Элементарное музицирование как средство развития творческих способностей дошкольников
учебно-методический материал по музыке на тему

Кучерявенко Марина Владимировна.

О больших возможностях элементарного музицирования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста написано и сказано немало. Метод действительно универсальный, его с успехом используют в работе с детьми разного возраста и в различных видах деятельности. Элементарное музицирование предполагает комплексный подход к построению различных занятий с детьми. Оно дает возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elementarnoe_muzitsirovanie_kak_sredstvo.docx294.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ 

КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ  ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

C:\Users\1\Pictures\картинки\57e8e6962fa29.png

2017

Составитель: Кучерявенко М.В.

музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №70

                   Калининского района г. Санкт-Петербурга

                О больших возможностях элементарного музицирования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста напи-сано и сказано немало. Метод действительно универсальный, его с успехом используют в работе с детьми разного возраста и в различных видах деятельности: на музыкальных занятиях, на занятиях по развитию речи, изодеятельности, театрализации, на занятиях по ознакомлению с окружающим и т. д. Элементарное музицирование предполагает комплексный подход к построению различных занятий с детьми. Оно дает педагогам возможность экпериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей.

                 В каких же творческих заданиях можно использовать элементарное музицирование?

  1. С помощью детских музыкальных инструментов и игрушек попробуйте загадывать детям загадки, используя различные приемы игры: глиссандо по пластинкам металлофона и ксилофона (ручеек, ливень солнечные лучики и т. д.); удары по пластинкам металлофона и ксилофона или по треугольнику (часы, капли дождя, сверкание снежинок); встряхивание погремушки или маракаса(шум листвы, шум ветра, дождя, метель) и т.д. С приобретением опыта звучащие загадки смогут загадывать и дети. Такие задания развивают воображение, расширяют представления о мире.

         Каждый ребенок загадывает свой образ: капель, часики, самолет, поезд, машина и т.д. Ребенок передает его звучание в определенном ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

  1. В процессе сюжетно-ролевой игры создайте ситуации сочинения детьми мелодии определенного жанра (марша, танца, колыбельной) на металлофоне, ксилофоне).

  1. Слушайте с детьми аудиозаписи с последующим подыгрыванием на шумовых музыкальных инструментах.

  1. Используйте в процессе пения подыгрывание на музыкальных инструментах (треугольнике, бубне ,маракасе, погремушке).
  2. На занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи поощряйте детей к сочинению рассказов о текущем времени года с озвучиванием на различных музыкальных инструментах.

              Наблюдайте на прогулке за происходящим вокруг, проговаривайте с детьми увиденные явления. В группе подбирайте звучания, передающие эти явления природы. Привлекайте внимание ребенка к тембру того или иного музыкального инструмента, вместе определяйте, на что похожи эти звуки, попутно знакомя детей с различными приемами игры на детских музыкальных инструментах. Когда дети освоятся и получат достаточный опыт, можно составить небольшой рассказ о том, что вы вместе наблюдали, - « нарисовать» звуками картину того или иного времени года.

РАССКАЗ «ОСЕНЬ»

Подул холодный ветер и нагнал большие темные тучи. (Маракас или погремушка)

Листья на деревьях стали желтеть и падать на землю. (Отдельные удары на металлофоне – сверху вниз)

Дождь шел все чаще, целыми днями только и слышно: кап да кап.

(Треугольник)

Иногда выглянет солнышко, посмотрит с высоты на землю.

(Глиссандо на металлофоне снизу вверх)

Потом вздохнет и опять спрячется (Глиссандо на металлофоне снизу вверх)

Не дает ему ветер погулять, землю обогреть. (Маракас или погремушка)

Наступила осень. ( Треугольник)

  1. В свободное время играйте с детьми в дидактические игры с использованием детских музыкальных инструментов («Угадай на чем играю», «Ритмическое лото», «Музыкальное эхо», «Кого встретил колобок?» и т.д.).
  2. Озвучивание  стихов, рассказывающих о явлениях природы.

СТИХИ

Шла зима, снежком играя,                   музыкальный молоточек

В пышной шубе меховой.            

Тучи снежные сгребая                           шуршалки

У меня над головой.

Мне попал снежок в ладошки             металлофон

Пусть погреется немножко…

Не послушался снежок

И водичкою утек!                                    Глиссандо на металлофоне

Движения и жесты подбираются по смыслу стихотворения. Варианты озвучивания могут быть разными. Важно предоставить детям возможность самим искать и подбирать тембр, находить ритм и темп исполнения. Необходимо лишь учитывать, что темп чтения стихотворения или сказки или рассказа замедляется, появляются небольшие паузы, во время которых звучит импровизация. Творческое озвучивание может включать также и пластическую импровизацию.

  1. Сочинение рассказов по репродукциям картин с последующим озвучиванием рассказа (картины).

                  Одно из любимых занятий детей – рассматривание картинок, иллюстраций в книгах. Но благодаря фантазии и музыкальным инструментам картину можно не только увидеть, но и услышать. Попробуйте после обсуждения с ребенком нарисованных персонажей и изображенных событий произвести вместе звуки, которые можно услышать, если мысленно оказаться в месте, нарисованном художником. А еще интереснее сочинить и озвучить связный рассказ по картине.

