант,
У него большой талант
Радость людям приносить,
Может он весь день звонить.
Пусть он кроха и юнец,
Колокол - его отец –
Музыкальный инструмент,
Нужный всем в любой момент.
Громко колокол поет,
В колокольнях он живет.
Людям музыка его
Ближе и родней всего.
Стихи о музыке детям: вопросы и задания
- Где еще в жизни людей и в природе встречаются колокольчики?
- Представьте, что вы колокольный мастер, и вам заказали сделать сказочный колокол. Нарисуйте этот колокол и расскажите, как и из чего вы его будете делать.
- Педагог раздает детям колокольчики. Каждый по очереди должен позвенеть своим колокольчиком так, чтобы другие поняли, о чем поет этот колокольчик.
- Чем колокольная музыка отличается от звучания любых других музыкальных инструментов? .
Сказка о музыке "Гармошка для крокодила"
Крокодил лежал на берегу реки Лимпопо, а маленькая птичка сидела неподалеку на кусте и пела веселую песенку. Из глаза крокодила вдруг выкатилась огромная слеза.
– Перестань плакать, крокодил, все равно никто не поверит твоим слезам, – прощебетала птичка.
– Я плачу не для того, чтобы верили. Я услышал твою песенку и понял, что не хочу больше быть злым, но не могу-у-у-у, – просипел крокодил и зарыдал настоящими крокодильими слезами.
– Постой, крокодил, я думаю, тебе можно помочь, – защебетала птичка.
Крокодил вытер слезы и с надеждой взглянул на нее.
– Ты услышал мою песенку и заплакал, потому что моя песенка добрая, а ты злой.
– Да, я злой, – вздохнул крокодил и снова заплакал.
– Постой, крокодил, не перебивай, – попросила птичка. – Я думаю, надо подарить тебе добрую песенку, и тогда ты сразу станешь добрее.
– Ты хочешь, чтобы я тебя проглотил вместе с твоей доброй песенкой? – с удивлением спросил крокодил.
– Конечно, нет. Жди меня, я принесу тебе песенку, – пообещала птичка и улетела.
Крокодил не успел даже проголодаться, как птичка вернулась. В клюве она несла трубочку.
– Это тростниковая дудочка. Я выпросила ее у пастуха. В ней живут добрые песенки. Нужно подуть в дудочку, и песенки вылетят из нее, – объяснила птичка крокодилу.
Крокодил с опаской взял дудочку в пасть, сжал ее зубами, но дунуть не успел. Дудочка преломилась пополам, как соломинка.
– Я же говорил, что не могу быть добрым, – снова заплакал крокодил.
– Нет, можешь, но тебе нужен большой и крепкий музыкальный инструмент, – прощебетала птичка и снова улетела.
Крокодил устал ждать и нырнул в реку, чтобы поохотиться. Тут послышался щебет птички, и крокодил вылез обратно на берег.
Возле птички на берегу стоял человек с большим барабаном. Увидев крокодила, человек испуганно попятился.
– Не бойся, человек. Этот крокодил станет добрее, когда научится играть на барабане, – прощебетала птичка.
Человек положил барабан на землю и сказал:
– Я лучше пойду, пока он не научился. Вы просили крепкий музыкальный инструмент. Этот барабан сделан из пустого ствола железного дерева, а сверху на него натянута крепкая шкура буйвола. Это самый лучший барабан нашего племени. Если он научит крокодила доброте, люди обрадуются.
Говоря это, человек с опаской пятился назад от реки, пока совсем не скрылся в зарослях.
– Видишь, крокодил, как все тебя боятся, – укоризненно прощебетала птичка. – Скорее бей в барабан, и тогда из барабана выскочат песенки.
Крокодил попытался дотянуться до барабана своими лапами, но они были слишком короткими, и размахнуться ими было невозможно.
Тогда крокодил взмахнул головой и ударил по барабану зубами. Шкура буйвола разлетелась в клочья, и железное дерево треснуло.
– Нет, никогда мне не научиться доброте, – вздохнул крокодил.
– Научиться доброте можно всегда. Тебе нужен не крепкий инструмент, а подходящий, – упрямо прощебетала маленькая птичка и улетела.
Прошло много времени. Крокодил уже забыл про птичку и про доброту. Он так и остался кровожадным и злым зверем, которого все боялись.
Но однажды крокодил вылез на берег и увидел там большой ящик. На нем сидела знакомая птичка. Она весело прощебетала:
– Крокодил, тебе посылка.
– Я еще ни разу в жизни не получал посылок. Что там? – заволновался крокодил.
– Открой, и все поймешь. Только осторожно, – ответила птичка.
