Музыкальные игры и развлечения детей раннего возраста
методическая разработка по музыке (младшая группа) на тему

Судакова Екатерина Сергеевна

Музыкальные игры и развлечения детей раннего возраста

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные игры и развлечения

   Игры и развлечения вызывают у детей радостные эмоции, на занятиях используются следующее:

  • Игры: «Воробушки и Кошка», «Медведь и дети», «Зайцы и Лисичка»; «Приглашение».
  • Песни: «Кап-кап»; «Велосипед»; «Мы-листики»; «Ай-да»(пляска); «Лодочка»; «Грибочки»; «Как у наших у ребят»; «Мы идем» Р.Рустамова; «Снегурочки»; Н.Метлова «Поезд»; Р.Иорданский «Ладушки-ладошки»; песенка о маме (по выбору).
  • Пляски: с погремушками; русская пляска (на мелодию песни «Из-под дуба»); вокруг березки (на мелодию песни «Во поле береза стояла»); танец с куклами; танец «Стирка»; танец с цветами на мелодию «Ах вы, сени»; танец-игра с платочками; пляска на мелодию «Во саду ли в огороде».
  • Хороводная: «Сани» Филиппенко, «Звери шли на елку» (хоровод).

ОЙ, ЛЕТАЛИ ПТИЧКИ

Народная мелодия

   Игра развивает способность детей исполнять выразительные движения в соответствии с музыкой и игровым образом.

   Воспитатель обращает внимание на щебет птиц и предлагает поиграть в игру «Птички и собачка»

1. Вот летали птички,                      

Птички-невелички.                                                              

Все летали, все летали —       2 раза

крыльями махали.

2. На дорожку сели

Зернышек поели.                                  Присаживаются на корточки и стучат

Клю-клю-клю-клю —              2 раза                                  Пальчиком по полу.

как я зернышки люблю.

3. Перышки почистим,                                                  Обеими ручками справа и

чтобы были чище.                                                                     слева отряхивают.

Вот так и вот так,                   2 раза

чтобы были чище!

4. Прыгаем по веткам,                                                         Прыгают, размахивая

Чтоб сильней быть деткам.                                                            крылышками.

Прыг-скок, прыг-скок —

Прыгаем по веткам.

Ведущий говорит:                                                     

А собачка прибежала     

И всех пташек распугала.                              Разбегаются, а собачка догоняет.                                                      

Воспитатель хвалит детей: «Ай да детки, ай да молодцы! Все птички разлетелись! Никого не поймала собачка!»

                                                                                 

                                   

Значение игр: снимает эмоциональное напряжение, позволяет всем детям без исключения участвовать в занятии даже тем, кто с осторожностью относятся к другим видам деятельности.

Проведение праздничных утренников для детей раннего возраста

   Особенности методики организации утренников с детьми 2-3 лет, которые имеют принципиальное значение.

1.  Материал утренника объединен единой игровой темой. Например: «В гостях у кукол», «Со зверушками в гости к Деду Морозу» и т. д. Тематическое объединение праздничного репертуара позволяет удерживать внимание детей, варьируя при этом различные виды деятельности (пение, движение, чтение стихов и т. п.). Традиционно можно использовать игрушку, игровой персонаж (их может быть несколько), которые «ведут» вместе с педагогом весь утренник. Продолжительность такого праздника 25-30 минут.

2.  Программа утренника строится на знакомых, ранее освоенных игровых упражнениях и песенках. Так, в предлагаемых сценариях практически все пляски и музыкально-ритмические упражнения разучивались предварительно с детьми на занятиях (описания движений даны в данном пособии).

Обратим также внимание на использование известных народных плясовых мелодий, которые часто повторяются (такие, как «Ах вы, сени», «Во саду ли, в огороде» и др.). Опора на знакомые мелодии удобна и для родителей, которые в основном поют вместе с педагогами (а дети в этом возрасте только подпевают), и для детей, поскольку в них доступный для малышей темпоритм и простая для восприятия двухчастная форма.

3. В проведении утренника активно участвуют родители. метим, что в прошлые годы существовала даже рекомендация предлагать родителям присутствовать на утренник сидя за прозрачными занавесями, либо проводить праздники с детьми раннего возраста без зрителей (а не то они увидят своих мам, захотят к ним «на ручки», заплачут и испортят весь праздник!). В данных сценариях предполагается активное участие родителей, которые специально готовятся к утренникам, то есть участвуют в музыкальных занятиях, гуляют вместе с детьми по залу, разучивают музыкальный материал (песни, пляски, игры). Действительно, какой же это праздник, если мамы нет рядом! Поэтому наши рекомендации—найти возможность подготовить родителей к совместным праздникам с малышами. Для этого придется много потрудиться: объяснить мамам, как важно для их малышей присутствие родителей, и не только присутствие, но и взаимодействие — совместные игры и пляски. Кроме того, родителей нужно убедить в том, что нельзя жалеть потраченное на это время, так как нервы и эмоциональное здоровье их детей дороже. Зато как приятно, как радостно любому малышу петь, плясать вместе с мамой! И такие совместные праздники надолго запомнятся не только детьми, но и взрослыми, поскольку нет ничего глубже эмоциональной памяти.

