Рабочая программа музыкального руководителя детского сада
рабочая программа по музыке на тему
Рабочая программа музыкального руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_muzruk_kms_2016-2017.docx | 81.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 53
Петроградского района г. Санкт-Петербурга
197101, Большая Пушкарская ул., д. 56
Согласованно на заседании педагогического совета №____ От__________________201___г. | Утверждено Приказом №_____от_____201__г. Заведующая ГБДОУ № 53 ______________Терехова.Н.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
музыкального руководителя КРЕМНЕВОЙ МАРЬЯНЫ СТАНИСЛАВОВНЫ
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Раздел | Страница |
1. | Целевой раздел | 4 |
1.1 | Пояснительная записка | 4 |
1.2. | Цели и задачи по освоению Программы | 10 |
1.2.1. | Задачи музыкального развития воспитанников третьего года жизни | 10 |
1.2.2. | Задачи музыкального развития воспитанников четвертого года жизни | 12 |
1.2.3. | Задачи музыкального развития воспитанников пятого года жизни | 15 |
1.2.4 | Задачи музыкального развития воспитанников шестого года жизни | 17 |
1.2.5. | Задачи музыкального развития воспитанников седьмого года жизни | 19 |
1.3. | Принципы и подходы к формированию Рабочей программы | 22 |
1.4. | Особенности музыкального развития дошкольников | 23 |
1.4.1. | Особенности музыкального развития детей 2-3 лет | 23 |
1.4.2. | Особенности музыкального развития детей 3-4 лет | 23 |
1.4.3. | Особенности музыкального развития детей 4-5 лет | 24 |
1.4.4. | Особенности музыкального развития детей 5-6 лет | 25 |
1.4.5. | Особенности музыкального развития детей 6-7 лет | 26 |
1.5. | Планируемые результаты Рабочей Программы | 26 |
2. | Содержательный раздел | 30 |
2.1 | Формы педагогического взаимодействия | 30 |
2.2 | Система педагогической диагностики | 30 |
2.3. | Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ | 31 |
2.3.1. | План взаимодействия и сотрудничества со специалистами ДОУ | 32 |
2.3.2. | Циклограмма взаимодействия с воспитателями | 32 |
2.4. | Взаимодействие музыкального руководителя с родителями | 34 |
3. | Организационный раздел | |
3.1. | Материально-техническое оснащение музыкального зала | 37 |
3.2. | Методическое обеспечение | 39 |
4. | Дополнительный раздел | 40 |
4.1. | Годовой рабочий план | 40 |
4.2 | Учебный план на 2016-2017 учебный год | 42 |
4.3. | Расписание непосредственной образовательной деятельности | 43 |
Библиография | 44 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
За короткий срок в системе музыкального воспитания дошкольников появилось много нового. Нам предлагают большое количество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, образовательных технологий. Изменились дети и родители. А главное, изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания. На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам работы с детьми. Ориентиром в этом направлении является ФГОС ДО, который устанавливает нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы (ООП) ДО, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания. Определение ценностных ориентиров:
- Развитие ценностных отношений личности с целью интеграции ее в национальную и мировую культуру;
- Развитие деятельностных и коммуникативных качеств личности, обеспечивающих ее развитие и самореализацию;
- Формирование у воспитанников адекватной современному уровню знаний картины мира.
Данная программа воспитательно-образовательной деятельности музыкального руководителя государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 53 составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе парциальной программы музыкального воспитания «Ладушки» («Ясельки»), авторов И. А. Новоскольцевой и И, М. Каплуновой и Программы музыкально-ритмического воспитания детей раннего возраста «Топ-хлоп, малыши» авторов Т.Н. Сауко и А.И. Бурениной в соответствии нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15));
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» от 15.05.2013;
- Письмо министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155);
- Устав ГБДОУ № 53Петроградского района г. Санкт-Петербурга;
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 53.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Методический комплект в работе с детьми содержит материалы общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальной программы «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой и Программы музыкально-ритмического воспитания детей раннего возраста «Топ-хлоп, малыши» авторов Т.Н. Сауко и А.И. Бурениной.
Используемая в вариативной части парциальная программа «Ладушки» И.М. Каплуновой представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Парциальная программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» («Ясельки») представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.
Данная программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, а так же возрастных особенностей детей. Программа разработана в соответствии с ФГОС.
В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей от 2-х до 7-ми лет.
Цель программы: Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой; создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.
Задачи:
- Подготовить воспитанников к восприятию музыкальных образов и представлений.
- Заложить основы гармонического развития:
- развитие слуха – научиться слышать и слушать самого себя, окружающий мир, отделять негативную аудиальную информацию от позитивной, дать представление об энергетическом происхождении звуков, шумов, музыки в природе;
- развитие внимания;
- развитие чувства ритма;
- развитие индивидуальных музыкальных способностей;
- Приобщить воспитанников к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
- Подготовить воспитанников к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах).
- Развивать коммуникативные способности.
- Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
- Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
- Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
- Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
- Обеспечить преемственность музыкального воспитания между ДОУ (ДОО) и начальной школой.
- Обеспечить взаимодействие детей, педагогов и родителей в общем педагогическом процессе, организовать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.
Методические принципы построения программы:
- Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.
- Учет возрастных особенностей воспитанников.
- Гендерный подход к используемому репертуару.
- Принцип целостности в решении задач.
- Последовательное усложнение поставленных задач.
- Принцип преемственности.
- Принцип партнерства.
- Принцип положительной оценки.
- Принцип паритета.
- Соотношение используемого материала с природным и историко-культурным календарем.
- Соотношение с тематическим планированием ООП ДОО.
Формы проведения НОД:
1.Традиционная;
2.Комплексная;
3.Интегрированная;
4. Доминантная;
Структура НОД (может варьироваться в соответствии с усвоением материала детьми):
1. музыкально – ритмические движения.
2. развитие чувства ритма.
3. пальчиковые игры.
4. слушание музыки.
5. подпевание.
6. пляски, игры.
