Конспект музыкального занятия "Звуки осенней природы"
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

Михайлова Елена Борисовна

Разработки конспектов занятий для дошкольников с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звуки осенней природы23.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект музыкального занятия с детьми с нарушением речи в группе «Солнышко»

по теме "Звуки осенней природы"

Задачи:

  • научить детей различать средства музыкальной выразительности, высказываться об эмоционально-образном содержании;
  • развивать тембровое и слуховое восприятие, речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза, правильное дыхание, мелкую моторику рук;
  • закреплять музыкально-римтические умения и навыки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в музыкальный зал и образуют полукруг. Исполняют музыкальное приветствие «Музыка – здравствуй»,  Лазарев.

Дети идут на стульчики.

Музыкальный руководитель.  Мы с вами спели «Музыка здравствуй», а как вы думаете, где музыка берет начало, откуда она появляется?

Дети.  Она появляется из тишины, с журчания ручейка. С шелеста травы и листьев на деревьях.

Музыкальный  руководитель. Музыка появляется из природы и приходит к нам. Сегодня мы послушаем музыку, а вы внимательно послушайте и скажите, о чем рассказывает музыка, какое настроение вызвала музыка, какие чувства передает, но прежде, чем слушать, предлагаю всем настроиться.

Игра-настройка

Дети. 

Мы тихонечко сидим и готовим уши
Потому что мы хотим научиться слушать

Воспитатель. Где ребята ваши ушки?

Дети.

Наши ушки на макушке
Дети тихо сидят, не кричат, не шумят.
Палец к губам:  Т-сс!
К ушам руки: Вот наши ушки, ушки будут слушать. 

Звучит фонограмма «Утро» Э. Грига

Музыкальный  руководитель. Что изображает музыка?

Дети. Музыка изображает картину просыпающейся природы, как просыпается солнце и плывут облака, как дует ветерок,  поют птицы, как осень «одевает» деревья в разноцветные наряды.

Музыкальный  руководитель. Какой характер музыки?

Дети. Музыка спокойная, ласковая, светлая, иногда нежная.

Музыкальный  руководитель. Это музыкальное произведение называется «Утро», написал его норвежский композитор Эдвард Григ. Композитор в произведении воспевает пробуждение природы. Восходит солнце и озаряет осенний лес своими пурпурными лучами, щебечут проснувшиеся птицы и даже слышится дуновение осеннего ветерка.
Послушайте еще раз и скажите, какие музыкальные инструменты вы услышали?

Фонограмма «Утро» Э.Грига

Ответ детей.

Музыкальный руководитель. Композиторы сочиняют музыку, изображающую природу. Поэты пишут стихи об осенней природе. Художники пишут картины о прекрасном времени года – осень. Осень разукрасила все листья в яркие цвета, а какие цвета? (Ответы детей.)

Музыкальный руководитель. А как они красиво кружатся  и приятно шуршат под ногами. Скоро наступит зима, а мне так хочется услышать звуки осенней природы. Я предлагаю вам побывать в гостях у осенней природы.

Дети берут в руки листья из-под стульчиков и выходят в шахматном порядке в зал.

Зрительная гимнастика «Шу-шу-шу»

1. Ах, как листики летят, всеми красками горят           – Качают  листьями в руках 
Лист кленовый, лист резной, разноцветный,                   над головой вправо, влево следят
расписной.                                                                            глазами за движением;

Шу-шу-шу – 2 раза                                                           – шуршат листьями в руках
Как я листиком шуршу                                                    – приседают, водят руками вверх и вниз по очереди следят глазами;

2. Но подул вдруг ветерок, закружился наш листок     – кружатся вокруг
Полетел над головой красный, желтый, золотой.            себя
Шу-шу-шу – 2раза                                                              – шуршат листьями в руках;
Как листиком шуршу                                                       – приседают, водят руками вверх и вниз по очереди следят глазами;

3. Под ногами у ребят листья весело шуршат,              – дети приседают на корточки и шуршат листьями по ковру
Будем мы сейчас гулять и букеты собирать                     следят глазами за движением

Шу-шу-шу – 2 раза                                                             – повтор движений
Как я листиком шуршу

Дети собирают из листьев букеты.

