Методика обучения игры на ложках
методическая разработка по музыке на тему
Материал, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняясь. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obucheniya_igry_na_lozhkah_1_1.doc | 107.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методика обучения игры на ложках
Музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Попова Нина Ивановна
МБДОУ ЦРР детский сад №181 Коминтерновского района
г. Воронеж
Методика обучения игры на ложках
Материал, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняясь. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на ложках, овладения основами техники, рекомендую использовать на занятиях:
- пальчиковые игры;
- дидактические игры;
- игры с палочками;
- ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);
- соревнования между подгруппами;
- создание собственных приемов игры на ложках.
Структура методики:
Весь образовательный цикл делится на три ступени исполнительского мастерства:
1 ступень – подготовительный этап.
Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.
2 ступень – младшая и средняя группы ансамбля.
Цель: закрепление материала, пройденного на 1 ступени: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.
Дети знакомятся с народной культурой.
Учатся играть ансамблем, знакомятся с новыми приемами игры, осваивают технику игры на ложках.
3 ступень – старшая и подготовительная группы ансамбля.
Цель: знакомство с традициями народной культуры. Игра ансамблем. Совершенствование техники игры на 2-х и 3-х ложках. Проявление творческой инициативы.
Методы работы:
- Объяснительно-иллюстративный
(беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).
- Репродуктивный
(разучивание, закрепление материала).
- Исследовательский
(самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
- Метод побуждения к сопереживанию
(эмоциональная отзывчивость на прекрасное).
- Метод поисковых ситуаций
(побуждение детей к творческой и практической деятельности).
В работе с ансамблем использую технические средства обучения ТСО:
(музыкальный центр, мультимедийное оборудование, компьютер)
- для отработки техники игры на ложках;
- в ритмической тренировке;
- при знакомстве с музыкальным репертуаром;
- для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают
выводы, анализируют);
- на праздничных утренниках, досугах.
Этапы обучения на ложках:
I этап – знакомство с расписными ложками. Беседа о хохломской росписи.
II этап – постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.
III этап – знакомство детей с приемами игры на ложках. Разучивание частушек о хохломе.
IV этап – освоение техники игры, ритмическая тренировка. Прослушивание в грамзаписи русских народных песен. Просмотр видеокассет.
V этап – работа над музыкальным произведением.
VI этап – выступление на праздниках, концертах, развлечениях. Освоение техники игры на трех ложках.
Деревянная подружка
Без нее мы, как без рук
На досуге - веселушка
И накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот
И обжечься не дает.
(Ложка)
Деревянные ложки особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на ложках не требует длительного времени и специальной подготовки.
При игре на ложках главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творит чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.
Ложки следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.
Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.
Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем дети начнут играть на трещотке (прием игры «Волна»), с ними проводится игра-разминка «Шофер»: они имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля. Или перед тем как дети заиграют на коробочке, им предлагается, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам.
Ложки
Простейший русский народный инструмент, который изначально был предметом домашнего быта. Веками совершенствовалась форма деревянных ложек. Часто их украшали традиционной росписью, орнаментом.
Ложки изготавливают главным образом из березы, осины, ольхи, липы. Вырезать их лучше из сырой древесины. Процесс изготовления ложек можно разделить на следующие этапы:
1. Обтеска и обрубка баклуши (деревянной заготовки), которой придается форма
лопаточки, обрубленной более круто со стороны черпачка и более полого - к
черенку.
2. Тесление - вырубка теслом выемки у обработанной снаружи ложки.
3. Скобление - снятие тонкой стружки.
4. Сушка и шлифование.
5. Отделка.
Ложки украшают резьбой - геометрической или плоскорельефной (хотьковские), росписью (хохломские), выжиганием (вятские) с последующим покрытием лаком и закалкой.
Использование различных приемов игры на ложках расширяет музыкальные возможности инструмента, мир его звуковых красок. Если требуется дополнительный тембровый колорит и внешний эффект - применяют ложки с бубенцами, которые закрепляются на черенке. Широко используются в исполнительской практике также ложки-веера: ложки закреплены на деревянном бруске и по форме напоминают веер. Встреча с этим колористически ярким инструментом всегда приносит детям радость.
Как правильно выбрать ложки? Они должны обладать следующими качествами: прочностью, ярким звучанием; для игры более удобны ложки с прямыми черенками округлой формы.
