Статья на тему:«ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА РЕЧЬ ДЕТЕЙ».
статья по музыке (старшая группа) на тему

Русина Галина Владимировна

Использование музыкального воспитания детей в системе арт-терапии вызвано ухудшением здоровья подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx34.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:    

«ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА РЕЧЬ ДЕТЕЙ»  

Подготовила музыкальный руководитель:

Русина Галина Владимировна

Использование музыкального воспитания детей в системе арт-терапии вызвано ухудшением здоровья подрастающего поколения.

Сегодня здоровье детей (физическое, психическое и нравственное) – это самая актуальная проблема дошкольного и школьного образования в России.

Статистика Министерства здравоохранения показывает, что от 70 до 80% обследованных детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют нарушения здоровья психоматического характера.

Основные причины возникновения негативных эмоций могут быть:

  • Неправильные взаимоотношения и взаимодействия старших и младших, т. е. родителей и детей, а так же педагогов, их воспитанников и учеников;
  • Сокращение возможности для отдыха и эмоциональной разрядки;
  • Ослабление здоровья ребёнка;
  • Всё увеличивающиеся учебные нагрузки, не соответствующие возможностям и здоровью ребёнка.

Играем ли мы, поём или танцуем, слушаем ли музыку – мы заставляем тело работать.
При пении работает диафрагма, лёгкие, трахея, связки, язык, губы, зубы. Задействован и пищеварительный тракт, усиливается кровообращение всего организма. При игре на музыкальных инструментах активизируется моторика мышц рук. В движении и танцах все мышцы тела получают нагрузку.

Заставляя работать тот или иной орган, музыка «включает» и активизирует ответственную за него зону мозга.

На Востоке существует теория, по которой считается, что каждая гласная обладает свойством воздействия на «свой» определённый орган. Так «А» - соответствует печени, «У» - лёгким, «Е» - сердцу, «О» - почкам. Эта теория используется в некоторых французских клиниках, где пациенты распевают гласные, соответствующие органу, который хотят оздоровить.

РЕЧЕВАЯ ИГРА  «А – О – У – Ы»

 Буквы гласные мы знаем-                   Дети произносят чётко

     «а – о – у – ы».                                       Петь протяжно

     Мы сейчас их сосчитаем-                    Загибают пальцы

     «а – о – у – ы».

     Однажды по лесу гуляли-                   Произносят весело,

     «а – о – у – ы».

     И случайно заплутали-                        жалобно,

     «а – о – у – ы».

     Громко нас они позвали-                     громко,

     «а – о – у – ы».

     Только эхо отвечало-                           тихо,

     «а – о – у – ы».

     И медведя повстречали-                      испугано,

     «а – о – у – ы».

     И от страха задрожали-                        дрожащим голосом,

     «а – о – у – ы».

     Мишка добрый очень был-                   ласково,

     «а – о – у – ы».

     И до дому проводил-                             радостно.

     «а – о – у – ы».

Игровая методика обучения воспитания, развития и обучения замечательна тем, что все процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть всё необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ фантазии, речевое общение, движение.

В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объём работы, который им не доступен в обычной учебной ситуации. Практика доказала, что игровая методика полезна для всех детей, но особенно для детей с проблемами здоровья и развития, потому что даёт детям радость и эмоциональный подъём. Педагогу необходимо уметь гибко изменять свою позицию: то становясь участником игры, активно увлекающим, показывающим, то просто наблюдать со стороны, незаметно руководя. При этом, не заставляя детей, не оценивая, не сравнивая с другими и, конечно, не наказывая.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

(В ФОРМЕ СКАЗКИ  «ПУТЕШЕСТВИЕ ЯЗЫЧКА»)

Щёчки, щёчки-колобочки,                                  - «надувать»  щёки;

Просыпайтесь!

Ротик, ротик, не ленись,                                    - широко открыть рот;

Открывайся!

Зубки, зубки, где же вы?                                   - покусать язычок;

Не зевайте,

Язычок мой весь, весь, весь

Покусайте!

