Цикл конспектов НОД по художественно-эстетическому развитию (музыка) "Вечный песенный огонь" для старших дошкольников.
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Парсегян Валентина Ивановна

 Данный цикл занятий знакомит детей с песнями Великой Отечественной войны, помогает понять значение песни в жизни народа в тяжелые годы войны, формировать представление о жанре «песня», развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, учить различать смену настроений.Знакомя детей с лирическими песнями военных лет, рассказывать о верности, о дружбе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsikl_zanyatiy_vechnyy_pesennyy_ogon.doc58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                          ВЕЧНЫЙ ПЕСЕННЫЙ ОГОНЬ.

                  Цикл занятий, посвященных Дню Победы.

Музыкальный руководитель Парсегян Валентина Ивановна.

Занятие№1.

Тема: Песни грозовых дней (патриотические)

Репертуар: «Священная война», муз. А.В. Александрова, сл. В. Лебедева-

        Кумача.

Цель: Рассказать о значении песни в жизни народа в дни Великой

Отечественной войны. Формировать представление о жанре «песня». Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Познакомить с патриотической песней, с творчеством композитора А.В. Александрова. Учить различать средства выразительности.

                                ХОД ЗАНЯТИЯ.

Муз. рук.: Ребята, сегодня мы будем говорить о музыке, которая помогала

людям в тяжелые дни Великой Отечественной войны. Много музыкальных произведений появилось в дни войны. И все они принадлежат к разным жанрам. Давайте вспомним, какие жанры вы знаете?

Дети: Песня, танец, марш.

Муз. рук.: Как вы думаете, какой из жанров мог поддержать защитника

Отечества, идущего в бой?

Дети: Песня.

Муз. рук.: Правильно! Ведь в песне есть слова и есть музыка, которые

дополняют друг друга. В дни войны многие композиторы писали о войне. Но дошли до нас самые лучшие, которые пели и стар и млад, на фронте и в тылу. Песни – как друзья в беде и в радости. С самой главной песней мы познакомимся сегодня.

В первые дни войны родилась песня «Священная война». Музыку написал известный композитор Александр Владимирович Александров, а слова – поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач. Большая сила и энергия в чеканном ритме мелодии и звучании фанфар превращают эту песню в величественную песню-гимн. (Звучит запев и припев песни)

Решительное движение мелодии вверх по звукам тонического аккорда звучит как суровый призыв. (проигрывает начало запева). Какая это музыка по характеру?

Дети: Тяжелая, торжественная, похожая на марш.

Муз.рук.: Верно! Энергичная мелодия и аккорды, четкий ритм придают ей

        черты марша (звучит только запев):

        Вставай, страна огромная,

        Вставай на смертный бой!

        С фашистской силой темною,

        С проклятою ордой…

        Первое слово «Вставай» в песне звучит очень длинно. Звучит как

приказ. И мольба. Оно очень громкое, это «Вставай!». Потому что наша страна очень огромная. И нужно было докричаться до всех, чтобы все услышали. Слово «огромная» тоже поется так, что в нем ощущается действительно огромная страна. «Огро-о-омная!» (произносит слово вместе с детьми, разводя руки в стороны). Даже зябко становится от этого слова. И ритм этой песни, как ритм сердца.

(звучит припев)

        Пусть ярость благородная

        Вскипает, как волна!

Как вы думаете, характер изменился или остался прежним в этих строках?

Дети: Музыка стала светлее. Не тяжелая.

Муз. рук.: Молодцы! Действительно, появление светлой музыки взамен

тяжелой в начале припева делает звучание ярким и подъемным (минор – мажор). А что же происходит дальше на слова

                Идет война народная,

                Священная война.

Дети: Опять марш. Застучало сердце.

Муз.рук.: Верно, ритм в этих музыкальных строках похож на поступь армии,

её полков и дивизий. Если бы было установлено звание «Песня- герой», то одной из самых первых это звание получила бы песня «Священная война». Давайте послушаем эту песню. (Звучит запись песни).

В дни войны песня была и оружием, и паролем, и мечтою, и клятвой. Ни один вид искусства не может объединить людей так, как это делает песня.