Используемый наглядный и дидактический материал:
- только качественная аудиозапись музыки;
- иллюстрации и репродукции;
- малые скульптурные формы;
- дидактический материал;
- игровые атрибуты;
- музыкальные инструменты;
- «живые игрушки» (воспитатели или воспитанники, одетые в костюмы).
Условия реализации программы:
1. Создание предметно-развивающей среды:
- Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства;
- Предоставляет возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых и возможность уединения;
- Способствует реализации образовательной программы;
- Строится с учетом национально-культурных и климатических условий;
- Должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
2. Программа по музыкальному образованию, опираясь на вариативную комплексную программу, предполагает проведение непосредственной образовательной деятельности в рамках художественно-этетического развития 2 раза в неделю в каждой возрастной группе, с учетом алгоритма проведения НОД. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на НОД, будет равняться 72 часам для каждой возрастной группы. Индивидуальная работа и развлечения с детьми проводится во второй половине дня. Музыка используется в режимных моментах.
Целевые ориентиры:
Результатом реализации программы по музыкальному развитию дошкольников следует считать:
- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
- умение передавать выразительные музыкальные образы;
- восприимчивость и передачу в пении, движении основных средств выразительности музыкальных произведений;
- сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
- умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
- проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
Программа «Топ-хлоп, малыши» представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания детей на основе использования игровых музыкально–ритмических упражнений.
Подобранные упражнения, пляски, игры для малышей объединены в циклы по принципу возрастания сложности и разнообразия движений, где чередуются упражнения на различные группы мышц, напряжение и расслабление, развитие мелкой моторики.
В основу репертуара данной технологии входят пляски, игры-забавы, песенки, песни –игры, а также авторские пляски с текстами на популярные народные мелодии.
Цель программы: Формирование интереса к музыкально–ритмическим движениям, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Задачи:
- Обучать детей основным двигательным навыкам и умениям ходьбы, бега, прыжков, пружинным и маховым движениям, выразительным жестам, элементам плясовых движений.
- Развивать музыкальные сенсорные способности: динамический, ритмический, звуковысотный и тембровый слух; умение выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек, способствующих развитию речи.
- Воспитывать общительность, умение контактировать со сверстниками и взрослыми.
Целевые ориентиры:
Результатом реализации программы по музыкальному развитию дошкольников следует считать:
- эмоциональное поведение,
- желание заниматься вместе,
- умение сосредоточиться на выполнении упражнения и точное исполнение движения по показу взрослого.
- активное подпевание взрослому, запоминание целой фразы песен.
1.2. Цели и задачи по освоению Программы
1.2.1. Задачи музыкального развития воспитанников третьего года жизни
Развитие эмоциональной отзывчивости:
- учить детей слушать песню, понимать ее содержание,
- формировать умение эмоционально откликаться на песню,
- расширять представления детей об окружающем мире.
Развитие дифференцированного восприятия:
- приучать слушать инструментальную музыку, воспринимая контрастные по характеру произведения, отвечать на вопросы педагога,
- помогать чувствовать характер музыки.
Усвоение певческих навыков и исполнительство:
- привлекать детей к активному подпеванию,
- развивать умение действовать по сигналу,
- формировать навыки коллективного пения в одном темпе, не напрягая голоса, без крикливости.
Развитие звуковысотного слуха:
- побуждать детей к активному слушанию пения взрослого и подпеванию,
- формировать певческое звучание,
- приучать детей петь всем вместе в одном темпе,
- приобщать детей к активному пению,
- формировать навык интонирования попевок на двух звуках, показывая мелодию рукой.
Развитие чувства ритма:
- развивать ритмичное исполнение простейших танцевальных движений (притопы, «фонарики» и др.)
- развивать умение передавать ритм мелодии в пляске,
- развивать ловкость движений,
- учить передавать ритмический рисунок несложных, коротких попевок в хлопках, на музыкальных инструментах.
Музыкально-ритмические упражнения:
- развивать умение выполнять основные движения (ходьбу, бег) и совершенствовать их,
- развивать умение передавать в движении простейшие игровые действия,
- развивать умение выполнять прыжки на обеих ногах,
- учить выполнять движения под музыку самостоятельно,
- развивать умение добавлять к знакомым новые, более сложные движения: ходьба вперед и пятясь назад; прямой галоп; полуприседание; пляска в парах,
Навыки выразительного движения (пляски, хороводы):
- развивать выразительные образно-игровые движения (зайцы и лисичка и т.п.).
- начинать пляски и упражнения в разных исходных положениях (парами, по кругу, врассыпную и т.п.),
- развивать умение выполнять образно-игровые упражнения с предметами в руках (куклы, платочки).
Знакомство с музыкальными инструментами и приемами звукоизвлечения.
- познакомить с ДМИ – бубном, колокольчиком,
- учить приемам звукоизвлечения на ДМИ,
- познакомить с различным звукоизвлечением (громким и тихим),
- помогать различать контрастное и тембровое звучание музыкальных инструментов (бубен, колокольчик), реагировать на их громкое и тихое звучание,
- привлекать внимание детей к разным по высоте звукам.
Исполнительство:
- способствовать приобретению навыка звукоизвлечения и подыгрывания на ДМИ,
Праздники, развлечения:
- побуждать детей к восприятию спектакля,
- активизировать детей с помощью персонажей кукольного театра, побуждая к подпеванию, выполнению движений,
- развивать эмоциональную отзывчивость детей, зрительное восприятие,
- воспитывать доброжелательное отношение к персонажам, любовь и бережное отношение к животным, к природе.
- побуждать детей активно участвовать в празднике,
- доставлять радость от общения с персонажами,
- воспитывать любовь к самым близким людям,
- воспитывать умение вести себя естественно,
- вызвать эмоциональный отклик у детей, создавать праздничную атмосферу.
