Гимнастические предметы в детском танцевальном фитнесе. Дошкольный возраст
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему

В статье обоснована необходимость и значение использования в танцевальном фитнесе гимнастических предметов - мяча, обруча,  ленты.

Дан обзор методов и  методик обучения владения  гимнастическими предметами.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гимнастические предметы в детском танцевальном фитнесе.

Дошкольный возраст

Детский танцевальный фитнес – это грамотно подобранная спортивно танцевальная  программа с учетом возраста ребенка, его уровня развития и физической подготовки.

Детский танцевальный фитнес  может включать в себя элементы хореографии, гимнастики, аэробики,  игропластики.  Особый интерес представляет танцевальный фитнес с использованием гимнастических  предметов: мячи, обручи, ленты, и т.д.

Главный критерий при выборе предметов - целесообразность. Предмет должен работать на упражнение, увеличивать его полезность, а не просто занимать руки. Предмет и действие должны логично сочетаться. Например, повороты с палкой дают наибольший эффект, если палка находится за спиной на лопатках или на локтевых сгибах, а не в вытянутых вперед руках.

Предметы увеличивают нагрузку на работающие мышцы, потому что побуждают ребенка прикладывать больше усилий для преодоления веса.

Предметы помогают правильно, с большей амплитудой, более интенсивно выполнять упражнения и тем самым повышать эффективность его влияния на развитие мышц.

Предметы усиливают корригирующую функцию упражнений, особенно жесткие - палки, обручи, и др., создающие эффект сопротивления. Естественно совершенствуется и мелкая мускулатура - предметы приходится захватывать, удерживать, перекладывать из одной руки в другую.

Упражнения с предметами способствуют укреплению и развитию кисти и стопы.

Предметы конкретизируют задания (например, положить палку на пол) и тем самым развивают способность контролировать свои движения и сознательно управлять ими.

Предметы не только разнообразят упражнения, но и помогут влиять на такие мышцы, которые трудно развивать без предметов.

Упражнения с разноцветными предметами  радуют детей, вызывают у них положительные эмоции.  Дети с большим интересом выполняют задания. Стараются качественно выполнить упражнение.  А это в свою очередь содействует укреплению мышц, формированию двигательных навыков и умений, развитию физических и эстетических качеств.

Хочется отметить, что удержание предметов, поддерживает мышцы в тонусе: конечности не могут быть вялыми, иначе предмет просто упадет из рук.

Упражнения с предметами развивают:

  • объем, устойчивость, концентрацию и распределение внимания
  • пространственную ориентацию
  • ловкость
  • выносливость
  • хорошую реакцию
  • вестибулярный аппарат
  • общую моторику
  • статическую и динамическую координацию движений
  • координацию "глаз-рука"
  • целевую точность и пластику движений.
  • гибкость
  • музыкальность, чувство темпа и ритма
  • активизирует взаимодействие обоих полушарий головного мозга, что стимулирует творческий процесс.

Воспитывают

  • Воспитывают волевые качества
  • Воспитывают трудовые навыки.

Комплексы упражнений с предметами  улучшают осанку,  

благоприятно воздействует на нервную систему, доставляют радость.

Предметы должны отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Размеры предметов (пособий) должны соответствовать росту детей. Вес пособий зависит от возрастных особенностей, физического развития и физической подготовленности детей.

Методы обучения

- Наглядный

- Показ упражнения (красивый, чёткий, правильный; целостный и по частям)

- Имитация – подражание действиям животных, птиц, явлений природы,

- Слуховые ориентиры (счёт, музыкально сопровождение, хлопок)

- Словесный

- Объяснение (рассказать, как выполняется упражнение)

- Пояснение (подчёркивает важные стороны движения)

 - Оценка (Всегда положительная)

 - Указание (используется для исправления ошибок)

 - Команда (используется для начала и окончания движения)

- Практический

-  Повторение (многократное, целостное и по частям)

- Игровая форма (используется для закрепления двигательных навыков и развития физических качеств)

- Соревновательная форма

Этапы обучения

1–й этап  Первоначальное разучивание движения.

Цель:  Ознакомить детей с новыми упражнениями, заданиями.

2-й этап Углублённое разучивание движения.

