Бабушкин сундук
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему
Народное творчество является основополагающим моментом в возникновении всей мировой культуры и искусства. Именно поэтому так важно знакомить детей с лучшими образцами народных песен, танцев, с видами росписи, вышивки, предметами народного быта, народными музыкальными инструментами. Имея представление о своих корнях, понимая, откуда он родом, ребенок лучше усваивает нормы и ценности, принятые в современном обществе, включая моральные и нравственные ценности, учится любить свой родной край, формирует позитивную установку к различным видам труда и творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 12 «ТЕРЕМОК»
Методическая разработка занятия
по художественно – эстетическому воспитанию
детей 6-7 лет «Бабушкин сундук»
Менькина Наталья Викторовна
музыкальный руководитель,
высшая кв. категория
Котлас, 2016
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок» реализует основную образовательную программу дошкольного образования МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок», утвержденную приказом № 158/а от «09» сентября 2015г (протокол заседания педагогического совета № 1 от 3 сентября 2015г.). Программа разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
Актуальность методической разработки
Введение ФГОС определило содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Художественно – эстетическое развитие предполагает, в том числе, формирование элементарных представлений о видах искусства, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и др.), восприятие музыки, изобразительного искусства, фольклора.
Народное творчество является основополагающим моментом в возникновении всей мировой культуры и искусства. Именно поэтому так важно знакомить детей с лучшими образцами народных песен, танцев, с видами росписи, вышивки, предметами народного быта, народными музыкальными инструментами. Имея представление о своих корнях, понимая, откуда он родом, ребенок лучше усваивает нормы и ценности, принятые в современном обществе, включая моральные и нравственные ценности, учится любить свой родной край, формирует позитивную установку к различным видам труда и творчества.
Фольклор предоставляет детям большой простор для развития художественно – творческих способностей. В рисунке, песне, игре на музыкальных инструментах ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. Здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений народного искусства.
Ведущей педагогической идеей данной методической разработки является реализация комплексного подхода к художественно – эстетическому развитию старших дошкольников на основе образцов народного творчества, которая позволит повысить эффективность работы по развитию художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Тематическая организация данной разработки позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно в ходе занятия. Комплексно – игровой метод способствует развитию интереса дошкольников к различным видам художественно – творческой деятельности. Предложенная комплексная форма работы будет способствовать заинтересованности старших дошкольников в получении определенных навыков, повышению интереса к народному творчеству, развитию личности ребенка в целом.
Авторская новизна состоит в разработке материала и внедрению инновационных методов и приёмов работы (ИКТ, моделирование), способствующих повышению интереса детей к народному творчеству и применению полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности.
Методическая разработка занятия предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Длительность занятия для детей 6-7 лет составляет 30 минут, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26.
В зависимости от уровня подготовки детей и содержания предшествующей работы мы предлагаем использовать набор элементов НОД по следующим схемам:
Схема 1 | Схема 2 |
|
|
Представленные материалы, предлагаемые в игровой форме, могут использоваться в работе, музыкального руководителя и воспитателя.
Проект занятия
Воспитатель: Башарина Елена Владимировна (МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок»)
Музыкальные руководители: Менькина Наталья Викторовна, Куроедова Любовь Николаевна (МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок»)
Предмет: НОД «Художественно – эстетическое развитие»
Группа: подготовительная
Тема НОД: Бабушкин сундук
Цель: ознакомление дошкольников с народным творчеством
Задачи:
Обучающие
- Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, значением элементов орнамента.
- Учить рисовать орнамент на полосе бумаги
- Закреплять умение детей складывать лист бумаги гармошкой
- Продолжать знакомить детей с песенным народным творчеством
- Побуждать детей самостоятельно составлять орнаментальный хоровод из знакомых схем
- Закреплять знания детей о народных инструментах
Развивающие
- Развивать чувство ритма в игре на народных ударных инструментах и при создании орнамента на одежде
Воспитывающая
- Воспитывать бережное отношение к традициям своего народа
Социализация
- учить детей оказывать помощь другим, находить пути для достижения поставленной цели
Индивидуализация
- учить детей решать проблемно-игровые ситуации, оценивать свое эмоциональное состояние, радоваться успешному достижению результата
Оборудование:
- демонстрационный материал: магнитная доска, вышитое полотенце, схемы элементов орнамента, схемы элементов орнаментального хоровода, схемы для ритмического оркестра
- раздаточный материал: фломастеры, заготовки для рисования – сарафаны и рубахи, листы бумаги для изготовления гармошки, ударные музыкальные инструменты – ложки, трещётки, палочки, вертушка
- ТСО: телевизор, компьютер
Характеристика группы: группа со средней работоспособностью, у 72% детей хорошо развиты музыкальные и изобразительные навыки, 28% испытывают затруднения в подборе элементов для орнамента, в исполнении ритмического рисунка на ударных инструментах, при составлении хоровода из предложенных схем
Результат усвоения материала (20 - 25 человек):
- справились самостоятельно со всеми заданиями – 18-20 человек
- справились с заданием с небольшой помощью – 2-5 человека
Предполагаемые риски:
- удержать внимание детей на протяжении всего занятия
- знаний по незнакомой теме у детей может оказаться недостаточно
- организация пространственной среды в группе или зале