4. Прилагаемая к пособию аудиокассета с записями музыки во многом облегчит подготовку как родителей (которые и дома смогут «потренироваться» — поплясать и поиграть со своим малышом), так и педагогов, не владеющих музыкальным инструментом.

   Кроме того, благодаря наличию фонограммы у музыкального руководителя есть возможность проводить некоторые праздники на улице в теплое время года. И, наконец, фонограмма будет очень удобна в случае внезапно объявленного карантина.

   Вот еще несколько советов по предварительной работе при подготовке и организации праздников.

1. Праздник осени

   Этот праздник — первый в году. Педагог должен учитывать, что у многих детей еще проходит адаптационный период и далеко еще не все малыши настолько привыкли к детскому саду, чтобы, увидев маму, не захотеть броситься к ней в объятия. Именно поэтому необходимо терпеливо и настойчиво приглашать родителей на музыкальные занятия, разъяснять им значение музыки и роль праздников для развития ребенка. В этом смысле основные усилия музыкального руководителя в этот период направлены на поиск контактов с семьей и совместную подготовку мам с малышами.

    В беседах с родителями педагог тактично им напоминает, что на детские утренники нужно приходить нарядно одетыми, со сменной (тоже нарядной) обувью. Психологически важно настроить взрослых на праздник, на совместные с малышами пляски, игры, на пение песен и т. д. Кроме того, почти все утренники заканчиваются чаепитием и угощением, в подготовке которого родители также принимают участие.

   В процессе подготовки и проведения праздника необходимо обратить внимание детей на основные признаки осени, которые они могут наблюдать на прогулке: листья пожелтели, часто идет дождь, птицы улетают в теплые края и т. д. Музыкальный репертуар отражает эти признаки осени (разучиваются соответствующие песни об осени, пляски, игры и пр.).

2. Новогодние утренники

   Педагог рассказывает детям о новогоднем празднике, о том, как его отмечают: наряжают елку, зажигают на ней огоньки, водят вокруг елки хороводы, поздравляют друг друга, дарят подарки, ходят в гости, веселятся, ждут в гости Деда Мороза с подарками и т. д. Для этого необходимо иметь иллюстрации, открытки, изображающие новогодний праздник.

   Предварительно разучиваются новогодние хороводы и веселые пляски, исполняемые под пение взрослых по показу (любые — по выбору музыкального руководителя).

   Желательно разучить с детьми стихи к празднику (с те» кто может и хочет их выучить и прочитать).

   При подготовке к празднику с родителями обсуждают костюмы, в которых будут выступать дети.

   Родителям также важно дать рекомендации, как мо> устроить домашний праздник новогодней елки.

3. Весенние праздники

   Основной праздник этого периода — 8 Марта. Дети очень эмоционально откликаются на содержание данного праздника, поскольку для них мама и бабушка — самые близкие и дорогие люди, и вся праздничная тематика — песни о маме, бабушке, игры, пляски и пр. — понятна им и близка. Однако нужно приучать детей поздравлять в этот день не только своих мам и бабушек, но и воспитателей, заведующую, то есть всех женщин.

   В процессе подготовки к утреннику разучивается репертуар, посвященный теме праздника, а также музыкально-игровой материал, отражающий весенние сезонные изменения (о солнышке, птичках, травке и т. д.).

   Кроме праздника 8 Марта, отмеченного в календаре, устраиваются также развлечения с детьми или комплексные занятия, тема которых — весна, обновление природы.

4. Летний праздник

   Содержание праздника отражает сезонные изменения в природе и эмоциональное состояние детей, радующихся солнцу, теплу, пению птиц и т. д.

   Этот праздник лучше проводить на воздухе на детской площадке, которую необходимо предварительно оформить (см. описание утренника).

   На летнем празднике можно повторить любой выученный в течение года репертуар (кроме песенок о зиме и осени). Таким образом, данный утренник является как бы итогом работы за год. На это и следует обратить внимание родителей: показать, чему научились их дети, какие они стали эмоциональные, уверенные, самостоятельные.

   Все предлагаемые сценарии подобраны в соответствии с содержанием работы в течение года. Приводится также конспект тематического занятия, иллюстрирующий подготовку детей к новогоднему утреннику ("Мишка в гостях у ребят").


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта: "Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей раннего возраста"

Использование пальчиковых игр станет важным этапом во всестороннем музыкальном воспитании детей. Работа носит обучающий, воспитательный, практический характер. Педагогический проект средней продолжи...

Опыт работы "Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей раннего возраста".

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба... Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет…» А.С.Макаренко...

Конспект совместного физкультурного развлечения детей раннего возраста с родителями «Игры на лесной полянке».

Цель: Создать условия, побуждающие детей к двигательной активности и атмосферу радостного настроения. Задачи: 1. Формировать умение детей прыгать на двух ногах, упражнять в ходьбе, беге и приседании; ...

Музыкальные игры во второй группе раннего возраста

Картотека  музыкальных игр, подобранных для детей раннего возраста...

Музыкальные «Игры-забавы» Для детей раннего возраста в адаптационный период.

Предлагаемые игры-забавы являются, по существу, физическими упражнениями с музыкальным сопровождением, облеченными в игровую форму...

Картотека досуги, развлечения, игры забавы для детей раннего возраста

Данные игры-забавы подойдут для деток с 1,5 до 3-х лет.......