Цель: Уточнить правильность выполнения деталей разучиваемых движений; исправить имеющиеся ошибки и добиться правильного выполнения.

3-й этап Закрепление и совершенствование движения

Цель: Закрепить и совершенствовать приобретенный навык владения техникой движений.

4-й этап  Включение комбинаций с предметами в танцевальные этюды и композиции.

Цель: Совершенствовать музыкальность исполнения

Предметы танцевального фитнеса.

Характеристика и методика обучения.

Гимнастическая лента

1История появления, развития ленты, как предмета

Художественная гимнастика потрясает необыкновенной, просто фантастической силой, красотой, гибкостью, умением владеть предметом, будь то мяч, обруч, скакалка, булавы или лента, так что кажется, гимнастка была рождена с ними. Все достигается трудом, зато результат просто поражает тысячи людей (Собинов Б.А.,1964).

Упражнения с предметами составляют основное содержание соревновательных программ по художественной гимнастике. Соревновательные комбинации гимнасток высшей квалификации представляют собой сплав разнообразных движений телом с различными движениями предметами, выполняемые в сочетании с музыкой (Овчинникова Н.А., 2003).

Среди упражнений с предметами направленных на развитие координации движений, значительное место отводится упражнениям с лентой. Особое значение ленты заключается в том, что с ее помощью совершенствуется умение управлять движениями рук и  кистей. А эти  части тела  играют исключительную роль в овладении профессионально трудовыми навыками   в повседневной жизни (Янанис С.В., Орлов Л.П., 1958, Батаев В.Г.,1967, Куду Э.Я., Яансон Л.О., 1978).

Лента стала известна как предмет для танцев благодаря балету Рейнгольда Глиера «Красный мак» в 1927 году. Идея танца с лентой принадлежала ее первому исполнителю Асафу  Мессереру, который в детстве видел подобный танец в исполнении бродячих китайских артистов. В отечественной художественной гимнастике лента начала применяться сразу же, но в первой классификационной программе она была лишь произвольным упражнением, а с 1954 года стала обязательным предметом. В международную программу лента вошла в 1971 году (Степанова И.А., Карпенко Л.А., 2003).

2 Характеристика и классификация упражнений с лентой

2.1 Характеристика упражнений с лентой Упражнения с лентой представляют собой движения руки, держащей ленту, выполняемые с различной силой, скоростью и амплитудой. Они не должны быть резкими, прерывистыми, вызывающими щелканье и хлест ленты. Бесшумные движения ленты в воздухе свидетельствуют о хорошем выполнении упражнений с данным предметом (Боровская Н.А., 1995).

Упражнения с лентой способствуют развитию подвижности и силы плечевого пояса и рук, воспитанию сложной и тонкой координации, связанной с умением выполнять сильные, широкие, размашистые движения рукой и туловищем, а также мелкие, быстрые движения одной только кистью. Эти упражнения развивают точность движений, так как самые незначительные изменения в движении руки и особенно кисти вызывают заметное изменение плоскости полета ленты и всего рисунка (Горлова Е.Н., 1954).

Движения с лентой, выполняемые в сочетании с разнообразными движениями тела - прыжками, равновесиями, поворотами, бегом и т.д.,- оказывают интенсивное физиологическое воздействие на организм в целом.

Как отмечают Е.Н.Горлова (1954), Г.А. Боброва (1986), Т.С. Лисицкая (1987), Т.С.Нестерова (2001), Л.А.Карпенко (2003),  при выполнении упражнений с лентой важное значение имеет правильный хват.  Палочку свободно, не напрягая кисть, держат тремя пальцами - большим, указательным и средним; конец ее слегка упирается в ладонь у основания большого пальца. Указательный палец располагается вдоль палочки и фиксирует ее. Особенно важно следить за правильным хватом при упражнениях, выполняемых с большой скоростью (змейки, спирали), которые требуют быстрых и точных изменений усилий при движениях в суставах кисти. При правильном хвате палочка является продолжением кисти.

При передаче палки одна кисть накладывается на другую. Перехват выполняют быстро, не нарушая заданного рисунка ленты. В некоторых случаях, предмет можно держать за ленту или одновременно за палочку и за конец ленты (Ванкова М.А., 1985, Боброва Г.А., 1986).