На крышке посылки было написано: «Африканскому крокодилу от крокодила Гены. Самый лучший музыкальный инструмент».
Крокодил осторожно, одним зубом, открыл посылку и увидел внутри гармонь. Справа и слева у гармошки были деревянные планки с кнопочками, которые идеально подходили для крокодильих лап. Между планками располагались меха, сложенные гармошкой. Крокодил слегка раздвинул меха, нажал на кнопочки, и гармошка что-то пропела.
Но самое главное, внутри посылки лежало письмо от крокодила Гены:
«Дорогой, африканский крокодил! Посылаю тебе гармошку – самый подходящий для крокодилов музыкальный инструмент, самоучитель и песенку. Тот, кто играет на гармошке, становится добрым, я это на себе проверил. С крокодильим приветом, Гена».
Трудно сказать, стал ли крокодил добрее, с тех пор как научился играть на гармошке.
Но когда на берегу реки раздается веселая песенка,
«Я играю на гармошке,
И добрею понемножку,
Крокодильих слез не лью,
Я играю и пою!»,
все люди и звери знают, что можно спокойно пить воду из реки и даже купаться.
Музыкальная сказка: вопросы и задания
• Почему крокодил из сказки хотел стать добрее?
• Дети получают карточки с рисунками хищных зверей. Каждый придумывает, какую песню или какой музыкальный инструмент он подарит своему зверю, чтобы он стал добрее.
• Придумайте сказку о том, как африканский крокодил и крокодил Гена встретились и создали дуэт гармонистов. Придумайте песенку для этого дуэта.
• Представьте, что крокодил решил отблагодарить птичку и сделать для нее сюрприз. Что это за сюрприз?
• Дети делятся на пары. Один в паре – птичка, другой – крокодил. Птичка придумывает песенку и поет ее крокодилу, а он повторяет за ней эту мелодию.
• Какую музыкальную посылку вы бы послали африканскому крокодилу?
Сказка про царя, музыкальные инструменты и оркестр
В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь – добряк, толстяк, но самодур.
Бывало, как захочет чего-нибудь, так полмира обойди, но достань.
А как в чем-нибудь заупрямится, пиши-пропало, не переубедишь.
Но при всем при том, народ его любил, потому, как был он не злой – наказывать умел, но и прощать не забывал.
Так вот. Все в этой стране было, кроме придворного оркестра.
Давно царь поговаривал, мол, было бы хорошо оркестрик завести, хоть самый маленький. Мол, что же это за царь без придворных музыкантов.
– Вон, – жаловался он, – в тридвадцатом царстве по утрам мазурки пляшут, а в тридвадцатьпятом по вечерам балы и танцы. Что я, хуже их что ли царь?
– Подать мне сюда музыкантов и точка!
– Но Ваше Величество, – отвечали придворные, – где же мы найдем столько музыкантов?
– Ищите, где хотите, но чтобы к завтрашнему дню были! – и царь топнул ногой.
Делать нечего, послали скороходов в соседние царства музыкантов искать. К вечеру следующего дня выстроились перед царем шесть человек: два скрипача, виолончелист, флейтист, трубач и барабанщик.
– Ну-ка играйте каждый по очереди, – приказал царь, – хочу послушать на что способны.
Сыграли ему музыканты, и больше всего понравилась царю труба.
– Хочу, чтобы труба звучала громче всех, – заявил он.
– Но Ваше Величество! – попытались ему возразить.
– Слышать ничего не желаю! – отвечал царь, – труба должна играть громче всех.
– Что за глупость? – рассуждали между собой музыканты, идя по дороге, – где это видано, чтобы в оркестре один инструмент заглушал другие.
– Будем играть как всегда. Может быть, услышав прекрасную музыку, царь изменит свое решение.
Так и поступили. Через неделю призвали их к царю. Расселись музыканты по местам и принялись играть.
Ах, что за музыка зазвучала во дворце! Казалось, даже его мрачные стены улыбнулись. На них, откуда ни возьмись, заплясали волшебные огоньки, воздух наполнился ароматом душистых цветов и легкий ветерок разносил его повсюду. Даже птицы за окном замолчали, восхищенные нежными звуками.
– Нет, нет, нет! – закричал царь, и музыка оборвалась на полуслове. Огоньки вдруг исчезли, как и не бывало, только птицы за окном еще молчали, надеясь на чудо.
– Нет, нет, нет! – кричал царь и стучал ногами по полу, – почему я не слышу трубу? Почему, я вас спрашиваю?
– Но Ваше Величество, – оправдывались музыканты, – еще не время, её партия будет в конце пьесы!
– Ничего не хочу слышать! – капризничал царь, – играйте так, чтобы труба была громче всех.
