ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ХОРЕОГРАФАМИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sovmestnaya_rabo_ta_s_horeografami_1.docx | 16.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Новикова Алла Геннадьевна
музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад № 6
Василеостровского района
Санкт-Петербурга
Статья
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ХОРЕОГРАФАМИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга
В статье рассматриваются методы и формы взаимодействия музыкального руководителя с хореографами, потенциал используемых танцевальных программ «Спортивные бальные танцы» (авт. – Е.Ю. Саушева) и «Са-Фи-Дансе» (авт. – Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина).
Ключевые слова: развитие музыкально-двигательного творчества, восприятие и воплощение художественных образов, формирование двигательной активности дошкольников.
В русле требований ФГОС ведется активный поиск методов и форм работы, позволяющих эффективно решать задачи развития детей с опорой на интегрированный подход. В данной статье освещен опыт взаимодействия музыкальных руководителей с хореографами по развитию творческих способностей воспитанников. Именно в дошкольном учреждении благоприятно сочетаются те факторы, которые влияют на развитие разнообразных способностей детей. Это и непосредственно организованная образовательная деятельность (изобразительная деятельность, музыка, физическая культура и др.), и дополнительное образование детей, которое в полной мере может удовлетворить потребности ребёнка и раскрыть их творческий потенциал.
Чрезвычайно благоприятным для развития творчества видом искусства является музыка с её абстрактностью языка и высокой эмоциональностью повествования. Музыкально-ритмические движения – один из видов музыкальной деятельности, в котором в полной мере раскрываются характер и содержание музыки, её идеи и образы. Танец, как никакое другое искусство, способствует полноценному эстетическому совершенствованию ребенка, его гармоничному духовному и физическому развитию. Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Оно приносит ребенку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности [2].
В то же время музыкально-ритмическое движение является и средством анализа музыкального произведения, и главным образом, его ритмической структуры. И потому имеет колоссальное значение, с точки зрения развития чувства ритма и музыкального мышления ребенка.
Кроме того, именно в танце формирование творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно, так как в процессе восприятия музыки развивается воображение и образное представление ребенка. Особенность движения под музыку проявляется в воплощении художественных образов с помощью выразительных движений исполнителей, при отсутствие каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере соответствует двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов «при посредстве собственного тела» [1, с. 63].
По мнению педагогов и психологов (Л.С. Выготский, Л.А. Барен-Бойм, Н.А. Ветлугина), побуждать детей к выполнению творческих заданий необходимо как можно раньше, динамично и непосредственно связывая обучение и творчество.
Творчество дошкольника в танце может быть: исполнительским и «композиционным». Под детским исполнительским творчеством в танце подразумевается выразительность, индивидуальная манера исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов. Для дошкольников термин «композиционное творчество» несколько условен, и в то же время, несет в себе создание новых музыкально-пластических, танцевальных образов, которые воплощаются средствами языка движений и представляют собой танцевальные композиции. Главные показатели «композиционного» творчества детей: удачный подбор знакомых танцевальных движений, оригинальность их сочетания, комбинирования и варьирования, своеобразие выразительной пластики.
Основное средство формирования музыкально-двигательного творчества в танце – обучение детей «языку движений». Для этого нужно дать необходимый в музыкально-ритмическом направлении «багаж» знаний, навыков и умений, чтобы дети развивали свои музыкальные способности. Необходимо знакомить их с принципами танцевальной композиции, подводить к выразительности пластического общения и эмоционального состояния, который близок детям по собственному жизненному опыту.
Арсенал движений пополняется благодаря совместной работе с хореографами: Е.Ю. Саушевой, О.В. Максимовой, а также привлечению материалов современных сборников танцевальной направленности, разработанных Т. Ломовой, Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной, Н. Зарецкой, А.И. Бурениной, Т. Суворовой, 3. Роот, Г.П. Федоровой, О. Усовой и др.
У детей младшего дошкольного возраста акцент делается на формировании первых музыкальных впечатлений и эмоций. Детей среднего дошкольного возраста важно активизировать к проявлению интереса к музыке, к умению чувствовать её характер при самостоятельном и совместном со взрослыми восприятии и при более продолжительном времени прослушивания. На вопросы: «Чем нравится музыка?» в данном возрасте проявляются первичные наивные оценки, становятся более устойчивыми эмоциональные реакции детей. У старших дошкольников формируются способности к мотивированной оценке, устойчивому интересу к музыке, началу музыкального вкуса. Они сознательно контролируют собственную исполнительскую деятельность, рассуждают о средствах музыкального выражения, употребляют некоторые музыкально-эстетические термины; способны чувствовать не только общий характер произведения, но и смену его в процессе развития музыкального образа; могут четко разделять контрастные части музыки, сравнивать и сопоставлять различные музыкальные произведения.