2.2 Классификация упражнений с лентой

Данный вид упражнений можно условно поделить на 5 больших групп, считают Е.Н.Горлова (1954), Л.П.Кудряшова (1973):

- махи и круги;

- восьмерки;

- змейки;

- спирали;

- броски.

группа - махи и круги.

Махи и круги в различных плоскостях и направлениях. В зависимости от величины радиуса вращения махи и круги могут быть большими (прямой рукой, от плеча), средними (предплечьем) и малыми (кистью). Во время этих движений вся лента должна участвовать в рисунке по всей длине. Движения должны выполняться энергично и непрерывно так, чтобы лента всегда была натянутой (Кудряшова Л.П., 1973).

группа - восьмерки.

Восьмерки - это серия кругов в сочетании со смещением руки в названной форме (Овчинникова И.А., Карпенко Л.А., 2003). Вертикальные восьмерки выполняются движением руки снизу вверх и сверху вниз (цифра 8 стоя); рука рисует два овальных круга. Горизонтальная восьмерка выполняется таким же движением руки, но справа налево и обратно (цифра 8 лежа). Восьмерки в зависимости от величины различаются: малые, средние, большие.

Т.С. Нестерова (2001) махи, круги и восьмерки относит к одной большой группе.

группа - змейки.

Змейки - колебательные движения кистью: вверх-вниз или вправо-влево с вытянутой в длину формой. Змейки по отношению к полу бывают вертикальные (зубцы ее вертикальны полу, обращены вверх) и горизонтальные (зубцы горизонтальны полу, обращены в стороны). Змейки выполняются быстро, по полной амплитуде, хват полки свободный. Зубцы ленты должны быть частыми, одинаковыми и «упруго» летящими до конца ленты. При длине ленты 6м змейка имеет 5 зубцов высотой 50-60 см, длинной до 1,3м, а при длине 7м- 5-6 зубцов длиной до 1,6м. При движении змейки по воздуху общая длина ее несколько увеличивается. Необходимы большие усилия и частота движений кистью, особенно при сочетании таких змеек с поворотами тела: чем быстрее поворот, тем чаще движения кистью (Горлова Е.Н., 1954).

группа - спирали.

Спирали - серия малых кругов, вытянутых в поперечную линию в виде спирали. Спирали можно выполнять, как и змейки - по полу и по воздуху, шагая, бегая, выполняя различные танцевальные движения. Спирали бывают вертикальные и горизонтальные (соответственно витки вертикальны полу или горизонтальны); направление движения определяется по часовой стрелке или против нее.

Витки спирали должны быть одинаковыми по величине и располагаться близко один к другому. Диаметр витка - 50 см, на ленте длинной 6м бывает 4 витка как минимум; общая длина спирали около 1м, (при исполнении по воздуху несколько длиннее) (Куду Э.А., Тидриксаар Х.Э., 1965).

И.А. Степанова, Л.А. Карпенко (2003) объединяют круги, спирали, змейки, восьмерки в одну группу - фигурные движения.

Фигурные движения - это условное название группы движений, в результате которых предметы описывают в пространстве определенный рисунок  - фигуру.

группа - броски.

Броски - это движения, сообщающие предметам продолжительное безопорное (полетное) положение.

Броски состоят из следующих фаз:

1)- подготовка к броску - принятие удобного положения;

2)- замах - движение по направлению противоположное броску, но обязательно в той же плоскости;

3)- разгон - активное движение руки в направлении броска;

4)- выброс - отпускание или выталкивание предмета;

5)- полет - нахождение предмета в безопорном положении.

Перемещение свободного предмета совершается по параболе. Траектория зависит от исходных условий вылета - направления и скорости. Время полета зависит от скорости вылета, а скорость - от резкости броска.

Ловли - это прием предметов после свободного перемещения.

Ловли состоят из следующих фаз:

1)подготовка к ловле - подъем руки или другой части тела навстречу предмету;

2)сопровождение - движение принимающей части тела по направлению падения предмета с целью выравнивания скоростей, без чего будет отскок, либо очень жесткая ловля;

3)контакт - соприкосновение ловящей части тела с предметом

4)торможение - постепенная остановка - движение по той же траектории с постепенным замедлением;

5)завершение - прекращение движения (остановка) или переход в следующее движение.