1.2.2. Задачи музыкального развития воспитанников четвертого года жизни
Слушание музыки:
- использовать высокохудожественный и доступный детям музыкального репертуар;
- приучать внимательно слушать от начала до конца небольшие музыкальные пьесы или фрагменты более крупных сочинений;
- учить определять общее настроение музыки и ее первичные жанры (марш, песня, танец);
- различать средства музыкальной выразительности (низкий и высокий регистры, темп, динамику);
- вызывать эмоциональный отклик на музыку, двигательную импровизацию под нее (самостоятельно или в сотворчестве с воспитателем), отдавая предпочтение небольшим, интонационно ярким программным пьесам с преобладанием изобразительности;
- начинать знакомить со звучанием отдельных инструментов (фортепиано, скрипка);
- регулярно включать музыку для слушания в структуру НОД; проводить интегрированную музыкальную деятельность с использованием специально подобранных произведений художественной литературы и изобразительного искусства, соответствующих музыке по настроению и способствующих ее эмоциональному восприятию и пониманию.
- проявлять уважения к ребенку, его мнению о музыке, праву слышать и оценивать ее по-своему, культуру и деликатность в общении с ним;
- использовать профессионально подобранных произведений других, более доступных ребенку видов искусства - изобразительного и художественной литературы.
Музыкальное движение:
- дать почувствовать многообразие музыки, которую можно воплотить в движении;
- познакомить с разнообразием и выразительным значением основных естественных движений (ходьбы, бега, прыжков), элементарными танцевальными движениями, не добиваясь пока качественного их исполнения;
- развивать ориентировку в пространстве (помочь ребенку увидеть себя среди детей, в большом пространстве зала, помочь уйти от «стайки»), учить двигаться в разных направлениях;
- обучая элементарным танцам, начинать с танца «стайкой», переходить к парным танцам врассыпную и только потом по кругу;
- предлагать музыкально-двигательные сюжетные этюды и игры, развивающие эмоциональность и выразительность, музыкально-двигательное творчество («Зайчики идут в гости», «Котята играют с кошкой» и др.).
Пение:
- выявить по тембру тип звучания певческого голоса, определить общий и примарный диапазоны и в соответствии с этими данными разделить детей на три группы: с высоким, средними и низкими голосами;
- использовать и укреплять в голосе ребенка примарный диапазон;
- беречь детский певческий и речевой голос, не допуская громкого пения и форсированного звучания речи, учить сначала подпевать, а затем петь легко и звонко;
- приучать правильно стоять во время пения, легко вдыхать, «нюхая цветок»;
- начинать специальную работу над интонированием мелодии голосом, не добиваясь пока ее чистого воспроизведения.
Игра на детских музыкальных инструментах:
- учить играть на дерево-, металлозвучных и других ударных инструментах, опираясь на тембровый слух;
- поощрять ориентировочно-тембровый этап развития инструментальной импровизации, на котором ребенок исследует клавиатуру инструмента, прислушиваясь к тембрам его звучания;
- предоставлять возможность воспроизводить на детских музыкальных инструментах не только контрастные степени громкости (форте и пиано), но и переходы между ними;
- развивать чувство темпа, учить воспроизводить равномерную метрическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также на различных детских ударных инструментах.
Музыкальная игра-драматизация:
- использовать в музыкальной игре-драматизации движение, игру на детских музыкальных инструментах, художественное слово, мимику и пантомиму;
- начинать с игр-драматизаций, не включающих песен, и, сводя к минимуму словесный текст, в полной мере использовать движения, поручать этих играх 1—2 роли взрослому;
- предлагать несложные, понятные и интересные сюжеты игры-драматизации, музыкальный текст, яркий и высокохудожественный, доступный для воплощения детьми в движении, пении.
Театрализованная игра:
- включать в театрализованную игру музыкальные игры-драматизации разыгрывание несложных сценок из жизни кукольных персонажей (различные, в том числе доступные самим детям «техники вождения» кукол);
- приобщать к совместной согласованной игре, включающей индивидуальные реплики, эмоциональное представление персонажей;
- обращать внимание на реакцию зрителей, побуждать к сочувствию персонажам игры-драматизации или кукольного спектакля;
- использовать эти игры для воспитания потребности в интересном, приобщать к культурным формам досуга.
1.2.3. Задачи музыкального развития воспитанников пятого года жизни
Слушание музыки:
- поддерживать желание и развивать умение слушать музыку, побуждать говорить о ее возможном содержании, делиться своими впечатлениям;
- знакомить с одним из главных средств музыкально выразительности мелодией и составляющими ее интонациями, используя яркие мелодичные пьесы (В. Калинников «Грустная песенка», П. Чайковский «Колыбельная в бурю» и др.);
- продолжать знакомить с музыкальными инструментами и их звучания (кларнет, флейта). Музыкальное движение:
- учить воспроизводить в движениях характер менее контрастной двух - трехчастной музыки, самостоятельно определять жанры марша и танца, выбирать соответствующие движения;
- продолжать развивать музыкальное восприятие средствами музыкального движения: воспроизводить в движениях более широкий спектр средств музыкальной выразительности (тембровые, динамические и темповые изменения, элементарные ритмические рисунки);
- особое внимание уделять основным естественным движениям (ходьбе, бегу, прыжкам), работая над их легкостью, пружинностью, координацией, развивать свободу и выразительную пластику рук;
- продолжать развивать ориентировку в пространстве (овладение общим пространством зала и его частями (центр, углы) в процессе движения всей группы и подгрупп);
- начинать знакомить с языком танцевальных движений, как средством общения и выражения эмоций в различных танцах (подзадоривание, утверждающие притопы и др.);
- развивать музыкально-двигательное творчество.
- учить использовать элементарные мимические и пантомимические средства выразительности музыкально-двигательных сюжетных этюдах и играх.
Пение:
- формировать певческие навыки, используя игровые приемы и известные детям образы;
- продолжать учить петь музыкально, интонационно чисто и выразительно;- определив природные типы певческого голоса (высокий, средний, низкий), распевки и песни петь по голосам, следить за положением корпуса и головы ребенка во время пения, работать над дыханием;
- работать над каждым типом голоса в примарном диапазоне, укреплять его, не «тянуть» голос вверх;
- следить за тем, чтобы в окружении звучала нефорсированная, негромкая речь детей и взрослых, и за тем, чтобы пение детей было таким же негромким и свободным.
