Оркестр. План работы кружка .
методическая разработка по музыке (средняя группа) на тему
Календарный план кружка "Оркестр" для средней и старшей групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка плана работы кружка "Оркестр"для средней и старшей групп. | 40.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка кружка «Бум-бам-бом» (игра на детских музыкальных инструментах) для детей младшего и среднего возраста
Аннотация
Методическая разработка кружка «Бум-бам-бом» (игра на детских музыкальных инструментах) рекомендуется для проявления и развития творческих способностей у детей младшего возраста с ОВЗ через музицирование. Предлагаемый материал познакомит детей с простейшими музыкальными инструментами и способами игры на них, разовьет все компоненты музыкального слуха: тембровый, динамический, ритмический, мелодический, мелкую мускулатуру пальцев рук, разовьет творческое музыкальное мышление, слуховую фантазию, память, внимание.
Подобранный музыкальный репертуар воспитает у детей коммуникативные качества, потребность в музыкальном общении, а также выдержку, целеустремленность, настойчивость
Содержание
- Введение.
- Основная часть.
- Заключение.
- Список литературы.
Приложение.
Календарно-тематическое планирование кружка «Бим-бам-бом»
Введение
Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов как средству музыкального воспитания всегда был очень большим. Выдающиеся музыканты-просветители Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, австрийский композитор и педагог К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основы элементарного музицирования в развитии музыкальности у детей.
Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели отечественной системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Еще в 20-е годы Н.А. Метлов и Л.И. Михайлова говорили о необходимости организации детского оркестра как действенного средства развития музыкального восприятия и слуха у детей. В 30-40-х годах Метловым были организованы оркестры в детском саду, намечены подходы к методике работы с ними, созданы новые звуковысотные детские музыкальные инструменты.
В действовавшей многие годы программе музыкального воспитания дошкольников игра на детских инструментах занимала значительное место. Однако обучение детей игре на звуковысотных инструментах строилось на основе обозначения клавишей с помощью букв, слогов, цифр или цвета, то есть, фактически, на искусственных «костылях», не имеющих отношения к музыке. Дети, многократно повторяя, заучивали последовательность этих ориентиров и каждый раз при переходе к новой мелодии начинали с нуля.
Настоящее время характеризуется переосмыслением детского музыкального воспитания.
Современные преобразовательные процессы в области музыкально-креативной педагогики, поиски путей и методов эстетического воспитания, опыт работы в речевом направлении, привели к необходимости использования элементарного музыкального музицирования.
Элементарное музицирование представляет для нас большой интерес, так как обладает рядом несомненных достоинств в работе с детьми . При овладении этой формой деятельности дети, во-первых, продолжают развивать навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), развивается моторика пальцев рук; во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко; в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам; в-четвертых, в ней развиваются и реализуются музыкальные способности и исполнительские возможности всех детей, независимо от степени их одаренности; и самое главное наличие во всех упражнениях элементов творчества.
Основная часть:
Учеными доказана прямая и естественная связь между движениями рук (пальцев, кисти) и произношением слов (работа гортани) благодаря тому, что коре головного мозга речевая зона и двигательная зона кисти расположены рядом. Таким образом развитие моторики влияет на развитие речевой зоны. Поэтому для таких детей требуются дополнительные услуги, которые способствовали бы решению проблемы.
Кружок «Бим-бам-бом» - музицирование на детских музыкальных инструментах. Этот вид деятельности открывает перед детьми новый мир выразительных свойств звука, помогает формировать все компоненты музыкального слуха, познавать окружающую действительность с помощью звуков.
Игра на детских музыкальных инструментах активизирует внимание, волю детей, помогает преодолеть скованность, застенчивость, робость, развивает чувство уверенности в себе, самостоятельность. В совместном музицировании воспитываются коммуникативные качества, потребность в музыкальном общении, а также выдержка, целеустремленность, настойчивость.
Цель: проявление и развитие музыкальных способностей ребенка через музицирование.
Задачи:
- Познакомить детей с шумовыми музыкальными инструментами и способами игры на них.
- Побуждать к самостоятельной деятельности.
- Формировать устойчивое ощущение метроритмической пульсации музыки.
- Развивать все компоненты музыкального слуха: тембровый, динамический, ритмический, мелодический.
- Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.
- Развивать способность детей к организованной работе в ансамбле.
- Развивать творческое музыкальное мышление, слуховую фантазию, память, внимание.
Интеграция с другими образовательными областями
«Физическая культура» | Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. |
«Коммуникация» | развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение воспитанниками нормами речи. |
«Познание» | расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества |
«Социализация» | формирование представлений о музыкальных инструментах; развитие игровой деятельности; |
«Чтение художественной литературы» | использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений |
«Безопасность» | формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе музицирования |
Занятия проводятся 2 раз в неделю в игровой форме, что позволяет детям в доступной форме получать знания и решать задачи, поставленные перед ними педагогом. Помещение проветривается каждый раз перед занятием и после него.