Для формирования музыкально-двигательного творчества педагогами ДОУ используются, прежде всего, традиционные формы работы: музыкальные занятия; концертная деятельность вне ДОУ (конкурсы, смотры); физкультурные занятия и утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением (проводятся круглый год, включая летний период), индивидуальная работа.
Остановимся на некоторых практических приемах, используемых на занятиях для развития музыкально-двигательного творчества у дошкольников.
- Пантомимические загадки. После прослушивания характерного музыкального произведения (педагог не называет его) детям предлагается в движении создать свой образ, продемонстрировать его зрителям, которые попытаются понять и назвать изображаемого персонажа (Э. Григ «Танец троллей» и т.д.).
- Немое кино. После анализа музыкального произведения попытаться под музыку выразительно его рассказать с помощью танцевальных движений, передать его содержание и характер, как в немом кино (К. Сен-Санс «Куры и петухи»).
- Создание танцевально-двигательных импровизаций на музыкальные произведения, контрастные по характеру (Г. Свиридов «Весна и Осень»).
- Создание танцевально-двигательных импровизаций на разнохарактерные музыкальные произведения с одинаковым названием (А. Лядов «Баба Яга», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках. Баба Яга», П.И. Чайковский «Баба-Яга»).
- Прием спонтанного отклика на звучащую музыку: без предварительного прослушивания попытаться просто подвигаться под звучащую музыку (К. Сен-Санс «Лебедь»).
В программу праздников и развлечений также включаются сюжетные танцы: массовые, групповые и индивидуальные – «Танец с осенними листьями», «Танец снежинок», «Сестрички-матрешки», «Танец ковбоев», «Китайские веера», «Прощальный вальс», «Бразильский танец», «Русские посиделки», «Смелые моряки»; а также свободные импровизационные пляски с героями (Кикиморой, Несмеяном, Дедом Морозом, Бабкой Ежкой, Снегурочкой и т.д.).
Начиная с младшего дошкольного возраста, с воспитанниками в рамках кружковой деятельности работают хореографы-члены Ассоциации спортивных больных танцев. Занятия проходят систематически 2 раза в неделю. Детей знакомят с основными положениями корпуса, позициями ног и рук, постепенно разучивают танцы европейской и латиноамериканской программы. Движения выполняются с музыкальным сопровождением и без него.
Целью программ «Спортивные бальные танцы» (авт. – Е.Ю. Саушева) и «Са-Фи-Дансе» (авт. – Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина [3]) является: всестороннее и гармоничное развитие ребенка, формирование средствами музыки и музыкально-ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Работа ведется по следующим направлениям: сюжетные танцы - с элементами пантомимы по содержанию сказки, стихотворения или песни; музыкально-дидактические игры; проблемные ситуации для развития творческого мышления дошкольников, свободные пляски.
Практика показывает, что уровень сформированности творчества дошкольников в танце значительно возрос при использовании пантомимических и танцевальных движений в свободных плясках и сюжетных танцах. И конечно, существенную роль играет плотное и систематическое взаимодействие музыкального руководителя со всеми специалистами ДОУ.
Литература:
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Союз, 1997. - 96 с.
- Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности. – М.: Искусство. - 216 с.
- Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей». – СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 352 с.
References:
- Vygotsky L.S. Imagination and creativity in the children's age. - M.: Soyuz, 1997. - 96 p.
- Lopukhov F.V. Choreographic frankness. - M.: Iskusstvo. - 216 p.
- Firileva Z.E., Saykina E.G.. CA-Phi-Dance. Dancing-games gymnastics for children. - SPb.: DETSTVO-PRESS, 2010. - 352 p.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие взрослого с детьми в процессе формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
Актуальность: Взаимодействие взрослого с детьми в процессе формирования экологических представлений имеет большое значение в познавательном развитии дошкольника. ...
ПРОГРАММА «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
Программа "Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста"...
Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"
Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом.Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу,...
«Совместная деятельность музыкального руководителя и педагога-психолога в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»
Взаимодействие специалистов в детском саду – важная и ответственная форма работы с детьми дошкольного возраста. Практика подсказывает, о необходимости поиска эффективных методик по сохранению пс...
Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на ДМИ"
Ритмы сопровождают нас повсюду. Даже природа без ритма не существует....
«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ по направлению художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
laquo;Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ по направлению художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»...
Мастер - класс для педагогов МБДОУ №89 «Журавленок» компенсирующего вида г. Улан-Удэ Музыкальный руководитель: Иванова А.А. «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
laquo;Ритм в музыке – это пульсация, свидетельствующая о жизни ...»А. Г. РубинштейнЦель мастер-класса: Знакомство воспитателей с опытом использования упражнений, речевых ...