«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка (средняя, старшая группа)

Белоногова Мария Константиновна

Материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике. Ознакомление участников мастер-класса с методами развития творческих способностей по средствам элементарного музицирования в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Представить участникам мастер-класса методы и приемы элементарного музицирования;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.pptx1.23 МБ
Файл master_klass_teoriya.docx45.39 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Инструментальное музицирования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста » Мастер класс музыкального руководителя Белоноговой М.К.

Слайд 2

Цель: Ознакомление участников мастер-класса с методами развития творческих способностей по средствам элементарного музицирования в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Задачи: - представить участникам мастер-класса методы и приёмы элементарного музицирования; - повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;

Слайд 3

Карл Орф - немецкий композитор и педагог, театральный деятель и драматург Создал систему музыкального воспитания, основанную на музицировании

Слайд 4

Девиз педагогической деятельности : «Меньше обучать – больше взаимодействовать»

Слайд 5

Основные виды деятельности творческого музицирования: - пение, - речевое музицирование , - игра на детских музыкальных инструментах, - танец, - импровизированное движение, - озвучивание стихов и сказок, - пантомима, - спонтанная импровизированная театрализация.

Слайд 6

Речевая игра «Здравствуйте» Ручки, ручки просыпайтесь – Здравствуйте! Ласковые ручки наши, Здравствуйте! И ладошки, наши крошки,- Здравствуйте! Разбудите ножки, Ножки здравствуйте! И притопы, и пружинки – Здравствуйте! Глазки, ушко, ротик, носик, - Здравствуйте! И улыбки, и улыбки Здравствуйте! Все друг другу улыбнитесь Здравствуйте!

Слайд 7

«Зимнее рондо» Едем, едем на лошадке по дорожке зимней гладкой Скок, скок, скок, скок, скок, скок. - трещотка- Саночки скрипят, бубенчики звенят. -трещотка, бубенцы- Едем, едем на лошадке по дорожке зимней гладкой Скок, скок, скок, скок, скок, скок. - трещотка- Дятел стучит, ветер шумит. - шумелка - Едем, едем на лошадке по дорожке зимней гладкой Скок, скок, скок, скок, скок, скок. - трещотка- Холод, холод, стужа, стужа. - треугольник- Снег пушистый кружит, кружит. - бубен- Едем, едем на лошадке по дорожке зимней гладкой Скок, скок, скок, скок, скок, скок. - трещотка- Белка, на ветке, орешки всё грызёт Цок, цок – Рыжая лисичка, зайчишку стережёт – смять бумагу Едем, едем на лошадке по дорожке зимней гладкой Скок, скок, скок, скок, скок, скок. - трещотка- Ехали, мы ехали, наконец доехали. С горки – Ух! - рубель- В ямку – Бух! Приехали! - барабан-

Слайд 8

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Слайд 9

Сказка «Теремок» Теремок Бубен Мышка Колокольчик Лягушка Деревянные ложки Зайчик Маракас Лисичка Трещотка Волчок Шумелочка Медведь Барабан

Слайд 10

«Зима в лесу» Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирали еду на зиму. (бегать пальцами по барабану) А белочки прыгали по веткам, собирая шишки (кастаньеты) И вот с неба стали падать снежинки (удары палочкой по металлофону) Снег укрыл землю пушистым белым одеялом и на снегу были видны следы маленьких лапок (удары по треугольнику) Белочки устраивали гнезда на деревьях, мыши попрятались в свои норки и делали себе гнездышки из травы (шуршать бумагой) У всех было много еды: белки грызли орешки (удары деревянными ложками)

Слайд 12

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Сказки-шумелки для малышей в забавным шумовым оформлением в исполнении детей можно использовать для развивающих занятий дома или в детском саду. С помощью занимательных сказок-шумелок малыши познакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приемами извлечения звуков, разовьют слуховую память, научатся воспроизводить оттенки звучания. На основе предлагаемых материалов можно с малышами устраивать замечательные спектакли

Слайд 13

Сказки - шумелки помогут педагогам и родителям обеспечить в игровой форме разностороннее развитие детей 2-5 лет. Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Совместное музицирования и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.



