Бинарное тематическое занятие (НОД) для детей подготовительной группы "ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Русакова Ирина Владимировна

Занятие проводят два человека-музыкальный руководитель и воспитатель. Воспитатель работает над развитием речи детей,музыкальный руководитель осуществляет развитие музыкальных способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon бинарное занятие66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                        Бинарное тематическое  занятие (НОД)  для детей                 подготовительной группы

«Осенние посиделки»

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Хозяйка (музыкальный руководитель)

Гостюшка (воспитатель)

Домовой Кузя (взрослый)

Цель:

 - знакомство  детей с осенним русским народным праздником календарно-обрядового цикла.

 - формирование  образной речи, знакомство с русскими пословицами и поговорками.

- развитие музыкальных способностей детей.

Обучающие задачи: 

-познакомить детей с историей русского православного праздника Покров, с народными обрядами.

- формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки, стихи.

-учить детей выразительно двигаться в соответствии с характером музыки;

- упражнять в хороводном шаге, в выставлении ноги на каблучок, в кружении парами;

- развивать способность свободно ориентироваться в пространстве: легко и быстро перестраиваться из круга парами в круг, кружась после перестроения;

- формировать певческие навыки: развивать чувство ритма , музыкального слуха и сольного исполнения, начинать петь после вступления четко произносить слова, исполнять песню в характере, выполняя  игровые движения;

 Развивающие задачи:

-развивать мышление, творческое воображение, память.

-активизировать в речи детей запас народных примет, пословиц, поговорок, частушек, песен, игр, пополнять словарный запас.

- развивать чувство ритма.

- развивать творческое воображение посредством музыкально-ритмических движений;

- эмоционально передавать через движения   художественные  образы;

- учить детей передавать заданное эмоциональное состояние (насмешливость, доброжелательность, неодобрение и т.д.), используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию);

 Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей любовь к русскому народному  фольклору, развивать интерес к своим национальным истокам.

- воспитывать любовь к труду.

Предварительная  работа: разучивание пословиц и поговорок о Покрове, труде, осени; разучивание хороводов «Как у нашей у соседушки», «Был у матушки сынок», «На горе-то калина»», частушек,  разучивание игры «Медведь» и потешки «Рученьки - хватунюшки».

Оборудование :                                                                                                                             Для воспитателя:  музыкальный центр, оформление в виде русской избы (печь, два стола, самотканая дорожка, рушники, кувшины, р. н. костюмы,  прихватки, лохань,щепки).

Для детей:  лоскутки, деревянные ложки, бубны, р. н. костюмы, большая кукла в человеческий рост в русском народном костюме.

Зал оформлен в виде русской горницы. Под «Деревенскую польку» дети входят в зал и занимают свои места. Их встречает Хозяйка в русском костюме

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные! На осенние посиделки пожалуйте, милости просим!

Гостьюшка: Здравствуй, хозяюшка! Мир вашему дому! (проходят, рассаживаются на деревянные лавки) Все уселись, все расселись. Давайте себя похвалим, чтобы у нас сегодня все получалось!

Рученьки - хватунюшки (разминают руки),

Ноженьки - бегунюшки, (гладят ноги),

Язычок-болток (болтают языком).
В голову - разумок! ( Поглаживают себя по голове)

Октябрь за окном, месяц с долгими, осенними вечерами. А как в народе называют октябрь?

Дети: Октябрь - листопад, октябрь - хлебник, октябрь – капустник, октябрь –свадебник.

Гостьюшка: А как вы думаете, почему так октябрь называют? Расскажите стихотворения об осени.

Дети читают стихотворения.

Гостьюшка: Русский народ и поговорки об октябре придумал. Давайте вспомним пословицы об осени и октябре.

Дети: В осеннее ненастье семь погод на дворе - сеет, воет, мутит, крутит, ревет, льет и снизу метет.

Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

Быстро тает октябрьский день - не привяжешь за плетень.

Осенняя пора - птица со двора.

Гостьюшка: Люблю я осень! Не беда, что холодно, зато красота неописуемая! Пришел к нам октябрь батюшка   принес с собой наш любимый праздник – Покров!

А знаете ли вы, гости, что это за праздник такой?(дети рассказывают о празднике) Воспитатель подводит итог рассказам детей.

Гостьюшка:  Давным  – давно это было.

Молились как-то люди в церкви. И вдруг, озарилась она светом. Подняли люди головы к небу и увидели Божью Матерь. Сняла она со своей головы белый платок и махнула им, благословляя  всех людей. Она как бы закрыла своим покровом от бед и несчастий. И в это время пошел сильный снег, покрывший всю землю. И сделался тут переход от осени к зиме. С тех пор этот день стал почитаем на Руси, так он и называется –Покров.

Народ сложил немало пословиц и поговорок о Покрове дне. Вот такие например, кто вспомнит?

Дети:

1) Покров – первая встреча с зимой.