Игра на детских музыкальных инструментах:
- учить играть в ударном оркестре эмоционально и музыкально, развивать чувство ансамбля;
- продолжать развивать тембровый и динамический слух в игре на ударных и звуковысотных инструментах;
- добиваться овладения метрической пульсацией как основой ритмического рисунка и организующим началом музыкальной импровизации;
- знакомить со строением звуковысотных детских музыкальных инструментов и способами игры на них.
Музыкальная игра-драматизация:
- поддерживать желание участвовать в музыкальной игре-драматизации, решать игровые задачи, учить следить за развитием сюжета и вовремя включаться в действие, привлекать к изготовлению декораций и элементов костюмов;
- предлагать воплощать каждый образ в движениях, обсуждать варианты исполнения (медведь — угрюмый, любопытный, задумчивый и т.д.), помогать выбрать вариант, в наибольшей степени соответствующий характеру образа и содержанию сказки, поддерживать каждую творческую находку ребенка;
- поддерживать проявления индивидуальности и элементы импровизации в ролевом поведении, музыкальном движении, речевом интонировании.
Театрализованная игра:
- использовать в театрализованной игре элементы музыкальной игры-драматизации;
- поощрять самостоятельные решения простых игровых задач, индивидуальное и творческое исполнение своей роли, выразительный ролевой диалог;
- поддерживать инициативу участников, воспитателю оставлять за собой «режиссерскую» функцию;
- поддерживать активное участие в кукольных представлениях, вождение некоторых кукол, освоение простых техник кукловождения;
- помогать переносить элементы игровой драматизации в игры празднично-карнавального типа, а также в самостоятельные сюжетно-ролевые игры.
1.2.4. Задачи музыкального развития воспитанников шестого года жизни
Слушание музыки:
- поддерживать интерес к слушанию музыки, эмоциональный отклик ни нее, побуждать самостоятельно определять настроение, характер музыкального произведения, вести разговор о музыке в форме диалога, побуждать к ее интерпретации;
- дать понятие «жанра» музыкального искусства: инструментальная в вокальная музыка, марш, песня, танец (русская плясовая, вальс, полька и др.), учить определять его, узнавать звучание знакомых музыкальны инструментов, отгадывать пьесы, включенные в музыкальную викторину;
- работать над развитием интонационно-мелодического слышания музыки, лежащего в основе понимания ее содержания.
Музыкальное движение:
- на основе слышания в музыке не только ее общего настроения, но и темпа, динамики, яркого ритмического рисунка, формы, поощрять ее выразительное воплощение в движениях;
- формировать легкость, пружинность и ловкость исполнения основных естественных движений (различных видов шага, бега, прыжков);
- продолжать развивать чувство музыкального ритма, ориентировку в пространстве;
- работать над техникой исполнения танцевальных движений, покомпетентно отрабатывая их сложные варианты;
- учить народным и бальным танцам (полька, галоп), продолжать работать над эмоциональным общением в них;
- поддерживать индивидуальные творческие проявления в работе над музыкально-двигательными сюжетными этюдами.
Пение:
- учить петь выразительно, музыкально, интонационно чисто;
- строить певческую работу с учетом природных типов голосов (высокий, средний, низкий), продолжать работать над голосом, главным образом в примарном диапазоне и нижнем регистре, постепенно и осторожно разширяя диапазон вверх;
- петь звонко, легко, «проливать» дыхание, ощущать его резонирование, четко, но легко произносить слова в распевках и песнях;
- следить за положением корпуса и головы ребенка во время пения, обращать внимание на свободу нижней челюсти;
- слушать красиво звучащие сольные и хоровые вокальные произведения.
Игра на детских музыкальных инструментах:
- развивать звуковысотный слух, обучая подбору по слуху образцов-интонаций, построенных на интервальной основе, и мелодий на звуковысотных инструментах;
- продолжать развивать тембровый и динамический слух в процессе игры на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах;
- развивать чувство музыкального ритма, предлагая для освоения постепенно усложняющиеся ритмические структуры;
- продолжать формировать детское инструментальное творчество, музыкальную импровизацию.
Музыкальная игра-драматизация:
- предлагать игры-драматизации с разнохарактерными персонажами, ролевая палитра которых включает не только движение, но и слово, пение, игру на детских музыкальных инструментах;
- подготавливать музыкальную игру системой музыкально-двигательных этюдов;
- вести от коллективных к индивидуальным действиям различных персонажей;
- учить разбираться в особенностях персонажей игры и самостоятельно находить для них выразительные пантомимические, мимические и интонационные характеристики, развивать творческие способности;
- развивать умение использовать в игре предметы-заместители, воображаемые предметы, входить в образ и оставаться в нем до конца игры.
Театрализованная игра:
- проводить театрализованную игру и как музыкальную игру-драматизацию, и как собственно театральную постановку;
- помогать подчиняться замыслу воспитателя-режиссера, а также самостоятельно и выразительно вести свою роль (партию) в спектакле;
- придавать игре форму художественной театральной деятельности (дети могут принимать участие в подготовке спектакля как актеры, оформители сцены), что повышает интерес к игре.
1.2.5. Задачи музыкального развития воспитанников седьмого года жизни
Слушание музыки:
- предлагать задачи на повторение и обобщение музыкального материала и знаний о музыке;
- дать представление о форме музыкального произведения (одно-, двух-, трехчастная);
- формировать умение слышать в произведении развитие музыкального образа;
- продолжать знакомить с музыкальными инструментами (арфа, фагот, гобой);
- продолжать формировать умение слышать мелодию и ориентироваться на нее при определении настроения музыкального произведения;
- поддерживать желание и умение воплощать в творческом движении настроение музыки и развитие музыкального образа.
