Тематическое музыкальное занятие в студии «Истории старого рояля» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Основа занятия – музыка Камиля Сен-Санса «Карнавал животных» (Большая зоологическая фантазия), в которой с юмором рассказывается о разных животных с помощью музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_istoriya_sen_sans.docx | 22.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тематическое музыкальное занятие
в студии «Истории старого рояля»
для детей старшего дошкольного возраста
История 2 «Камиль Сен-Санс. «Я живу в музыке, как рыба в воде!»
Основа занятия – музыка Камиля Сен-Санса «Карнавал животных» (Большая зоологическая фантазия), в которой с юмором рассказывается о разных животных с помощью музыки.
Цель: Развитие и обогащение музыкально-интеллектуального кругозора детей.
Задачи:
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- закрепить знания детей о прослушанных ранее произведениях К.Сен-Санса;
-учить детей различать изобразительность музыки и тембры музыкальных инструментов, создающих образ;
- развивать умение слушать, сопереживать, эмоционально откликаться на произведения музыкального искусства;
-побуждать детей к поиску выразительных движений, передающих образ рыбок в аквариуме.
Образовательная область «Речевое развитие»:
-учить передавать характер музыкального произведения в словесных оценках.
Материал и оборудование:
- презентация «К.Сен-Санс. Большая зоологическая фантазия»;
- аудиозаписи музыкальных произведений
«Интродукция и королевский марш льва», «Курицы и петухи», «Слон», «Кенгуру», «Аквариум», «Персонаж с длинными ушами», «Лебедь».
Предварительная работа:
На музыкальных занятиях: знакомство с творчеством К.Сен-Санса, слушание его произведений; музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю».
В группе в музыкальных уголках: лепбук «Карнавал животных», портрет композитора К.Сен-Санса.
Оформление выставки «Карнавал животных».
Индивидуальная работа с детьми: рисование животных по пьесам «Карнавала животных»; двигательные импровизации «Львы», «Длинноухие персонажи», «Петухи и куры»
Рекомендации родителям: посещение филармонии.
Ход:
Музыкальный руководитель приходит в группу к ребятам и сообщает:
- Знаете ли вы, что однажды, в городе Дьепп состоялось торжественное открытие памятника композитору, которое проходило... в присутствии самого композитора. Открытие прошло успешно и сопровождалось большим концертом. Сам композитор с большой иронией отнесся к подобному торжеству:
- Ничего не поделаешь, приходится смириться с тем, что я уже не человек, а памятник. Видимо, жители города просто устали дожидаться моей смерти…» Хотите узнать, о ком это?
- Тогда приглашаю вас в музыкальный зал.
В зале оформлена выставка детских работ «Карнавал животных». Звучит пьеса «Аквариум» К. Сен-Санса.
-Думаю, вы уже догадались, о ком сегодня пойдет речь. Скажите, чья музыка звучит? (К.Сен-Санса). Сегодня мы погрузимся в богатый и невообразимо прекрасный мир классической музыки. Посмотрите на экран.
Слайд 1. К.Сен-Санс в детстве
Сен-Санс проявил себя как органист, пианист, дирижер, музыкальный пародист, ученый-любитель (математик и астроном, археолог), критик, путешественник, драматург, поэт, философ, музыкальный редактор и – последнее, но не менее важное – автор более чем трехсот произведений во всех жанрах композиторского искусства.
Уже в детстве Сен-Санс был одаренным ребенком. С двух с половиной лет начавший обучение на фортепьяно у своей бабушки, Сен-Санс уже в пять лет публично выступил в одном из парижских салонов. В шесть лет он стал сочинять музыку, а в десять состоялся его дебют как пианиста в концертном зале. И самое популярное его произведение «Карнавал животных».
Слайд 2. Портрет композитора К.Сен-Санса
Музыка «Карнавал животных» была написана Сен-Сансом во время отдыха в Австрии.
В этой сюите увидите сами
Ноты живые: с усами, с хвостами.
Бегать умеют они и лететь,
Ползать и плавать кусать и хватать.
Ноты мохнатые, ноты пернатые,
Стройные ноты и даже горбатые.
Добрые, злые, наземные, водные –
Кто же они? Догадались? (Животные)
Композитор задумал эту музыку как сюрприз для концерта. Это произведение для фортепиано и небольшого оркестра в который входят: флейта, флейта-пикколо, кларнет, ксилофон, стеклянная гармоника, 2 фортепиано, струнные (2 скрипки, альт, виолончель, контрабас).
Слайд 3. «Оркестр»
Слайд 4. Лев
-Открывает карнавал пьеса, которая называется «Королевский марш льва». – Как, по-вашему, должна звучать эта музыка?
