Самообразование: "Развитие певческих навыков детей в процессе приобщения к театрализованной деятельности"
методическая разработка
Стержнем театрализованной деятельности является эмоциональное воспитание и развитие интеллектуальных возможностей на высокохудожественные произведения музыкального искусства. По утверждению многих учёных, музыкальных педагогов, решающую роль в общем развитии музыкального слуха следует отвести пению. Голосовой аппарат является не только исполнителем, но и участником формирования музыкального слуха и памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация музыкальной студии "Щелкунчик" | 112.63 КБ |
творческая работа студии "Щелкунчик" | 30.62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детство – период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры и общечеловеческим ценностям. Н.А.Ветлугина
Актуальность. Актуальность заключается в интеграции всех видов деятельности (музыкальной, театральной, изобразительной, речевой). Участниками театрализованной деятельности являются: музыкальный руководитель, дети 6-7 лет, воспитатели. Стержнем театрализованной деятельности является эмоциональное воспитание и развитие интеллектуальных возможностей на высокохудожественные произведения музыкального искусства.
Цель - развивать вокально-хоровые навыки каждого ребёнка через музыкально-театрализованную деятельность. Для решения поставленной цели мы поставили ряд задач: - развитие творческих способностей через музыкально-театрализованную деятельность; - развитие пластической выразительности и музыкальности, чувство ритма и координации движений; - активизация познавательного интереса, развитие памяти, наблюдательности, фантазии, воображения.
Гипотеза: Формирование творческих способностей детей в процессе приобщения к театрализованной деятельности осуществляется при условии: Создание системной, регулярной работы с детьми. Ожидаемый результат. - Дети раскрепощены, активны и эмоциональны. - Имеют развитый словарный запас. - Знакомы с творчеством многих композиторов – классиков. - Чувствуют характер сложных музыкальных образов. - Передают свои впечатления в разных видах художественного творчества. - С удовольствием участвуют в студийной работе, посещают музыкальные занятия.
В результате систематической работы с одарёнными детьми организовала музыкальную студию: «Щелкунчик». Музыкальная студия – это форма работы с одарёнными детьми, которая позволяет детям успешно проявлять себя в различных видах музыкальной и театральной деятельности. Активное участие в праздниках и развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, даёт возможность приобрести новые навыки и закрепить ранее полученные.
Методические приёмы - Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом. - Пальчиковая и артикуляционная гимнастика; - Игры на развитие речевого и певческого дыхания; - Песни – упражнения, применяемые на занятиях, которые способствуют постепенной выработке естественного, лёгкого звучания голоса, чистоты интонирования в пении. - Речевые игры с пением; - Упражнения по психогимнатике : полил дождик, дует ветер, солнышко, облако. - Игру на детских музыкальных инструментах. - Театрализованные игры - этюд «Маленькая история про медведя», этюд «Как заяц стал храбрым», «Праздничный концерт», «Музыкальный магазин», «День рождения Мишки (куклы)».
Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятии; Достигнутые результаты: - Организована музыкальная студия «Щелкунчик ». - Разработана презентация опыта по теме: «Развитие певческих навыков детей в процессе приобщения к театрализованной деятельности». - Проведена диагностика музыкального развития детей.
- участие в литературном конкурсе; - беседа по сказке; 1) «Моя волшебная сказка» (авторская сказка, объём сказки 1-2 страницы, наличие иллюстрации). 2) «Я рисую сказку» (самостоятельно выполненная иллюстрация, картина к любимой сказке).
Главным показателем были итоги проведённой диагностики. Диагностика – это выявление уровня музыкального развития детей, эффективности музыкально – педагогического воздействия. Цель её – изучить особенности проявления музыкальных способностей и начал музыкальной культуры ребёнка. В условиях групповой диагностики у детей просматривается высокий уровень развития музыкальных способностей. Составляю карту на каждого ребёнка и заношу результаты исследования.
Результаты диагностики Начало года: низкий уровень – 15% средний уровень – 17% высокий уровень – 65% Середина года: низкий уровень – 10% средний уровень – 20% высокий уровень – 70% Результатом работы явились следующие достижения: - у детей появился устойчивый интерес к театрализованной деятельности; - повысилась творческая активность, самостоятельность в выполнении заданий; - проявилась эмоциональность, способность «вживаться» в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения; - умение чувствовать партнёра, играть в коллективе сверстников.
Целевые ориентиры: - ребёнок овладевает основными музыкальными способностями, проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности – слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактическая игра, песенное творчество. - Ребёнок занят интересной деятельностью, например, увлекательной сказкой, игрой, в которой создаются ситуации, требующие самостоятельного решения.
