Для Вас родители! Материалы семинара-практикума "Игра на шумовых музыкальных инструментах по сказкам".
опыты и эксперименты (подготовительная группа) по теме
Уважаемые родители!
Хочу предложить Вам семинар-практикум "Игра на шумовых музыкальных инструментах по сказкам" для использования этого материала на занятиях и играх с детьми в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_na_shumovyh_isntrumentah_po_skazkam.doc | 50 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей
«Игра на шумовых музыкальных инструментах по сказкам»
Цель: помощь воспитателям в работе с детьми (развитии у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, метроритмического чувства, приобретения элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах).
Структура семинара-практикума:
1. подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам
2. Импровизация звуковых картин на заданную тему
3. Звуковая иллюстрация стихов
4. Сказки-шумелки
Здравствуйте, уважаемы педагоги. Сегодня мне бы хотелось рассказать о таком виде деятельности как игра на детских муз. инструментах. А конкретнее, об игре на шумовых инструментах, так как они наиболее доступны, так как их еще можно создать своими руками.
В процессе игр на детских шумовых инструментах решаются следующие задачи:
- знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;
- формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты;
- значение развития музыкальных способностей воспитанников (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха), творческого потенциала, коллективных навыков игры;
- формирование художественного вкуса.
- Формы работы с шумовыми инструментами
Так что же такое шум?
Шум - беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.
В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.
К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.
Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым? (ответы педагогов)
К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.
(Показать инструменты)
Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.
Играя на шумовых инструментах дети,
- во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),
- во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко,
- в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.
Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.
У меня на столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите, пожалуйста, себе по одному. Внимательно рассмотрите и попробуйте описать, из чего он сделан и как его использовать.
«Звучащие ключи»
Для удобства нужно изготовить стойку в виде буквы «П» и подвесить ключи. Ударным инструментом может служить ложка или палочка (может подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно взять плечики для одежды.
«Звонарики»
Металлические баночки с металлическими подвесками закрепленные к крышке.
«Звонкие кольца»
Металлические кольца разного диаметра подвешенные на стойку.
Трещотка «Гармошка» (есть в муз. зале)
. Растягиваем, как будто играем на гармошке. Для детей старше 4 лет.
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей.
«Шейкер»
Описание: Жестяные баночки из-под кофе, напитков с мелкими сыпучими предметами.
«Шуршунчик»
Описание: Футляр яйцо от "Киндер-сюрприза" с мелкими сыпучими предметами.
При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:
1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам
2. Импровизация звуковых картин на заданную тему
3. Звуковая иллюстрация стихов
4. Сказки - «шумелки»
Давайте немного поиграем.
Игра «Звуковой бутерброд».
Выбираем муз. инструменты «трех семей» по звучанию - например: деревянные, шумовые и металлические.
Запоминаем, что - деревянные инструменты - это хлеб, металлические - масло, шумовые - колбаса.
Цель игры: научиться поочередно «включать и выключать звук», то есть:
Я отрезаю хлеб - звучат деревянные инструменты
Затем мажу маслом - звучат одновременно деревянные и металлические инструменты
А теперь кладу колбасу - шумовые инструменты
Я съела хлеб и масло - замолкают деревянные и металлические
Осталась колбаса- только шумовые
Съела и колбасу - шумовые замолкают.
«Бутерброд» можно делать в любой последовательности и «съедать» его тоже как угодно.
Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать и родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.
Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых инструментов – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения.
Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.
Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.
Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу .
Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.
А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшое произведение.
«Мышиная история»
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
МЕТАЛЛОФОН (или треугольник)
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ,
грызли зёрнышки
РУБЕЛЬ (или расчёска)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
ШУРШИМ МАРАКАСАМИ
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (ИЛИ ДОЩЕЧКУ)
А снаружи на землю каждый день падал снег
МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)
Шумел ветер,
ДУДИМ В БУТЫЛКУ
И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)
«Трусливый заяц»
Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (1)
Испугался заяц и бежать. (2)
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (3)
Бросился заяц бежать. (4)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (5)
Побежал заяц из леса к речке. (6)
А на берегу речки лягушки сидели. (7)
Увидели они зайца и прыг в воду. (8)
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес. (9)
ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ: трещотки, пакет, деревянные ложки, рубель или расческа, металлофон
1 - шуршим пакетом или шуршалками
2, 4, 6 - быстро встряхиваем трещотками («заяц бежит»)
3 - стучим ложками
5 - шлёпаем руками по ногам
7 - проводим палочкой по расческе
8 - проводим палочкой по металлофону
9 - медленно ударяем по барабану
Спасибо вам за веселую музыку. Таким же образом вы можете играть с детьми по любым русским народным сказкам, только их желательно упростить, чтобы не утомлять детей, или придумывать свои сказки, или дать детям задание придумать.
Вопросы воспитателям (для рефлексии):
1. Что вы для себя открыли, какие выводы для себя вы сделали?
2. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей?
Спасибо за внимание!
В семинаре-практикуме использована технология Железновой Е.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по созданию самодельных шумовых музыкальных инструментов
Никто из нас не может похвастаться наличием лишних денежных средств. Их часто не хватает на необходимое, не то что на приобретение шумовых музыкальных инструментов. Но даже и при ...
Мастер- класс для родителей "Изготовление шумовых музыкальных инструментов в домашних условиях"
Мастер- класс для родителей«Изготовление шумовых музыкальных инструментовв домашних условиях»Цель: Повысить интерес и привлечь родителей к изготовлению и использованию самодельных музыкаль...
Методическая разработка "Использование шумовых музыкальных инструментов в образовательной деятельности на примере сказки - шумелки"
Играть на шумовых инструментах могут все дети без исключения. В процессе творчества они осознают, что с помощью каждого инструмента (даже не имеющего звукового ряда) можно создать игровые образы...
Мастер – класс для родителей «Музыкальные инструменты. Изготовление шумовых музыкальных инструментов»
Обучение родителей методу изготовления шумовых инструментов в домашних условиях...
Мастер-класс: "Шумовой-музыкальный инструмент из природных материалов. Делаем "Маракаш""
Мастер-класс для педагогов по изготовлению музыкального инструмента из природных материалов....
Мастер-класс для воспитателей ДОУ на тему "Использование нетрадиционных музыкальных инструментов, как средство креативности. Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов"
Анализируя результаты своей работы по творческому развитию дошкольников, я пришла к выводу, что необходимо использовать нетрадиционные музыкальные инструменты для развития креативности у детей. Приобщ...