Структурные этапы | Содержание учебного материала | Дидактические задания | Действия педагога | Действия воспитанников | Результат |
Создание эмоционального фона, соответствующего теме занятия | Разговор о быте крестьян в русской деревне в прошлом. Приглашение побывать на посиделках. | Что лежит в сундуке? Что в этом предмете особенного? | Беседует с детьми, показывает презентацию, задает вопросы | Отвечают на вопросы, рассматривают картины | Эмоциональный настрой детей, готовность к занятию |
Создание проблемной ситуации – выбор песни, соответствующей атмосфере деревенских посиделок с рукоделием | Ноты песен | Какая песня наиболее подходит для того, чтобы под нее можно было рукодельничать? | Исполняет народные песен «Калинка» и «Ходила младешенька» | Дети слушают, выбирают песню, обосновывают свои ответы. | Поют выбранную песню без музыкального сопровождения |
Рассматривание старинной одежды повседневной и праздничной, рассматривание символов орнамента | Изображения символов орнамента, Бумажные заготовки фартуков, сарафанов и рубах. Фломастеры. | Какой цвет вышивки преобладал? Почему? Место расположения вышивки? Почему? | Создает условия с учетом индивидуальных особенностей детей для выполнения задания. Помогает правильно выбрать цвет, место расположения орнамента на заготовках | Дети отвечают на вопросы, выбирают орнамент, украшают орнаментом бумажные заготовки, соблюдая определенный ритм расположения символов | Экспресс выставка работ детей |
Что еще можно украсить орнаментом? Беседа об орнаментальном хороводе | Презентация «Орнаментальный хоровод», схемы фигур хоровода, музыкальное сопровождение | Практическое задание «Составь хоровод из предложенных схем»; | Организует детей, предлагает разные варианты выполнения задания с учетом индивидуальных особенностей у детей, ведет диалог с ними, задает вопросы, демонстрирует схемы, задает вопросы по презентации | Дети отвечают на вопросы, выбирают хороводницу, обсуждают схемы хоровода, выбирают нужные | Составляют хоровод из 4 -5 схем |
Беседа о русских народных музыкальных инструментах | Презентация «Народные музыкальные инструменты», аудиозаписи звучания инструментов | Какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете? Узнайте по звучанию русский народный музыкальный инструмент | Организует детей, ведет диалог с ними, задает вопросы, помогает с выбором при возникновении затруднений | Дети отвечают на вопросы о музыкальных инструментах, слушают их звучание, стараются узнать музыкальный инструмент по звучанию | Узнают по звучанию и называют русские народные инструменты |
Смастери свой музыкальный инструмент | Полоски бумаги, фломастеры | Сделать народный инструмент | Даёт пояснения и помогает выполнить работу | Дети сгибают бумагу гармошкой, рисуют кнопки, играют на бумажной гармони | Делают гармони из бумаги. |
Игра на музыкальных инструментах | Настроенная презентация с музыкальным сопровождением, ритмические схемы, ударные музыкальные инструменты (ложки палочки, трещётки и т.д.) | Какие инструменты придают особую краску звучанию оркестра? Для чего они используются? | Беседует с детьми, задает вопросы, напоминает способы игры на ударных инструментах, активизирует детей при прочтении ритма на схемах | Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, закрепляют приемы игры на музыкальных инструментах, исполняют ритм по схемам | Играют ритм на музыкальных инструментах под музыкальное сопровождение |
Народная игра | Слайды с изображением деревенского досуга | Какие народные игры вы знаете? | Задает вопросы о народных играх, организует детей | Отвечают на вопросы, выбирают игру | Играют в игру «Сахаринка» |
Рефлексия | Схемы с изображением солнца и дождя по количеству детей | Рефлексия «Выбери символ» | Создает условия для выбора символа. Организует диалог, подводит итог занятия, активизирует речь детей | Дети располагают на магнитной доске символ солнца, если занятие им понравилось, или дождя, если было не интересно. | Дети возвращаются с посиделок в группу. |
Библиография
- Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220 с.
- Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников /А.А. Грибовская. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
- Золотников В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве: Автореф. Канд. Дис. – М., 1966.
- А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, ОО «Музыка» методический комплект программы «Детство». СПб. Детство – ПРЕСС Москва творческий центр Сфера 2012г
- Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования дошкольников /Э.П. Костина. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. – Азбука шестой ступени развития детей /Э.П. Костина. – С. 81 – 123, Азбука седьмой ступени развития детей /Э.П. Костина. – С. 124 – 169.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей: Пособие для родителей и педагогов /М.А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
- Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Выпуск 1. Игры звуками: Учебно – методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003 – 100 с.
- Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным прикладным искусством. – М.:ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 – 128.: ил.
- Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 272с.: ил (Воспитание и доп. образование детей)
- Жегалова С.К. Русская народная живопись: Кн. Для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Куклы из бабушкиного сундука"
Исследовательская работа представленная на районном этапе конкурса "Я -исследователь" исследования проводила воспитанница подготовительной группы вместе с мамой и воспитателем. В проекте отображ...
фольклорное развлечение "Бабушкин сундук"
фольклорное развлечение для детей старшего возраста....
Проект "Секреты бабушкиного сундука"
Разработан для детей младшего дошкольного возраста...
Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»
· Формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства.· Знакомить детей с одеждой ру...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»
· Формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства.· Знакомить детей с одеждой ру...

Исследовательский проект "Тайна бабушкиного сундука"
В работе описан материал для организации исследовательской работы с дошкольниками....