Вздохнули музыканты, но делать нечего. Говорят трубачу:
– Играй, как хочет царь.
Взяли они инструменты в руки, но что тут началось! Труба заглушала всё на свете: мычание коров на царском дворе, звон посуды на кухне, смех детей и конечно другие инструменты.
– Нет, нет, нет! – кричал царь, но его никто не слышал.
Тогда он замахал руками, чтобы на него обратили внимание. Музыка, если этот рев можно было так назвать, смолкла.
– Дружище, а ведь я велю тебя казнить, – сказал царь трубачу.
– Но за что же, Ваше Величество? – испугался трубач.
– Да ведь ты не умеешь играть, а еще пришел наниматься в царский оркестр.
– Осмелюсь сказать, Ваше Величество, – что играл я при дворе короля трипятнадцатого царства, а так же удостоен почетных наград при дворе соседа Вашего, тонкого ценителя музыки.
– Ох, врешь, – отвечал царь, – почему же я не слышу тех волшебных звуков, которые, как ты утверждаешь, раздаются в их покоях?
– Но Ваше Величество, велите мне играть мою партию – ровно столько нот, сколько положено, а так же настолько громко, как задумано автором и Вы познаете совершенную гармонию.
– Глупец, я таки велю тебя казнить. Разве ты не слышал, что я люблю, когда громко играет труба?
– Но Ваше Величество, чтобы исполнить это желание, нужно просить автора, чтобы он написал другое произведение или чтобы вместо всего оркестра играла одна труба.
– Ты предпочитаешь быть повешенным или утопленным? Предоставляю тебе самому сделать выбор – я сегодня добрый, – сказал царь и смахнул невидимую слезинку с ресниц.
– Помилуйте трубача, Ваше Величество, – стали просить его придворные.
– Нет, нет, и еще раз нет. Он не дает исполниться моей мечте и будет казнен.
– Если уж я и должен умереть, – сказал трубач, – позвольте мне дать Вам последний совет.
– Позволяю, – милостиво разрешил царь, – я сегодня добрый.
– Я бы посоветовал Вам полюбить не инструмент, а музыку, Ваше Величество. Если Вы отложите казнь, я мог бы дать Вам несколько уроков, чтобы Вы смогли научиться слышать каждый инструмент в отдельности и все вместе.
Царь немножко подумал и согласился. Ведь на самом деле он часто скучал в своих покоях и бездельничал в одиночестве, поэтому рад был заняться хоть чем- нибудь.
– Хорошо, я тебя вообще не казню, но при условии, что ты научишь меня играть на трубе, только смотри же, учи хорошенько, не то не сносить тебе головы, – добавил он шепотом.
Вскоре при дворце был создан настоящий оркестр: десятки музыкантов извлекали из своих инструментов волшебные звуки. Их приходили послушать из самых дальних стран.
Но не только своей прекрасной игрой славился этот оркестр.
Его удивительной особенностью было то, что рядом с другими музыкантами сидел сам царь. И скажем честно, он не просто так сидел, он играл, да еще и как!
Когда начинала звучать музыка, казалось, что играют не множество разных инструментов, а один – огромный, невероятный, прекрасный.
Но царь, конечно, больше всего любил соло. Играя, он блаженно жмурился, надувал щеки и краснел от усердия.
Сначала это очень веселило публику. Но когда, увлеченные музыкой, слушатели закрывали глаза, происходило чудо. Земля уходила из-под ног, у людей вырастали крылья и они улетали высоко – высоко в небо.
Оттуда не было видно ни царя, ни оркестра, ни старого дворца, а только синее, синее небо, и солнце, и радуга после дождя.
Музыкальная сказка: вопросы
• Каких музыкантов нашли скороходы и привели царю? Назовите инструменты.
• Почему царь хотел казнить музыканта?
• Какой совет дал музыкант царю?
• На каком музыкально инструменте играл царь?
Сказка про музыкальные инструменты
Автор сказки: Ирис Ревю
В далёком царстве, в предалёком государстве жил-был мальчик Витя. Хороший такой мальчишка: вежливый, умный, весёлый. Но был у него один недостаток. Он с трудом просыпался по утром. Никак не хотелось ему покидать теплый мир сна.
В детской комнате, где спал Витя, жили музыкальные инструменты: скрипка, валторна и дудочка. Каждое утро музыкальные инструменты с тревогой наблюдали за тем, с каким трудом просыпается Витя.
И однажды они придумали вот что: утром, когда мама придёт будить Витю, сыграть для мальчика красивую мелодию. Нужно заметить, что музыкальные инструменты были умными, и они хорошо знали, что музыка умеет творить чудеса.
