Музыкальное занятие "Домисолька в гостях у детей"
методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему

Конспект НОД с детьми старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_domisolka_v_gostyah_u_detey.docx30.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Новик Марина Реджинальдовна

Музыкальный руководитель

Высшая квалификационная категория

МАОУ «Гимназия №8»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы, «Домисолька» - девочка подготовительной группы

на тему

 «Путешествие в страну музыкальных звуков».

Направление: Художественно-эстетическое развитие. Интегрирование совместной деятельности педагога с детьми в областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Ознакомление детей с начальными знаниями о нотной грамоте и нотном письме. Систематизирование  и закрепление знаний детей о музыкальных жанрах и музыкальном ладе.

Задачи:

  • Развивать у детей познавательный интерес к музыке и музыкальному образованию, знакомство с нотным станом, скрипичным ключом и нотными знаками («Музыкальное развитие»);
  • Расширять и закреплять знаний детей о музыкальных жанрах и музыкальном ладе («Музыкальное развитие»);
  • Развивать чувства ритма средствами музыкального исполнительства: игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмическое движение, вокальная деятельность («Музыкальное развитие»);
  • Развивать вокальные качества посредством исполнения песен без аккомпанемента («Музыкальное развитие»);
  • Развивать творческие способности детей посредством самостоятельного исполнения музыкального материала («Музыкальное развитие»);
  • Вызвать положительный эмоциональный интерес к исполнению любимых песен («Музыкальное развитие»);
  • Формировать у детей исполнительское мастерство через качественное исполнение музыкального репертуара («Музыкальное развитие»);
  • Развивать коммуникативную культуру дошкольников через совместную игру на детских музыкальных инструментах  («Коммуникация»);
  • Обогащать словарный запас детей новыми словами и понятиями «Нотный стан», «Скрипичный ключ», «Нота», «Звукоряд» («Коммуникация», «Познание»);
  • Воспитывать у детей способность слушать друг друга и положительно воспринимать творческую деятельность товарищей («Социализация», «Художественное творчество»);
  • Развивать двигательную активность и крупную моторику детей через танцевальную и игровую деятельность («Физическая культура»);

Методы и приёмы:

        Практические: Игра на музыкальных инструментах польки «Аннушка» и пьесы «Котёнок Гав»; исполнение танца «Кузнечик»; исполнение песен «Петушок» (a,capella), «Пёстрый колпачок», «Мамочка», «Звуки музыки»; музыкальной игры «Поиграй и потанцуй»; творческое задание – изготовление ноток из цветной бумаги;

        Наглядные: Изготовление нотного стана с нотами и скрипичным ключом,;

        Словесные: Беседа о музыкальных символах и знаках – нотный стан, скрипичный ключ, ноты; беседа о музыкальных жанрах – 3-х китах в музыке; беседа о музыкальных ладах – мажоре и миноре; беседа о 2-3х частной форме музыкального произведения;

Оборудование и материалы:

  • Демонстрационный материал:  Нотоносец со скрипичным ключом и нотами, костюм для Домисольки,
  • Раздаточный материал: Детские музыкальные инструменты для игры в оркестре, фигуры для изготовления нот из цветной бумаги, клей, ленты для украшения ноток.

Предварительная работа:

        Познавательная деятельность:

  • Знакомство с музыкальным жанром;
  • Знакомство с музыкальным ладом – «Два сеньора – Мажор и Минор»;
  • Знакомство с музыкальными понятиями: композитор, музыкант, исполнитель, слушатель и т.д.

        Продуктивная деятельность:

  • Чтение стихотворения Л.Дымовой «Сложим песенку».
  • Домашнее задание: разучивание стихотворения Л.Дымовой «Сложим песенку» для дальнейшего сочинения песни «Звуки музыки».

Практическая деятельность:

  • Обучающие игры звуками,
  • Обучение технике игры на разных музыкальных инструментах,
  • Развитие вокальных навыков,

Формы организации:

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Музыкально-художественная

  • Исполнение знакомых песен «Петушок», «Пёстрый колпачок», «Микки Маус», танца «Кузнечик», игра в оркестре «Полька «Аннушка», «Котёнок Гав».

Цель: развитие музыкальных способностей детей через исполнением знакомых и любимых песен, танцев и игру на детских музыкальных инструментах, формирование основ детского музыкального творчества.

Двигательная

  • Музыкально-ритмические движения в НОД – танец «Кузнечик».

Цель: развитие двигательной активности детей и крупной моторики, сочетая движения с текстом песни и ритмом музыки.

