"Роспись дымковской игрушки" - конспект интегрированного занятия
план-конспект занятия (старшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
на основе интеграции познавательной, коммуникативной, речевой, художественно – эстетической областей с ИКТ
Тема: «Роспись дымковской игрушки»
Выполнили: Воспитатель старшей группы
Яцюк Светлана Александровна
Музыкальный руководитель:
Ищенко Жанна Генриховна
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Продолжать формировать представление о дымковской росписи
Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умении рассказать об этом.
Развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую речь.
Обогащать словарь детей: дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись.
Содействовать формированию умений взаимодействовать в коллективе.
Побуждать детей самостоятельно создавать изображения на объемных дымковских игрушках узорами с помощью кисти и палочки – тычка.
Развивать чувство цвета. Закреплять умение ритмично располагать узор.
Закреплять правила музыкальной игры «Разноцветная радуга»
Расширять музыкальные впечатления детей через слушание музыки в исполнении русского народного оркестра.
Содействовать развитию интереса к народному творчеству.
Используемые технологии: презентация «Дымковские игрушки», аудиозапись р.н. мелодий
Материал: дымковские игрушки, вылепленные детьми из глины, гуашь, кисти, палочки-тычки, салфетки, влажные салфетки, баночки с водой.
Предварительная работа: Знакомство с историей дымковской игрушки, ее традициями, просмотр презентаций по теме, рассматривание альбома «Дымка», д/ игра « Парные картинки»- дымковские игрушки, лепка игрушек из глины, грунтовка, свободное рисование элементов дымковской росписи, чтение стихов о дымковских игрушках.
Ход занятия
НОД проходит в музыкальном зале, оформленном в ярмарочном стиле.
Мотивация: Музыкальный руководитель приходит в русском народном костюме (Хозяюшка), приглашает детей на Ярмарку.
Дети входят в зал, играет русская народная музыка.
Музыкальный руководитель:
Ребята, сегодня на Ярмарке много гостей,
Приехали они со всех волостей.
Давайте с ними поздороваемся.
Дети поют попевку
Музыкальный руководитель:
Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет!
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, как много здесь красивых игрушек.
(Направляет детей к столам)
Звучит р.н. мелодия, дети рассматривают выставленные на столах игрушки народного творчества: хохлома, гжель и дымка)
Воспитатель: Вам нравится?
Дети: Да, нравиться
Воспитатель: Все они разные. Это – хохлома, здесь – гжель, а это что за игрушки? Кто из вас догадался?
Дети: Это дымковские игрушки
Воспитатель: Почему игрушки назвали дымковские?
Дети: Потому что, эти игрушки делали в селе Дымково,
Воспитатель: Правильно. И от названия села игрушки стали называть…
Дети: дымковскими
Воспитатель: а ласково
Дети: дымка
Воспитатель: А почему село назвали Дымково?
Дети: - Глиняные игрушки делали зимой и ранней весной. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и все село было в дыму, в дымке. От этого и возникло название села – Дымково.
Музыкальный руководитель: Какие вы молодцы, всё знаете.
Воспитатель: А мы ещё и стихотворение знаем про Дымково. Ребята, давайте послушаем Ирочку, присаживайтесь.
Ира Л. Читает стихотворение:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Фофонов)
Воспитатель: - Хозяюшка, а мы с детьми совсем недавно лепили дымковские игрушки. Это очень сложно, а с другой стороны - интересное и увлекательное занятие. Ребята, давайте расскажем Хозяюшке, как появляется такое чудо.
Дети: - Из глины дымковские мастера лепят свои игрушки.
Затем игрушки обжигаются в жарком огне русской печи
От огня они становятся прочные и легкие
Остывшие игрушки покрывают мелом, разведенным в молоке.
Когда игрушки высохнут, их раскрашивают красками.
Воспитатель: Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими лепными народными игрушками, благодаря ее цвету. Чем отличается она от других игрушек?
Дети: У нее всегда белый фон
Воспитатель: Какие элементы росписи используют мастера?
Дети: На белом фоне нарисован простой узор:
кружочки, точки, полоски, клеточки, кольца
Воспитатель: Краски, каких цветов используют мастера для росписи игрушек?
Дети: Они любят насыщенные цвета: красный, зеленый, синий, желтый, фиолетовый, оранжевый.