Воспитатель.

Тихо-тихо все вокруг
Слышен слабый где-то звук
Может, ежик прошуршал? 
Может зайчик пробежал?
Может воздух зазвенел?
Может веткой захрустел?
Может веткой захрустел?
Где-то серый волк не спит 
Листик клена шевелит.

Упражнение-танец  с листьями  «Разноцветная осень» муз. Т.Морозовой (аудиокассета «Все мы дружим с песенкой» Москва 2005).

Дети образуют полукруг.

Музыкальный  руководитель.

Я хочу сказать вам дети,
Звуков много есть на свете:
Шум дождя, гремящий гром,
Крик мальчишек за углом,
Стук колес и лай щенка,
Гул гремящего станка 
Это звуки –  шумовые, 
Но, а есть еще другие
В них ни шума нет, ни стука,
С ними можно отдыхать 
Песни петь и танцевать.
Звуки радостные и печальные,
А зовутся – музыкальные.

(Автор неизвестен)

Игра «Музыкальные и шумовые звуки»

Воспитатель раздает детям картинки – будильник, колокольчик, пила, сова, птичка, скрипка, девочка поет, морская волна.

Музыкальный руководитель. Посмотрите на иллюстрации и озвучьте голосом. (Дети по очереди озвучивают голосом). Звуки  между собой перепутались их надо разделить на музыкальные и шумовые. (Делятся на две команды шумовых и музыкальных звуков.)

Музыкальный руководитель. Загадывает загадку:

Я по дереву стучу, тук-тук-тук (отстукивает ритм кубиками)
Червячка добыть хочу, тук-тук-тук, 
Хитрый скрылся под корой (тук-тук-тук),
Я достану, будет мой. 
(Дятел)

Музыкальный руководитель. Предлагает прохлопать ритмические рисунки в ладоши.

Звучит фонограмма дятла.

Музыкальный руководитель. Ребята. Вы слышите, нас услышал дятел и предлагает прогуляться по лесу. (Дети образуют круг – «полянку»)

Упражнение для губ, щек, языка.

Нам радостно и весело в осеннем лесу – улыбаются в стороны (губы и зубы сомкнуты
Улыбнемся друг другу и лесным обитателям
А вот посмотрите хомячок – толстячок             – надуть щеки
Хомячок высыпал зернышки в норку                – втянуть щеки
А вот белочка грызет орешки,                            – постучать зубами
А теперь чистит зубки                                        – почистить языком вверх, вниз зубки
(следить, чтобы не двигались челюсть)

Упражнение на дыхание

Музыкальный  руководитель. Как легко дышится в лесу, воздух чистый и свежий. Подышим свежим воздухом. На счет – 1, 2 – вдох через нос 3, 4 –  выдох через рот.
Пока мы с вами дышали свежим воздухом и не заметили, как заблудились в лесу.

Воспитатель. По полянке разбежались и в лесу все потерялись, как детей найти собрать?

Музыкальный руководитель. Будем голосом искать.

Распевка  Ау (автоматиз. «А», «У»)

Музыкальный руководитель  поет – Ли-за  Ау .  Девочка – Ау-ау.  – Ва-ня   Ау, мальчик – Ау, Ау.   И т.д.

Фонограмма щебетания птиц.

Музыкальный  руководитель. Ребята, вы слышите, кто издает такие чудесные звуки?

Дети. Птицы.

Музыкальный руководитель. Сколько их слетелось, давайте споем вместе с птицами.

Песня «Птичий хор». Сл. П. Синявского, муз. М. Кадомцева.

Звучит фонограмма  крика журавлей.

Музыкальный руководитель. Помашем им вслед рукой, весной они к нам прилетят опять, (дети машут рукой слева на право).
Птиц мы с вами проводили, но в лесу остались лесные звери. Присядем на пенечки и послушаем, какой житель леса издает такой звук? Р-р-р – 2 раза – тихо.
Слышите, он совсем рядом р-р-р – громко. 
(Медведь)

Дети берут кубики, расходятся по залу и садятся на них.