  • «Поиграй и потанцуй»

Цель: развитие ритмического слуха детей в аккомпанементе, выполнение ритмических движений под музыку весёлого характера.

Познавательно-исследовательская

  • Три жанра в музыке «Песня. Танец. Марш»;
  • Музыкальный лад «Мажор и Минор»;
  • 2Домисолька» в гостях у детей;

Цель: знакомство детей с нотной грамотой, нотным станом, расположением нот, закрепить знания детей о музыкальном ладе и трёх музыкальных жанрах.

Коммуникативная

  • Музыкальная сказка «Семь сестричек – семь нот»;

Цель: развитие умения внимательно слушать, обогащение словарного запаса словами «нотный стан», «звукоряд», «скрипичный ключ»,

  • Беседа о жанрах, о музыкальном ладе;

Цель: развитие мыслительных процессов и логической речи детей;

  • Игра на детских музыкальных инструментах «Полька «Аннушка», «Котёнок Гав»;

Цель: формирование устойчивой потребности активного участия в музыкальной и импровизационной деятельности, чувство ансамбля.

  • Изготовление ноток из цветной бумаги;

Цель: формирование у детей желания помогать друг другу при изготовлении поделок, положительно относиться к творчеству друзей.

Продуктивная

  • Изготовление ноток из бумаги;

Цель: развитие творческих способностей детей посредством правильного подбора цвета и размера нот, правильного и аккуратного наклеивания.

Восприятие

  • Чтение и разучивание стихотворения Л.Дымовой «Сложим песенку»

Цель: Активизирование чувственного восприятия художественного слова, способствование образному восприятию воображения.

  • Слушание авторской песни на стихи Л.Дымовой «Звуки музыки» и подпевание

Цель: Мотивация детей на следующие музыкальные занятия.

Структура образовательной деятельности:

Деятельность музыкального  руководителя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Организационный момент

Слушание сказки

Концентрация внимания детей на предстоящую деятельность

Музыкальное задание

Игра в оркестре

Ритмичное исполнение произведения, умение украшать музыку не заглушая её своим инструментом.

Проблемная ситуация

Мотивация детской деятельности

Настрой детей на дальнейшую работу по выполнению заданий

Беседа о музыкальных жанрах или «о 3-х китах в музыке»

Умение логически мыслить

Развитие мыслительных операций и логического мышления.

Загадывание загадок

Умение логически мыслить

Музыкальная игра «Шляпы»

Упражнять детей в творческом поиске танцевальных движений, характерных данной шляпе.

Создание условий для удовлетворения базовой детской  потребности в движении, снятие статического напряжения

Творческое задание

Аппликация

Изготовление ноток

«Домисолька в гостях у детей»

Зал украшен шарами, на боковой стене – большой нотный стан со Скрипичным ключом, на линейках – нотный звукоряд (на магнитах).

Звучит лёгкая музыка. Дети входят в зал.

Приветствие: «Здравствуйте, ребята!» - «Здравствуйте!» (Трезвучие)

Муз.рук-ль: Сегодня я вам расскажу сказку, но не простую, а музыкальную. Но прежде, скажите, как называют людей, которые сочиняют музыку? Правильно, композиторы. Композитор сочинил музыку, она у него в голове звучит, а люди услышат её? Нет? Почему? Что надо сделать композитору, чтобы все люди могли услышать его музыку? Правильно, её надо записать специальными значками – нотами. Итак, сказка начинается.

«В некотором царстве, в музыкальном  государстве жили-были семь сестричек, семь нот. Построили они себе дворец из пяти этажей (показ) – пяти линеек и назвали его нотный стан. (Повторить с детьми) А запирали они свой дворец не простым ключом, а музыкальным, скрипичным (повторить слово «скрипичным» от слова «скрипка»). Сёстры очень любили петь. Но чтобы люди не перепутали их голоса, каждая нотка, когда пела, называла своё имя. Вот так: (исполняю звукоряд с название нот) до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Сегодня нотки пришли к нам, чтобы познакомиться с вами и поиграть.

Неожиданно в зал вбегает Домисолька (девочка подготовительной группы). Здоровается по-музыкальному с детьми.

Муз.рук: Здравствуй, Домисолька!

Домисолька:  Я тоже хочу с нотками поиграть! (Начинает снимать нотки с нотного стана). И с ноткой «до», и с ноткой «ре», и «ми», «фа», «соль», «ля», «си»!