Диагностика элементарного музицирования
Средняя группа
Элементарное музицирование
1. Устойчивый интерес к данному виду деятельности.
2. Передача ритмической пульсации и несложного ритмического рисунка.
3. Чувство ансамбля.
Старшая и подготовительная к школе группы
Элементарное музицирование
1. Устойчивый интерес к музицированию.
2. Владение приемами звукоизвлечения на различных музыкальных инструментах.
3. Передача ритмической пульсации и несложного ритмического рисунка.
4. Чувство ансамбля.
Характеристика уровней
Высокий уровень — творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности).
Средний уровень — эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
Низкий уровень — малоэмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к музыке, к музыкальной деятельности. Не способен к самостоятельности.
Список средств обучения
- ТСО: магнитофон, фортепиано
- оборудование: детские музыкальные инструменты
Заключение
Реализация методической разработки кружок «Бум-бам-бом» для детей младшего возраста позволила достигнуть следующих результатов:
Дети, посещающие кружок:
- Узнали о шумовых (перкуссионных) музыкальных инструментах и способах игры на них (колокольчик, погремушка).
- Познакомились с духовыми и ударными музыкальными инструментами и научились правильным приемам звукоизвлечения.
- Получили начальные знания и умения игры на металлофоне.
- Вместе с родителями научились изготавливать музыкальные инструменты из подручных материалов.
Прошли выступления оркестра на утренниках и развлечениях:
- «Малыши в осеннем лесу» - «Ореховый оркестр» Детский краковяк мух. Слонова;
- «Новогодний теремок» - игра в оркестре на деревянных ложках, погремушках «Во саду ли в огороде» муз. Агафонникова;
- «Паровозик из Ромашково» – «Веселая кухня» муз. Вихаревой (самодельные шумовые инструменты, деревянные ложки, «тарелки»);
- «Колобок наоборот» (средняя группа) – «Полька» муз. Филиппенко (металлофоны, бубны, деревянные ложки, трещотка).
- Выступление в экологическом развлечении «В гостях у гномика» во II мл. группе.
- «Танец медвежат с ложками» муз. Котышевой.
- Озвучивание стихотворения С. Маршака «Апрель» шумовыми инструментами;
- Песня «Дождик» муз. Нероновой
Выступление на развлечение в ср. группе «Весеннее настроение», где использовались:
- сказочки-шумелки: «Пришла весна», «Чей голос лучше»;
- музыкальная зарисовка «Лягушонок», «Дятел», «Медведь»;
- песня «Веселая дудочка» муз. Красева с игрой на инструменте.
У детей, посещающих кружок «Бум-бам-бом» на конец года определились следующие результаты: активизировалось внимание, воля. Самостоятельность. Совместное музицирование помогло стать детям более раскрепощёнными, почти совсем избавило от стеснения и скованности. Участники кружка стали более открытыми, легкими в общении, обрели уверенность в себе, стали более музыкальными.
Список литературы
- Куприянова Т.М. Музыка для малышей. Игры, песни, танцы, шумовой оркестр. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 80 с.
- Играй, наш оркестр для детей младшего возраста. Составитель А. Певная. – Москва. 1983 г.
- Бублей С.. Детский оркестр. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – Ленинград «Музыка». 1989 г.
- Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения Карла Орфа Родничок 2001 год.
- Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. — М., 1999.
- Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах.- М., 1999
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор–Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»
Приложение. Календарно-тематическое планирование кружка «Бим-бам-бом»
Октябрь | |||||
Неделя | Тема месяца | Цели занятия | Музыкальный репертуар | Обеспечение педпроцесса | |
1-я неделя | «Музыкальный магазин» (деревянные звуки) |
| «Моя лошадка» муз. Гречанинова | Деревянные палочки, деревянные ложки, деревянные кубики | |
2-я неделя | |||||
3-я неделя | 3. Формировать умение подыгрывать на деревянных ударных инструментах | Песня «Барабан» муз. С. Коротаева | Деревянные палочки, деревянные ложки, барабан | ||
4-я неделя | |||||
Ноябрь | |||||
Неделя | Тема месяца | Цели занятия | Музыкальный репертуар | Обеспечение педпроцесса | |
1-я неделя | «Музыкальный магазин» (перкуссионные инструменты) |
| Попевка «Колокольчик», «Погремушки» р.н.м. Музыкально-дидактическая игра «Угадай на чем играю» Музыкальная игра «Оркестр» ук. н.м. | Погремушки, бубен, колокольчик | |
2-я неделя | |||||
3-я неделя | «Музыкальная мастерская» | 1. Создать условия, чтобы каждый ребенок мог сделать с помощью взрослого какой-нибудь музыкальный инструмент 2. Создать условия для экспериментирования детей со звуком, цель которого - установление зависимости качеств звука и свойств, используемых материалов (крупа, пластмассы, бумаги) 3. Организовать импровизированный концерт или спектакль с использованием самодельных инструментов. | Озвучивание сказки | Для изготовления самодельных инструментов необходимы следующие материалы: различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре, разноцветные фантики и пр.); деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки; коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц и др.); леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань; природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них, различная крупа, камешки, ракушки; кусочки пластика, небольшие металлические предметы (пластины, ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и т.д.); металлические банки разных размеров (например, от томатной пасты, газированной воды); пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады. | |