Вывод: Дети успешно проявляют себя в различных видах музыкальной деятельности. Короткие монологи и диалоги действующих лиц помогают детям выразительно исполнить роль. Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятии. Кроме того, развиваются их творческие способности, формируются организаторские навыки, создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 14 «Аленький цветочек»
Творческая работа
«Развитие певческих навыков детей в процессе приобщения к театрализованной деятельности»
Из опыта работы Кононенко Натальи Валерьевны
Музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад №14»
г. Камень – на – Оби
2016-2017 г
Детство – период начальной социализации ребёнка, приобщение его к миру культуры и общечеловеческим ценностям.
Н.А.Ветлугина
Актуальность.
Актуальность заключается в интеграции всех видов деятельности (музыкальной, театральной, изобразительной, речевой). Участниками театрализованной деятельности являются: музыкальный руководитель, дети 6-7 лет, воспитатели.
Стержнем театрализованной деятельности является эмоциональное воспитание и развитие интеллектуальных возможностей на высокохудожественные произведения музыкального искусства. По утверждению многих учёных, музыкальных педагогов, решающую роль в общем развитии музыкального слуха следует отвести пению. Голосовой аппарат является не только исполнителем, но и участником формирования музыкального слуха и памяти. Музыка должна стать радостью повседневной жизни дошкольника, ведь музыка, как сказал Гёте. Своё мнение Н.Л. Гродзенская: «Обучая пению, автор не только заботится о качестве песни, но и о качестве исполнения, способствуя этим развитию вкуса детей.
Работа над вокально – хоровыми навыками представляет основу выразительного исполнения хоровых произведений детей. Эта работа требует определённых знаний, навыков и умений, а самое главное – любви к хоровому пению. «Приобщение дошкольников к певческой деятельности является важным условием формирования их музыкальной культуры». Маленькие дети чаще всего показывают неплохой слух, а полную координацию слуха и голоса, то есть – не правильное голосообразование. Исправление голосообразования ведёт к быстрому развитию музыкального слуха.
Отсюда вывод: если ребёнок не проявляет ярких музыкальных способностей, это не только не должно становиться основанием для отлучения его от занятий музыкой, напротив, именно таким детям музыкальные занятия – и в первую очередь занятия пением – более всего нужны и приносят пользу.
Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Голос увеличивается в объёме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом даёт ребёнку возможность, сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.
Таким образом, состояние голосового аппарата влияет на общее самочувствие человека, а сам процесс пения стимулирует жизненные силы организма. Из сказанного можно сделать вывод: человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свой физическое и психическое здоровье.
Хоровое пение является важнейшей основой для развития вокально – хоровых навыков, которые обуславливают развитие всех музыкальных способностей.
Музыкальная театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребёнка творческих способностей, образного мышления. Процесс театрализованной деятельности неразрывно связан с музыкальным развитием ребёнка, в частности с песенным творчеством. Природная предрасположенность дошкольников к напеванию и пританцовыванию объясняет их живой интерес к восприятию музыкально – театрального действа и участию в нём.
Цель – развивать вокально – хоровые навыки каждого ребёнка через музыкально – театрализованную деятельность.
Для решения поставленной цели мы поставили ряд задач:
- развитие творческих способностей через музыкально – театрализованную деятельность;
- развитие пластической выразительности и музыкальности, чувство ритма и координации движений;
- учить правильной артикуляции и чёткой деятельности, умению пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
- активизация познавательного интереса, развитие памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения.
Гипотеза: Формирование творческих способностей детей в процессе приобщения к театрализованной деятельности осуществляется при условии:
- Создание системной, регулярной работы с детьми;
2. Использование нетрадиционных форм театрализации.
Ожидаемый результат.
-Дети раскрепощены, активны и эмоциональны.
- Имеют развитый словарный запас.
- Знакомы с творчеством многих композиторов – классиков.
- Чувствуют характер сложных музыкальных образов.
- Передают свои впечатления в разных видах художественного творчества.
- С удовольствием участвуют в студийной работе, посещают музыкальные занятия.
Новизна нашего опыта – это поиск новых путей в процессе приобщения к театрализованной деятельности.
В результате систематической работы с одарёнными детьми организовала музыкальную студию: «Щелкунчик».
Музыкальная студия – это форма работы с одарёнными детьми, которая позволяет детям успешно проявлять себя в различных видах музыкальной и театральной деятельности. Активное участие в праздниках и развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, даёт возможность приобрести новые навыки и закрепить ранее полученные. Кроме того, развиваются их творческие способности, формируются организаторские навыки, создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива. Дети успешно проявляют себя в различных видах музыкальной деятельности. Простое действие , конкретные поступки персонажей, интересный сюжет, короткие монологи и диалоги действующих лиц помогают детям выразительно исполнить роль. Беседы о музыке требуют особой творческой и душевной настроенности. Для этого создана соответствующая обстановка, располагающая к общению с волшебным миром звуков.