Воспитатель: Да, мастера используют нарядные, праздничные, яркие краски.
Музыкальный руководитель: А на Ярмарочном гулянье не только рассматривали и покупали, но и веселились: свистели в свистульки, пели песни и играли. А вы хотите поиграть?
Дети: Да, хотим
Музыкальный руководитель: Тогда беритесь за руки и вставайте в круг. (Показывает султанчик) Вы догадались, в какую игру будем играть?
Дети: Да, игра «Радуга»
Воспитатель: А водящего мы выберем считалочкой.
Считалочка:
«Вышла радуга- краса,
Разноцветная коса.
Ленты пестрые в косе –
А всего их ровно семь.
Дарит их красавица-
Бери, какая - нравится!»
Дети играют в игру «Разноцветная радуга» 2 раза
Воспитатель: Делу время… –
Дети: потехе - час
Воспитатель: Вот и для нас настало время потрудиться. На Ярмарке открыта мастерская. Проходите за столы, занимайте свои места.
Сейчас мы с вами поработаем художниками и начнём превращение обычных фигурок в настоящие расписные дымковские игрушки.
Украсьте свои игрушки, сохраняя белый фон. Постарайтесь, чтобы ваш узор был яркий, праздничный. Ваша задача не только изобразить элементы дымковской росписи, но и равномерно их располагать на игрушке.
А помогут вам в этом наши «волшебные» кисточки, палочки-тычки и карточки – помощницы (карточки с образцами элементов дымковской росписи на экране в презентации)
Давайте вспомним, какие части мы закрасим кисточкой полностью?
совершенно верно, но не забудьте, что ещё нужно будет прорисовать мордочку, уздечку и глаза.
Дети: Грива, хвост, копыта – хоровой ответ
Воспитатель: Для чего нам нужна палочка-тычок?
Дети: Чтобы рисовать кружочки.
Чтобы кружочки все были одинаковые, ровные, красивые.
Воспитатель: - Ну, что же приступайте к работе.
Дети расписывают объёмные игрушки.
Звучит народная музыка тихим фоном.
(Воспитатель и музыкальный руководитель оказывают помощь затрудняющимся детям, хвалят их, советуют. Выкладывают на столы влажные салфетки - вытирать руки от краски)
Музыкальный руководитель: Мастера и мастерицы, заканчивайте трудиться.
Воспитатель: Работа художника долгая, кропотливая, иногда над своей работой художник трудится несколько дней. Так что не расстраивайтесь, если кто-то из вас не закончил роспись до конца. Мы все с вами обязательно доделаем.
(Дети оставляют работы на столах, сами выходят в центр зала)
Музыкальный руководитель: Вы сегодня славно потрудились. Показали свои знания и умения. Не забыта дымковская игрушка. Гладя на ваши игрушки, так и хочется сказать: «Глазам - радость, душе - отрада!»
Воспитатель: Спасибо, Хозяюшка, что пригласили нас на Ярмарку. А для вас, ребята, у меня есть волшебные коробочки. В одной коробочке – цветные кружочки, а в другой – белые. Я предлагаю вам оценить свое настроение: если вам было интересно и все понравилось, возьмите себе яркие кружочки, как в дымке, а если вам было скучно, то белые. (Дети берут кружочки)
МР Ярмарка закрывается, до скорого свиданьица. (Дети под музыку покидают зал)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Роспись дымковской игрушки"
итоговое занятие по росписи дымковской игрушки с предложением различных фигурок...
Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе "Роспись Дымковской Игрушки"
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Продолжать учить детей составлять узор на геометрической форме, из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски)Закреплять уменияконцом кисти наносить т...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему "Роспись дымковской игрушки"
Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?Знакомство с дымковской игрушкой, историей ее создания, изготовление фигурок и раскрашивание их...
Конспект открытого занятия для родителей по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской игрушки (хвост индюка)»
Задачи образовательных областей:художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие....
«Ёлочная игрушка». Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по декоративной аппликации в технике «декупаж»
«Ёлочная игрушка». Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по декоративной аппликации в технике «декупаж»...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)
Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Дымковская игрушка» «Роспись дымковской игрушки «Барыни»
Цель: приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными промыслами.Программное содержание:- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.- Развивать ...