Пальчиковая гимнастика «Медведь». Сл.К. Некрасовой

Ходит по лесу медведь                                             – кулачками постукивают об колени;
Хочет сесть и посидеть 
Где ж такое место есть,                                            – ладошки вверх одновременно   
Чтобы мог медведь присесть?                                   сгибают пальчики;
То высок пенек,                                                        – сжимают кулачки указательный палец
поднимают; 

То торчит сучок,                                                       – сжимают кулачки большой палец вниз ;

То мокрый мох, то мох пересох, ох!                      – опускают руки вниз, качают вправо   
влево, разводят руки в стороны;
То низкий пень,                                                       –  руки на колени;

То густая тень,                                                          – закрывают ладошками лицо

То узкий ров,                                                            – руки на уровне груди ладошками друг 
другу пальцы прямые
То гнездо муравьев,                                                 – руками делают домик над головой

То кричит сорока,                                                    – руки на уровне груди поочередно 
большой и указательный пальцы                                                                    
смыкаются и размыкаются
То колючки сбоку                                                     – хлопают в ладоши

То кустарники,  то речка                                         – сжимают, разжимают кулачки
Нет свободного местечка

Это сказка о медведе, о медведе привереде.          – указательным пальце грозят

А среди наших ребят есть такие дети?

Воспитатель.

Петь красиво всем охота,
Отличиться каждый рад.
Но бывает почему-то,
У кого-то от чего-то 
Получается не в лад.

Дети одевают шапочки героев песни.

Песня-инсценировка «Мишенька-медведь» А.Г. Мовшовича

Звучит фонограмма ветра, дождя.

Музыкальный руководитель. Слышите, что это за звуки осенней природы? Спрячемся от дождя под зонтики. (Можно  под фонограмму одним детям предложить подыграть на  детских музыкальных инструментах: маракасах, колокольчиках, музыкальных треугольниках, другим – исполнить танец с зонтами)

«Танец под дождем». Сл. и муз. Ю. Верижникова (аудиокассета «Хлопайте в ладоши» М. 2005)

Музыкальный руководитель. Мы побывали в гостях у осенней природы, услышали ее звуки. Берегите природу, любите ее, и она отзовется  добром. Умейте слушать голоса природы, и ваше сердце наполнится радостью. Какое прекрасное время года – осень, просто чудная пора.

Песня  «Чудная пора – осень». Сл. и муз. Ю. Верижникова (аудиокассета  «Здравствуй осень золотая» М.2005)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПОКАЗА ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА И ХОРЕОГРАФИИ НА ТЕМУ: "ОСЕНЬ, ПРИРОДА"

1.    Уточнить знания детей об осени.  Закрепить знания детей о названии, строении и характерных особенностей деревьев . Учить показывать и называть на какие части делится дерево д...

Конспект занятия «Осенние дары природы»

Занятия «Осенние дары природы» по окружающему миру в средней группе.Цели: -закрепить знания об овощах, фруктах (внешний вид, вкус)-учить определять овощи на ощупь.-закрепить знание названий овощ...

Конспект НОД "Осенние изменения в природе"

Обобщение и закрепление знаний об осени, осенних месяцах, приметах, явлениях природы....

План – конспект совместного осеннего развлечения с родителями на природе

Цель:Организация активного отдыха детей старшего дошкольного возраста и их родителей.Задачи:- учить детей замечать сезонные изменения в природе;- развивать ловкость, быстроту, внимание, координацию дв...

Конспект занятия-прогулки "Природа осенью"

Цель: конкретизировать и закреплять представления детей об осенних изменениях в природе, расширять словарный запас, формировать умение видеть красоту осенней природы; совершенствовать двигательные нав...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Воспитатель: Мальгина Елена Викторовна Тема: «Осеннее настроение» (Рисование осенней природы).

Цель деятельности педагога:Развивать у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного город...