Броски. Т.С.Нестерова (2001) разделяет броски 3 типов:

1Броски всей ленты;

2Броски бумерангом (с возвратом);

3Эшаппе.

Броски всей ленты: предмет должен быть развернутым в полете, а форма рисунка точной и хорошо видимой. Во время броска конец ленты не должен находиться на полу.

Броски бумерангом могут быть 3 типов:

вертикальные (свеча);

горизонтальные (палочка касается или не касается пола);

по полу (палочка скользит по полу, либо во время броска, либо во время возврата).

Броски бумерангом выполняются, удерживая предмет за ткань. Ловли, как правило, осуществляются за конец палочки (максимум 5см. от конца). Разрешается поймать предмет за ткань. Ловли и броски можно выполнять рукой, ногой или другой часть тела (Нестерова Т.С.,2001).

Эшаппе - это маленькие броски палочки с переворачиванием в полете по горизонтали или вертикали. Во время броска конец ленты не должен находиться на полу.

1.3 Техника выполнения основных упражнений с лентой


Основы техники - это совокупность самых необходимых действий для выполнения этого или иного действия.

Махи. При исполнении больших махов палка и кисть составляют с рукой прямую линию. Для изменения направления маха перед его крайней точкой кисть с палкой сгибается в нужном направлении. С уменьшением радиуса маха скорость полета увеличивается, и дуга его делается более крутой, что позволяет избежать встречи с концом ленты. Крутизна дуги зависит также от величины и скорости сгибания кисти (Лисицкая Т.С., 1985).

Большие махи. При выполнении больших махов движения совершаются в плечевом суставе. При этом следует добиваться свободного движения руки, используя инерцию движения ленты.

Круги. Большие круги и в лицевой, и в боковой плоскостях выполняются прямой рукой, широким, энергичным движением в плечевом суставе. Круг обычно продолжается дополнительным махом в направлении полета ленты. Соединив их в одно слитное движение, получив полтора круга лентой (Горлова Е.Н., 1954).

Большие круги. При выполнении больших кругов движение совершается по окружности на 3600, осью вращения является плечевой сустав (Мавромати Д.П., 1972, Орлов Л.П., 1958).

Малые круги. При выполнении малых кругов не следует сильно зажимать шейку и палочку ленты, движение нужно производить только в лучезапястном суставе (Кечаджиева Л.А., 1985).

Средние круги. При выполнении средних кругов руки сгибать в локтевых суставах до отказа, а, заканчивая круг полностью выпрямлять руку (Пацекин П.В., 1980).

Восьмерки. При их выполнении рука сначала поворачивается внутрь, затем наружу. В средних и малых восьмерках активнее движение наружу, при этом рисунок приближается к двум правильным кругам, соприкасающимся друг с другом. Изменение радиуса одного из кругов специально оговаривается.

Змейки. Выполняются только движением кисти (при слегка согнутом локте): либо ее сгибанием и разгибанием, либо отведением и приведением. Это зависит от положения руки и направления движения. При выполнении вертикальной змейки, кисть с палочкой надо держать ладонью к полу и сгибать ее вверх и вниз. Для горизонтальной змейки кисть необходимо повернуть внутрь и сгибать ее влево и вправо (Боброва Г.А., 1986).

Спирали. Если согнутой в локте рукой держать палочку горизонтально полу, делая круговые движения предплечьем и кистью, то образуемые лентой колечки располагаться вертикально полу - вертикальная спираль.

Чтобы получить горизонтальную спираль, палочку нужно держать вертикально, тогда от круговых движений кистью колечки лентой располагаться горизонтально полу. Круговые движения рукой могут быть внутрь (против хода часовой стрелки) и наружу (по часовой стрелки). Выполняя спирали, старайся колечки лентой делать ровные, одинаковой величины (Горлова Е.Н., 1954).

Броски. Броски всей ленты можно осуществлять хватом за палочку или за ленту, при этом ленту можно удерживать на расстоянии не более 50 см. от крепления. Это же правило действительно и при ловле ленты. При бросках разрешается, чтобы конец палочки коснулся пола (Нестерова Т.С.,2001).