Предварительный просмотр:

 «ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

 ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Белоногова Мария Константиновна

Музыкальный руководитель 1 к.к.

МБДОУ «ЦРР – детский сад «Кристаллик»

Аннотация: Материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике. Ознакомление участников мастер-класса с методами развития творческих способностей по средствам элементарного музицирования в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Представить участникам мастер-класса методы и приемы элементарного музицирования;

К вашему вниманию представлены музыкальные инструменты, которые я использую как на занятиях, так и в совместной деятельности детей. В работе я использую программу по элементарному музицированию методику

Т. Э. Тютюнниковой. Программа эта создана по системе Карла Орфа.

D:\Документы\Рабочий стол\230.jpg

Карл Орф    - немецкий композитор и педагог, театральный деятель и драматург. Создал систему музыкального воспитания, основанную на музицировании.

 Он  придумал систему музыкального воспитания, которая рассчитана не на избранных, не на имеющих специальную музыкальную подготовку, а на всех детей. Её суть в развитии творческой фантазии,  в элементарном  музицировании, в  игре на простейших, в основном  ударных, шумовых музыкальных инструментах, в  движении под музыку, в  инсценировании  детских песенок и сказок. То есть в том, что дети особенно любят и делают с удовольствием. Тем более, что такие танцы и движения сопровождаются не только игрой на ударных музыкальных инструментах (барабанах, ложках, ксилофоне и т.п.), но и "звучащими жестами" — хлопками, шлепками по бёдрам, топаньем ногами, щелчками пальцами, цоканьем языком и т.д..

При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

  • Речевое музицирование,
  • Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам.
  •  Импровизация звуковых картин на заданную тему.
  • Звуковая иллюстрация стихов.
  •   Сказки-шумелки.

Речевое музицирование использую в самом начале занятия. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии.

                                      Речевая игра «Здравствуйте»

Ручки, ручки просыпайтесь –

Здравствуйте!

Ласковые ручки наши,

Здравствуйте!

И ладошки, наши крошки,-

Здравствуйте!

Разбудите ножки,

Ножки здравствуйте!

И притопы, и пружинки –

Здравствуйте!

Глазки, ушко, ротик, носик, -

Здравствуйте!

И улыбки, и улыбки

Здравствуйте!

Все друг другу улыбнитесь

Здравствуйте!

 С 4 – 5 лет дети с огромным удовольствием играют под танцевальную музыку, аккомпанируют детским песенкам, импровизируют звуковые картины на заданную тему или иллюстрируют шумами подходящие стихи.

                                            «Зимнее рондо»

Едем, едем на лошадке по дорожке зимней гладкой

Скок, скок, скок, скок, скок, скок.      - трещотка-

Саночки скрипят, бубенчики звенят.  -трещотка, бубенцы-

Едем, едем на лошадке по дорожке зимней гладкой

Скок, скок, скок, скок, скок, скок.      - трещотка-

Дятел стучит, ветер шумит.                 - шумелка-

Едем, едем на лошадке по дорожке зимней гладкой

Скок, скок, скок, скок, скок, скок.      - трещотка-

Холод, холод, стужа, стужа.              - треугольник-

Снег пушистый кружит, кружит.       - бубен-

Едем, едем на лошадке по дорожке зимней гладкой

Скок, скок, скок, скок, скок, скок.      - трещотка-

Белка, на ветке, орешки всё грызёт Цок, цок –

Рыжая лисичка, зайчишку стережёт – смять бумагу

Едем, едем на лошадке по дорожке зимней гладкой

Скок, скок, скок, скок, скок, скок.      - трещотка-

Ехали, мы ехали, наконец доехали. С горки – Ух!   - рубель-

В ямку – Бух! Приехали!          - барабан-

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Для малышей 2-4 лет можно использовать более простой вариант для музицирования – сказочки-шумелки.. 