Приемы игры на двух ложках
Ударяют одной ложкой о другую.
Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;
«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;
«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;
«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;
«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;
«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;
«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На сет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;
«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;
«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;
«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;
«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);
«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;
«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.
Примерный репертуар на ложках:
- «Светит месяц» русская народная песня.
- «Во саду ли, в огороде» русская народная песня.
- «Улыбка» музыка Шаинского.
- «Несет Галя воду» украинская народная мелодия.
- «Тень, тень, потетень» русская народная песня.
- «Антошка» музыка Шаинского.
- «Валенка» русская народная песня.
- «Кадриль» русская народная мелодия.
- «Я на гору шла» русская народная песня.
- «Во кузнице» русская народная песня.
- «Жили у бабуси» русская народная песня.
- «На зеленом лугу» русская народная песня.
- «Барыня» русская народная мелодия;
- «Посею лебеду на берегу» русская народная песня.
- «Матрешки» русская народная песня.
- «А я по лугу» русская народная песня.
- «Ой, вставала я ранешенько» русская народная песня.
- «Утушка луговая» русская народная песня.
- «Калинка» русская народная мелодия.
- «Смоленский гусачок» русская народная мелодия.
- «Лапти» русская народная песня.
- «Травушка муравушка» русская народная песня.
«Застучали наши ложки» авторская разработка
Дети сидят на стульях, в каждой руке 1 ложка
Движения выполняются по тексту
1куплет:
Застучали наши ложки
Молодцы, молодцы,
Ах, какие наши ложки
Посмотри, посмотри
2куплет:
По коленкам постучали,
Молодцы, молодцы,
Ах, какие, наши ложки,
Посмотри, посмотри
3куплет:
Мы за спинку спрячем ложки
Молодцы, молодцы,
Где же, где же наши ложки?
Покажи, покажи
4куплет:
Заплясали наши ложки
Молодцы, молодцы,
Ах, какие наши ложки,
Посмотри, посмотри
«Я на горку шла» русская народная песня
совместная композиция младшей и старшей группы ансамбля
Дети сидят полукругом, ложки в одной руке.
Вступление: ритмичные удары в такт песни, на конец разводят руки.
I куплет: с пением
Я на горку шла, удар ложками на последнюю долю
Тяжело несла. так же
Припев:
Уморилась, уморилась, рука колено, рука другое
Уморилася. качаем головой, обхватив ее руками
Знамо дело! повтор
Уморилась, уморилася.
II куплет:
Я домой пришла, два удара на последнюю долю
Овес высыпала. повтор
Припев тот же.
III куплет:
Я блинов напекла, скользящий удар по колену
Да наелась до сыта. так же
Припев тот же.
«Во кузнице» русская народная песня
для младшей группы ансамбля
Исходное положение: дети сидят на стульчиках. Ноги вместе. В каждой руке по ложке: ложки перед грудью вертикально.
Вступление.
I куплет:
Во ку, 2 удара ложкой
Во кузнице. ритмический рисунок
Во ку,
Во кузнице.
Во кузнице молодые удары в ритм: ложки - горизонтально
Кузнецы.
Во кузнице молодые
Кузнецы.
II куплет:
Они, как первый куплет
Они куют. черенками ложек ритмический рисунок
Они,
Они куют.
Они куют повтор второй части первого куплета
Приговаривают.
Они куют
Приговаривают.
III куплет:
Сошьем, как в первом куплете
Сошьем Дуне. удары в ритм по стульчику
Сошьем,
Сошьем Дуне.
Сошьем Дуне сарафан, повтор второй части первого куплета
Сарафан.
Сошьем Дуне
Сарафан,
Сарафан.
IV куплет:
Носи, как в первом куплете
Носи Дуня. удары в ритм за головой
Носи,
Носи Дуня.
Носи Дуня сарафан, повтор второй части первого куплета
Сарафан.
Носи Дуня сарафан,
Сарафан.
«Жили у бабуси» русская народная песня
Три девочки и три мальчика в русских народных костюмах. В руках ложки.
1 куплет
Жили у бабуси девочки идут вперед
Два веселых гуся мальчики идут вперед
Припев:
Один серый - девочки ритмично стучат ложками 3 раза
Другой белый, - мальчики ритмично стучат ложками 3 раза
Два веселых гуся – выполняют пружинку, держа ложки перед собой
Повтор так же.