Наступило утро. Ласковое солнышко не забыло заглянуть к Вите в комнату. Оно послало мальчику свой маленький золотой лучик. В это время к Вите зашла мама, и сказала, что пора вставать. Лицо Вити сделалось хмурым.
И вдруг мальчик услышал красивые звуки. Это скрипка, валторна и дудочка исполняли для него бодрую утреннюю мелодию.
И случилось чудо. Мальчишка вскочил, приветливо помахал маме рукой. Утро вдруг сделалось добрым. Хорошее утро – начало нового дня, начало новой жизни.
А музыка отправилась творить свои чудеса дальше.
Музыкальная сказка: вопросы
• Какие музыкальные инструменты жили в комнате у мальчика Вити?
• Что задумали сделать инструменты, чтобы разбудить мальчика Витю?
Сказка про музыкантов
Автор сказки: Ирис Ревю
В далёкие-предалёкие времена, в старинном городе Сарабанда произошла эта невероятная история…
Это случилось в старинном городе под названием Сарабанда, в далёкие-предалёкие времена. Трое музыкантов, что играли для жителей Сарабанды, жили в почёте и уважении. Один из них играл на скрипке, другой – на валторне, третий – на дудочке.
Ни один городской праздник в Сарабанде не обходился без знаменитых музыкантов.
Вот только заработанных денег было порой немного. Иногда их хватало лишь на каравай хлеба, да кувшинчик молока.
— Так больше продолжаться не может — возмутилась однажды Скрипка, глядя на очередную скромную трапезу музыкантов.
И она придумала вот что. Под покровом ночи Скрипка проникла во дворец, к королевским музыкальным инструментам. И рассказала им о бедных музыкантах. А те обо всём рассказали королю. Наутро король вызвал к себе музыкантов и попросил их показать своё мастерство.
Музыканты играли вальсы, ригодоны, элегии… Под вечер король не захотел с ними расставаться.
Он назначил музыкантам королевское жалованье, и теперь они исполняли свою музыку не только для простых жителей Сарабанды, но и для короля.
И дело пошло на лад.
Когда умеешь что-то делать хорошо, с душой, то рано или поздно это принесёт свои плоды.
Музыкальная сказка: вопросы
• В каком городе произошла это удивительная история?
• На каких музыкальных инструментах играли музыканты?
• Какой музыкальный инструмент отправился во дворец?
• Что сделал король с музыкантами?
• Как называется ансамбль из трех музыкантов-исполнителей?
Литература:
Интернет ресурсы:
http://vospitatel.ucoz.ua/index/kak_notki_nauchilis_pet/0-150
http://detskiychas.ru/sochinyaem_skazki/skazka_pro_muzykantov/
e-kosinova.narod.ru›skazki_text/orkestr.htm
muzruk.net›2011/11/muzykalnye-skazki-garmoshka…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для Вас родители! Материалы семинара-практикума "Игра на шумовых музыкальных инструментах по сказкам".
Уважаемые родители!Хочу предложить Вам семинар-практикум "Игра на шумовых музыкальных инструментах по сказкам" для использования этого материала на занятиях и играх с детьми в домашних ...
Музыкальное занятие в средней группе ДОУ с использованием шумовых инструментов «Три кота и шумовые инструменты» ( по мотивам мультфильма «Три кота и музыкальные инструменты» )
Музыкальное занятие закрепляет знания детей о музыкальных и шумовых инструментах в игровой форме....
Музыкальное занятие в средней группе ДОУ с использованием шумовых инструментов «Три кота и шумовые инструменты» ( по мотивам мультфильма «Три кота и музыкальные инструменты» )
Музыкальное занятие с целью закрепления понятий "музыкальные" и "шумовые" инструменты....
Конспект открытого занятия. Развитие у детей старшего дошкольного возраста умение отображать образ и характер героев музыкальных произведений при помощи музыкальных инструментов. (мои любимые сказки С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского)
Открытое музыкальное занятие на тему" Развитие у детей старшего дошкольного возраста умение отображать образ и характер героев музыкальныхпроизведений при помощи музыкальных инструментов. (мои лю...
Музыкально – двигательная игра по сказке «Колобок» с музыкальными инструментами
Вспомнить героев сказки, закрепить знания о них, закрепить умение играть на музыкальных инструментах, побуждать детей играть дружно, помогать друг другу....
Волшебные музыкальные инструменты в сказках разных народов
Исследовательский проект, выполненный ребенком подготовительной группы под руководством музыкального руководителя....
Музыкальные сказки и стихи про музыкальные инструменты
Музыкальные сказки и стихи про музыкальные инструменты...