Бабушкин сундук
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему
Народное творчество является основополагающим моментом в возникновении всей мировой культуры и искусства. Именно поэтому так важно знакомить детей с лучшими образцами народных песен, танцев, с видами росписи, вышивки, предметами народного быта, народными музыкальными инструментами. Имея представление о своих корнях, понимая, откуда он родом, ребенок лучше усваивает нормы и ценности, принятые в современном обществе, включая моральные и нравственные ценности, учится любить свой родной край, формирует позитивную установку к различным видам труда и творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_babushkin_sunduk.docx | 30.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 12 «ТЕРЕМОК»
Методическая разработка занятия
по художественно – эстетическому воспитанию
детей 6-7 лет «Бабушкин сундук»
Менькина Наталья Викторовна
музыкальный руководитель,
высшая кв. категория
Котлас, 2016
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок» реализует основную образовательную программу дошкольного образования МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок», утвержденную приказом № 158/а от «09» сентября 2015г (протокол заседания педагогического совета № 1 от 3 сентября 2015г.). Программа разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
Актуальность методической разработки
Введение ФГОС определило содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Художественно – эстетическое развитие предполагает, в том числе, формирование элементарных представлений о видах искусства, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и др.), восприятие музыки, изобразительного искусства, фольклора.
Народное творчество является основополагающим моментом в возникновении всей мировой культуры и искусства. Именно поэтому так важно знакомить детей с лучшими образцами народных песен, танцев, с видами росписи, вышивки, предметами народного быта, народными музыкальными инструментами. Имея представление о своих корнях, понимая, откуда он родом, ребенок лучше усваивает нормы и ценности, принятые в современном обществе, включая моральные и нравственные ценности, учится любить свой родной край, формирует позитивную установку к различным видам труда и творчества.
Фольклор предоставляет детям большой простор для развития художественно – творческих способностей. В рисунке, песне, игре на музыкальных инструментах ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. Здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений народного искусства.
Ведущей педагогической идеей данной методической разработки является реализация комплексного подхода к художественно – эстетическому развитию старших дошкольников на основе образцов народного творчества, которая позволит повысить эффективность работы по развитию художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Тематическая организация данной разработки позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно в ходе занятия. Комплексно – игровой метод способствует развитию интереса дошкольников к различным видам художественно – творческой деятельности. Предложенная комплексная форма работы будет способствовать заинтересованности старших дошкольников в получении определенных навыков, повышению интереса к народному творчеству, развитию личности ребенка в целом.
Авторская новизна состоит в разработке материала и внедрению инновационных методов и приёмов работы (ИКТ, моделирование), способствующих повышению интереса детей к народному творчеству и применению полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности.
Методическая разработка занятия предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Длительность занятия для детей 6-7 лет составляет 30 минут, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26.
В зависимости от уровня подготовки детей и содержания предшествующей работы мы предлагаем использовать набор элементов НОД по следующим схемам:
Схема 1 | Схема 2 |
|
|
Представленные материалы, предлагаемые в игровой форме, могут использоваться в работе, музыкального руководителя и воспитателя.
Проект занятия
Воспитатель: Башарина Елена Владимировна (МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок»)
Музыкальные руководители: Менькина Наталья Викторовна, Куроедова Любовь Николаевна (МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок»)
Предмет: НОД «Художественно – эстетическое развитие»
Группа: подготовительная
Тема НОД: Бабушкин сундук
Цель: ознакомление дошкольников с народным творчеством
Задачи:
Обучающие
- Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, значением элементов орнамента.
- Учить рисовать орнамент на полосе бумаги
- Закреплять умение детей складывать лист бумаги гармошкой
- Продолжать знакомить детей с песенным народным творчеством
- Побуждать детей самостоятельно составлять орнаментальный хоровод из знакомых схем
- Закреплять знания детей о народных инструментах
Развивающие
- Развивать чувство ритма в игре на народных ударных инструментах и при создании орнамента на одежде
Воспитывающая
- Воспитывать бережное отношение к традициям своего народа
Социализация
- учить детей оказывать помощь другим, находить пути для достижения поставленной цели
Индивидуализация
- учить детей решать проблемно-игровые ситуации, оценивать свое эмоциональное состояние, радоваться успешному достижению результата
Оборудование:
- демонстрационный материал: магнитная доска, вышитое полотенце, схемы элементов орнамента, схемы элементов орнаментального хоровода, схемы для ритмического оркестра
- раздаточный материал: фломастеры, заготовки для рисования – сарафаны и рубахи, листы бумаги для изготовления гармошки, ударные музыкальные инструменты – ложки, трещётки, палочки, вертушка
- ТСО: телевизор, компьютер
Характеристика группы: группа со средней работоспособностью, у 72% детей хорошо развиты музыкальные и изобразительные навыки, 28% испытывают затруднения в подборе элементов для орнамента, в исполнении ритмического рисунка на ударных инструментах, при составлении хоровода из предложенных схем
Результат усвоения материала (20 - 25 человек):
- справились самостоятельно со всеми заданиями – 18-20 человек
- справились с заданием с небольшой помощью – 2-5 человека
Предполагаемые риски:
- удержать внимание детей на протяжении всего занятия
- знаний по незнакомой теме у детей может оказаться недостаточно
- организация пространственной среды в группе или зале