2) Покров – первое зазимье: с утра осень, после обеда зима.

3) Батюшка Покров, покрой избу тесом, а хозяев добром!

4) Батюшка покров, накрой землю снежком, а меня девушку платком!

5) Весело Покров проведешь, друга верного найдешь. 

Гостьюшка: После Покрова начинались посиделки.

А что это такое посиделки? Как вы думаете?  (ответы детей).

 Хозяюшка: Что – то мы совсем забыли! Надо же дров в печку подкинуть, чтобы стало теплее. Ведь в Покров - праздник добрые хозяюшки начинают топить печи да приговаривать особые слова.

Гостьюшка: Давайте вместе проговорим  и печь затопим: «Батюшка – Покров, натопи нашу хату без дров!» (подкладывают в печь дрова). Есть на Руси – матушке такая примета: «Если в Покров день затопить печь березовыми дровами, то в доме всю зиму тепло будет».

Ну вот, сразу все и согрелись. Теперь можно и за рукоделье и ремесло  приниматься,  а за рукоделием и песни петь.  Как говорят в народе «От скуки – бери дело в руки».

1 дев. Я пяльцы взяла, в посиделки пришла.

2 дев. А у меня куделька – работы на недельку.

3 дев. А у меня веретешко – попряду –ка я немножко.

4дев. Вот и прялка есть, стану прясть- попрядывать.

/стук в печке/

Хозяюшка: Ой, кто это там? Никак домовой озорует. Знаете кто это? Домовой – это добрый дух – хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев. Его еще называют дедушкою, хозяином. И по сию пору в каждой избе живет домовой, да не каждому это ведомо. /Домовой вылезает из печи/

Домовой: Здравствуйте, ребята! Я – Кузя, домовой, в вашей горнице живу. Вот услышал, что вы на посиделки собрались, решил народ посмотреть и себя показать. Что ни говори, посиделки я уважаю. А почему, спросите? Шутку, веселье люблю, а песни особенно.

Хозяюшка: - Дети, давайте Кузеньку песней уважим. В нашем обиходе песня постоянно живет. А на посиделках завсегда в ходу.

Дети исполняют хоровод “Как у нашей у соседушки” /на мелодию р.н.п. “Вдоль по улице молодчик идет”/                                                                                                                                                                                                        

Дети:          Как у нашей у соседушки

           Разлюбезная беседушка.

           Ой, ли, ой люли, ой люли,

           Разлюбезная беседушка.

           Да на ту ли на беседушку

           Приглашали красну девушку.

           Ой, ли, ой люли, ой люли,

           Приглашали красну девушку.

Девочка:    - На беседу не хожу, не хожу,

                      На парней я не гляжу, не гляжу.

                      Ой, ли, ой люли, ой люли,

                      На парней я не гляжу, не гляжу.

Дети:           Мимо той ли да беседушки

                      Проходити было дедушке.

                      Ой, ли, ой люли, ой люли,

                      Проходити было дедушке.

Домовой:    - На беседу похожу, похожу

                       Красных девок погляжу, погляжу.

                       Ой, ли, ой люли, ой люли,

                       Красных девок погляжу, погляжу.

Дети:           - А ты, дедка, не ходи, не ходи,

                       Красных девок не гляди, не гляди.

                       Ой, ли, ой люли, ой люли,

                       Красных девок не гляди, не гляди.

                       Ты ступай себе во двор да во двор,

                       Подпирай себе забор да забор.

                       Ой, ли, ой люли, ой люли,

                       Подпирай себе забор да забор.

                       Как у нашей у соседушки

                       Развеселая беседушка.

                       Ой, ли, ой люли, ой люли,

                       Развеселая беседушка.

Домовой: Вот это песню спели! Прогоняете меня? Ну ладно, оставайтесь, а я пойду восвояси.

Хозяюшка: - Что ж ты, милый,  свою сердитость представляешь? Не обижайся, Кузенька, песня-то шуточная, прибауточная. Дети, у кого пестрый лоскуток ткани есть? Надо Кузю задобрить, подарить ему что-нибудь, пока он совсем не рассердился. А где же они у меня? Ребята.помогите найти!

С детьми проводится игра «Найди лоскуток»(дети ходят по всему залу и собирают припрятанные лоскутки)

Хозяюшка: Вот, Кузенька, возьми в подарок  /дарит домовому разноцветные лоскутки  ткани/.

Домовой: Ладно, так и быть, возьму, пригодится. Вообще-то вы добрые! Вон сколько лоскутков мне подарили!

Гостьюшка:  Пропоем тебе частушки, Можно?

Домовой:     Без сомнения!

Дети исполняют частушки.

Все: Ставьте ушки на макушки,

         Слушайте внимательно.

         Мы споем для вас частушки

         Очень замечательно.                                                                                                            

1 реб. Я сидела на комоде,

            Сшила юбочку по моде.

