Методическая разработка. Народная игрушка знакомит детей с традициями народного творчества.
методическая разработка (старшая группа)

Ксения Григорьевна Бойко

материал для воспитателей в гр.с реднего и старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_igrushka.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

 Народная игрушка знакомит детей с традициями народного творчества.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. 
Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно и лаконично.

Народная игрушка развивает воображение и фантазию ребенка. Деревянная, яркая расписная матрешка в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание и вызывает улыбку. Фигурка не только красивая, но и забавная, ведь внутри есть другая поменьше и еще, и еще.

Дети очень любят  с ней играть, а  я как воспитатель люблю использовать ее в различных видах деятельности.

Работа проводилась с детьми старшей и подготовительной групп.

Основные цели поставленные мною, можно сформулировать так :

1.  Научить дошкольников различать виды матрешек (по месту производства и основным признакам: цвету, форме, узору).

2.Оценить  влияние русской народной игрушки – матрешки на эстетическое развитие дошкольника.

Для реализации этих задач использовала следующие методы и приемы:

1.  Рассматривание и описание детьми матрешек.

2.  Рассказ воспитателя о матрешке и мастерах изготовивших ее.

3.  Составление детьми рассказов с персонажем-матрешкой.

4.  Дидактические и хороводные игры с участием матрешки.

Работа проходила в несколько этапов:

1. Изучение представлений детей о матрешке.

2. Ознакомление детей с матрешкой как с предметом народного творчества.

3. Умение различать матрешек по форме, цвету, узору, месту производству.

4. Театрализованная деятельность  постановка сказок о матрешке.

5. Использование детьми матрешки в самостоятельно деятельности детей.

Чтобы выявить знания детей о матрешке (1 шаг), детям предложили следующие вопросы:

1. Как русские народные игрушки ты знаешь?

2. Что ты слышал о матрешке? Расскажи об этой игрушке?

Затем ребята рисовали матрешек по представлению.

Проведенная беседа помогла выяснить главное, на что надо обращать внимание: цвет, узор, форма. Этому способствовали небольшие стихотворения различных авторов:

Физкультминутки


Мы весёлые Матрёшки –
(руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в щёку)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
На ногах у нас сапожки –
(поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
В сарафанах наших пёстрых –
(имитация держания за подол сарафана)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
Мы похожи, словно сёстры –
(держаться ,за воображаемые концы платочка и приседают)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
***
Мы матрёшки вот такие крошки –
(держатся за воображаемый сарафан)
Танцевать, танцевать вышли мы немножко –
(притопы на месте)
Мы матрёшки вот такие крошки –
(держатся за воображаемый сарафан)
А у нас, а у нас чистые ладошки –
(хлопки в ладоши)
Мы матрёшки вот такие крошки –
(держатся ,за воображаемый сарафан)
А у нас, а у нас новые сапожки –
(поочерёдно выставляют правую и левую ногу вперёд
Мы матрёшки вот такие крошки –
(держатся за воображаемый сарафан)
Танцевать, танцевать вышли мы немножко –
(повороты с притопами вокруг себя)
***
Хлопают в ладошки.
Дружные матрешки.
(хлопают в ладоши)
На ногах сапожки,
(руки на пояс, поочерёдно то правую ногу выставить вперёд на пятку, то левую)
Топают матрешки.
(топают ногами)
Влево, вправо наклонись,
(наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись.
(наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
(руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки.
(хлопают в ладоши)
***

Загадки про матрешку

Ростом разные подружки, 
Не похожи друг на дружку, 
Все они сидят друг в дружке, 
В этой молодице 
Прячутся сестрицы. 
Каждая сестрица – 
Для меньшей – темница.
Матрешка
***
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -... Матрешка 
***
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
Всё вместе - сувенир .. Матрешка
***
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Матрешка
***
Алый шелковый платочек, 
Яркий сарафан в цветочек, 
Упирается рука 
В деревянные бока. 
А внутри секреты есть: 
Может — три, а может, шесть. 
Разрумянилась немножко. 
Это русская... Матрешка . 
***
Детки тихо в ней сидят,
Показаться не хотят.
Вдруг их мама потеряет,
Вдруг их кто-то разбросает?!
Матрешка
***
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
Матрешка
***
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочкам на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз. 
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть:
Разрумянилась немножко
Наша русская … Матрешка

Стихи про матрешку

Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки — 
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.
Т. Лисенкова
***
Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки -
Какие веселые
Эти матрёшки!
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются - матрёшки.
А. Гришин
***
В одной кукле – кукол много,
Так живут они - друг в дружке,
Их размер рассчитан строго -
Деревянные подружки.
Е.Крысин
***
Как в большой-большой матрешке,
Есть поменьше, на немножко,
Ну а в ней - еще немножко,
Ну а в ней - матрешка-крошка,
Ну а в крошке - никого.
Их четыре же всего.
Р. Карапетьян 
***
Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!

Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри - ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном - двойняшки просто!

Стали третью мы искать, 
Оказалось целых пять!
Пять матрешек – все в одной
Могут спрятаться порой. 
Л. Громова

***
На полке куколка стоит,
Она скучает и грустит.
Но в руки ты её возьмёшь
И в ней ещё одну найдёшь.
А в той ещё... И вот уж в ряд
Пять милых куколок стоят.
Хоть роста разного, но всё же
Все удивительно похожи.
В нарядных сарафанах пёстрых
Румяные матрёшки-сёстры.
Была одна, а стало пять,
Им больше некогда скучать!
А наиграются подружки,
И снова спрячутся друг в дружке.
Н. Радченко
***
Эти русские матрешки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.
Сколько их там не поймешь,
Если младшей не найдешь.
Джулия Рум
***
-Ой ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!

Ой ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир! 
С. Иванов
***
Кукла славная - матрешка,
Где - же ручки, 
Где - же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки 
И на сарафане.
Вот матрешка - мама,
Вот матрешки - дочки,
Ротик - будто ягодки,
Глазки - будто точки!
Мама песенку поет, 
Дочки водят хоровод,
маме хочется в покой,
Прячутся одна в другой!
А. Кулешова
***
Полхов - майданская матрешка
Из Полхов - Майдана матрешка
стройнее и строже немножко.
Цвет любит малиновый, алый.
Вся в маках красы небывалой!
Ольга Киселева
***
Полхов – Майданская матрешка
Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
***
Матрёшки из Сергиева Посада
Я из Сергиева Пасада 
Встрече с вами очень рада. 
Мне художниками дан 
Яркий русский сарафан. 
Я имею с давних пор 
На переднике узор. 
Знаменит платочек мой 
Разноцветною каймой. 

Семеновская матрешка
Из Семенова матрешка,
а внутри – матрешки-крошки.
Их умею я считать –
один, два, три, четыре, пять!
Чтоб досчитать до десяти,
чуть-чуть мне надо подрасти.
Красный низ и желтый верх
у матрешек этих всех.
Держит розочки в руке,
и спиральки на платке.
Ольга Киселева
***
Семеновская матрешка
Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
В подарок принесла.
***
Вятская матрешка 
Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши.
***
Цветастые платья, 
Румяные щёчки! 
Её открываем –
В ней прячутся дочки. 
*** 
Матрешка на окошке 
Под ярким сарафаном, 
И вся семья в матрешке. 
Как в доме деревянном. 
Очень любят все матрешки 
Разноцветные одежки: 
Всегда расписаны на диво 
Очень ярко и красиво. 
Они игрушки знатные, 
Складные и ладные. 
Матрешки всюду славятся. 
Они нам очень нравятся! 

Далее предложили детям раскрасить матрешку, используя яркие сочные краски. Анализ детских работ показал, что дети эмоционально воспринимают, передают цвет, форму, роспись.

Переход к третьему этапу состоит в следующем: повторный рассказ воспитателя о месте производства игрушек, закрепление знаний детей о каждой матрешке и её особенностях. Затем детям давались задания – вопросы: опиши семеновскую (загорскую  (посадскую),  полхов - майданскую) матрешку.Чем отличается семеновская от загорской матрешки? Узор какой матрешки больше всего понравился тебе?).

В  тот период работы с детьми использовались дидактические игры: «Что изменилось? «Ярмарка», «Прятки», цель которых выяснить на сколько дети усвоили названия требовалось умение дать описание, характерное для каждой матрешки.

Благодаря игровому принципу образовательной деятельности , дети быстрее справлялись с заданием.  Хорошее настроение  и благоприятный эмоциональный настрой  давали игры-хороводы: «Каравай», «Заря - зарница».

Четвертый шаг,  закрепление знаний  ребят: стихотворения и рассказывание сказок о матрешке. Анализирование  рассказов  детей показал , что народная игрушка развивает воображение ребят, способствует активизации их творческих способностей, развивает и обогащает речь.