4-я неделя | |||||
Декабрь | |||||
Неделя | Тема месяца | Цели занятия | Музыкальный репертуар | Обеспечение педпроцесса | |
1-я неделя | «Музыкальный магазин» (духовой инструмент) | Познакомить детей с музыкальным инструментом дудочкой и научить детей правильным приемам звукоизвлечения | Песня «Веселая дудочка» муз. Красева | Дудочка | |
2-я неделя | Знакомство и разучивание песни к игре «Музыканты» | Игра шумовыми инструментами «Музыканты» муз. Вихаревой | |||
3-я неделя | Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах | Деревянные ложки, бубны, дудки | |||
4-я неделя | Выступление на Новогоднем празднике | Воспитывать навык совместного музицирования | Диск «Споем, попляшем, поиграем» | ||
Январь | |||||
Неделя | Тема месяца | Цели занятия | Музыкальный репертуар | Обеспечение педпроцесса | |
3-я неделя | «Музыкальный магазин» (металлофон) | 1. Продолжать знакомить детей с новыми музыкальными инструментами – металлофоном 2. Развивать сенсорные музыкальные способности | Музыкальная зарисовка «Лягушонок» | Металлофон | |
4-я неделя | «Путешествие по звукам» | Воспитывать интерес к музыке, звучанию музыкальных инструментах | Диск «Путешествие по звукам» | ||
Февраль | |||||
Неделя | Тема месяца | Цели занятия | Музыкальный репертуар | Обеспечение педпроцесса | |
1-я неделя | «Шутка в музыке» | Развивать навык одновременного исполнения на «инструментах» | «Парикмахерская полька» литовская народная мелодия | Расчески с медиатором, ножницы | |
2-я неделя | |||||
3-я неделя | «Весенний наш привет» | Учить точно воспроизводить ритмические рисунки, развивать творчество детей | Весенняя зарисовка «Сосулька» Куликова | Металлофоны, колокольчик, бубен | |
4-я неделя | |||||
Март | |||||
Неделя | Тема месяца | Цели занятия | Музыкальный репертуар | Обеспечение педпроцесса | |
1-я неделя | Выступление на утреннике 8 марта | Вызвать радость, желание играть вместе | «Парикмахерская полька» литовская народная мелодия | Расчески с медиатором, ножницы | |
2-я неделя | Сказочки-шумелки «Пришла весна» «Чей голос лучше» | Играть свои партии, сохраняя общий темп, динамику, настроение | Диск Железновых | ||
3-я неделя | |||||
4-я неделя | |||||
Апрель | |||||
Неделя | Тема месяца | Цели занятия | Музыкальный репертуар | Обеспечение педпроцесса | |
1-я неделя | «Играй, наш оркестр» | 1. Приобщать к коллективной игре в ансамбле 2. Закреплять умение одновременно вступать и заканчивать игру на музыкальных инструментах | «Полька» Филиппенко | Бубен, погремушки, ложки | |
2-я неделя | |||||
3-я неделя | |||||
4-я неделя | Озвучивание стихотворений | Развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, развитие креативности | Стихи для озвучивания «Апрель» С.Я. Маршак Шумовые инструменты | ||
Май | |||||
Неделя | Тема месяца | Цели занятия | Музыкальный репертуар | Обеспечение педпроцесса | |
1-я неделя | Презентация оркестра | Накапливать опыт восприятия музыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость на знакомые музыкальные инструменты, появление желания самостоятельно действовать с ними | Выученный репертуар за год | Деревянные палочки, деревянные ложки, деревянные кубики, металлофон, дудочка, бубен, погремушки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы кружка "Юные волшебники"
Перспективный план работы кружка на три года: младшую, среднюю и старшую группы. Кружок нацелен на развитие мелкой моторики ребенка, знакомство детей с различными видами ручного труда, сплочение колле...
Перспективный план работы кружка "Всезнайка"
Кружок по развитию логического мышления...
План работы кружка "Веселый оркестр" старшая группа
Цели: 1. Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов.2....
Перпективный план работы кружка по нетрадиционной техники рисования "Волшебники"
Перспективный план работы кружка по нетрадиционной техники рисования "Волшебники"Предлагается планирование с использованием нетрадиционных техник ,рекомендуемых для использования в детском саду....
План работы кружка "Тили-тили тесто"
Перспективный план работы кружка (тестопластика)«ТИЛИ-ТИЛИ-ТЕСТО»...
План работы кружка "Весёлый оркестр"
Календарно-тематическое планирование, может использоваться как приложение к программе по приобщению к русскому народному творчеству...
План работы кружка по ИЗО в подготовительной группе План работы кружка «Волшебные краски» в подготовительной группе
Пояснительная запискаСпособность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психолог...