В музыкально – театрализованной деятельности способствую развитию фантазии, воображения, памяти, чувств, глубоких переживаний ребёнка, учу передавать различное эмоциональное состояние. Ребёнок учится сочувствовать персонажам, сопереживать конкретным ситуациям, событиям. Он распознаёт эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, передаёт с помощью выразительных средств разнообразные эмоции.
В процессе освоения театрализованной деятельности обогащаю словарный запас, формирую звуковую культуру речи, навыки связной речи, расширяю её эмоциональный диапазон. Уделяю внимание воспитательной роли, которая учит доброте, чуткости, честности, смелости, формирую понятия добра и зла. Выступаю в качестве равноправных партнёров, выбирая для себя не только роль ведущего, но и перевоплощаюсь в того или иного персонажа.
Театрализация является стержнем в моей работе, элементы театрализации использую в упражнениях, развлечениях, праздниках, начиная с младшей группы. Малыши с радостью изображают в маленьких сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом театрализованная деятельность усложняется, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации непременно привлекаю педагогов, которые с наслаждением берут на себя роли героев сказок. Приобщаю родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду.
Работа строится таким образом, чтобы дети не чувствовали, что их обучают, они просто заняты интересной для них деятельностью, например, увлекательной сказкой, игрой, в которой создаются ситуации, требующие самостоятельного решения.
Методические приёмы
- Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.
- Пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
- Игры на развитие речевого и певческого дыхания;
- Песни – упражнения, применяемые на занятиях, которые способствуют постепенной выработке естественного, лёгкого звучания голоса, чистоты интонирования в пении.
- Речевые игры с пением;
- Упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, облако.
- Игру на детских музыкальных инструментах.
- Театрализованные игры – этюд «Маленькая история про медведя», этюд «Как заяц стал храбрым», «Праздничный концерт», «Музыкальный магазин», «День рождения Мишки (куклы)».
В процессе игры помогаю стать ребёнку более смелым и решительным, преодолеваю неуверенность.
Проведение сказок и праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей;
Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятии; Здесь говорится о развитии музыкальных творческих способностей дошкольников, воспитании у них нравственно – эстетических чувств, формирования навыков, умений, необходимых для восприятия и исполнения музыки.
Стратегия осуществления опыта работы:
Опыт формировался на базе МБДОУ «Детский сад №14» и реализуется в занятийной деятельности, кружковой работе, совместной деятельности воспитателя и ребёнка, во взаимодействии с семьёй.
Данный опыт может быть использован в любом типе МБДОУ, где работает музыкальный руководитель.
Достигнутые результаты:
- Организована музыкальная студия «Щелкунчик»;
- Разработана презентация опыта по теме: «Развитие певческих навыков детей в процессе приобщения к театрализованной деятельности»;
- Проведена диагностика музыкального развития детей;
Диагностика – это выявление уровня музыкального развития детей, эффективности музыкально – педагогического воздействия.
Цель её – изучить особенности проявления музыкальных способностей и начал музыкальной культуры ребёнка.
Диагностирование проводится во всех группах в начале, в середине, в конце и по мере необходимости, в процессе контрольных групповых занятий, игр и индивидуальных занятий.
При проведении диагностики в условиях музыкального занятия руководствуюсь следующими критериями:
2 младшая группа (от 3 до 4 лет):
Выявление звуковысотного слуха.
- Пение в удобном диапазоне.
- Выразительная и эмоциональная передача игровых и сказочных образов: идёт медведь, крадётся кошка, скачет зайка.
Чувство ритма:
- Марш.
- Выразительность ритма при исполнении ритмического сопровождения к песне.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Ладовое чувство:
- Внимание.
- Внешние проявления (эмоционально двигательная активность ребёнка во время звучания музыки).
- Высказывания о характере музыки (двухчастная форма).
- Узнавание знакомых мелодий по фрагментам.
Музыкально – слуховые представления:
- Пение (подпевание) знакомых песен с сопровождением.
Чувство ритма:
- Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка (мелодия из 3 – 5 звуков).
- Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями.
- Соответствие ритма движений ритму музыки.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Ладовое чувство:
- Внимание.
- Внешние проявления (эмоциональность).
- Узнавание знакомой мелодии по фрагменту.
- Высказывание о музыке с контрастными частями.