Последний, пятый шаг раскрывает всю ценность проведенной работы, эффективность используемых приемов и методов. Дети по собственной инициативе включали матрешку в свои сюжетно-ролевые игры, где народная игрушка выступала полноправным членом детского коллектива.

На занятиях по развитию речи дети вспоминали описание матрешкиного костюма.  Занимаясь изобразительной деятельностью изображали хоровод матрешек, выполняли аппликацию - матрешкин передник.

Искусство глиняной игрушки как одно из самых древних по праву признается уникальным и самобытным явлением культуры.

Из всего многообразия глиняных игрушек я выбрала для знакомства с детьми дымковскую. Здесь простота и пропорциональность сюжета, четкость формы сочетается с живой раскраской.

В дымковской игрушке есть своя гамма цветов: синего, малиново-красного, желтого, коричневого, оранжевого и черного, которая необычайно контрастирует с яркой белизной фона игрушки. Основу дымковской росписи составляет простейший геометрический орнамент состоящий из кругов и овалов, прямых волнистых и зигзагообразных линий. Эти геометрические узоры создают веселый многокрасочный орнамент.

 Исходя из обширного материала я составила план работы рассчитанный на 2 года.

1 год старшая группа 

1.  Знакомство с дымковской игрушкой. Освоение отдельных элементов дымковской росписи.

2.  Составление узоров из этих элементов на листах бумаги разной конфигурации.

3.  Роспись бумажных силуэтов (коня, оленя, барыни) без наложения цвета на цвет.

4.  Начало линии игрушек (уточка, петух).

2 год подготовительная группа.

1. Знакомство с историей дымковского промысла.

2. Роспись бумажных силуэтов с наложением цвета на цвет, с помощью таблиц.

3. Лепка барышни.

4. Лепка и роспись барельефов с несложным содержанием.

5. Лепка и роспись игрушки.

Практические пособия мною  изготовлены  в виде алгоритмов, (последовательность лепки животных и человека), таблицы с основными элементами росписи и готовыми узорами, выполненные без наложения и наложением цвета на цвет в различном цветовом сочетании – теплая и холодная цветовые гаммы, насыщенные, контрастные и пастельные тона.

В подготовительной группе знакомлю детей с историей возникновения промысла с легендами и поверьями, связанными с дымкой. Они узнали, что элементы росписи дымки-древние символы языческой веры. Круг - символ солнца, каравая хлеба; точка- звезды; волнистая линия -воды; прямая линия -дороги, сама же дымковская барыня олицетворение Женщины-Матери, Женщины-Земли, богини плодородия, которая есть почти у всех народов земли. Интерес к дымке вырос ещё больше.

Ознакомление детей с хохломской росписью обычно начинается уже со средней группы, в старшем возрасте работа усложняется. Для начала работы:

- уточнить методику художественного исполнения хохломской росписи в обучении детей декоративному рисованию;

- подобрать предметы - образы наиболее высокого качества, доступные для восприятия дошкольников.

Работа проводиться в три ступени:

Первая ступень:

- беседа и рассматривание образцов; иллюстраций. Обучение техническим навыкам: проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки- концом кисти, держать кисть тремя пальчиками вертикально по отношению к листу бумаги. Учить рисовать простейшие элементы. Дети должны понимать слово «мазок» и выполнять его приманиванием кисти аккуратно, последовательно.

На второй ступени задачи усложняются

- овладеть техникой рисования концом кисти, держа её в вертикальном положении.

- научить детей подбирать цвета соответственно фону рисунка;

- переходить к рисованию более сложных элементов хохломского узора: кустики, травки, ягоды, клубники.

- проводить к самостоятельному составлению композиции из последовательно чередующихся элементов узора, соединяющимися штрихами или кустиками травки.

Третья ступень ставит следующие задачи:

- Расширять знания о видах письма и углублять  интерес  к декоративной росписи Хохлома, развивать  у детей чувство цвета, формы, учить составлять композиции, так как это самый важный компонент росписи. Знакомить детей с  составлением композиции узоров на нескольких завитках на объемных - изделиях различных форм по декоративному рисованию.

Для хохломской росписи характерны два вида письма: верховая роспись и роспись под фон.

Травное  письмо имеет несколько основных вариантов: на бочатах и солонцах-кустики, на костовцах - стройные осоки, на челмах и блюдцах – пышная растительная ветвь.

Сейчас Гжель в сине – бело - голубом наряде, но красота ее от этого не меркнет. План работ здесь менее сложен, но требует большой подготовки от воспитателя.

