Логоритмика на музыкальных занятиях со старшими дошкольниками с ОНР
методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему

Кузьмина Людмила Петровна

 Логоритмика на музыкальных занятиях со старшими дошкольниками с ОНР

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКДОУ № 4

Использование логоритмики на музыкальных занятиях со старшими дошкольниками с ОНР

Выполнила: музыкальный руководитель

МКДОУ № 4 г. Аши Челябинской области

 I категории

 Кузьмина Людмила Петровна

Аша 2015 г.

Цель нашей работы:

Закрепление связи чёткой ритмизации движений рук и ног и пальцев с движениями артикуляционного аппарата, позволяющей контролировать артикуляцию и дыхание по качеству выполнения движений крупной и мелкой моторики под музыкальное сопровождение.

Совместная работа музыкального руководителя и логопеда способствует успешному решению коррекционно-развивающих задач:

  • развитие, воспитание и коррекция вербальных процессов у детей с речевыми нарушениями;

  • развитие слухового внимания, памяти, зрительно-пространственной   ориентировки, моторики (координация движений, чувства ритма, регуляция мышечного тонуса), а также эмоциональной и коммуникативной сферы.

  • Коррекция речевых нарушений – темпа, ритма дыхания, фонематического и фонетического слуха.

  Практика показывает, что только в тесной взаимосвязи речи, музыки и                              движений можно решить эти сложные, но вполне выполнимые задачи. Отсюда вытекают задачи и музыкального руководителя:

  • развивать музыкальный слух, память, тембровое и ритмическое  восприятие, воображение;
  • учить различать звучание разных музыкальных инструментов, пользоваться приёмами релаксации;
  • создавать условия для музыкально-творческой работы с различными образами и предметами.

 Решая данные задачи, прежде всего надо научить ребёнка основным видам движений под музыку. Это различные виды ходьбы, бега, подскоков, а также упражнения с заданиями на все виды мышц; танцы, хороводы, игры с пением.

  При этом обязательно вводится речевой материал в самых разнообразных формах – тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировки.

  Введение слова, особенно в стихотворных формах, облегчает владение движением, так как ритм стихотворной речи помогает сохранить ритмичность движения.

  Таким образом, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

  Для поддержания интереса и желания активно взаимодействовать со взрослыми, общение с детьми проходит в самой понятной и доступной для ребёнка, игровой форме.

  Впервые система музыкально-ритмических  движений  была разработана известным швейцарским музыкантом – педагогом Э. Жаком – Далькрозом. Эта система получила во многих странах широкое признание. Метод Далькроза очень прост: используя специальные упражнения, развивать у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. Э. Жак – Далькроз на первое место ставил игру как естественную деятельность, в процессе которой ребёнок познаёт жизнь, а также меньше всего утомляется, и поэтому интерес и внимание у него в игре держится дольше, чем в специальных обучающих упражнениях. Это очень важный вывод, которой  мы принимаем и в настоящие время. Ритмика по системе Жака – Далькроза, основанная на принципе интереса и доступности, стала средством борьбы с аритмией в лечебно-профилактических целях у детей дошкольного возраста.

   Известный продолжатель идей Далькроза немецкий музыкант и педагог Карл Орф использовал на своих занятиях сочетание слов, музыки и движения. Его методы могут быть использованы в работе с детьми, требующими двигательной и речевой реабилитации.

   При проведении занятий по предложенной системе педагог должен помнить следующее:

  1. Учёт индивидуальных возможностей детей, т.к. иногда приходиться занижать требования: с детьми старшего возраста заниматься по материалу средней или даже младшей группы.

  1. Занятия должны строиться с учётом особенностей детей.

Для детей с ОНР (общее недоразвитие речи),  занятия строятся особенно эмоционально с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали. Распевки следует больше давать на гласные, чтобы лучше отрабатывать дыхание и раскрепостить зажатую нижнюю челюсть.

Одну и ту же тему лучше повторять по 2-4 раза, пока не усвоят.