КАРТИНА К.Е. Маковского «ДЕТИ, БЕГУЩИЕ ОТ ГРОЗЫ»

Однажды Маша взяла собой братика Ванечку в лес по грибы да по ягоды. (Размеренные удары в пластмассовый молоточек)

Светило солнышко.(глиссандо на металлофоне)

Пели птички (игра на свистульке)

Машенька посадила Ванечку под кустик, а сама собирала ягодки, грибы да аукалась с подружками (игра на духовой гармонике)

Не сразу заметили дети, как скрылось солнышко, подул ветер и тревожно зашумели деревья (Дуть на край обрезанной пластмассовой бутылки и встряхивать погремушку)

Побежала Маша к Ванечке, посадила его на плечи и побежала через поле к деревне (Частые удары в пластмассовый молоточек)

Тучи все сгущались, ветер стал дуть еще сильнее. (Дуть на край обрезанной пластмассовой бутылки и встряхивать погремушку)

Загремел гром, засверкали молнии ( Удары в барабан и по треугольнику)

Страшно было детям, но Маша успокаивала Ванечку и продолжала бежать (Частые удары в пластмассовый молоточек)

Когда зашумел ливень, дети были уже дома, где их заждались родители. (Тремоло на треугольнике)

  1. Воспитатель вместе с детьми может озвучить сказочные истории («Кто сказал «мяу»?»,  «Как цыпленок голос искал», ит.д.).
  2.  Озвучивание русских народных сказок («Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка» ит.д.).

СКАЗКА « КОЛОБОК»

Жили-были Дед и Баба                   шарманка

         Да была у них Курочка Ряба

         «Кудах-тах,тах, кудах-тах, тах»       деревянные ложки

         Снесла Курочка яичко,                      металлофон

         Да не простое, а золотое.

          Дед бил, бил, не разбил.                 деревянные ложки

          Баба била, била, не разбила           удары чаще

          Мышка бежала, хвостиком махнула, колокольчик

          Яичко упало и разбилось…                    удары по металлофону в                          

                                                                                 сторону высоких звуков,

                                                                                  глиссандо и в конце удар.

          Плачет Дед, плачет Баба                          размеренные удары по

                                                                                   Треугольнику

          А Курочка им говорит                                 частые удары по треуголь-

                                                                                     нику

          Не плачь, Дед, не плачь, Баба                   размеренные удары по 

                                                                                      треугольнику

          Я снесу вам яичко другое, не золотое.       удары ложками

                                   

                Любой вариант обыгрывания сказки интересен всем – и большим, и маленьким. Русские народные сказки с их яркими образами предоставляют огромные возможности для озвучивания музыкальными инструментами или игрушками. Как и при чтении стихов, сказки могут быть исполнены самым различным способом: на фланелеграфе, при помощи настольного, теневого, кукольного театра, а также при помощи платковых кукол, и непосредственно по ролям. В результате таких творческих импровизаций дети открывают в себе и других новые возможности, наполняются общей радостью от совместного творчества, перенимая  «находки» друг у друга.

                    В полне допустимо, что воспитатель мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли или партии могут исполняться несколькими детьми одновременно.

                   В детской литературе есть множество произведений (например, рассказы В.Бианки), к которым очень легко подобрать инструментальное сопровождение. Каждый воспитатель может использовать при  желании чтение таких рассказов и одновременно их творческое озвучание при помощи доступных музыкальных инструментов, игрушек, предметов. Такой способ знакомства с литературой будет вызывать у детей более яркий эмоциональный отклик и, естественно, будет способствовать лучшему запоминанию содержания произведения, не говоря уже о развитии креативности.

                   Ученые утверждают, что дети – прирожденные художники. Они увлеченно рисуют, отражая свое восприятие мира в этих рисунках. Расширению представлений ребенка об окружающем, развитию наблюдательности, фантазии способствует совместное творчество с использованием детских музыкальных инструментов. Важно активизировать творческий поиск ребенка в подборе  тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания. Другими словами научить ребенка тонко чувствовать и понимать смысл текста стихотворения или сказки, содержания картины и адекватно подбирать звуковые средства выразительности, осмысленно подбирая темп, динамику, регистр и тембр звучания. При этом огромную роль играет стиль взаимодействия взрослого  и детей, предполагающий творческое сотрудничество, совместный поиск, партнерские взаимоотношения без авторитарного научения и показа способа выполнения того или иного задания. Главный критерий правильности методики работы с детьми – то удовольствие, которое получают дети, и то спонтанное эмоциональное выражение радости, которое сопровождает их деятельность на занятиях.

       

C:\Users\1\Pictures\картинки\512x512bb.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« ТРИЗ – РТВ технология как средство развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений».

Внедрение адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития творческого воображения (РТВ) как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе фор...

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

             Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное ис...

Мастер-класс «Музицирование, как средство развития творческих способностей детей в детско-взрослом сообществе «Развеселая игра».

Данный материал позволит повысить уровень профессиональной компетентности педагогов-музыкантов, их мотивацию на приобретение собственного опыта по  теме "Музицирование, как средство ра...

Консультации для родителей (ноябрь) "Элементарное музицирование - как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Учеными биофизиками отмечено удивительное влияние акустических волн классической музыки на здоровье человека. Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыки можно и обучить.Игра на му...

Описание опыта работы по теме "Элементарное музицирование, как средство развития творческой личности"

Основной целью «элементарного музицирования» является первичное приобщение всех детей –  независимо от их способностей – к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих с...