2. Методика обучения и совершенствования упражнениям с лентой

Считается, что начинать обучение упражнениям с лентой следует со способа хвата палочки. Обучение упражнениям с лентой стоит начинать с махов и кругов в трех основных плоскостях. При этом важно добиваться равномерности, непрерывности, точности плоскости и рисунка. Лента должна летать «упруго» и бесшумно.

Все упражнения разучиваются как правой, так и левой рукой, в одинаковом объеме, рекомендуется начинать одной рукой, другая рука опущена вниз или находиться на поясе. Затем то же движение выполняется другой рукой. Обучать упражнениям с лентой в облегченных условиях: на месте, замедляя темп, используя подводящие упражнения и упрощенные варианты предметов. Вес, размеры, фактура предметов должны соответствовать возможностям занимающихся.  

Направленное варьирование веса и размеров предметов позволяет легче и быстрее обучать некоторым движениям, развивать необходимые двигательные качества (Степанова И.А., Карпенко Л.А., 2003). Передача ленты выполняется вначале медленно, затем постепенно ускоряется. Сохранить рисунок полета легче при перехватах ленты в крайних точках маха или круга; в дальнейшем выполнять перехват в различные моменты движения (Боброва Г.А., 1986).

После освоения техники основных упражнений следует научиться выполнять их в различных темпах - от очень медленного (граничащего с падением) до очень быстрого (Грантынь К.Х., 1958, Гужаловский А.А., 1986).

Упражнения с предметами рекомендуется вводить в основную часть урока, причем разучивание новых упражнений, требующих тонкой координации, должно предшествовать уже изученным, выполняемым интенсивно (Степанова И.А., Карпенко Л.А., 2003).

Для лучшего усвоения учебного материала необходимо повторять на последующих занятиях пройденные элементы и соединения. Комбинировать упражнения с лентой можно сразу же после освоения простейшего круга в одной из плоскостей, сочетая эти движения с различными махами ногами, стойками, прыжками, наклонами туловища, поворотами и движениями головы (Горлова Е.Н., 1954, Вербова З.Д., 1967).

Специалисты  К.Х. Грантынь, Л.П. Орлов, (1958), Н.М. Моисеев, (1974), А.В. Менхин, А.М. Шлемин, (1979), В.П. Филин, И.А. Фомин, (1980) Г.Ф. Шитикова, (2003) считают, что не следует особенно подчеркивать успехи отдельных занимающихся и вызывать у одних чувство самодовольства и самолюбия, а у других зависть или обиду. Полезнее выявлять подчас даже незначительные достижения менее способных учеников, своевременно заботиться о товарищеском внимании к ним со стороны более сильных.

Во время выполнения упражнений с лентой, как тренеру, так и занимающимся надо следить:

-за точностью положений и движений рук и ленты по отношению к другим частям тела;

-за полным сгибанием и разгибанием рук при средних кругах и за полным разгибанием рук при малых больших кругах;

-за точностью выполнения каждого элемента и за выполнением каждого круга до конца (конечное исполнение должно совпадать с исходным). При выполнении больших кругов и махов в лицевой плоскости во внутренних положениях впереди не нужно требовать полного разгибания рук: незначительное сгибание в локтевых суставах здесь необходимо.

Обучение упражнениям с предметами Степанова И.А., Карпенко Л.А. (2003) предлагают строить в соответствии с общими основами, что имеет свои эффективные специфические правила:

1.Учить нужно не движением предметов, а действиям, обеспечивающим эти движения.

2.Учить надо раздельно по структурным группам движений предметов. Только после освоения отдельных движений их можно объединять в соединения.

3.Учить движениям предметами надо изолированно от движения тела или при минимально необходимых, но, по мере освоения движений предметами, сочетать их с самыми разнообразными движениями тела по нарастающей трудности.

4.Чередовать обучение движениям предметами надо так, чтобы, во-первых, чередовать нагрузку на разные мышечные группы, и, во-вторых, чтобы предшествующие движения готовили к исполнению последующих.

5.При обучении движений предметами надо многократно повторять их, не менее восьми раз, при этом задание должно предусматривать возвращение в исходное положение.

Гимнастический обруч

Обруч – это гимнастический снаряд кольцевидной формы. Упражнения с обручем входят в число дисциплин художественной гимнастики.