Прежде чем знакомить детей с простейшими приёмами росписи Гжель, необходима предварительная работа с детьми. Провести беседу  об истории народного письма о его развитии до наших дней.

Важно упомянуть также, что старые мастера расписывали свои изделия декоративными птицами, цветами,  бытовыми сценами, а некоторые вещи украшались скульптурой. В те же времена посуду и скульптуру раскрашивали желтой, зеленой, коричневой, синей и вишнёвыми красками. И были все изделия так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась по всей Руси. И «гжельскую» посуду стали называть «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд». Работа старых мастеров сохранены и дошли до наших дней. Теперь их можно увидеть только в музеях.

Для знакомства с жостовской росписью мною выбраны следующие направления работы:

1. Знакомство детей с техникой и приемами, цветовой гаммой.

2. Создание условий для возможности проявить себя в творчестве.

Хочу заметить, что дети с удовольствием принимали участие в подготовке подносов из папье-маше. И эта техника ими освоена.

Но прежде дети осваивали технику росписи на альбомных листах разной геометрической формы.

Городецкая роспись – это искусство оформления плоских поверхностей, которые в печи не закаливаются, мастера и художники имеют большие свободы в выборе палитры. Наиболее характерным фоном для росписи городецкие мастера считали желто -лимонный. Важнейшая часть городецкой росписи - умелое оживление рисунка узорами декоративными сеточками, завиточками, усиками. Иногда затейливый узор вплетались надписи с добрыми пожеланиями, прибаутками, шутками. Вот одна из них: «Сия прялка изрядна, хозяюшка отрадна».

В давние времена особенно почиталась роспись прядильных донец. С тех пор она ведется в нижегородском крае.

Мастера любили рисовать сюжетные композиции - сцены городского быта. На основной плоскости донца часто изображались сцены разнообразных застолий в богатом купеческом доме. Любили рисовать гуляния, катание  на лошадях, военные баталии и многое другое.

В процессе узнавания и знакомства с народными промыслами дети научились сравнивать, анализировать, значительно окрасилась  речь ребят. Они стали использовать такие понятия, как орнамент, холодный и тёплые цвета, фон, оттенок.

Все образцы народного творчества имеются у нас в группе, где мы отвели место под МИНИ – МУЗЕЙ « Русская изба». Здесь  у нас : русская печь, лавка, текстиль в фольклорном стиле, всевозможная кухонная утварь, горшки, посуда (Хохлома). В создании музея принимали участия дети и родители. Дети выучили много поговорок и пословиц о быте и жизни на Руси. Образное восприятие пословиц, сказок углубляется, ели идет  погружение в атмосферу, русского народного быта.

Итог.

 Изобразительная деятельность позволяет детям передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать отношение к изображаемому. Рисование, лепка, аппликация очень интересны и увлекательны, детям такая деятельность очень нравится.

 Всестороннее развитие ребенка может быть обеспечено лишь при условии успешного овладения изобразительной деятельностью. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое); позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

У детей формируется эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария летнего тематического дня "День русской народной сказки" для детей 6-7 лет

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА   сценария летнего тематического дня "День русской  народной сказки" разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы "Детство" под. ред Т.И.Баб...

Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей.Семейная гостиная.План встреч по теме"Русские народные традиции. Народная игрушка"для детей среднего дошкольного возраста и родителей.

Методическая разработка представлена, как план встреч педагога с родителями и детьми в непринуждённой обстановке, объединении их общей темой разговора, а также приобщении к совместному творчеству дете...

Методическая разработка для педагогов и родителей "Изготовление русской народной игрушки из лыка".

В разработке представлены этапы изготовления русской народной игрушки из лыка. Описан способ подготовки лыка к работе с ним....

Методическая разработка для педагогов и родителей "Изготовление русской народной игрушки из лыка".

В разработке представлены этапы изготовления русской народной игрушки из лыка. Описан способ подготовки лыка к работе с ним....

Методическая разработка на тему: Приобщение детей к истокам народной культуры

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошл...

Методическая разработка образовательного проекта «Ознакомление детей с устным народным творчеством»

В ходе реализации проекта происходит приобщение детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности....

Методическая разработка проекта в средней группе на тему:"Народная игрушка"

Методическая разработка проекта в средней группе на тему «Народная игрушка» конспект занятия в средней группе на тему:«Народная игрушка» Гипотеза Если знакомить дошкольников с народными промысла...