Структурные этапы | Содержание учебного материала | Дидактические задания | Действия педагога | Действия воспитанников | Результат |
Создание эмоционального фона, соответствующего теме занятия | Разговор о быте крестьян в русской деревне в прошлом. Приглашение побывать на посиделках. | Что лежит в сундуке? Что в этом предмете особенного? | Беседует с детьми, показывает презентацию, задает вопросы | Отвечают на вопросы, рассматривают картины | Эмоциональный настрой детей, готовность к занятию |
Создание проблемной ситуации – выбор песни, соответствующей атмосфере деревенских посиделок с рукоделием | Ноты песен | Какая песня наиболее подходит для того, чтобы под нее можно было рукодельничать? | Исполняет народные песен «Калинка» и «Ходила младешенька» | Дети слушают, выбирают песню, обосновывают свои ответы. | Поют выбранную песню без музыкального сопровождения |
Рассматривание старинной одежды повседневной и праздничной, рассматривание символов орнамента | Изображения символов орнамента, Бумажные заготовки фартуков, сарафанов и рубах. Фломастеры. | Какой цвет вышивки преобладал? Почему? Место расположения вышивки? Почему? | Создает условия с учетом индивидуальных особенностей детей для выполнения задания. Помогает правильно выбрать цвет, место расположения орнамента на заготовках | Дети отвечают на вопросы, выбирают орнамент, украшают орнаментом бумажные заготовки, соблюдая определенный ритм расположения символов | Экспресс выставка работ детей |
Что еще можно украсить орнаментом? Беседа об орнаментальном хороводе | Презентация «Орнаментальный хоровод», схемы фигур хоровода, музыкальное сопровождение | Практическое задание «Составь хоровод из предложенных схем»; | Организует детей, предлагает разные варианты выполнения задания с учетом индивидуальных особенностей у детей, ведет диалог с ними, задает вопросы, демонстрирует схемы, задает вопросы по презентации | Дети отвечают на вопросы, выбирают хороводницу, обсуждают схемы хоровода, выбирают нужные | Составляют хоровод из 4 -5 схем |
Беседа о русских народных музыкальных инструментах | Презентация «Народные музыкальные инструменты», аудиозаписи звучания инструментов | Какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете? Узнайте по звучанию русский народный музыкальный инструмент | Организует детей, ведет диалог с ними, задает вопросы, помогает с выбором при возникновении затруднений | Дети отвечают на вопросы о музыкальных инструментах, слушают их звучание, стараются узнать музыкальный инструмент по звучанию | Узнают по звучанию и называют русские народные инструменты |
Смастери свой музыкальный инструмент | Полоски бумаги, фломастеры | Сделать народный инструмент | Даёт пояснения и помогает выполнить работу | Дети сгибают бумагу гармошкой, рисуют кнопки, играют на бумажной гармони | Делают гармони из бумаги. |
Игра на музыкальных инструментах | Настроенная презентация с музыкальным сопровождением, ритмические схемы, ударные музыкальные инструменты (ложки палочки, трещётки и т.д.) | Какие инструменты придают особую краску звучанию оркестра? Для чего они используются? | Беседует с детьми, задает вопросы, напоминает способы игры на ударных инструментах, активизирует детей при прочтении ритма на схемах | Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, закрепляют приемы игры на музыкальных инструментах, исполняют ритм по схемам | Играют ритм на музыкальных инструментах под музыкальное сопровождение |
Народная игра | Слайды с изображением деревенского досуга | Какие народные игры вы знаете? | Задает вопросы о народных играх, организует детей | Отвечают на вопросы, выбирают игру | Играют в игру «Сахаринка» |
Рефлексия | Схемы с изображением солнца и дождя по количеству детей | Рефлексия «Выбери символ» | Создает условия для выбора символа. Организует диалог, подводит итог занятия, активизирует речь детей | Дети располагают на магнитной доске символ солнца, если занятие им понравилось, или дождя, если было не интересно. | Дети возвращаются с посиделок в группу. |
Библиография
- Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220 с.
- Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников /А.А. Грибовская. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
- Золотников В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве: Автореф. Канд. Дис. – М., 1966.
- А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, ОО «Музыка» методический комплект программы «Детство». СПб. Детство – ПРЕСС Москва творческий центр Сфера 2012г
- Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования дошкольников /Э.П. Костина. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. – Азбука шестой ступени развития детей /Э.П. Костина. – С. 81 – 123, Азбука седьмой ступени развития детей /Э.П. Костина. – С. 124 – 169.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей: Пособие для родителей и педагогов /М.А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
- Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Выпуск 1. Игры звуками: Учебно – методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003 – 100 с.
- Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным прикладным искусством. – М.:ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 – 128.: ил.
- Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 272с.: ил (Воспитание и доп. образование детей)
- Жегалова С.К. Русская народная живопись: Кн. Для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Куклы из бабушкиного сундука"
Исследовательская работа представленная на районном этапе конкурса "Я -исследователь" исследования проводила воспитанница подготовительной группы вместе с мамой и воспитателем. В проекте отображ...
фольклорное развлечение "Бабушкин сундук"
фольклорное развлечение для детей старшего возраста....
"Секреты бабушкиного сундука"
Краткосрочный, творческий «Секреты бабушкиного сундука» (Платок)....
Проект "Секреты бабушкиного сундука"
Разработан для детей младшего дошкольного возраста...
Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»
· Формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства.· Знакомить детей с одеждой ру...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»
· Формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства.· Знакомить детей с одеждой ру...
Исследовательский проект "Тайна бабушкиного сундука"
В работе описан материал для организации исследовательской работы с дошкольниками....