статья "Музыкально-ритмическое развитие в старшем дошкольном возрасте"
статья по музыке на тему
основные аспекты развития музыкально-ритмических движений у детей 5-6 лет. Программа танцевального кружка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-ритмическое развитие в старшем дошкольном возрасте.
«Движения становятся искусством только благодаря ритму».
Жан Жак Жалькроз
На современном этапе развития общества все более ощутимым становится противоречие между быстрым техническим прогрессом и недостаточным развитием гуманитарной сферы. Кризис духовности, приводящий ко многим негативным последствиям социально-политического и экономического характера, коренится в недостатках системы образования. Все ускоряющееся развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация ведут к активному развитию рационально-логического мышления в ущерб формированию музыкальной культуры.
При этом музыка, рисование, хореография – то есть дисциплины эстетического цикла, остаются на втором плане. Данные предметы рассматриваются как развлекательные, дополняющие основной цикл.
А тем самым музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека.
«Пространство и время наполнены материей, подчинённой законом вечного ритма», - говорил знаменитый французский педагог ритмики Жак Далькроз.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребенка.
Именно в дошкольном возрасте формируются основы эстетического воспитания, так как в этот период мозг и весь организм человека наиболее восприимчивы к новому (Г.А. Кураев, Т.Н. Маляренко, Ю.Е. Маляренко).
В связи с этим была разработана программа "Весёлый каблучок" по развитию музыкально-ритмических ощущений детей старшего дошкольного возраста. Данная программа явилась важным инновационным звеном в учебно-творческой структуре детского сада и реализуется на занятиях танцевального кружка «Весёлый каблучок».
Основная цель программы - содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами музыкально-ритмической деятельности.
Приоритетной задачей явилось развитие способности к выразительному, одухотворённому исполнению движений, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений.
Программой предусмотрено проведение занятий два раза в неделю длительностью 30-35 минут.
Учебный план распределён на разделы («мы слышим музыку», «музыка и движение», «музыка и ритм», «танец»). Каждый раздел включает в себя ряд упражнений, игровых заданий, игры на развитие танцевального творчества и т. д. Содержание занятий и практический материал каждого раздела конкретизируется, варьируется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Чтобы занятия «мы слышим музыку» были более продуктивными, разнообразными используются разные формы организации (занятие-беседа, занятие-путешествие, занятие-сказка, беседа-концерт, сюжетное занятие). Для закрепления знаний детям предлагаются различные игры (по темам «В ритме вальса, «Любимые марши», «Полька-это весело» и т.д.), которые направлены на интуитивно-телесное изучение двух, трёх, четырёхдольной пульсации, эмоциональное и творческое раскрепощение детей. Например, в старшей группе по теме «В ритме вальса» предлагается игровое задание «Декламируем под музыку» (заранее выученное четверостишье дети проговаривают в ритме вальса):
Снег так искрится зимой и блестит,
Сотнями искорок ярко горит!
Для того чтобы детям было интересно на занятиях выполнять движения, были созданы целые музыкально-ритмические комплексы («Мячики» на муз. Чичкова «Полька» - чередование поскоков по кругу и хлопков; «От улыбки» на муз. Шаинского – чередование ходьбы с разным положением рук и боковым галопом и др.). А также подобран ряд заданий для согласования основных движений с музыкой.
Упражнения разминки проводятся в форме игр-превращений (например, разминка на середине – упражнения «деревянные и тряпичные куклы», «мыльные пузыри», партерная гимнастика – «змея», «лунатики» и т. д.).
Фрагмент занятия
Педагог: Ребята, мы с вами попали в театр Карабаса-Барабаса, где на сцене выступают много разных кукол деревянных и тряпичных (музыкальный размер 3/4 или 6/8)
1-6 руки на поясе, все мышцы напряжены (превратились в деревянных кукол),
7-12 корпус наклоняется вперёд, параллельно полу, руки внизу качаются, все мышцы расслаблены (тряпичные куклы).
Особое внимание на занятиях уделяется развитию чувства ритма. В своей работе с детьми мы используем методику Т. Э. Тютюнниковой – это оригинальный авторский материал для творческих занятий. С помощью различных ритмических игр, дети учатся мыслить в интонационно-музыкальных формах, соотнося элементы музыкального языка с какими-либо действиями, речью, движениями, эмоциональной игрой на музыкальных инструментах («Мексиканский вальс», «Сапожник», «Раз, два, три, ну-ка, повтори», «Молоток» и другие). А также на стихи автора программы были разработаны авторские комбинации движений, которые дети с удовольствием выполняли.
Например:
«Молоток»
Тук, тук молоток! (стучат кулачками и каблуком)
Забей гвоздиком пяток! (хлопки)
Тук, тук, тук-тук-тук! (кулачки и каблучки)
И в подмётку и в каблук! (хлопки)
В программу включена «Азбука ритмов» (раздел «Музыка и ритм») - знакомство с музыкальным размером, длительностями и паузами в игровой стихотворной форме. Благодаря использованию в стихосложении ритмослоговых вставок, каждое стихотворение азбуки воздействует на ребёнка не только эмоционально, но и дидактически.
Особое место на занятиях танцевального кружка занимает «танцевальное творчество», развивающее индивидуальные творческие способности в хореографии. Это различные танцевальные игры: «Акула и рыбки», «Принц и принцесса», «Дворник», «Слушай звуки и танцуй» и т.п. В процессе разнообразных танцевальных игр у детей возникает желание использовать танцевальные и игровые движения, требующие ритмичности и скоординированности исполнения.
Немаловажную роль в процессе музыкально-ритмического воспитания на занятиях танцевального кружка играет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждого занятия. Концертмейстер – полноправный участник творческого процесса. Кроме владения техникой исполнения концертмейстер должен знать и понимать технологию движения, помочь воспитанникам услышать музыку и создать эмоциональную атмосферу занятия. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Занятия танцевального кружка от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Поклоны, переход от одних упражнений к другим должны быть музыкально оформлены, чтобы дети привыкли организовывать свои движения согласно музыке. Музыкальное оформление занятия должно прививать детям осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки.
Результативная работа на занятиях возможна только в содружестве педагога-хореографа и концертмейстера. Немалую роль играет психологическая совместимость, личностные качества педагогов. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия, непринужденности, взаимопонимания. Важно, чтобы концертмейстер был другом и партнером. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в музыкально-ритмической деятельности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство
1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...
Опыт работы по теме «Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждение и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста»
Опыт формировался и апробировался на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Росинка» п. Пионерский».Становление педагогичес...
Дополнительная программа дошкольного образования по художественно- эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста по конструированию и моделированию «Юный инженер»
Перспективно- тематическое планированиеНаправления: «Конструктивно-модельная деятельность»Старший дошкольный возрастДетское конструирование – это один из видов художественно-изо...
Реферат слушателя программы профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования» Воробьевой Юлии Владимировны на тему «Театрализованная игра как средство коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста».
Материал предназначен для воспитателей и педагогов дополнительного образования для ознакомления и использования в работе....
Математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Автором разработан материал по познавательному развитию детей (ФЭМП) для старших дошкольников в помощь педагогам....
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития:«Развитие детей старшего дошкольного возраста по физическому развитию через приобщение детей к здоровому образу жизни».
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития.Презентация....