Александр Владимирович Александров написал немало песен. Посмотрите, на портрете изображен Александров. Этот композитор является основателем всемирно известного краснознаменного ансамбля песни пляски. А на этих снимках вы видите, как артисты выезжали на поля сражений и давали концерты для солдат и офицеров. (Просмотр фото, слайдов, или презентации). Песни не награждались орденами, но для нашей победы они делали очень и очень много. На следующем занятии мы вновь отправимся пот нелегким фронтовым дорогам и познакомимся с песнями, которые согревали сердца наших защитников. Это песни о верности, любви и дружбе.

Занятие №2.

Тема: Лирические песни фронтовых дней.

Репертуар: «В землянке», муз. К. Листова, сл. А. Суркова; «Темная ночь»,

муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова; «На солнечной поляночке», муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянова.

Цель: Продолжать знакомить детей с лучшими лирическими песнями

военных лет. Познакомить с музыкальным инструментом – гитарой. Развивать эмоциональную отзывчивость, учить различать смену настроений. Знакомя с лирическими песнями военных лет, рассказывать о верности, о дружбе. Развивать умение анализировать.

                                Ход занятия.

Муз.рук.: Сегодня, ребята, мы вновь отправляемся по фронтовым дорогам.

Но прежде давайте вспомним, с каким композитором мы познакомились на прошлом занятии.

 Дети: С Александром Александровым.

Муз.рук.: Правильно. Кто может напомнить, как называется песня, которую

        он написал в самом начале войны?

Дети: «Священная война»

Муз.рук.: Верно, какая это песня?

Дети: Военная, торжественная.

Муз.рук.: Действительно, эта песня патриотическая. Пели её громко, хором,

торжественно. Сегодня мы продолжим беседу о песнях военных лет, они другие: звучат тихо, задумчиво, а называются такие песни лирическими. Много таких песен звучало во время Великой Отечественной войны, но мы познакомимся с самыми лучшими из них. Самая любимая в народе песня «В землянке». Сейчас я вам её напою немножко.(Можно в записи).  Понравилась вам эта песня? (Ответы).

        Давайте поговорим о характере этой песни. Какая она?

Дети: Нежная, спокойная, добрая, ласковая, задумчивая.

Муз.рук.: Какие вы молодцы! Песня действительно задумчивая,

размышляющая. В ней слышатся интонации сожаления. Давайте послушаем еще одну песню, которая называется «Темная ночь». (Звучит фонограмма песни).

        Темная ночь, только пули свистят у по степи,

        Только ветер гудит в проводах,

        Тускло звезды мерцают.

        В темную ночь, ты, любимая, знаю, не спишь.

        И у детской кроватки тайком

        Ты слезу утираешь..

                В этой песне тоже слышны интонации грусти, печали, тоски по

родному дому, по любимым людям. Удивительно то, что в немыслимом грохоте войны, ураганах бомбежек и обстрелов, в ежедневном реве танковых и авиационных моторов эти песни были хорошо слышны. Было в них что-то такое, что перекрывало весь этот грохот, визг, рев и гул. Я вам открою один секрет. Все дело в том, что наши песни были наполнены высочайшей человечностью, несмотря на всю их непримиримость к врагу. Ведь это были песни мирных людей, одетых в военную форму. Враг посягнул на их землю, мечты, любовь, Родину. Они поднялись на защиту, давая отпор врагу. Этим они жили во время войны, об этом и пели. Послушаем еще одну песню – «На солнечной поляночке». (Звучит запись песни). Песни были самые самые разные: задумчивые и веселые,  тихие и грозные, печальные и шуточные. Для вас да и для меня эти песни – далекая история. Они пришли к нам от наших дедов и прадедов, и мы храним их в памяти с гордостью и благодарностью. На следующем занятии мы вновь отправимся в путь по военным дорогам и познакомимся с прощальными песнями. А почему песни называются прощальными, я расскажу вам в следующий раз.

         Занятие № 3.

Тема: Прощальные песни, или Долгая дорога войны.

Репертуар: «Вечер на рейде», муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Чуркина;

«Дороги», муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина; «Огонек», муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского; «Смуглянка», муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова; «Ехал я из берлина», муз. И. Дунаевского, сл. Л. Ошанина.

Цель: Продолжать знакомить детей с песнями военных лет (прощальные).