Музыкальное движение:
- пополнять запас основных и танцевальных движений, продолжать работать над техникой и качеством их исполнения (пружинностью, легкостью, координацией);
- продолжать учить народным и бальным танцам (галоп, вальс), развивать эмоциональное общение в них;
- учить выражать в свободных, естественных пантомимических движения’, динамику развития музыкального образа;
- продолжать работать над развитием ориентировки в пространстве, пред¬лагая детям роли ведущих, организующих передвижение в зале;
- развивать музыкально-двигательную импровизацию в сюжетных этюдах стимулировать создание развернутых творческих композиций.
Пение:
- учить петь выразительно и музыкально;
- работать с певческими голосами, не допуская форсирования звука и утомления голоса;
- продолжать работу над формированием певческих навыков (дыханием: резонированием голоса, артикуляцией), добиваясь у всех детей позиционно высокого, а значит звонкого и полетного звучания;
- укрепляя примарный диапазон и нижний регистр всех типов голосов, учить постепенно овладевать верхним регистром;
- продолжать работать над интонированием мелодии голосом, использовать пение без аккомпанемента.
Игра на детских музыкальных инструментах:
- работать в оркестре и ансамблях детских музыкальных инструментов, закреплять навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля;
- учить воспроизводить в совместном музицировании общий характер, настроение музыкального произведения, тембровые и динамические краски, ритмическую и мелодическую структуры;
- продолжать формировать представления о форме музыкального произведения (одно-, двух-, трехчастная), учить ее чувствовать;
- развивать творческую активность, мышление и воображение в процессе инструментальной импровизации.
Музыкальная игра-драматизация:
- включать в музыкальные игры-драматизации хоровое, малогрупповое и сольное пение, учитывая при этом голосовые особенности и возможности
- формировать на занятиях сценическую речь (выразительную и дикционно четкую) и сценическое движение, учить пользоваться интонациями, выражающими не только ярко контрастные, но и более тонкие и разнообразные эмоциональные состояния (произносить текст или петь удивленно, восхищенно, жалобно, тревожно, осуждающе);
- учить взаимодействовать между собой в диалогах, чутко реагировать на реплики и изменения в сценической ситуации, подчиняться замыслу режиссера-постановщика спектакля;
- на всех этапах подготовки игры-драматизации предлагать творческие задания, создавать условия для свободного самовыражения.
Театрализованная игра:
- относиться к театрализованной игре как к виду досуговых игр, включать в нее музыкальные игры-драматизации и другие формы детского самодеятельного театра;
- организовывать участие в постановке спектаклей как исполнителей определенных ролей, музыкантов, сопровождающих спектакль, и его оформителей (дети рисуют, размещают декорации, предлагают свои дизайнерские идеи костюмов);
- быть для детей партнером и равноправным участником творческой деятельности.
1.3. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы
Рабочая программа разработана в соответствии с культурно-историческим, личностным, культурологическим, деятельностным подходами в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.
Культурно-исторический подход к развитию человека (Л. С. Выготский) определяет ряд принципиальных положений Программы (необходимость учёта интересов и потребностей ребёнка дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития, ведущей деятельности возраста; понимание взрослого как главного носителя культуры в процессе развития ребёнка; организацию образовательного процесса в виде совместной деятельности взрослого и детей и др.).
Личностный подход в широком значении предполагает отношение к каждому ребенку как к самостоятельной ценности, принятие его таким, каков он есть. В андрагогической образовательной парадигме сам ребёнок понимается как высшая ценность процесса образования.
Культурологический подход ориентирует образование на формирование общей культуры ребёнка, освоение им общечеловеческих культурных ценностей.
Центральной категорией деятельностного подхода является категория деятельности, предполагающая активное взаимодействие ребенка с окружающей его действительностью, направленное на ее познание и преобразование в целях удовлетворения потребностей. Преобразуя действительность на доступном для него уровне, ребёнок проявляется как субъект не только определённой деятельности, но и собственного развития.
Принципы формирования Программы
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принцип учета специфики дошкольного образования, предусматривающего решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
- принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- принцип возрастной адекватности форм работы с детьми и приоритетности ведущего вида деятельности – игры.
1.4. Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста
1.4.1. Возрастная характеристика детей 2-3 лет
Дети владеют основными движениями (ходьба, бег, действия с предметами), сидят на корточках, прыгают на двух ногах. Возникает интерес и желание слушать музыку, выполнять простейшие музыкально-ритмические и танцевальные движения. Третий год жизни — период интенсивного формирования речи, поэтому некоторые дети способны подпевать элементарные музыкальные фразы.
1.4.2. Возрастная характеристика детей 3-4 лет
В возрасте 3-4 лет необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования ребёнка со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Манипулирование музыкальными звуками и игра с ними (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнения простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах.
Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление.
Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала.
1.4.3. Возрастная характеристика детей 4-5 лет
Дети эмоционально реагируют на музыку, испытывая радость от встречи с ней. Достаточно внимательно слушают её (короткие пьесы – от начала до конца). Могут определить общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей. Слышат в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнают ее характерные образы.
Определяют, к какому из жанров относится прослушанное музыкальное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных ему инструментов оно исполнено.
Может отобразить характер музыки в музыкальном движении, рисунке.
Дети 5 года жизни очень активны, моторны, в окружающем пространстве ориентируются более уверенно. Могут воспроизвести в движениях характер более сложной и имение контрастной двух – и трехчастной формы музыки, самостоятельно определяют жанры марша и танца и выбирают соответствующие движения.
Дети уже овладевают некоторыми видами основных движений (ходьбы, бега, прыжков), используют изобразительные и выразительные жесты.
Дети владеют достаточно четкой артикуляцией в пении. В системе чувства музыкального ритма у детей в наибольшей степени представлено чувство темпа.
Имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.
1.4.4. Возрастная характеристика детей 5-6 лет
Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но и в какой-то мере создавать ее. Ребенок может сконструировать из лоскутков интересный по цветовым сочетаниям наряд для куклы, ухаживает за красивым цветком, чтобы он не завял, вносит свою лепту в интерьер комнаты, вешая на стенку свой лучший рисунок.