Гимнастический обруч делается из ПВХ, пластика или полиэтилена.

История возникновения

Обруч в качестве то спортивного снаряда, то забавной игры, то предмета культа изображается чуть ли не на древнеегипетских барельефах. История обруча в современном его виде начинается только в прошлом веке. Обруч использовали австралийские спортсмены для тренировок. Американец Ричард Кнерр услышал устное описание австралийского спортивного снаряда и  основал компанию и наладил массовое производство.

Испытания версии Кнерра состоялись в 1958 году. Чудо-изобретение американец дарил школьникам и требовал от сотрудников своей компании летать с ним в самолетах, чтобы привлекать к новшеству внимание людей. Его промо-акции оправдали себя на сто процентов. Компания Кнерра производила по 20 000 обручей ежедневно. Кстати, у американцев обручи стали называться привычным и для нас словом «хула-хуп» (хула – гавайский танец, очень напоминающий движения человека, крутящего обруч; hoop — обруч).

В 60-х хула-хуп появился в советском Союзе. Сначала его не приветствовали как порождение буржуазного общества. Однако после выхода фильма «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен», где в одном из эпизодов актриса вращала хула-хуп, популярность обруча в СССР фантастически выросла.

Особенности использования обруча в художественной гимнастике

Суть выступления с обручем в художественной гимнастике заключается во вращениях: ногой, шеей, туловищем, рукой. Особенно эффектно выглядят броски и перекаты обруча на фоне различных элементов. Также ценятся прокаты обруча по телу гимнастки и прохода сквозь него. Обруч ни в коем случае не должен падать на гимнастический помост, важно сохранять плоскость его движения. Арбитры оценивают и правильный хват обруча.

Упражнения с обручем эффективны для формирования правильной осанки

Примеры упражнений с обручами:

1Гимнастический комплекс с обручами для дошкольников. 

Автор: педагог доп. образования Гурова Е.Н. 

источник https://www.youtube.com/watch?v=K3gWiN-qYlw

2Упражнения с обручем 

Упражнения с обручем

  Повороты в стороны (рисунок 2). Возьмите обруч двумя руками, приложив его к туловищу. Выпрямите позвоночник. Начните медленно поворачиваться в сторону. Двигается только верхняя часть тела. Возвращаясь обратно, не делайте паузу. Сразу поворачивайтесь в противоположную сторону.

Наклоны в стороны (рисунок 3). Возьмите обруч двумя руками, расположив ладони на максимально отдаленном расстоянии. При этом снаряд должен находиться в вертикальной плоскости.

Выпрямите спину, а ноги расставьте на ширине таза. Медленным подконтрольным движением наклонитесь в сторону. При этом не меняйте положение ног. Не задерживаясь в критической точке, вернитесь обратно. Выполните следующий наклон в другую сторону.  

Боковые приседания (рисунок 4). Встаньте прямо. Поставьте ступни близко друг к другу. Положите обруч на пол и удерживайте его одной рукой, как это показано на рисунке. Сохраняя спину прямой, сядьте вниз. Сделайте шаг вбок, чтобы пройти сквозь обруч. Поднимитесь, стараясь работать только мышцами ног. Следующее повторение выполните в обратную сторону. 

Прыжки с обручем (рисунок 6). Удерживайте обруч двумя руками с одного края. Слегка согните ноги в коленях. Начните крутить обруч словно скакалку. Снаряд должен совершать круговые движения вокруг вашего тела. При этом вы должны перешагивать через него, под стать прыжкам на скакалке. Ключевым фактором упражнения является скорость. Здесь темп выполнения должен быть умеренным. Быстрые прыжки свойственны только скакалке. 

Упражнения с обручами  могут стать прекрасной основой для создания танцевальных этюдов.

Мяч

История появления:

«Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек всех стран и народов.

