"Роспись дымковской игрушки" - конспект интегрированного занятия
план-конспект занятия (старшая группа)

Ищенко Жанна Генриховна

Конспект интегрированного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект интегрированной НОД45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

на основе интеграции познавательной, коммуникативной, речевой, художественно – эстетической областей с ИКТ

Тема: «Роспись дымковской игрушки»

                                                           

                                                                      Выполнили:    Воспитатель старшей  группы

                                                                                  Яцюк Светлана Александровна

                                                                                  Музыкальный руководитель:

                                                                                  Ищенко Жанна Генриховна

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Продолжать формировать представление о дымковской росписи

Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умении рассказать об этом.

Развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую речь.

Обогащать словарь детей: дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись.

Содействовать формированию умений взаимодействовать в коллективе.

Побуждать детей самостоятельно создавать изображения на объемных дымковских игрушках узорами с помощью кисти и палочки – тычка.

Развивать чувство цвета. Закреплять умение ритмично располагать узор.

Закреплять правила музыкальной игры «Разноцветная радуга»

Расширять музыкальные впечатления детей через слушание музыки в исполнении русского народного оркестра.

Содействовать развитию интереса к народному творчеству.

Используемые технологии: презентация «Дымковские игрушки», аудиозапись р.н. мелодий

Материал:  дымковские игрушки, вылепленные детьми из глины, гуашь, кисти,  палочки-тычки,  салфетки, влажные салфетки, баночки с водой.

Предварительная работа: Знакомство с историей дымковской игрушки, ее традициями, просмотр презентаций по теме, рассматривание альбома «Дымка», д/ игра « Парные картинки»- дымковские игрушки,  лепка игрушек из глины, грунтовка, свободное рисование элементов дымковской росписи, чтение стихов о дымковских игрушках.

                                                      Ход занятия

НОД проходит в музыкальном зале, оформленном в ярмарочном стиле.

Мотивация: Музыкальный руководитель приходит в русском народном костюме (Хозяюшка), приглашает детей на Ярмарку.

Дети входят в зал, играет русская народная музыка.

Музыкальный руководитель:  

Ребята, сегодня на Ярмарке много гостей,

Приехали они со всех волостей.

Давайте с ними поздороваемся.  

Дети поют попевку

Музыкальный руководитель:  

Велика Россия наша

 И талантлив наш народ

 О Руси родной умельцах

 На весь мир молва идет!

Воспитатель:  - Ребята, посмотрите, как много здесь красивых игрушек.

(Направляет детей к столам)

Звучит р.н. мелодия, дети рассматривают выставленные на столах  игрушки народного творчества: хохлома, гжель и дымка)

Воспитатель: Вам нравится?

Дети: Да, нравиться

Воспитатель: Все они разные. Это – хохлома, здесь – гжель, а это  что за игрушки? Кто из вас догадался? 

Дети: Это дымковские игрушки

Воспитатель: Почему игрушки назвали дымковские?

Дети: Потому что, эти игрушки делали в селе Дымково,

Воспитатель: Правильно. И от названия села игрушки стали называть…

Дети: дымковскими

Воспитатель: а ласково

Дети: дымка

Воспитатель: А почему село назвали Дымково?

Дети: - Глиняные игрушки делали зимой и ранней весной. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и все село было в дыму, в дымке. От этого и возникло название села – Дымково.

Музыкальный руководитель:  Какие вы молодцы, всё знаете.

Воспитатель: А мы ещё и стихотворение знаем про Дымково. Ребята,  давайте послушаем Ирочку, присаживайтесь.

 Ира Л. Читает стихотворение:

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капельки росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.  

(В.Фофонов)

Воспитатель:  - Хозяюшка, а мы с детьми совсем недавно лепили дымковские игрушки. Это очень сложно, а с другой стороны - интересное и увлекательное занятие. Ребята, давайте расскажем Хозяюшке, как появляется такое чудо.

Дети: - Из глины дымковские мастера лепят свои игрушки.

Затем игрушки обжигаются в жарком огне русской печи

От огня они становятся прочные и легкие

Остывшие игрушки покрывают мелом, разведенным в молоке.

Когда игрушки высохнут, их раскрашивают красками.

Воспитатель: Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими лепными народными игрушками, благодаря ее цвету. Чем отличается она от других игрушек?

Дети:  У нее всегда белый фон

Воспитатель: Какие элементы росписи используют мастера?

Дети: На белом фоне нарисован простой узор:

кружочки, точки, полоски, клеточки, кольца

Воспитатель: Краски, каких цветов используют мастера для росписи игрушек?