Покусайте губки, чтобы                                      - покусать губы;

Покраснели,

Чтобы дуться, обижаться

Уж не смели!

Зубки, вы же не грязнули,                                 - провести языком между губами 

Умывайтесь!                                                         зубами, как бы очищая зубы;

Ну, а вы, ребятки, чаще

Улыбайтесь!                                                       - улыбнуться.

Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка. Они «путешествуют» вместе с язычком и знакомятся со всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щёками, с нёбом.

     

 В этой работе достигается главное: детям интересно, понятно и нетрудно. Артикуляционная гимнастика помогает:

устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;

разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;

развить мимику, артикуляционную моторику;

развить выразительную дикцию.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Навык речевого дыхания развиваем постоянно на каждом занятии и постепенно. По возможности игры на дыхание соединяем с движением туловища, рук, ног, пальцев и. д.

 Используем различные образы: ветер играет с листвой, или как звучат пчела, жук, комар, сердится кошка и т. д.

                   

    Что ревёшь, самолёт?     У-у-у-у      (с повышением интонации)

    Может заболел живот?    У-у-у-у

    Может, у тебя не те

    Пассажиры в животе?      У-у-у-у     (волнообразно)

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ГОЛОСОМ.

Игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира: человеческому

голосу (крик, смех, плачь), голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать и

т. д.), «голосам» неживой природы

     (тикать, капать и т. д).

     Использование развивающих игр с голосом даёт возможность:

   - почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;

   - выплеснуть излишки своей энергии, снять усталость и          утомление;

   - расширить диапазоны речевого и певческого голоса;

   - готовить ребёнка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией.

   - успешно развивать интонационный и фонематический слух.

НОЧЬЮ В ЛЕСУ.

       Лес ночной

    Был полон звуков:                              Звукоподражание по тексту

    Кто-то выл – у-у

    А кто – мяукал. – мяу, мяу.

    Кто-то хрюкал, - хрю - хрю,

    Кто-то топал, - топ – топ,

    Кто-то крыльями

    Захлопал,- хлоп-хлоп,

    Кто-то ухал, - ух – ух,

    И кричал – ай – ай,

    И глазищами

    Вращал.

    Ну, а кто-то

    Тихо-тихо

    Тонким голосом

    Молчал!                                                  (указательный пальчик к губам)

 

РЕЧЕВЫЕ РИТМО – ИНТОНАЦИОННЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

   Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха:

  • чувства ритма,
  • темпа, тембра, интонационной выразительности;
  • развивают речевое дыхание, дикцию и выразительность речи;
  • формируют естественное звучание голоса.

     Речевые игры в форме ритмодекламации помогают формированию естественного звучания голоса, развивают свободу и непосредственность общения. Особенно полезны речевые ритмо-интонационные игры и упражнения для детей с недостаточной координацией слуха и голоса.

ТАНЕЦ:   «САПОЖОК»

Посмотри,                           - выставить ножку вперёд на пятку, вернуть в исходное положение,

мой дружок,                                   - то же другой ногой,

На чудесный                                  - повторить движение первой строки

сапожок.                                        - то же другой ногой.

Ты послушай                                - три притопа одной ногой

этот звук -                                     - три притопа другой ногой,

Сапожок мой                                - три притопа одной ногой,

Тук, тук, тук.                                  - три притопа другой ногой,    

  1. Ах, как весело у нас –         - на лёгком беге перестроиться в       круг,                       бежать по кругу друг за другом.

        Сапожок пустился в пляс!

        По дорожке в кружок

        Прибежал мой сапожок.

                                                 (Движения припева повторить, стоя лицом в центр круга)

   2. Ты, дружочек, не зевай

        Себе пару выбирай,

       Веселей покружись,

      А потом остановись!    (Движения припева повторить стоя лицом к партнёру)

 3.  Сапожок не стучит,

     Сапожок не бежит.

     Он тихонечко идёт,

     Всех на стульчики ведёт!   (взять партнёра за руку, на спокойном шаге проводить на стульчики)

РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ.

      Ритмодекламация-это чёткое произнесение текста или стихов в   заданном ритме.

