Приоритет развития творческих способностей дошкольников в условиях ФГОС ДО
статья по музыке (подготовительная группа) на тему
Пояснение к презентации. Для музыкальных руководителей по внедрению ФГОС. Материал включает в себя деятельность детей по использованию музыкально-дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_mdi.docx | 30.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приоритет развития творческих способностей дошкольников в условиях ФГОС ДО:
игровая музыкальная деятельность (музыкально-дидактические игры)
Содержание презентации
1. Детский оркестр. Д.Шостакович «Вальс - шутка».
Это была иллюстрация работы по использованию творческих способностей
детей.
2. А сейчас непосредственная работа по применению музыкально – дидактических игр.
В процессе работы с детьми использовались различные творческие задания и
применялись дидактические игры с определенными целями и задачами.
Музыкально-дидактическая игра «Золотистый петушок» - средняя группа.
Посмотрите и отметьте, где здесь творчество?
Музыкальный руководитель:
«Расскажу вам сегодня сказку. Жил-был Петушок «Золотой гребешок».
Грустно стало Петушку, грустил – грустил и решил навестить своих друзей.
Пришел Петушок, смотрит и никак не поймет, почему они веселятся, почему им
весело?
«А мы и тебя сейчас развеселим и удивим» - сказали друзья. Петушок думает:
«Развеселят, а как? Удивят, а как?».
Посмотрите и вы внимательно на друзей, догадайтесь, что они сейчас делают,
услышав вот эту музыку? (игра на детских музыкальных инструментах).
А если звучит вот эта? (творческий танец в исполнении детей).
Каждый раз, какая музыка звучала? (веселая, быстрая, громкая, звонкая).
Развеселился Петушок, заулыбался и стал напевать песенку.
Какую песню слышишь ты, Даша? (каждый ребенок пропевает свою мелодию на
слова: «Хорошо, что к вам пришел!», « Было очень хорошо!», «Вы старались от
души!», « Все вы очень хороши!», «Очень вас я всех хвалю!», «Вам спасибо говорю!»).
И я вам сегодня говорю спасибо!
А теперь дети подготовительной группы. Ответьте, где здесь осуществляется развитие
детского творчества?
Музыкально - дидактическая игра «Музыкальный домик».
Музыкальный руководитель:
«У каждого есть свой дом. Есть свой дом и у музыкальных инструментов, - это
музыкальный дом, там живут музыкальные инструменты.
Кто играет на музыкальных инструментах? (музыканты).
Кто управляет музыкантами? (дирижер).
Кто может быть хозяином музыкального дома? (скрипичный ключ).
Без него в доме будет хаос.
Есть ключи специальные – чудо музыкальные!
Не для дверок и ворот – это ключики для нот!
Скрипичный ключ красив на вид,
Он высоко звучать велит!
Слушаем музыкальные инструменты. Свою загадку загадывает Наташа (узнать
какой звучит музыкальный инструмент). Все музыканты сыграли свою партию.
Где вы слышали звучание музыкальных инструментов, в каком оркестре?
(симфоническом).
Посмотрите, здесь есть еще и другие музыкальные инструменты. Какие? (русские
народные). Где вы их слышали, в каком оркестре? (оркестре русских народных
инструментов).
Предлагаю вам украсить этими музыкальными инструментами музыку.
Детский оркестр «Наигрыш».
3. Резюме.
Вы посмотрели и послушали наших детей, как они оперируют музыкальными
инструментами, дидактическими играми. Обычные средства музыкальной
выразительности – музыкально-дидактические игры, но отработанные методы и
приемы можно использовать для решения ФГОС ДО.
4. С каждым годом все более внимания уделяется развитию творческой активности
ребенка. Мы открываем дверь в мир музыки, помогаем делать первые шаги к
прекрасному. Мы хотим видеть наших детей счастливыми. Человек не может жить на
свете, если у него впереди нет ничего радостного. «Истинный стимул человеческой жизни является завтрашняя радость» - Макаренко. И как нельзя кстати подходят эти слова и к нам. Мы должны дать ее нашим детям. Не бывает не талантливых детей. Это не слова! Каждому при рождении дан талант и этот талант надо развить.