Все более осознанно старший дошкольник строит свои отношения со сверстниками и взрослыми, стремится сделать их как можно более красивыми, соответствующим воспринятым этическим нормам.
Художественное развитие в этом возрасте характеризуется высокой степенью овладения различными видами художественной деятельности и появлением сложных компонентов в системах художественных способностей. Так, формируется способность к восприятию и воспроизведению ритмического рисунка музыки, возникает интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, в музыкальных импровизациях появляются законченная мелодия и форма.
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания.
Ребенок 5-6лет отличается большой самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны. У детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь. Улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.
Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети шестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.
1.4.5. Возрастная характеристика детей 6-7 лет
Возраст 6-7 лет- это середина детства. Подвижные энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения- ещё более координированными, увеличивается объём внимания и памяти, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей.
В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.5. Планируемые результаты Рабочей программы
2-3 года
К концу года дети
- Различают высоту звуков (высокий -низкий);
- Узнают знакомые мелодии;
- Вместе с педагогом подпевают музыкальные фразы;
- Двигаются в соответствии с характером музыки, начинают движения одновременно с музыкой;
- Выполняют танцевальные простейшие движения;
- Различают и называют музыкальные инструменты: погремушка, бубен, колокольчик.
3-4 года
Развитие музыкально-художественной деятельности:
- внимательно слушает музыкальное произведение, проявляет эмоциональную отзывчивость;
- воспроизводит в движениях характер музыки;
- творчески решает музыкально-двигательные задачи в сюжетных этюдах и танцах;
- выразительно и музыкально исполняет несложные песни;
- участвует в музыкально игре-драматизации, легко решает простые ролевые задачи, следит за развитие сюжета.
Приобщение к музыкальному искусству:
- может определить общее настроение и жанр музыкального произведения (песня, танец, марш), слышит отдельные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, тембр).
4-5 лет
Развитие музыкально-художественной деятельности:
- внимательно слушает музыкальное произведение, может установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально - художественного образа;
- воспроизводит в движениях характер музыки;
- творчески решает музыкально-двигательные задачи в сюжетных этюдах и танцах;
- выразительно и музыкально исполняет несложные песни;
- участвует в музыкально игре-драматизации, легко решает простые ролевые задачи, следит за развитие сюжета.
Приобщение к музыкальному искусству:
- определяет общее настроение и жанр музыкального произведения (песня, танец, марш), слышит отдельные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, тембр);
- может переносить накопленный на занятиях музыкальный опыт в самостоятельную деятельность, делать попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении.
5-6 лет
Развитие музыкально-художественной деятельности:
- внимательно слушает музыкальное произведение, проявляет эмоциональную отзывчивость, правильно определяет ее настроение;
- воспроизводит в движениях характер музыки, владеет основными и танцевальными движениями;
- выразительно и музыкально исполняет несложные песни;
- участвует в музыкально игре-драматизации, легко решает простые ролевые задачи, следит за развитие сюжета.
Приобщение к музыкальному искусству:
- определяет общее настроение и жанр музыкального произведения (песня, танец, марш), слышит отдельные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, тембр), динамику развития музыкального образа;
- может переносить накопленный на занятиях музыкальный опыт в самостоятельную деятельность, творчески проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности.
6-7 лет
Развитие музыкально-художественной деятельности:
- внимательно слушает музыкальное произведение, проявляет эмоциональную отзывчивость, правильно определяет ее настроение;
- имеет представление о жанрах и направлениях классической и народной музыке, творчестве разных композиторов;
- воспроизводит в движениях характер музыки, владеет основными и танцевальными движениями;
- выразительно и музыкально исполняет песни;
- активен в театрализации, где включаются ритмо-интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонаций, а также стихотворных ритмов, певучие диалоги или рассказывании.
Приобщение к музыкальному искусству:
- определяет общее настроение и жанр музыкального произведения (песня, танец, марш), слышит отдельные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, тембр), динамику развития музыкального образа;
- может переносить накопленный на занятиях музыкальный опыт в самостоятельную деятельность, творчески проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Формы педагогического взаимодействия | |||||||
Различные формы деятельности | НОД | Музыка в повседневной жизни | |||||
Консультации для воспитателей | Праздники (утренники) | Развлечения | Групповая | Подгрупповая | Индивидуальная | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Типовая НОД по рабочей программе имеет четкое построение без углубления в какой-либо раздел:
1) музыкально-ритмические движения;
2) развитие чувства ритма;
3) пальчиковая гимнастика;
4) слушание музыки;
5) распевание, пение;
6) пляски, игры, хороводы.
2.2. Система педагогической диагностики
Система педагогической диагностики направлена на изучение музыкальных способностей детей и позволяет осуществить комплексный подход к формированию музыкальности младших дошкольников. Проводится 2 раза в год, начиная со второй младшей группы.
Основная задача педагогической диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Чтобы правильно организовать процесс музыкального образования и воспитания детей, нужно знать исходный уровень их музыкальных способностей. Этот процесс должен проходить в естественных для детей условиях.
В рамках Рабочей программы диагностика проводится по трем основным параметрам:
- Ладовое чувство.
- Чувство ритма.
- Музыкально-слуховое представление.
Оценка уровня развития предусматривает бальную систему:
1. 1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты. (недостаточный уровень)
2. 2 балла - отдельные компоненты не развиты. (уровень близкий к достаточному)
3. 3 балла – высокий уровень усвоения программы. (достаточный уровень)
2.3. Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ
2.3.1. План взаимодействия и сотрудничества со специалистами ДОУ
Месяц | Логопед |
Октябрь | Проект «Логоритмика как средство профилактики речевых нарушений» (в течение года) |
Декабрь | Бал «Ёлка в гости приглашает» |
Январь | Логопедический праздник «Весёлые говоруши» |
Март | Праздничный концерт «Как же я тебя люблю, маму, бабушку свою». |
2.3.2. Циклограмма взаимодействия с воспитателями
Содержание | Формы работы | Месяц проведения |
1. Музыкальное развитие детей и программа «Ладушки»
| Педагогический совет Индивидуальная консультация Круглый стол Консультация Пед. час Консультация Пед. час Консультация Практические занятия Консультация Практические занятия Пед. час Консультация Практические занятия Пед. час Консультация Практические занятия Пед. час Консультация Практические занятия Пед. час | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май |
2.4. Взаимодействие музыкального руководителя с родителями
Основные направления взаимодействия с родителями
- Изучение семьи и условий семейного воспитания,
- Пропаганда музыкального развития детей среди родителей,
- Активизация и коррекция музыкального развития в семье.