- В каком регистре? Какая музыка должна быть по характеру? (Царь зверей приветствует всех своим грозным рычанием, возглавляет шествие, красуясь и нагоняя страх на всех собравшихся)
-Послушайте, как это услышал композитор (Звучит пьеса «Интродукция и королевский марш льва».
Слайд 5. Слон
Перед вами слон. В музыке Сен-Санса слон танцует.
(Звучит пьеса «Слон)
-Послушайте, какой танец исполняет слон? (вальс)
-Мы слушаем эту музыку с улыбкой – тяжелый, грузный, огромный слон танцует вальс. В оркестре его изображает инструмент с очень низким голосом – контрабас. Посмотрите, как он выглядит.
Слайд 6. Контрабас
Слайд 7. Осел
-На карнавал явилось очень упрямое, длинноухое животное, которое твердит одно и то же: «И-а, и-а, и-а»… Это…(осел)
-Да, осел раскричался не на шутку.
Звучит пьеса «Длинноухие персонажи»
Слайд 8. Рыбки
-Прекрасная музыка «Аквариум» Послушайте ее.
Звучит пьеса «Аквариум»
-Музыка искрится и переливается волшебными струями. Нежная мелодия скрипок, переливы фортепиано и звон челесты изображают волшебную картину: будто солнце отражается в воде и разноцветные лучи его рассыпаются вокруг.
Слайд 9. Музыкальные инструменты челеста, скрипки
А в аквариуме резвятся золотые рыбки.
Слайд 10. Видео «Лебедь» (танцует У. Лопаткина)
-Это пьеса «Лебедь». Какая музыка по характеру? (Музыка рассказывает нам о гордом, скользящем по воде лебеде)
- Его изображает струнный инструмент с низким голосом – виолончель, а волны и всплески воды передает фортепиано.
- «Лебедь» единственная пьеса из цикла, лишенная иронии. Это произведение – великолепное торжество лирики. Русский балетмейстер Михаил Фокин создал балетный номер на музыку «Лебедя». Завораживает красота этого шедевра балетного искусства. Посмотрите:
К.Сен-Санс «Лебедь» исполняет У.Лопаткина
Слайд 11. Интерактивная игра «Послушай и угадай»
-А теперь поиграем. Послушайте музыку и скажите, что за животное она изображает?
(Звучит музыкальный отрывок, если дети правильно называют пьесу, на экране появляется картинка, например «Аквариум». Если дети не отгадывают, появляется скрипичный ключ)
- А сейчас, представьте себя красивыми рыбками и подвигайтесь под музыку. Перед началом каждый может подумать, представить, какими движениями он попытается передать образ рыбки.
Дети пробуют импровизировать.
- Движения в воде не могут быть быстрыми. Они очень плавные. Рыбки то поднимаются на поверхность, то ныряют в глубину.
Показать несколько фрагментов движений, передающих эти особенности образа. Предлагаю детям выполнить выразительные движения без музыки. Предложить ребятам, что в аквариуме могут быть и водоросли. Как можно их показать?
- Ребята, в нашей картинной галерее много картин животных, а вот рыбок нет. Предлагаю вам нарисовать рыбок в аквариуме.
Дети выполняют работу в технике рисование и объемная аппликация. Дополняют выставку.
- Наше занятие получилось познавательным. Впереди нас ждут не менее интересные истории старого рояля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект тематического занятия из серии «История развития спорта» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект тематического занятия из серии "История развития спорта" для детей старшего дошкольного возраста "Первые олимпийские игры" с презентацией....
Конспект тематического занятия из серии «История развития спорта» для детей старшего дошкольного возраста «Первые олимпийские игры».
Конспект занятия к пректу "Мы - будущие олимпийские чемпионы"...
Первые олимпийские игры. Конспект тематического занятия из серии «История развития спорта» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект тематического занятия из серии "История развития спорта"...
Конспект интегрированного музыкального занятия Тема: « Весенняя мозаика цветных звуков» (для детей старшего дошкольного возраста)
Данный материал музыкального интегрированного занятия имеет несколько образовательных задач, с которыми дети в ходе всего занятия справляются при помощи знакомых игровых ситуаций и уже ,имеющегося муз...
Конспект музыкального занятия "На прогулку в зимний лес" для детей старшего дошкольного возраста
Представленный мною конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста "На прогулку в зимний лес", способствует развитию у детей музыкальных способностей, речи, движения, ...
Музыкальное занятия «Путешествие в мир волшебных звуков» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Сформировать устойчивое понятие у детей о свойствах и возможностях звуков, повышать интерес дошкольников к музыкальным занятиям, развивать музыкальную память, внимание, расширять круг...
Сценарий проведения тематического музыкального занятия "Помогите птицам!" с использованием ИКТ, для детей среднего дошкольного возраста.
Цель: формирование у дошкольников основ экологического сознания и экологической культуры через музыкальное искусство. В сценарии представлены разнообразные виды деятельности детей: речевые, музы...