Дошкольный возраст – это период, когда закладываются первоначальные способности к различным видам деятельности, это период для формирования и развития музыкальных способностей, самое главное – разглядеть, увидеть, дать реализовать, создать условия для оптимальных возможностей развития творческой активности. Все это необходимо сделать нам, найти ниточку, при которой дальнейшее развитие ребенка осуществится. Все это можно сделать через игру – ведущий вид деятельности дошкольников.
Игра – прекрасная форма, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе малоактивных. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Работая под девизом «Мир музыки для ребенка – это радость и любовь», ставим перед собой цель – научить ребенка мыслить. Вместе с детьми мы думаем, делаем, творим.
Музыкально-дидактические игры. Тема известно, но в данный момент произошла смена музыкальных руководителей, нарушена преемственность, мы перестали с вами видеться, встречаться, перестали общаться. Мне бы хотелось познакомить вас и практически показать, что использование такого направления, как дидактические игры, обеспечивает формирование умений и навыков, расширяет кругозор ребенка и способствует развитию социальных навыков – умение себя представить, умение взаимодействовать в ансамбле и главное – развивает музыкально - творческие способности.
Музыкально-дидактические игры – это приоритетное направление в моей работе Почему? Дидактические игры – это средство активизации познавательной деятельности дошкольника на музыкальных занятиях, это средство повышения интереса, это отвлечение от ненужного поведения, это более сконцентрированное внимание. А игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее активными и желанными.
1 -6 слайд….
7 слайд - … все это в доступной игровой форме разобраться ребенку в соотношении звуков по высоте, тембру и динамическому слуху.
С применением знаний полученных на музыкальных занятиях, ставя задачи, цели и используя средства музыкального воспитания – благодаря этому формируются умения, навыки. А можно эти средства использовать для развития творческих музыкальных способностей ребенка.
Главное научить ребенка понимать и различать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений.
8 слайд - … в пении с помощью игр идет обучение петь выразительно, брать дыхание; узнают песню по вступлению. Учатся правильно передавать оттенки; учатся с помощью музыкальной лесенки определять и закреплять звуки по высоте, определяют характер мелодии, темп, части музыкального произведения, вступление, заключение, узнают мелодию по каритинке, узнают инструментальную и вокальную произведение, приобщаются к умению различать и узнавать танец, колыбельная, марш и их части.
9 слайд - … Музыкально-дидактические игры и пособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. И это является важным аспектом развития у детей музыкальной культуры.
10 слайд - …
11 слайд - … Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и увлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
12 слайд - … Сформировала систему классификации впервые Ветлугина, продолжили Зимина, Костина, Кононова, Роот.
Музыкально-дидактические игры обогащают знания детей, учат применять полученные знания в новой обстановке, углубляют полученные интересы.
Дети учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, т.е. развиваются их умственные способности.
Музыкально-дидактические игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни»- помогают детям чисто интонировать, определять правильно ли спеете песня, услышать смену темпа, силу звучания;
«Определи по ритму», «Вспомни мелодию» - развивает чувство ритма, учат воспроизводить мелодию, ритмический рисунок к песне, с этой целью используются – музыкальные ложки, ритмические палочки, колокольчики, погремушки.
13 слайд - … Картотекой легко пользоваться и использовать в работе. Сделала картотеку художественного слова о музыке, о жанрах музыкального произведения, об оркестре, о музыкантах, о дирижере, стихи и загадки о музыкальных инструментах.
14 слайд - … Существует различие между музыкальными играми и пособиями.
Музыкально - дидактическая игра имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правило, которое необходимо соблюдать. Особенностью игр является то, что они могут использоваться детьми самостоятельно вне музыкальных занятий.