- Дифференцированная и индивидуальная работа с семьёй.
- Обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
Формы взаимодействия
- Тестирование и анкетирование родителей и их детей.
- Педагогические консультации, доклады, лекции по вопросам музыкального развития ребёнка в семье, которые реализуются на родительских собраниях.
- Практические занятия в детском саду по ознакомлению с методами и приёмами музыкального развития детей.
- Круглые родительские столы.
- Совместные праздники, утренники детей и взрослых.
- Создание творческих групп родителей по организации для детей утренников, праздников, игр, развлечений.
- «Родительский день» индивидуальные консультации для родителей.
- Введение традиций
- Создание домашней фонотеки.
Предполагаемый результат:
Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
Привлечение к участию в образовательно-воспитательном процессе.
Заинтересованность в положительном конечном результате образовательно-воспитательном процесса.
Циклограмма взаимодействия с родителями
Содержание | Формы работы | Период |
«Что должны знать и уметь дети разных возрастов».
Советы тем, кто хочет научиться петь.
Практические занятия для родителей по ознакомлению с методами и приёмами музыкального развития детей.
Как устроить домашний театр «Как играть в сказку»
Итоги музыкального развития детей за год. | Консультации для родителей. Анкета для родителей. Папка -передвижка Родительские собрания в группах. Папка – передвижка Информация для сайта ДОУ Консультации Папка - передвижка Папка – передвижка Информация для сайта ДОУ Папка - передвижка Папка – передвижка Консультации Информация для сайта ДОУ Консультации Папка - передвижка «Семейные вечера» Информация для сайта ДОУ Родительские собрания Индивидуальные консультации Папка- передвижка | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое оснащение музыкального зала
Музыкальный зал представляет собой специально оборудованное помещение для деятельности с детьми. Зал оснащен:
- Мебель (стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, шкафы, стеллажи или полки для оборудования);
- Ноутбук с набором обучающих компьютерных программ, фонотекой звуков окружающего мира, детскими песнями;
- Интерактивное оборудование (доска, ноутбук, проектор);
- Технические средства обучения (магнитофон, пианино, CD и аудио материал, мультимедийная установка).
Наглядно – образный материал
1. Иллюстрации, мультимедийные методические разработки;
2. Наглядно - дидактический материал;
3. Игровые атрибуты.
Методическое обеспечение
1. Дидактические игры;
-на развитие динамического восприятия;
-на развитие ритмического восприятия;
-на развитие звуковысотного восприятия;
-на развитие тембрового восприятия;
2. Наглядно - иллюстративный материал:
- сюжетные картины;
- пейзажи (времена года);
- комплект «Музыкальные инструменты»;
- иллюстрации к песням;
4. Нотные сборники и музыкальные словари (в соответствии с рекомендуемым репертуаром по каждой возрастной группе);
5. Литература, содержащая сценарии детских утренников, праздников, музыкальных досугов и развлечений в каждой возрастной группе;
6. Материалы для работы с родителями;
7. Папки-передвижки.
8. Игрушки из разного материала: куклы, ежик, мишка, зайка, лиса, Дед Мороз, Снегурочка, гном и т.д.;
9. Разноцветные шарфы, султанчики, листья, искусственные цветы, ветки деревьев, флажки, снежинки, венки, искусственные цветы, фуражки для русского костюма и. т. д.;
10. Разноцветны платочки, косынки;
11. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, шапочки птиц, красная шапочка, божья коровка, цветочки.
12. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух.
13. Костюмы для взрослых и детей;
14. Декорации напольные и настенные: деревья, цветы, облака, бабочки, рябина, снежинки, листья и т.д.;
15. Ширма для организации музыкальных игр-драматизаций;
16. Куклы для музыкального театра
17. Детские музыкальные инструменты:
-Неозвученные музыкальные инструменты (шумовой оркестр);
-Ударные инструменты: бубен; барабан; деревянные ложки; трещотка; треугольник; колотушка; коробочка; музыкальные молоточки; колокольчики; металлофон (хроматический); маракас; металлофон (диатонический); ксилофон;
-Духовые инструменты: свистульки; дудочка; губная гармошка;
-Струнные инструменты: гитара, балалайка.
3.2. Методическое обеспечение.
Программы:
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи/ Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др. -М.: Просвещение. - 2008г.
- «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Новоскольцева И., Каплунова И. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста – С-Пб: Невская нота, 2015.
- Новоскольцева И., Каплунова И. Ясельки. Планирование и репертуар музыкальных занятий с аудиоприлодением – С-Пб: Невская нота, 2010.
Методическое сопровождение:
Сауко Т., Буренина А. Топ-хлоп малыши. Методическое пособие по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет – С-Пб: Музыкальная палитра, 2010.
Равчеева И. П. Настольная книга музыкального руководителя – Волгоград: изд. «Учитель», 2015.
Матвеева Р. Доклад для семинара музыкальных руководителей ДОУ «Анализ парциальных программ музыкального развития».
Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия / сост. Н. Г. Барсукова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011.
