Методическая разработка "Картотека народных игр"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Кабанцева Лидия Николаевна

Русские народные игры могут использоваться на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_kartoteka_nar.docx18.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Картотека народных игр.

Жаворонок.

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

        Дети стоят в кругу, поют. Жаворонок – водящий ребенок с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год». Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится Жаворонком. Игра повторяется.

Чурилки.

        Играющие выбирают двоих. Одному завязывают глаза платком, другому дают бубенцы. Затем ведут вокруг них хоровод:

Трынцы – брынцы бубенцы,

Позолочены концы.

Кто на бубенцах играет –

Того жмурка не поймает!

        После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка стараться его поймать. Как только жмурка его поймает, их заменяют другие игроки, и игра продолжается.

Подкиды.

        Один из играющих берет в руки мяч и напевает:

Оля, Коля, дуб зеленый

Ландыш белый, зайка серый

Брось!

        Со словом «Брось!» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым на лету его подхватит, тот поет тот же игровой припев и подбрасывает мяч.

Льдинка.

Играют зимой. Дети встают в круг. На середину выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. Ему напевают:

Капитан, капитан, Не  бей льдинкой по ногам,

По кривым сапогам!У тебя нос сучком,

Голова лучком,Спина ящичком!

На это водящий отвечает:

Скачу по дорожке на одной ножке,

В старом лапоточке, По пенькам, по кочкам,

По холмам, по горкам.

Бух! По норкам!

         С последними словами водящий старается попасть льдинкой в ноги игроков. Дети подпрыгивают, пропуская льдинку. Кого льдинка коснется, тот становится новым водящим  и продолжает игру.

Жмурки.

Играющие выбирают участника, изображающего кота, завязывают ему глаза платком, - он и есть жмурка, - подводят к двери и поют:

Иди, кот, на порог,

Где сметана и творог!

Повернись пять раз,

Лови мышек, а не нас!

После этих слов все разбегаются, а кот их ищет. Дети увертываются, приседают, ходят на четвереньках (однако, прятаться или убегать очень далеко нельзя!). Если кот подойдет близко к какому – либо предмету, о который можно удариться, его предупреждают, говоря: «ОГОНЬ!» . Когда кот – жмурка поймает кого – либо из детей, тот занимает его место, и игра пов-ся

Мельница.

Играющие встают в круг, каждый участник, не сходя с места, кружится. При этом все поют:

Мели, мели мельница,

Жерновочки вертятся!

Мели, мели засыпай

И в мешочки набивай!

        На последнем слове песни все должны остановиться и стоять не шевелясь. Кто упадет или не сумеет вовремя остановиться, тот из игры выходит, остальные повторяют песню, и опять кружатся. Остается в круге самый выносливый . он и выигрывает.

Сова.

Один из играющих изображает сову, остальные – мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» и тут же мыши начинают бегать, скакать. Сова кричит: «День», мыши продолжают двигаться. Зетем  сова говорит: «Вечер!», тогда мыши начинают ходить вокруг нее и петь:                                                                                        

            Ах, ты, совушка-сова, Золотая голова,

           Что ты ночью не спишь,Всё на нас глядишь?

Сова говорит «Ночь». При этом слове мыши мгновенно замирают. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и веселыми гримасами  старается рассмешить. Тот, кто засмеетс,  из игры выбывает. Тот, кто не рассмеется остается в игре.

Вор – воробей.

Выбирается огородник и воробей. Огородник выходит на середину хоровода, воробей остается за кругом. Дети водят хоровод и огородник поет:

   Эй, вор – воробей, Не клюй мою конопель,

   Ни мою, ни свою, ни соседову.Я за ту коноплю

   Тебе ножку перебью.

Огородник бежит ловить воробья. Дети впускают в круг воробья и выпускают, а огородник может ловить его только за кругом. При этом все поют:

  Наш воробьишка  В сером армячишке

 В чисто поле не идет, Коноплю не клюет,

По двору шныряет, Крохи собирает.Поймав воробья, огородник меняется с ним местами, или выбираются новые огородник и воробей.

Дедушка Мазай.

Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные  участники договариваются, какие движения, обозначающие работу, будут ему показывать (молотьбу, жатву и т.д.) они подходят к дедушке Мазаю и поют:

Здравствуй, дедушка Мазай,

Из коробки вылезай!

Где мы были – мы не скажем,

А что делали – покажем!

После этих слов все изображают движениями работу, о которой  договорились. Если дедушка Мазай отгадывает, дети разбегаются и он их ловит. Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой Мазаем и игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу.

Заря – Заряница.

Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

Заря  -Заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые.

Раз, два – не воронь

А беги, как огонь!

        С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого – нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

Дятел.

Играющие выбирают участника, изображающего дятла. Остальные игроки подходят с дятлом к дереву и поют:

Ходит дятел по пашнице,

Ищет зернышко пшеницы,

Не нашел и долбит сук,

Раздается в лесу стук.

Тук-тук-тук!

После этого дятел берет палку и считая про себя, стучит по дереву задуманное количество раз. Кто из игроков первым правильно назовет число и столько раз обежит вокруг дерева, становится новым дятлом и игра повторяется

Баба Яга.

По считалке выбирается Баба Яга. Затем на земле рисуется круг. Баба Яга берет в руки ветку – помело и становится в центр круга. Ребята бегают по кругу и дразнят: Бабка Ёжка  - костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала

А потом и говорит:-У меня нога болит.

Пошла она на улицу, раздавила курицу.

Пошла на базар, раздавила самовар.

Пошла на лужайку испугала зайку.

Баба Яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Народные традиции в играх и забавах как средство патриотического воспитания в ДОУ"

Народные традиции в играх и забавах как средство патриотического воспитания в ДОУ   Мы с вами живем в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте...

Методическая разработка "Народные традиции детям"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  Народные традиции детям Комплексно- тематическое планированиенепосредственной образовательной деятельности по теме:« Духовно–нравственное воспитание»в под...

Методическая разработка "Народные славянские игры и забавы для детей"

Основаня идея - возраждение славянской культуры....

Методическое пособие "Народная кукла"

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно актуаль...

Методическая разработка. Народная игрушка знакомит детей с традициями народного творчества.

материал для воспитателей в гр.с реднего и старшего возраста...

Методическое пособие «Народный календарь обрядовых русских народных кукол».

Наиболее актуальный вопрос на современном этапе – необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Именно в это...

Методический материал "«Народная игра в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».

Народные игры, сказки, пословицы, поговорки формируют у детей начало любви к своей стране, к жизни народа в разные времена, к его языку и поэзии....