  С детьми с ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) желательно больше работать над развитием слуховых и зрительных представлений, совершенствуя их двигательные навыки.

  1. Речь, музыка и движения должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга.

Слаженность этих трёх компонентов помогает развивать детские эмоции, которые, в свою очередь положительно сказываются на разработке детской мимики.

В музыкально-педагогической системе К. Орфа подразумевается более широкое толкование слова «музыка», не ограниченное узкими рамками понятия «классическая композиция». Элементарная музыка – это игра звуками детских музыкальных инструментов, человеческого тела, шумами предметного мира и природы.

  Любой придуманный и извлёченный ребёнком звук, обладающий индивидуальным тембром, принимается и используется в звуковых композициях. Также нужно сказать о «звучащих жестах» (это термин К. Орфа), широко применяемых в системе К. Орфа. «Звучащие жесты» - это звуки человеческого тела, которое является первым и естественным музыкальным инструментом: притопы, шлепки по коленям, хлопки, щелчки пальцами, удары ладонями по бёдрам и т.д. Огромное количество вариантов возникает в результате их сочетания и комбинирования.

  Также хочется сказать о большой значимости музыкально-дидактических игр в коррекционной работе с детьми. Ценность их в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребёнка желание чувствовать. При этом развиваются необходимые навыки музыкальности: звуковысотное восприятие, чувство ритма, гармонический слух, чувство лада, темпа. Формируются такие черты характера как творческая активность, внимание, инициативность, самостоятельность.

   В работе особую роль играет применение наглядного материала. Это даёт возможность облегчить детям процесс восприятия музыки, помогает лучше понять её.

   Все пособия должны быть красиво оформлены, доступны по содержанию, интересны и удобны в обращении.

   В своём детском саду мы стараемся придерживаться всех этих принципов: проводить работу в игровой форме, накапливается музыкально-двигательный материал, используется речевой материал в соединении с движениями, нестандартные звучащие предметы, музыкально-дидактические игры и , конечно, наглядность.

   Ребята стали петь более естественными голосами, правильно произносить звуки и слова, речь их приобрела выразительность. Дети стали более активными, менее скованными, стеснительными.  

   Похвала, внимание к успехам ребёнка со стороны взрослых: родителей и педагогов значительно повышает его самооценку, вырабатывает потребность в самостоятельных и творческих действиях.

Используемая литература:

  1. Боромыкова О.С. «Коррекция речи и движения»

  1. Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду»

  1. Крупа-Шумарина С.В. «Логопедические песенки»

     4.«Музыка и движение» (5-6 лет); (6-7 лет) составители: Бекина С.И.,

 Ломова Т.П., Соковнина Е.Н.

    5.Методические журналы «Музыкальный руководитель» 7/13; 1/14

   6. Методические журналы «Музыкальная палитра» 6/13; 3/14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика оптической дисграфии на музыкальных занятиях со старшими дошкольниками»

Как музыкальный руководитель, на своих занятиях я уделяю внимание на развитие пространственных представлений, развитие зрительной памяти, запоминание букв при помощи музыкальных упражнений....

Использование логоритмики на муз. занятиях со старшими дошкольниками с ОНР

Использование логоритмики на муз. занятиях со старшими дошкольниками с ОНР...

Музыкальное занятие для старших дошкольников "Где живут ноты?"

Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста по обучению детей нотной грамоте....

музыкальное занятие для старших дошкольников "Лаборатория звука"

Интегрированное музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста...

Особенности психолого-педагогических условий формирования интереса к музыкальным занятиям у старших дошкольников в рамках основного и дополнительного образования в детском саду.

Аннотация: в статье раскрывается опыт работы и возможности создания в детском саду психолого-педагогических условий формирования интереса к музыкальным занятиям старших дошкольников, описаны методы, с...

Музыкальное занятие для старших дошкольников

Дистанционное музыкальное занятие для старших и подготовительных групп...

Конспект музыкального занятия для старших дошкольников " Зимние истории"

Конспект музыкального занятия для старших дошкольников...