Картушина М. Ю. Развлечения для самых маленьких. Сценарии досугов для детей первой младшей группы. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
4. ДОПОЛЬНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
4.1. Годовой рабочий план
Основные направления | Содержание | Сроки |
1. Педагогическая диагностика | Педагогический мониторинг (выявление динамики в образовательном процессе воспитанников); отражение его результатов картах. | 1-15 сентября |
2. Информационно-просветительская деятельность | 1. Оказание консультативно-методической помощи воспитателям, родителям: - выступления на родительских собраниях по запросам; - проведение систематических консультаций и индивидуальных бесед с родителями и педагогами; - оказание помощи родителям в наглядного материала; | в течение года в течение года по запросам в часы консультаций |
2. Размещение информации в родительских уголках по особенностям речевого развития детей дошкольного возраста, профилактике и преодолению речевых проблем. | 1 раз в месяц | |
3. Предоставление информационных буклетов с заданиями по развитию лексико-грамматических категорий, мелкой и артикуляционной моторики для занятий с детьми в домашних условиях. | в рамках тематической недели в течение года | |
3. Взаимосвязь с педагогами | 1) Педагогический совет «Музыкальное развитие детей и программа «Ладушки». | Сентябрь |
2) Круглый стол «Задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста» | Октябрь | |
3) Консультации | В течение года | |
4) Пед. час | В течение года | |
5) Практические занятия
| Январь Февраль Март Апрель май | |
6) Участие в праздниках, развлечениях, мероприятиях, проводимых в ДОУ | согласно плану ДОУ | |
4. Работа с родителями | 1) Анкетирование с целью изучения индивидуальных особенностей детей; | сентябрь |
2) Индивидуальное консультирование родителей по запросам | В течение года в часы консультаций для родителей | |
3) Родительские собрания в группах | октябрь, май | |
4) Практические занятия для родителей по ознакомлению с методами и приёмами музыкального развития детей. | март | |
5) Театральная неделя для родителей. Как устроить домашний театр «Как играть в сказку» | апрель | |
6) Папки-передвижки:
| Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Май
| |
5. Повышение квалификации | 1) Принимать участие в работе районного методического объединения музыкальных руководителей | согласно графику работы метод. объединения |
2) Самостоятельно работать со специальной литературой по теме самообразования. | в течение года | |
3) Изучение новинок методической литературы | в течение года | |
4) Участвовать в работе семинаров, рабочих совещаниях, проводимых по намеченным планам | плановые методические советы | |
5) Создание предметно-развивающей среды в музыкальном зале | в течение года |
4.2. Учебный план на 2016-2017 уч. г.
Возраст ребенка | Группа | Общее количество занятий | Количество занятий в неделю | Продолжительность НОД |
от 2-х до 3-х | «Звездочки» (первая младшая) | 72 | 2 | 10 минут |
от 3-х до 4-х | «Рыбки» (вторая младшая) | 72 | 2 | 15 минут |
от 4-х до 5-ти | «Солнышки» (средняя) | 72 | 2 | 20 минут |
от 5-ти до 6-ти | «Пчелки» (старшая) | 72 | 2 | 25 минут |
от 6-ти до 7-ти | «Гномики» (подготовительная) | 72 | 2 | 30 минут |
4.3. Расписание непосредственно образовательной деятельности.
1-ая младшая группа («Звездочки») | 2-ая младшая группа («Рыбки») | Средняя группа («Солнышки») | Старшая группа («Пчелки») | Подготовительная группа («Гномики») | |
Понедельник | 9:00-9:10 Музыкальная деятельность | 9:15-9:30 Музыкальная деятельность | 15:30-15:45 Музыкальный досуг | 15:50-16:10 Музыкальный досуг | 16:15-16:35 Музыкальный досуг |
10:15-10:55 Индивидуальная работа с детьми | |||||
Вторник | 16:00-16:10 Музыкальный досуг | 16:15-16:30 Музыкальный досуг | 9:00-9:20 Музыкальная деятельность | 9:25-9:50 Музыкальная деятельность | 9:55-10:25 Музыкальная деятельность |
16:35-17:00 Индивидуальная работа с детьми | |||||
Среда | 9:00-9:10 Музыкальная деятельность | 9:15-9:30 Музыкальная деятельность | |||
10:15-10:55 Индивидуальная работа с детьми | |||||
Четверг | 9:00-9:20 Музыкальная деятельность | 9:25-9:50 Музыкальная деятельность | 9:55-10:25 Музыкальная деятельность | ||
16:35-17:00 Индивидуальная работа с детьми |
Библиографический список:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13».
- Устав ГБДОУ № 53, 2015 г.
- «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Новоскольцева И., Каплунова И. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста – С-Пб: Невская нота, 2015.
- Новоскольцева И., Каплунова И. Ясельки. Планирование и репертуар музыкальных занятий с аудиоприлодением – С-Пб: Невская нота, 2010.
- Сауко Т., Буренина А. Топ-хлоп малыши. Методическое пособие по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет – С-Пб: Музыкальная палитра, 2010.
- Равчеева И. П. Настольная книга музыкального руководителя – Волгоград: изд. «Учитель», 2015.
- Матвеева Р. Доклад для семинара музыкальных руководителей ДОУ «Анализ парциальных программ музыкального развития».
- Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия / сост. Н. Г. Барсукова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Картушина М. Ю. Развлечения для самых маленьких. Сценарии досугов для детей первой младшей группы. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация с вебинара " Рабочая программа музыкального руководителя детского сада в соответствии ФОГС"
Рабочая программа музыкального руководителя ДОО...
"Рабочая программа музыкального руководителя детского сада"
Рабочая программа музыкального руководителя детского сада...
"Рабочая программа музыкального руководителя детского сада"
quot;Рабочая программа музыкального руководителя"...
Рабочая программа музыкального руководителя детского сада на 2017 - 2018 учебный год
Вашему вниманию предлагаю посмотреть рабочую программу для ДОУ....
Рабочая программа Музыкального руководителя детского сада 2020г.
Рабочая программа Музыкального руководителя детского сада 2020г....
Рабочая программа музыкального руководителя детского сада
Рабочая программа музыкального руководителя с разработанным календарём праздников в ДОУ...
Рабочая программа музыкального руководителя детского сада
Рабочая программа разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)...