МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ — КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА
методическая разработка по музыке по теме

 

Цель педагога — воспитать человека достаточно сильного, чтобы он смело входил в жизненную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки. В наше время (время быстрых перемен) дети особенно нуждаются в гибкости, независимости мышления. Для достижения этой цели подходящее средство — музыкальная импровизация. Использование метода импровизации позволяет стимулировать способности детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, эмоционально раскрепостить ребенка.

Занятия импровизацией проходят в игровой форме, так как игра — ведущая и естественная деятельность, в процессе которой ребенок меньше всего утомляется, и поэтому интерес и внимание у него держится дольше, чем в специальных обучающих упражнениях.

Задача моих занятий — помочь детям в эстетической игре войти в мир музыки, ощутить и пережить ее, создать предпосылки к формированию творческого мышления, развить природные способности ребенка.

Предлагаю примеры вокальной, танцевальной, инструментальной импровизаций из опыта своей работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnaya_improvizatsiya.doc22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ — КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА

Цвиркун Г.М.

МБДОУ г.Иркутска детский сад комбинированного вида № 171

Достижения психологии и педагогики доказывают, что занятия музыкой играют важнейшую роль не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии детей. Мышление дошкольников более свободно, чем у школьников, оно независимо, не задавлено догмами и стереотипами. И это свойство психики необходимо развивать.

Двигательные, инструментальные, вокальные импровизации и различные комбинации из них, умело направленные педагогом, решают практически важный вопрос музыкальной педагогики — воспитание и обучение через творчество. Спонтанность, сиюминутность рождения и воплощения идей раскрывают перед ребенком двери в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован никакими ограничениями, не боится ошибаться, ведь здесь все многовариантно.

Необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что музыка — это чудесный источник разнообразных эмоций, который есть в нем самом: пой, играй, двигайся под музыку так, как ты хочешь: импровизируй, фантазируй и откроешь бескрайние возможности музыкального языка, тем самым не только обогатишь свой внутренний мир, но и научишься творить и в музыке и в жизни вообще.

Цель педагога — воспитать человека достаточно сильного, чтобы он смело входил в жизненную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки. В наше время (время быстрых перемен) дети особенно нуждаются в гибкости, независимости мышления. Для достижения этой цели подходящее средство — музыкальная импровизация. Использование метода импровизации позволяет стимулировать способности детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, эмоционально раскрепостить ребенка.

Занятия импровизацией проходят в игровой форме, так как игра — ведущая и естественная деятельность, в процессе которой ребенок меньше всего утомляется, и поэтому интерес и внимание у него держится дольше, чем в специальных обучающих упражнениях.

Задача моих занятий — помочь детям в эстетической игре войти в мир музыки, ощутить и пережить ее, создать предпосылки к формированию творческого мышления, развить природные способности ребенка.

Предлагаю примеры вокальной, танцевальной, инструментальной импровизаций из опыта своей работы.

1.«Бег теней».[3:52] Импровизационное упражнение на спонтанную импровизацию движений. Игрок А следует за игроком В, повторяя все его движения. Через некоторое время они меняются ролями по сигналу

инструментов. Педагог импровизирует аккомпанемент на двух различных по тембру ударных, например, барабане и тарелке.

2.«Метелица» (муз. К.Сорокина ).[3:47] Спонтанная импровизация на инструментах аккомпанемента к звучащей музыке и импровизируемое свободное движение. Прослушайте с детьми пьесу, обсудите, какие инструменты могут украсить и дополнить ее, как они должны звучать. Дети делятся на две группы: одна импровизирует на инструментах, другая — с шарфами и елочным дождем — импровизирует движения. Затем они меняются.

3.«Аквариум» (Музыка K.Сен-Санса). Форма активного слушания музыки. Дети импровизируют движения непосредственно в процессе слушания.

4.Вокальная импровизация на заданный текст. Импровизировать мелодию вопроса и ответа:

- Бедный мой щенок,

Где ты так промок?

- Я в лесу гулял,

С дождиком играл.