2 куплет
Мыли гуси лапки девочки поочередно выставляют ногу на носок
В луже у канавки мальчики поочередно выставляют ногу на носок
Припев:
Один серый – повтор 1 куплета
Другой белый – повтор 1 куплета
Спрятались в канавке – подносят руки с ложками к голове и качают головой.
На повтор, на 1 часть – дети играют в ложки, а на 2 – приседают (прячутся).
3 куплет
Вот кричит бабуся – выходит девочка («бабуся»)
«Ой, пропали гуси» - поет соло
Один серый ритмично стучит кокошником
Другой белый по 3 раза на каждую строчку
Гуси мои гуси – качает руками
Повтор так же – в конце «плачет» и поворачивается лицом к детям «гусям».
4 куплет
Выходили гуси – встают и идут вперед девочки «гуси»
Кланялись бабусе – встают и идут вперед мальчики «гуси»
Один серый девочки ритмично стучат ложками 3 раза, одновременно кланяясь
Другой белый также мальчики
Кланялись бабусе – качают головами
Один серый также стучат ложками
Другой белый 3 раза
Кланялись бабусе – подбегают к «бабусе», окружают ее, а «бабуся» гладит детей-«гусей» по голове.
Песня «Улыбка» муз. Шаинского
И.п. Дети сидят полукругом, нога на ногу, ложки на уровне груди.
1 куплет
От улыбки хмурый день светлей (3 удара ложками)
От улыбки в небе радуга проснется (1 удар ложками)
Поделись улыбкою своей (3 удара ложками)
И она к тебе еще вернется (1 удар ложками)
Припев
И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака
И кузнечик запиликает на скрипке
(удары ложками – тарелки)
С голубого ручейка
Начинается река, 2 длинных удара ложками
Ну а дружба 3 коротких
Начинается с улыбки
2 куплет так же, как и 1
Припев
Дети поворачиваются друг к другу лицом – парами.
Ребенок слева держит ложки на уровне груди,
Ребенок справа играет по его ложкам.
И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака Просто ритм
И кузнечик запиликает на скрипке
С голубого ручейка
Начинается река, 2 длинных удара ложками
Ну а дружба 3 коротких
Начинается с улыбки
3 куплет так же как и 1
И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака Тарелки
И кузнечик запиликает на скрипке
С голубого ручейка
Начинается река, 2 длинных удара ложками
Ну а дружба 3 коротких (за спиной)
Начинается с улыбки
Танец с ложками
В танце принимают участие мальчики. В руках у них ложки. Мальчики выстраиваются шеренгой у центральной стены. 1-я фигура,
A. Мальчики, повернувшись друг за другом и ритмично ударяя ложкой о ложку, проходят вдоль центральной стены зала и останавливаются лицом к зрителям. Ложки берут в правую руку.
2-я фигура.
Б. Ритмично стучат ложками о ладонь левой руки, описывая руками большой круг: вправо, вверх, влево, вниз (2 круга).
3-я фигура.
B. Ударяют 3 раза (первый такт) ложками в ладонь ненапряженной вытянутой в правую сторону - вверх руки, затем ударяют 3 раза (2-й такт) - о ладонь той же руки, но уже слева от корпуса. На 3-й и 4-й такты мальчики выполняют 4 шага вокруг себя. Каждый шаг сопровождают ударом перед собой ложек о ладонь. На повторении музыки В - движения те же.
4-я фигура.
Б. 1-й такт - стучат 3 раза ложками о поднятое колено правой ноги.
2-й такт - ударяют 3 раза ложками о ладонь, держа руки перед грудью.
3-й такт - мальчики ударяют ложками о колено левой ноги.
4-ц такт - повторяются движения 2-го такта.
5-я фигура.
А. Мальчики берут в каждую руку по ложке, поворачиваются друг за другом и выполняют движения 1-й фигуры.
Танец с ложками
Звучит любая народная плясовая с вариациями. У центральной стены в ряд стоят стулья по числу танцующих детей.
Вступление. Дети гордо идут широким шагом по направлению к стульям, размахивая правой рукой, в которой две ложки. Левая рука - за спиной. Еще одна ложка спрятана за поясом. Подойдя к стульям, ложкари одновременно садятся лицом к зрителям.