     Основная цель ритмодекламации- это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

     Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

     Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. д), шумовых инструментов, звучание мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.

     Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого дыхания, развитию чёткой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом материале.

«ЗДРАВСТВУЙТЕ!»

        Исходное положение: круг.

         Здравствуйте!                                                   - развести руки в стороны,        

         Ручки, ручки, просыпайтесь,                потянуться        

         Ласковые ручки наши,                                     - погладить ладошки,

         Здравствуйте!

         Пальчики сердитые,                                         - погрозить пальчиком,

         Здравствуйте!

         И ладошки, наши крошки,                                - ритмично хлопать в

         Здравствуйте!        ладоши,

2. Разбудите ножки, ножки,                                       - пошлёпать по ногам,

    Здравствуйте!

И притопы, и пружинки,                                        - притопывать ногами,    пружинить ножками

    Здравствуйте!

    И притопы, и притопы,                                         - ритмично топать ногами,

    Здравствуйте!

    И пружинки, и пружинки,                                      - выполнять лёгкие приседания,

    Здравствуйте!

3  Глазки, ушки, носик, ротик,                          - пальчиками коснуться глаз, ушей, носа,

           Здравствуйте!                                                    рта,

           И улыбки, и улыбки,                                        - улыбнуться всем окружающим,

           Здравствуйте!

          Все друг другу улыбнитесь,                            - улыбаться и кивать головой окружающим

           Здравствуйте!

           И лукаво подмигните,                                       - подмигнуть стоящим рядом.

           Здравствуйте!

 

РЕЧЕВАЯ   ЗАРЯДКА.

  Цель речевой зарядки – подготовить голоса детей к речи.

   В содержание речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание, игры с голосом, речевые игры и ритмодекламация.

Речевые зарядки обостряют слуховое внимание, улучшают взаимодействие и координацию слуха и голоса. Дети постепенно приобретают навыки звуковой ориентации. В речи они стараются проявлять интонационную выразительность.

Речевые зарядки дают ещё и терапевтический эффект: снимают усталость, повышают работоспособность детей. Речевые зарядки можно использовать на различных занятиях. Они не только способствуют развитию речевой моторики, но и помогают работе над звукопроизношением, интонацией.

 Речевые зарядки проводятся в разных условиях, из разных положений (сидя, стоя, в движении, с выходом вперёд и т. д).  Например:

Мы ногами – топ-топ-топ,         Все движения выполнять

А руками – хлоп-хлоп         в соответствии с текстом.

Головою – круть-круть-круть,

Постучали в грудь-грудь-грудь.

Пяточками – топ-топ-топ,

По коленкам – шлёп-шлёп-шлёп.

Мы конфетку – ам-ам-ам

И погладим по бокам,

А потом животики,

Улыбнулись ротики.

  • Терапия музыкальным искусством помогает детям обрести силы, развить устойчивое внимание, восстановить активность, почувствовать себя успешными. Все направления музыкальной деятельности используются не только для того, чтобы доставить ребёнку радость и развить его музыкальные способности, но и для того, чтобы защитить его от всего, что мешает благополучно развиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Влияние пальчиковых игр на формирование речи дошкольников".

Влияние пальчиковых игр на формирование речи дошкольников....

Статья на тему "Влияние сказки на развитие ребенка. Польза и вред. Советы родителям."

Данная статья поможет родителям ознакомиться о влиянии сказок на развитие ребенка, о их пользе и вреде....

Статья на тему: «Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста»

В данной статье рассказано, что такое игры, как игры связаны с речью. Какие игры лучше использовать для развития речи детей дошкольников....

Доклад для педагогов по теме: «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Выступление на МО  с темой «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»....

Статья на тему "Влияние родителей на развитие детей дошкольного возраста"

СтатьяРекомендацииТерминыСсылка на литературу...

Консультация на тему: «Влияние фольклора на развитие связной речи детей дошкольного возраста»

        Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Речь - не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель информ...

Сообщение на тему «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Сообщение на тему "Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста"Подготовила: воспитатель Кудаева Е.Н....