Музыкально – дидактические пособия, в качестве учебного, применяются в основном на музыкальных занятиях, они включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями).
Для развития детского музыкального творчества требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов, оборудования. В магазинах стали появляться различные музыкально-дидактические игры: «Кто идет», «Чья музыка», «Музыкальное лото», «Музыкальное домино», «Музыкальная лесенка», «Музыкальные книжки», серия пособий духовых, струнных, клавишных, ударных инструментов, портреты композиторов. Пособия красочно оформлены. Помогают и родители (музыкальная лесенка, ширмы, атрибуты к праздникам и развлечениям).
15 - 23 слайд - …
24 слайд - … Какие раньше были требования, цели? Это отработка музыкальных умений, навыков, формирование представлений о музыкальных инструментах, жанрах…
Какие стали? (ФГОС) – нацелено на творчество детей.
Музыкальное развитие сегодня дошкольников предполагает развитие музыкальности, а самое главное – развитие воображения и творческой активности.
Но никакое творчество невозможно без предварительной работы. А дидактические игры могут выступать как этап развития творчества и творческих способностей ребенка.
25 слайд - … Даем ребенку возможность показать себя, развиваем умение
комбинировать.
26 слайд - …Предлагаю поиграть в игру, где в основе сформировано представление детей о музыке, о средствах музыкальной выразительности, представление о музыкальных инструментах и их возможности передавать настроение, чувства человека. Для таких игр используем набор карточек с условным обозначениями (высота, сила, длительность, настроение), с которыми дети знакомятся на занятиях.
27 слайд - … Высота - высоко, низко звучит мелодия; сила - громко, тихо; длительность -быстро, медленно; настроение - весело, грустно.
28 слайд - … 4 конверта: высокая, громкая, быстрая, веселая; низкая, тихая, медленная, грустная; высокая, тихая, медленная, грустная; низкая, грустная, быстрая, веселая.
(Римский-Корсаков. 3.- 33, 45, 34, 40).
29 слайд - … П.И.Чайковский (3. 30; 1 конверт) или М.Глинка (3. 22; 4 конверт).
30 слайд - … Выбрать: П.И. Чайковский (1. 03; 1. 05; 1. 16) – высокая, громкая, быстрая, веселая.
31- 33 слайд - …
34 слайд - … Дж. Россини «Тарантелла».
35 слайд - … На поддержание детской самодеятельности и музыкального творчества созданы музыкальные уголки в группах, в них периодически сменяются музыкально-дидактические игры, которые отрабатываются на музыкальных занятиях. Находится все в свободном доступе для детей.
36 слайд - …Найдя изюминку в работе – результатом стала авторская программ «Домисолька».
Каждому человеку нужно знать, что время и силы, которые он на что-то тратит не проходят впустую. Важен результат для меня, будет ли он положительным, могу ли я повлиять на результат.
Зачем нам нужны музыкально-дидактические игры? Приветствуете ли вы их, используете ли, что развивает, что обучает, удобны ли они в работе, чего мы хотим? То, что вы работаете с детьми и не изменили своей профессии – это счастье; наши дети развиваются, радуются, без этого нельзя жить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности – важный компонент социально-личностного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО
В игре начинают складываться и впервые проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая к игре, взрослые осуществляют важную воспитательную и орие...
Пути осуществления духовно- нравственного воспитания дошкольников в условиях ФГОС
Путь осуществления духовно - наравственного воспитания через авторскую сказку....
Логопедическое сопровождение дошкольников в условиях ФГОС ДО
Консультация для педагогов. ФГОС на практике....
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС
ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников....
Педсовет - деловая игра: «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»
Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....
Реализация социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО Тема: «Взаимодействие с родителями старших дошкольников по вопросам трудового воспитания"
laquo;Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого сч...
Семинар «Формирование математических представлений дошкольников как части познавательно- исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС»
Данный материал поможет выявить и повысить теоретический и практический уровень знаний педагогов в работе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....