Вариации
1.Выполняют удары ложками перед собой. 2.Три удара правого уха, три удара около левого уха. 3.Ударяют в свои ложки и в ложки соседа. 4.Сильная доля такта - удар в ложки над головой. Слабая доля - о каблучок. (Правая рука касается левой ноги, и наоборот.)
5.Скользящие удары вытянутыми вперед руками. 6.Дети вкладывают две ложки в левую руку, в правую берут третью ложку. Выполняя скользящий удар по двум ложкам. Левая рука приподнята вверх. 7.Выполняется трещотка (быстрые удары одной ложкой между двумя, находящимися в левой руке). 8.3аключительный удар в ложки над головой. Дети встают. Кланяются.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО
СЛУХА И РИТМА
Дидактические игры
На развитие чувства ритма
- Прогулка 5. Матрёшки
- Путешествие 6. Выполни задания
- Определи по режиму 7. Сложи песенку
- Учитесь танцевать 8. Ритмическое лото
На развитие памяти и слуха
- Сколько нас поет 4. Что делают в домике
- Слушаем музыку 5. Назови композитора
- Волшебный волчок 6. Какая музыка
На развитие тембрового слуха
- Определи инструмент 4. Музыкальные загадки
- На чем играю 5. Кто самый внимательный?
- Слушаем внимательно
Пальчиковые игры
«Смешные человечки» «Под сосной»
Бежали мимо речки Под высокою сосной
Смешные человечки Скачет заинька косой,
Прыгали, скакали А под старой елкой
Солнышко встречали. Сидит еж в иголках.
Забрались на мостик Здравствуй, заяц,
И забили гвоздик Здравствуй, еж.
Потом бултых в речку, Ты куда, косой, идешь?
Где же человечки?
«Вьюги» «Вот так!»
Вьюги, вьюги, вью Как живешь? Вот так!
Колотушки колочу, Как плывешь? Вот так!
Приколачиваю, Как бежишь? Вот так!
Заколачиваю. Вдаль глядишь? Вот так!
Ждешь обед? Вот так!
Машешь вслед? Вот так!
Как ты спишь? Вот так!
А шалишь? Вот так!
«Кошка» «Кошки-мышки»
Дом нарядный строят мыши Кошка мышку
Задымит труба на крыше Цап! Поймала.
Выйдет кошка на балкон Подержала и помяла.
И подарит им поклон. Отпустила, побежала.
Хвостиком помахала
«До свиданья» нам сказала.
«Жадный пес» «Два кольца»
Жадный пес дров принес, Я шла, шла, шла
Воды наносил, тесто замесил, Две дорожки нашла,
Пирогов испек, спрятал в уголок Золотые два кольца
И съел сам, ам, ам, ам. Бери, девица, молодца.
«Тропинка» «Считалка»
Шла тропинка. Шла, шла Тим, Тим, пони
К речке подошла. Сидели на балконе.
Удивилась, потопталась, Чай пили, ложки били,
С речкой тихо пошепталась, По-турецки говорили.
Под воду ушла. И набрали в рот воды,
А за речкою неслышно И сказали: «Всем замри!»
Из воды тропинка вышла. Стакан, лимон – выйди вон!
Дальше побрела. Стакан воды – выйди ты.
Пыль с себя стряхнув немножко,
Да водицы на дорожку
У реки взяла.
«Кузнец» «Сороконожки»
Эй, кузнец-молодец Две сороконожки
Захромал мой жеребец. Бежали по дорожке.
Ты подкуй его опять. Побежали, побежали
Отчего не подковать. И друг дружечку обняли.
Вот гвоздь, вот подкова Так друг дружечку обняли,
Раз, два и готово. Что едва мы их разняли.
«Солнечные зайчики» «Где же ручка?»
Солнечные зайчики Где же ручки, тут? Тут!
Где же ваши пальчики? На ладошках пруд? Пруд!
Ваши ушки А кто это?
И хвосты, Гусь молодой
Спинки, Митяй его поймал.
Ножки, Демьян ощипал.
Животы? Степан – печь топил,
Круглые, как мячики Иван – суп варил.
Солнечные зайчики. Полетел гусь в живот. Вот!
Прыгают, играют
Деток догоняют.