Музыкально – слуховые представления:
- Пение знакомой мелодии с сопровождением и без него.
- Пение малознакомой мелодии с сопровождением и без него (после нескольких прослушиваний).
Чувство ритма:
- Воспроизведение в хлопках, притопах и на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии;
- Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с малоконтрастными частями;
- Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Развитие звуковысотного слуха:
- Пение песни без сопровождения.
- Различие средних и высоких звуков.
Развитие чувства ритма:
- Сочинение ритмического мотива.
- Исполнение ритмического сопровождения к песне.
Чувства музыкальной формы:
- Сочинение песни, маршевой мелодии, используя принцип повтора, контраста.
Развитие чувства лада:
- Определение завершённой или незавершённой мелодии.
- Сочинение незавершённой мелодии.
В условиях групповой диагностики у детей просматривается высокий уровень развития музыкальных способностей. Составляю карту на каждого ребёнка и заношу результаты обследования.
Достигнутые результаты:
- Открытое занятие: «Путешествие в страну здоровья»;
- Музыкальная сказка: «Мешок яблок»;
- Участие в литературном конкурсе: «Моя волшебная сказка», «Я рисую сказку».
Целевые ориентиры: - ребёнок овладевает основными музыкальными способностями, проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности - слушание, пение, музыкально – ритмические движения, музыкально – дидактическая игра, песенное творчество.
- ребёнок занят интересной деятельностью, например, увлекательной сказкой, игрой, в которой создаются ситуации, требующие самостоятельного решения.
Вывод: Дети успешно проявляют себя в различных видах музыкальной деятельности. Короткие монологи и диалоги действующих лиц помогают детям выразительно исполнить роль. Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятии. Кроме того, развиваются их творческие способности, формируются организаторские навыки, создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива.
Список детей
Костромин Андрей
Кайков Максим
Казакова Полина
Новинькова Лилия
Фомина Кристина
Новиков Вова
Полищук Лера
Купорев Костя
Перекатьева Лера
Шигарев Семён
Диагностика
Ф.И.О. ребёнка | Слушание НачалоСерединаКонец года года года | Пение НачалоСерединаКонец года года года | Музыкально – ритмические движения НачалоСерединаКонец года года года | Развитие танцевально – игрового творчества НачалоСерединаКонец года года года года | Игра на детских музыкальных инструментах НачалоСерединаКонец года года года | Итоговый уровень ВысокийСреднийНизкий уровень уровень уровен |
1.Костромин Андрей 2.Кайков Максим 3.Казакова Полина 4.Новинькова Лилия 5.Фомина Кристина 6.Новиков Вова 7.Полищук Лера 8.Купорев Костя 9.Перекатьева Лера 10.Шигарев Семён |
Результаты диагностики:
Начало года:
Низкий уровень – 15%, средний уровень – 17%, высокий уровень – 65%.
Середина года:
Низкий уровень – 10%, средний уровень – 20%, высокий уровень – 70%.
Конец года:
Низкий уровень - , средний уровень- , высокий уровень –
Всё это помогает составить индивидуальную характеристику уровня развития музыкальных способностей и начал музыкальной культуры на каждого, из которой явно видна динамика музыкального развития и параметры, по которым осуществляется коррекция. Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей позволяет сделать вывод о благоприятном влиянии театрализованной деятельности на развитие певческих навыков детей.
Результатом работы явились следующие достижения:
- у детей появился устойчивый интерес к театрализованной деятельности;
- повысилась творческая активность, самостоятельность в выполнении заданий;
- проявилась эмоциональность, способность «вживаться» в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения;
- умение чувствовать партнёра, играть в коллективе сверстников.
Методическое обеспечение работы
1. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. – Д/В. -1982 №11. стр. 32-38.
2. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Д/В. - 1996 №5. стр. 21-27.
3. Кудрявцев В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - Д/В. 1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.
4. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности. М. Владос, 2003г.
5. Антипина А.Е.Театрализованная деятельность в детском саду.- М.: 2006г.
6. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: 1991г.
7. Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. – М.: 2007г.
8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. -М.Просвещение, 1967г.
9. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: Пособие для муз. Руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по теме самообразования "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с больш...
Презентация «Развитие творческих способностей у детей в процессе приобщения к театрализованной деятельности».
Развитие творческих способностей детей....
План самообразования "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность"
Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 года. Предполагаемая дата окончания работы: май 2019 года. Цель: всестороннее развитие личности средствами танцевально-ритмической деятельности и психическо...
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....
План по самообразованию "Развитие речи дошкольников среднего возраста 4-5 лет посредством театрализованной деятельности".
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желан...