5.Развивать умение сочинять собственные мотивы.

Спят и травы и цветы.

Баю-баю, спи и ты.(Колыбельная)

6.Вокальная импровизация в жанре. Сочинить мелодию на слог «ля» в жанре танца (вальс лисички, полька белочки), на слог «та» - в жанре марша (марш гномов, солдатиков).

7.Танцевальные импровизации. Побуждать детей к поискам выразительных движений для передачи характерных особенностей персонажей из сказки «Приключения Буратино»: танцевальные импровизации Буратино, Карабаса Барабаса, Лисы Алисы и Кота Базилио, Мальвины на музыку А. Рыбникова.

«Бабочки» (Вальс. муз. А. Грибоедова). Импровизировать танец бабочек, используя сделанные своими руками бабочек из фантиков на тонкой палочке. Можно по-разному управлять такой бабочкой: легко бегать с ней по залу, кружить её (перебирать палочку двумя пальцами), встречаться с другими бабочками, садиться на цветочек и др.

«Мяу, мышка, спляшем польку» Музыка — любая полька. Свободная импровизация танца кота и мышки. Содержание танца проясняет текст:

-Мяу, мышка, спляшем польку,

Подадим гостям пример!

-Я сплясала, да только

Мышке кот не кавалер.

Концовка танца может быть разной — кошка набрасывается на мышку или наоборот, они разбегаются или обнимаются.

8.Импровизация инструментальная. Предлагать детям импровизировать простые мелодии индивидуально и в ансамбле, используя ударно-шумовые

инструменты и диатонический металлофон. Названия произведений могут быть такими - «Эхо», «Гроза», «Музыка весны».

9.Двигательная импровизация «Танцуем стихи». Выразить в движениях содержание стихотворения, прочитанного очень выразительно:

Вдоль по бережку лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

Со крыла водичку стряхивает.

10.Импровизация в театрализованной деятельности. Русская народная сказка «Теремок». Сюжет обычно знают все. Детям предлагается охарактеризовать персонажа (например, мышка какая? - маленькая, легкая, юркая, неуловимая). Затем каждый персонаж в соответствии с содержанием сказки под музыкальное сопровождение педагога импровизирует свой «выход», стараясь показать особенности повадок животного, импровизирует песенку-вопрос «кто, кто в теремочке живет?» и выбирает музыкальный инструмент, который наиболее подходит для него. В заключение звучит шумовой оркестр в исполнении героев.

Представленные методы и приемы позволяют разнообразить музыкальные занятия, делают их увлекательными, побуждают всех детей к творчеству, нестандартности мышления, позволяют ребенку выразить себя. Использование музыкальных импровизаций предотвращает развитие стереотипов мышления у детей, способствует дальнейшему раскрытию творческих способностей.

Литература

1. Боровик Т.А. Звуки, ритмы и слова. Часть 1 — Мн.: Издательство «Книжный дом», 1999. - 112с.

2. Сорокина Н.Ф. Программа «Театр-Творчество-Дети» - М.: Издательство

«Аркти», 2004.- 208с.

3. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К.Орфа. - М.:

Издательство «Астрель», 2000. - 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников»

Основная идея опыта работы - развитие творчества детей во всех видах музыкальной деятельности. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Главное в моей деятельности -это совместное творче...

Сообщение музыкального руководителя на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"

Сообщение на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"...

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений "Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников"

Мастер-класс подготовлен для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений с целью освоения и последующего применения в работе различных вариантов творческих методов и приемов для раз...

Импровизация как способ развития творческих способностей детей в ДОУ

Конспект выступления на районном методическом объединении музыкальных руководителей...

«Продуктивная деятельность как средство развития творческих способностей, конструктивного мышления у дошкольников»

Актуальность проводимой мной работы по выбранной теме продиктована требованиями ФГОС ДО, в частности, обозначенными стандартом приоритетов образования: эмоционально - личностное становление ребенка, п...

План по самообразованию музыкального руководителя по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной д

Цель: углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку.Задачи:1. Обосновать нео...