Дети: Они любят насыщенные цвета: красный, зеленый, синий, желтый, фиолетовый, оранжевый.

Воспитатель: Да, мастера используют нарядные, праздничные, яркие краски.

Музыкальный руководитель:  А на Ярмарочном гулянье не только рассматривали и покупали, но и веселились: свистели в свистульки, пели песни и играли.  А вы хотите поиграть?

Дети:  Да, хотим

Музыкальный руководитель: Тогда беритесь за руки и вставайте в круг. (Показывает султанчик) Вы догадались, в какую игру будем играть?

Дети:  Да, игра «Радуга»

Воспитатель: А водящего мы выберем считалочкой.

Считалочка:

«Вышла радуга- краса,

Разноцветная коса.

Ленты пестрые в косе –

А всего их ровно семь.

Дарит их красавица-

Бери, какая - нравится!»

Дети играют в игру «Разноцветная радуга» 2 раза

 Воспитатель: Делу время… –

Дети:  потехе - час

Воспитатель: Вот и для нас настало время потрудиться. На Ярмарке открыта мастерская. Проходите за столы, занимайте свои места.

Сейчас мы с вами поработаем художниками и начнём превращение обычных фигурок в настоящие расписные дымковские игрушки.

Украсьте свои игрушки, сохраняя белый фон. Постарайтесь, чтобы ваш узор был яркий, праздничный. Ваша задача не только изобразить элементы дымковской росписи, но и равномерно их располагать на игрушке.

А помогут вам в этом наши «волшебные» кисточки, палочки-тычки и карточки – помощницы (карточки с образцами элементов дымковской росписи на экране в презентации)

Давайте вспомним, какие части мы закрасим кисточкой полностью?

 совершенно верно, но не забудьте, что ещё нужно будет прорисовать мордочку, уздечку и глаза.

Дети: Грива, хвост, копыта – хоровой ответ

Воспитатель: Для чего нам нужна палочка-тычок?

Дети: Чтобы рисовать кружочки.

Чтобы кружочки все были одинаковые, ровные,  красивые.

Воспитатель: - Ну, что же приступайте к работе.

Дети расписывают объёмные игрушки.

Звучит народная музыка тихим фоном.

(Воспитатель  и музыкальный руководитель оказывают помощь затрудняющимся детям, хвалят их, советуют. Выкладывают на столы влажные  салфетки -  вытирать руки от краски)

Музыкальный руководитель: Мастера и мастерицы, заканчивайте трудиться.

Воспитатель:  Работа художника долгая, кропотливая, иногда над своей работой художник трудится несколько дней. Так что не расстраивайтесь, если кто-то из вас не закончил роспись до конца. Мы все с вами обязательно доделаем.

(Дети оставляют работы на столах, сами выходят в центр зала)

Музыкальный руководитель: Вы сегодня славно потрудились. Показали свои знания и умения. Не забыта дымковская игрушка. Гладя на ваши игрушки, так и хочется сказать: «Глазам - радость, душе - отрада!»

Воспитатель: Спасибо, Хозяюшка, что пригласили нас на Ярмарку. А  для вас, ребята, у меня есть волшебные коробочки. В одной коробочке – цветные  кружочки, а в другой – белые.  Я предлагаю вам оценить свое настроение: если вам было интересно и все понравилось, возьмите себе яркие кружочки, как в дымке, а если вам было скучно, то белые. (Дети берут кружочки)

МР Ярмарка закрывается, до скорого свиданьица. (Дети под музыку покидают зал)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Роспись дымковской игрушки"

итоговое занятие по росписи дымковской игрушки с предложением различных фигурок...

Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе "Роспись Дымковской Игрушки"

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Продолжать учить детей составлять узор на геометрической форме, из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски)Закреплять уменияконцом кисти наносить т...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему "Роспись дымковской игрушки"

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?Знакомство  с дымковской игрушкой, историей ее создания, изготовление фигурок и раскрашивание их...

Конспект открытого занятия для родителей по художественно-эстетическому развитию «Роспись дымковской игрушки (хвост индюка)»

Задачи образовательных областей:художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие....

«Ёлочная игрушка». Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по декоративной аппликации в технике «декупаж»

«Ёлочная игрушка». Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по декоративной аппликации в технике «декупаж»...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Дымковская игрушка» «Роспись дымковской игрушки «Барыни»

Цель: приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными промыслами.Программное содержание:- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.- Развивать ...