Учить различать их характер и настроение. Развивать представление о выразительных средствах (тембр, динамика). Поддерживать желание передать в движении характер и настроение музыки.

                        Ход занятия.

Муз.рук.: На прошлом занятии мы познакомились с лирическими песнями

        Великой Отечественной войны. Давайте вспомним их названия.

Дети: «В землянке», «На солнечной поляночке», «Темная ночь».

Муз.рук.: Какая из этих песен запомнилась вам больше всего? (Дети

высказывают свои мнения, и большинством голосов выбирается песня для повторного прослушивания.) О чем были эти песни?

Дети: О дружбе.

Муз.рук.: Еще эти песни были о верности и любви. Сегодня мы продолжим

наш путь по фронтовым дорогам вместе с песнями. Представим, что между боями небольшая передышка и пехотинцы, сидя на привале, запели. (Показывает иллюстрацию, звучит фонограмма песни «Огонек»).

                На позиции девушка

                Провожала бойца.

                Темной ночью простилася

                На ступеньках крыльца.

        Каждый солдат напевал эту песню, вспоминая свой дом, свою любимую.

        Все моряки, стоя на палубе военного корабля, вдруг затянули песню. Звучит она спокойно, а в памяти всплывают дни мирной жизни.

                Прощай, любимый город,

                Уходим завтра в море.

                И ранней порой

                Мелькнет за кормой

                Знакомый платок голубой.

Кто может сказать, какие это песни по характеру?

Дети: Добрые, печальные, нежные, грустные.

Муз.рук.: Верно. Эти песни полны грусти, тоски. Заметили, какое слово

повторялось в этих песнях? (Если дети затрудняются с ответом, можно повторить строки со словами «прощай», «простилася»)

Дети: Прощай!

Муз.рук.: Правильно! Такие песни называются прощальными. Подобных

        песен было очень много.

        «Прощай», «До свидания», «Прощайте» - этими словами начиналась долгая дорога войны. На этой дороге взрывались мины, пылали огнем мосты, над нею кружили вражеские самолеты. Эта дорога проходила по изрытым взрывами полям и обгоревшим лесам. Упиралась в горы, которые нужно было штурмовать, в реки, которые нужно было форсировать, проходила через города и села, которые нужно было отбывать у врага. И пока враг сопротивлялся, дорога была тяжелой и трудной. Шли солдаты в летний зной и в зимнюю стужу. Шли навстречу пулям и огню До самой победы. (Показывает репродукции картин фотографий, связанных с этими событиями). И про эти дороги была написана песня:

                Эх, дороги,

                Пыль да туман,

                Холода, тревоги,

                Да степной бурьян.

                Выстрел грянет,                 

Ворон кружит,

                Твой дружок в бурьяне

                Неживой лежит.

        (Песня «Дороги», муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина звучит в записи.)

        Какая это песня по характеру?

Дети: Грустная, уставшая, прощальная.

Муз.рук.: Правильно. Эта песня полна усталости и тяжести разлук. Сколько

тягот и лишений пришлось пережить нашим воинам, чтобы однажды услышать долгожданную песню. (Звучит песня «Ехал я из Берлина».)

                Эй, встречай,

                С победой поздравляй,

                Белыми руками

Покрепче обнимай.

        Какая это песня по характеру?

Дети: Веселая, радостная.

Муз. рук.:  Правильно! Ведь эта песня полна счастья: война закончилась.

Победа! На площадях и улицах люди пели под гармонь, звучали военные оркестры. И если на лицах были видны слезы, то это были слезы счастья и радости. Давайте представим счастье, которое охватило людей и весело попляшем.

                (Звучит припев песни «Смуглянка». Дети пляшут, используя знакомые движения)

Сегодня вы услышали прощальные песни, которые люди пели, прощаясь, расставаясь. Познакомились с песней, которой встречали победу. На следующем занятии я расскажу вам о песнях-памятниках. А как песни стали памятниками, я расскажу вам в следующий раз.

Занятие №4.

      Тема: Звучащие песенные памятники

  (песни о войне, написанные после войны).

Репертуар: «Алеша», муз. Э. Колмановского, сл. К. Ваншенкина;

«Последний бой», муз. и сл. М. Ножкина их кинофильма «Освобождение»; «Песня десятого десантного», муз. и сл. Б. Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал»;, «Журавли», муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова.