Сказки-шумелки для малышей в забавным шумовым оформлением в исполнении детей можно использовать для развивающих занятий дома или в детском саду. С помощью занимательных сказок-шумелок малыши познакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приемами извлечения звуков, разовьют слуховую память, научатся воспроизводить оттенки звучания. На основе предлагаемых материалов можно с малышами устраивать замечательные спектакли. Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Совместное музицирования и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка. Реализация малышом своих представлений в звуках и шумах – занятие творческое и эмоциональное..

 Различение громких и тихих звуков, отрывистых и протяжных, высоких и низких развивает слух ребёнка, а копирование шумов способствует развитию мелкой моторики. Благодаря шумовому оформлению сказочек, у ребёнка развивается и умение сосредоточенно слушать, и хорошая реакция и память.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой. Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом. Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. К вашему вниманию представим сказку:

                                                     «Зима в лесу»

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирали еду на зиму. (бегать пальцами по барабану)

А белочки прыгали по веткам, собирая шишки (кастаньеты)

И вот с неба стали падать снежинки (удары палочкой по металлофону)

Снег укрыл землю пушистым белым одеялом и на снегу были видны следы маленьких лапок (удары по треугольнику)

Белочки устраивали гнезда на деревьях, мыши попрятались в свои норки и делали себе гнездышки из травы (шуршать бумагой)

У  всех было много еды: белки грызли орешки (удары деревянными ложками)

Следующий вид игрового задания:

 Импровизация звуковых картин на заданную тему. Звуковая иллюстрация стихов.

Музыкальные инструменты подбираются по аналогии – звуки природы или сказочные персонажи. Мы озвучим стихотворение «Апрель»

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель (удары по треугольнику)

По полям бегут ручьи (глиссандо на металлофоне снизу вверх)

На дорогах лужи.

 Скоро выйдут муравьи (удары в пластмассовый молоточек)

После зимней стужи. (погремушка, встряхивание листа бумаги или катание ребристого карандаша по столу)

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник. (размеренные встряхивания маракаса, удары деревянными ложками или игра на барабане)

Стали птицы песни петь (игра на свистульке)

И расцвел подснежник. (игра на колокольчике)

Небольшие подсказки детям по выбору музыкальных инструментов: Какой инструмент может передать шорох и шелест листвы?

Какой инструмент может передать пение птиц?

Какой инструмент может передать медведя?

Какой инструмент может передать муравьев?

Какой инструмент может передать звук бурной радостной весны.

Игра под фонограмму.

В руках у музыкального руководителя карточки с музыкальными инструментами. Педагоги выбирают музыкальные инструменты. Звучит русская народная мелодия «Барыня».  Музыкальный руководитель показывает карточки по одной. Педагоги играют.

Список используемой литературы

  1. Баренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М., 1978.
  2. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Игры звуками. СПб., 2003.
  3. Бублей С. П. Детский оркестр / С. П. Бублей. М., Просвещение, 1983.
  4. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. М., 1989.
  5. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. M., 1981.
  6. Жилин В.А. Речевые упражнения. Авторское пособие. М., 1999.
  7. Журнал «Музыкальный руководитель». 2004. № 2, 2004.
  8. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах из опыта работы. М., 1990.
  9. Перунова Н. Н., Музыкальная азбука для дошкольников. Л., 1990.
  10. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000.
  11. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект Тема: «Хоровое пение как средство развития индивидуализации детей старшего дошкольного возраста»

Проект разработан для выявления детей с хорошими музыкальными способностями, развития индивидуализации и стимулирования вокальных – хоровых навыков....

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»старшая группа

Актуальность данной темы объясняется тем, что формирование творческиактивной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решатьжизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте.А...

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....

Консультация. «Творческие игры как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста»

В консультации раскрываются понятие творческого воображения и особенности его формирования у детей старшего дошкольного возраста через творческую игру, предложены условия и способы формирования у дете...

Педагогическая технология «Цветные фантазии» «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (старшая группа «Ягодка»).

1. Актуальность«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника.Иначе говоря, когда каждый будет находить  радость в своём труде». Роде.«Это правд...