Муз.рук: Домисолька! Что ты делаешь? Ты же перепутала все нотки! Как же нам теперь их узнать?

Домисолька:  Не расстраивайтесь, я вам помогу! У каждой нотки с обратной стороны есть для вас задание, и тот, кто выполнит его, тот сможет узнать название нотки и где она живёт!

Муз.рук: А задания очень трудные?

Домисолька:  А вы что, боитесь трудностей? (ответ детей)

Муз.рук: Тогда читаем первое задание. (Читает на обратной стороне одной из нот) «Я – нота «до» и очень люблю польку «Аннушка», потому что в этой мелодии  я – главная!». Действительно, ребята, полька звучит в тональности до-мажор и нотка «до» здесь самая главная. Ну как, дети, попробуем сыграть польку «Аннушка»? Я буду играть пьесу на фортепиано, а вы будете её украшать различными музыкальными инструментами.

Оркестр исполняет «Польку «Аннушка».

Муз.рук: Вы отлично справились с заданием, и я вам покажу, где живёт нотка «до». Так как эта нотка считает себя самой старшей, она построила себе домик отдельно от всех, на добавочной линеечке. (Садит нотку на добавочную линейку). Звучит она так… (пропевает)

Домисолька: А вот с таким задание справитесь?

Муз.рук: (читает) Нотка «ре» просит нас исполнить любую песенку без аккомпанемента. Дети, что такое «аккомпанемент»? Правильно, это сопровождение мелодии. Нам надо исполнить песню без сопровождения, т.е. должен звучать только голос. Исполним р.н.песню  «Петушок», а чтобы было интересно, будем петь по цепочке. Один начинает, затем продолжает следующий и т.д.

Исполняем р.н.песню «Петушок» а,капелла в удобной тональности

Муз.рук: Молодцы! Нотка «ре» может занимать своё место на нотном стане. А живёт она между ноткой «до» и всеми другими нотками. И звучит она вот как…(показ)

Домисолька:  А вот следующая нота - нота «ми» - просит наоборот, исполнить песню с сопровождением, с аккомпанементом.

Муз.рук: Выбирайте, какую песню исполним с аккомпанементом?

Дети исполняют знакомую им песню: «Пёстрый колпачок», «Моя семья» «Мамочка» или «В гостях у сказки»

Муз.рук: Домисолька! Покажи детям, где живёт нота «ми»?

Домисолька: Нота «ми» живёт на самом первом этаже нотного стана. Вот здесь!

Муз.рук: А звучит нота «ми» вот как…(показ) Попробуем с вами вместе пропеть эти три ноты…(проба) Молодцы, дети.

Муз.рук: А я прочитаю следующее задание. Задание ноты «фа». Нота «фа» спрашивает: знаменитая песенка про Кузнечика к какому жанру относится? Да-а-а! Задание очень трудное. Давайте думать! Какие жанры вы знаете? Мы их с вами называем 3 кита. Правильно: песня, танец и марш. Марш подходит? (наигрываю) Нет! А песня – напевная, плавная, мягкая, нежная – подходит? Тоже нет. А танец – весёлый, задорный, подвижный, игривый – подходит? Да, песенка про Кузнечика относится к танцевальному жанру. Давайте исполним танец «Кузнечик»!

Исполняется танец «Кузнечик»

Муз.рук: Домисолька! Дети с заданием справились!

Домисолька: Молодцы, дети. Посмотрите, где живёт нота «фа» - между первой и второй линейками нотного стана. А звучит она вот так…(показ).

Муз.рук: Какое же задание приготовила нам следующая нота, нота «соль»?

Домисолька: У ноты «соль» задание тоже сложное. Вот, читайте!

Муз.рук: «Исполнить пьесу, в которой присутствует мажорный и минорный лад». Я думаю, дети справятся и с этим заданием. Надо только вспомнить, что такое «мажорный» и «минорный» лад. (Ответы детей)

Муз.рук:  Мы с вами сейчас исполним в оркестре музыку из мультфильма «Котёнок Гав». Только надо будет выбрать инструменты для 1-й, мажорной части, и отдельно для 2-й, минорной части музыки.

Выбираем инструменты. Оркестр исполняет пьесу «Котёнок Гав».

Муз.рук: Посмотрите, ребята, где живёт нота «соль» - на второй линейке нотного стана, или на втором этаже. Звучит она вот так..(пропеть). Давайте, повторим названия нот и как они звучат. (Спеть с названием каждой нотки).  А что же приготовила нам следующая нота – нота «ля»?