Цель: Познакомить с песнями о войне, созданными после победы.

Продолжать учить анализировать содержание песен. Развивать эмоциональную отзывчивость. Показать взаимосвязь поэзии и музыки. Познакомит с творчеством певца Марка Бернеса.

                        Ход занятия.

Муз.рук.: Мы вновь сегодня будем говорить о песнях военных лет, хотя уже

отгремел последний бой и наступила победа. Давайте вспомним, какие песни мы слушали на прошлом занятии?

Дети: Прощальные.

Муз.рук.: Правильно, мы слушали песен о разлуке с родными, близкими,

друзьями, о прощании с любимым городом. (Дети вспоминают и называют песни.) Можно ли сегодня не помнить этих песен? Можно ли не помнить о тех молодых солдатах, которые навсегда остались на дорогах войны? Мы помним о них и чтим их память. Когда война закончилась, песни о войне продолжали рождаться. Они, песенные памятники, появлялись на нашей мирной земле. Давайте послушаем одну из таких песен.

        (Исполняет первый куплет песни «Алеша» или включает запись песни.)

Песня звучит взволнованно. Она как памятник, но не из холодного камня, а из живой мелодии и стихов. Когда звучит эта песня, душа волнуется. У всех у нас общая память. Ведь мы одна страна, один народ: прадеды и правнуки, прошлые и нынешние, павшие и живые.

                Давайте послушаем еще одну песню-памятник.

                          ( Звучит песня «Последний бой».)

                …Еще немного, еще чуть-чуть!

                Последний бой – он трудный самый.

                А я в Россию домой хочу,

                Я так давно не видел маму!

        Песня, которую мы сейчас услышали, как эхо, услышанное сердцем

        через десятилетия. Эхо, ставшее стихами и мелодией.

         (Звучит «Песня десятого десантного».)

        …Горит и кружится планета,

        Над нашей Родиною дым,

        И, значит, нам нужна победа,

        Одна на всех – мы за ценой не постоим!

        Что вы почувствовали, когда слушали эту песню? Какая она по

        характеру?

Дети: Маршевая, военная, упрямая, непобедимая.

Муз.рук.: Спасибо, дети! Вы нашли очень точное слово – «непобедимая».

Как бы хотелось, чтобы эту песню услышали все, кто остался в нашей памяти героями, не дожив до  победы. Ведь это их песня.

                Сейчас вы услышите еще одну песню-памятник, называется она

«Журавли». Написали её известный композитор Ян Френкель и поэт Расул Гамзатов.  Исполняет песню певец, голос которого знают и слушают многие поколения. Зовут его Марк Бернес.

 (Показывает фото. Звучит фонограмма 1-го куплета.)

        Как звучал голос?

Дети: Низко.

Муз.рук.: А какая по характеру эта песня?

Дети: Грустная, печальная, спокойная.

Муз.рук.: Правильно. Эта песня задумчивая, песня-воспоминание.

        Вот и закончился наш путь по долгим дорогам военных лет. Много вы

услышали новых для вас песен и имен. Благодаря таким песням будет всегда гореть вечный огонь нашей памяти.

Литература:

«Любовью к России», сборник конспектов  занятий и праздников. ИД «Воспитание дошкольника», Москва 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

цикл интерактивных игр по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста.

данный цикл представляет собой комплексиз 4 интерактивных игр, позволяющих поэтапно изучить и закрепить полученные знания о разных материалах и изобразительных направлениях: графика, живопись, лепка, ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и речевого общения старших дошкольников с ОНР

Пересказ сказки   В.Сутеева  «Это что за птица?» в рамках лексической темы « Птицы»...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для старших дошкольников "По мотивам Городецкой росписи".

Конспект занятия по городецкой росписи с поэтапным показом росписи педагогом....

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с дошкольниками старшей группы "Дикие животные и детёныши"

Конспект НОД оформлен с учётом деятельностного подхода. В нём дети учат развивать связанную речь в автоматизированных стихотворных рядах. Они не только узнают по картинкам диких животных, но имеют воз...

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник»

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник». Цель: формирование у детей умения создавать изображения пре...