            По бокам карманчики,

            Чтоб любили мальчики.

2 реб.  Мы девчоночки -умейки,

            Вышиваем и прядем.

            Мы частушки сочиняем,

            Очень весело живем.

3 реб.  Не стой милый на пороге,

            Ведь устанут твои ноги.

            Лучше сядь на лавочку,

  Рядом с моей прялочкой.

4 реб.  Полотенце вышивала

  Петухами, утками.

  Я Андрюшу поджидала

  Часами и минутками.

5 реб.  Чтобы печка разгоралась,

  Надо жару поддавать.

  Чтоб частушка лучше пелась,

             Надо пляской помогать.

Домовой: Да какие частушки веселые! А я и поиграть с вами хочу!

Хозяюшка:  В игру «Медведь» все играют, Кузеньку потешают.

Дети под русскую народную музыку идут по кругу:

Шел медведь к броду,            (дети идут по кругу)

Встал на колоду            

Бултых в воду…                        (сгибаются, свободно болтая руками)

Уж он мок, мок, мок…

Уж он кис, кис, кис…

Вымок, выкис, вылез, высох…    (разгибаются, отряхиваются)

 (в игре использовать образ маленького мишки, старого неуклюжего медведя и т.д.)

Хозяюшка: Ой, да где же мой сыночек Ванюша? Батюшки! Все посиделки на печи провалялся! Не колода, не пень, а лежит целый день. Совсем от рук отбился! Мой муженек- то кузнецом был: все мог – и коня подковать, и утварь сработать. Да вот не успел Ванятку своему ремеслу обучить. Вставай, сынушка! /берет большую тряпичную куклу с печки на руки/ Мой хорошенький! Мой пригоженький! Ребята, а спойте Ванюше веселую песню.

Дети исполняют хоровод “Был у матушки сынок” /кукла в центре круга на стуле/

                Был у матушки сынок,

Ваня, миленький дружок.

Хорошо Ванюше жить,

Совсем не о чем тужить.

Ваня пашенку не пашет,

Сеть шелковую не вяжет.

Он избу не прибирает,

Как испечь калач не знает.

С зорей рано не встает,

С косой в поле не идет.

А уж как за стол идти-

Ложку знает, где найти!

Хозяюшка: Что, Ванюша, приуныл, стыдно? Будет тебе наука! Не любят в народе лентяев, смеются над ними.

Гостьюшка: Сейчас тебе Ванюша, ребята  пословицы о труде расскажут.

Дети: Труд кормит, а лень портит.

           Люди жать, а лентяй на солнышке лежать.

            Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

            Умелые руки не знают скуки.

            Терпенье и труд все перетрут.

Домовой: Я тоже ленивых не люблю. Работящему всегда подсоблю в хозяйстве, а ленивого хозяина щекочу ночью и с постели сбрасываю.

Хозяюшка: Отдам я тебя, Ванятка, к печнику в ученье. Кто мастерству привержен, тот у людей в почете.

Хозяюшка: А как умели веселиться после работы! Сделал дело – гуляй смело!

Дети исполняют хоровод “На горе-то калина»

Хозяюшка:  Понравилось ли вам гостить у меня?

Какие традиции в Покров день были?

Гость доволен, хозяин рад. Вижу, почитаете вы праздники, бережете родную культуру.

Хозяюшка: /предлагает пироги/ А вот и угощение! Изба красна не углами, а пирогами. Угощайтесь, гости дорогие! Ешьте пирожки, сама пекла. С пылу, с жару! Все румяны, да красивы!

Хозяюшка: Прощаюсь я  с вами

Желаю  в мире жить, всем дружить.

А на праздниках веселых

Петь, плясать и не тужить!  

Все угощаются пирогами. Дети прощаются с домовым и хозяйкой, под веселую русскую народную музыку. Уходят из зала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического занятия в старшей и подготовительной группе «Песни нашей победы»

        Задача  расширить знания детей о Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.; воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества; спо...

Тематическое занятие "Россия наша Родина" подготовительная к школе группа.

Конспект тематического занятия "Россия наша Родина" подготовительная к школе группа....

Тематическое занятие по математике в подготовительной группе "Геометрические формы"

Тематическое занятие по математике, которое можно использовать, как итоговое....

Тематическое занятие "Ритмы Осени" /для подготовительной группы

Тематическое занятие "Ритмы Осени" /для подготовительной группы...

Познавательно-воспитательное тематическое занятие «Путешествие в прошлое» ( подготовительная группа)

Патриотизм – одно из важнейших качеств гражданина страны, которое воспитывается через познание истории своего народа, исторического прошлого города и Родины. Осознавая значимость патриотического...

фольклорный праздник для детей подготовительной группы «ПОСИДЕЛКИ НА ПОКРОВ»

  фольклорный праздник для детей подготовительной группы «ПОСИДЕЛКИ НА ПОКРОВ»...