В Древней Греции, Риме и Египте мяч не только любили, но и... уважали. Например, в Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце, а значит (по мнению греков) обладал его волшебной силой. Греки шили мячи из кожи и набивали каким-нибудь упругим материалом, например, мхом или перьями птиц. А позже догадались надувать кожаный мяч воздухом. Такой мяч назывался «фоллис». Небольшие фоллисы использовали для ручных игр,  а мячами больших размеров играли в игры типа футбола.
Античные забавы с мячом были не просто играми, они часто связывались с религиозными обрядами.
В египетском «футболе» каждая из двух команд играла на стороне своих богов. И победы одерживали не ради собственной славы, а во имя богов. Мяч у них был из дерева, а загоняли его в ворота изогнутыми палками. Были в Египте также мячи из кожи и коры деревьев. А мяч из хрупкого песчаника можно было только осторожно перебрасывать друг другу — от удара о землю он мог разбиться.
У северо-американских индейцев мяч был не игрушкой, а священным предметом, олицетворяющим Солнце, Луну и Землю. 

У эскимосов игра в мяч тоже была обрядовым действом, которое совершалось во время празднества, знаменующего победу над зловредным мифическим существом по имени Седна.

В разных странах для изготовления мячей использовали различные материалы: мячи шили из шкур животных, плели из тростника, скручивали из тряпок, вырезали из дерева.

Мяч из резины «прискакал» в Европу из Центральной Америки. Местные индейцы делали его из смолы, которую добывали из разрезов коры деревьев и называли «каучу» (от слов «каа» — дерево и «о-чу» — «плакать»). Нам эта смола известна под названием «каучук». Каучуковый мяч попался на глаза путешественнику Христофору Колумбу. Знаменитый мореплаватель удивился, увидев, что большой и тяжелый мяч так высоко подскакивает при ударе о землю. Матросы Колумба привезли мяч в Испанию, и упругий колобок быстро раскатился по всему цивилизованному миру.
До сегодняшнего дня в некоторых странах, наряду с современными резиновыми, кожаными, надувными мячами, сохранились мячи, изготовленные «по старинному рецепту».

В Японии, например, есть любимая игрушка — маленький пестрый мячик «тэмари». Дети играют ими с наступлением весны, приветствуя первые солнечные деньки — память о том, что когда-то мяч был символом солнца. Мячик «тэмари» выточен из дерева и оплетен разноцветными шелковыми нитями, образующими красивые узоры.


В России мячи были разные. В раскопках под Новгородом нашли мячи разных размеров, сшитые из кожи. Ими играли дети в XIII веке. Крестьянские дети прошлого века играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Сохранились даже сведения об одной из игр: ставили в ряд куриные яйца и выбивали их мячом. В подмосковном Хотьковском девичьем монастыре шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту, — получался одновременно мячик и погремушка. Кстати, происхождение слова «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш». То есть мяч — это мягкий шар.

Современные мячи различаются по размерам и назначению. Разные мячи применяются для игры в волейбол, баскетбол, футбол, теннис, водное поло, регби и другие игры». (Н. Г. Юрина http://www.libo.ru/libo2940.html)

 Упражнения с мячами различного веса и объема развивают крупные и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, совершенствует деятельность центральной нервной системы, что особенно важно для шестилетнего ребенка в аспекте его подготовки к обучению в школе.
   Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка.

    Движения пальцами рук способствует также развитию речи ребенка.

    Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, «отвечающие» за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном иннервационном поле, т.е.

непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность.

Примеры комплексов  и танцевальной композиции с мячом  для детей дошкольного возраста:

Игропластика с мячом   https://www.youtube.com/watch?v=MRob1wnt-rg

Элементы художественной гимнастики https://www.youtube.com/watch?v=swzJOs_cDVQ

Танец с мячами  https://www.youtube.com/watch?v=hc8CMUraHfk


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: « Особенности конструирования предметов из ЛЕГО детьми среднего дошкольного возраста».

Средний возраст детей – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослых обусловлена тем,...

Консультация для родителей по проблеме детской агрессивности в дошкольном возрасте

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка - большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет при...

Программа "Детский танцевальный фитнес"

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа физкультурно-спортивной  направленности "Детский танцевальный фитнес" для детей 3-7 лет. В программе указаны занятия на уче...

Конспект НОД «Опасные предметы дома» для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка:Конспект НОД по образовательной областиСоциально-коммуникативное развитие «Опасные предметы дома» (старшая группа)...

Картотека дидактических игр, направленных на развитие представлений о форме предметов и фигур, для детей дошкольного возраста

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов формы у детей дошкольного возраста...