Домисолька: Для настройки я нужна, всех главнее нота «ля», заменю я все слова. Поиграйте с ноткой «ля»!

Муз.рук: В какую же игру мы будем играть?

Домисолька: Нота «ля» приготовила для вас очень интересную игру, называется она «Поиграй и потанцуй».  (Объясняет правила игры, а муз.рук. ставит по кругу 6 стульев) На 6 стульчиках приготовлены музыкальные инструменты, под музыку вы лёгким бегом бежите вокруг стульчиков, как только музыка остановится, тот, кто оказался рядом с инструментом – берёт его и играет, а кому не хватило – тот выходит в середину и танцует. А чтобы танцевать вам было веселее, я вам приготовила шляпы. Они все разные, и вы можете придумать танец под свою шляпу! Готовы? Начинаем!

Игра «Поиграй и потанцуй» - 2-3 раза.

Муз.рук: Нотка «ля» звучит вот как (показ)… И последняя нотка – нотка «си»!  Домисолька, где же наша последняя нотка?

Домисолька: («садит» ноту «си» на нотный стан) Нота «си» живёт в самом центре музыкального дворца – на третьем этаже. А звучит она вот как… (показ).

Муз.рук: Дети, вы заметили, что чем выше этаж, тем выше звучит голос ноток! Попробуем спеть все 7 нот по порядку! (исполнение с названием нот). Уважаемая Домисолька! Какое же задание нам приготовила нота «си»?

Домисолька: Задание у ноты «си» такое – самим смастерить свои нотки из приготовленных кружочков и палочек.

Муз.рук: Очень интересное задание! Посмотрите, дети, сколько приготовлено кружочков и палочек к ним разного цвета. Надо к кружочку приклеить палочку-хвостик и получится нота. Цвет кружочка должен совпадать с цветом палочки. А я помогу вам к этой ноте прикрепить бантик. Начинайте!

Звучит музыка. Дети мастерят нотки.

Муз.рук: Какие получились замечательные нотки у вас! Я думаю, они помогут вам чаще встречаться с музыкой, а музыка, в свою очередь, доставит вам много-много радости.  Давайте все вместе исполним песню, которую мы с вами сочинили на стихи Людмилы Дымовой «Звуки музыки»

Исполняется песенка  «Звуки музыки» (муз.М.Новик).

Муз.рук: Украсьте нотками ваш музыкальный уголок в группе. А я вам желаю почаще петь, танцевать, улыбаться и с музыкой не расставаться! Спасибо вам за чудесно проведённое время! Я тоже приготовила для вас подарок – я предлагаю вам присесть на ковёр,  посмотреть кино (Презентацию на песню) и послушать красивую песню.

                     Исполняется песня «Дайте детству состояться»                         (муз. М.Новик, сл.З.Баевой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное развлечение для детей первой младшей группы «Кошка Мурка и котёнок Цап-царап в гостях у детей»

Развлечение позволяет средствами музыкально-художественной деятельности создать у детей радостное настроение от встречи    с персонажами-животными....

Музыкально-тематический досуг для детей подготовительной группы "ОХ и АХ в гостях у детей"

Музыкально-тематический досуг с использованием здоровьесберегающих технологий....

Музыкальное развлечение для детей второй группы раннего возраста «Бабушка-Забавушка в гостях у детей»

Музыкальное развлечение с помощью пения, игровых действий, танцевальных движений, общения со взрослым персонажем - Бабушкой-Забавушкой создаёт у детей радостное настроение....

Сценарий музыкально – игровой программы для детей дошкольного возраста к 1 июня «Кнопа и Клёпа в гостях у детей или детский сад встречает лето»

Цель: Создать атмосферу всеобщего праздника, доставить радость детям от встречи с любимыми персонажами, предоставить каждому ребёнку возможность проявить свои исполнительские способности в играх, танц...

Сценарий музыкально-игровой программы для детей дошкольного возраста к 1 июня «Кнопа и Клепа в гостях у детей или детский сад встречает лето»

Сценарий музыкально-игровой программы для детей дошкольного возраста к 1 июня «Кнопа и Клепа в гостях у детей или детский сад встречает лето»...

Сценарий музыкально – игровой программы для детей дошкольного возраста к 1 июня «Кнопа и Клёпа в гостях у детей или детский сад встречает лето»

Сценарий музыкально – игровой программыдля детей дошкольного возраста к 1 июня«Кнопа и Клёпа в гостях у детей или детский сад встречает лето»...