Игры с палочками
«Филин» «Лягушонок»
У опушки две старушки Для внучонка лягушонка
Брали грузди и волнушки Сшила бабушка пеленку
Филин: «У-ух» Стала мама пеленать,
Филин: «У-ух» А малыш давай скакать
У старушек замер дух. Прыг-скок, прыг-скок,
И от мамы наутек.
«Неделя» «Настроение»
В понедельник – мандарин, У папы настроение -
А во вторник – апельсин, зазавтрокомчитальное.
В эту среду – шоколад, У мамы настроение -
А в четверг – мармелад. На папуобижальное.
А в пятницу – печенье У брата настроение -
В выходной – варенье. Кричащепогремучее.
А у меня, а у меня
Покомнатепрыгучее.
«Пылесос» «Острова
Пылесос, пылесос, Раз, два – острова.
Ты куда суешь свой нос? Три, четыре – мы приплыли.
Я жужжу, я жужжу, Пять, шесть – сходим здесь.
Я порядок навожу. Потому что берег есть.
«Ножки» «Скачите палочки»
Ножки, ножки, вы шагали? Вы скачите палочки,
Мы шагали, мы шагали. Как солнечные зайчики.
Ножки, ножки, вы бежали? Прыг-скок, прыг-скок
Мы бежали, мы бежали. Прискакали на лужок
Ножки, ножки, вы стучали? Правой ножкой топ, топ.
Мы стучали, мы стучали. Левой ножкой скок, скок.
Ножки, ножки, вы плясали? На головку сели
Мы плясали, мы плясали. Песенку запели.
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали.
«Медвежата» «Помидор»
На поляне медвежатки Толстопузый помидор
Разыгрались с мамой в прятки Перелез через забор
Разбежались кто куда, Как веселый красный шар
Не найти их никогда. Покатился на базар
Но медведица схитрила Обежал за рядом ряд
Вкусной каши наварила На ходу одел халат
Медвежата прибежали Подал звонкий голосок
Чашки, ложки застучали Продаю томатный сок.
Стук, стук,
Чок, чок. «Птички»
Съел и чашку Чики-чики-чички
На сучок. Летели две птички
Пролетели мимо
«Капуста» Почесали спины
Мы капусту рубим, рубим Пёрышки упали
Мы морковку трем, трем «Здравствуйте» сказали
Мы капусту солим, солим Хвостики кружили
Мы капусту жмем, жмем. Друг с другом дружили
Песенки запел
Чики-чики-чики-чик С крыши на дорожку прыг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Баренбойм Л.А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа», 1987 г.
- Бухарева И.С. «Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста», 2002 г.
- Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.
- Ветлугина Н.А. «Художественное творчество в детском саду», 1974 г.
- Журнал «Дошкольное воспитание»
- Журнал «Книжки, ложки и игрушки для Танюшки и Андрюшки»
- Журнал «Музыкальная палитра»
- Журнал «Музыкальный руководитель»
- Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 200 г.
- Комарова Т.С. , Савенков А.И. «Коллективное творчество детей», 1998 г.
- Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду», 1990 г.
- Мельников «Русский детский фольклор», 1987
- Михайлов М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» - Ярославль, 1997 г.
- Науменко «Жаворонушки» русские песни, прибаутки, скороговорки, сказки, 1977 г.
- Науменко «Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами», 1977 г.
- Науменко «Фольклорный праздник», 2000 г.
- Науменко, Новлянский, фольклорный праздник «От зимы до осени»
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Фольклорные праздники (весенние, летние, зимние, осенние), игры и забавы, 1998 г.
- Федорова Г.П. «На золотом крыльце сидели» (игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста), 2000 г.
- Шамина «Музыкальный фольклор и дети», 1992 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Обучение игре на ложках"
В работе описаны основные приёмы обучения игре на деревянных ложках, значение музицирования в ансамбле русских народных инструментов....
Презентация по теме: "Обучение игре на ложках"
В презентации показаны виды ложек и детский оркестр ложкарей....
Методическая разработка "Методика обучения игры на ложках"
Методика обучения игры на ложках...
Мастер-класс "Обучение игре на ложках"
Мастер-класс для педагогов и родителей по игре на деревянных ложках....
Мастер-класс "Обучение игре на ложках"
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в нас...
Методика обучения игры на ложках
Учимся играя...
Методика обучения игре на деревянных ложках
В данной публикации рассматриваются различные способы использования деревянных ложек на музыкальных занятиях в ДОУ...