Музыкально-ритмическая деятельность детей
консультация по музыке на тему

Панкина Татьяна Васильевна

Выступление на семинаре «Реализация модели двигательного режима в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalno-_ritmicheskaya_deyatelnost_detey.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №284

 

Выступление на семинаре «Реализация модели двигательного режима в ДОУ»

по теме:

«Музыкально-ритмическая деятельность детей»

Музыкальный руководитель

Панкина Т.В.

Москва  2013г.

Одним из важных видов музыкального исполнительства детей является ритмика, или музыкально-ритмическая деятельность, основанная на тесной взаимосвязи образного содержания, выразительных возможностей музыки и разнообразных движений (физических, музыкально-игровых, танцевальных).  

Музыка вызывает у детей моторную реакцию, которая  часто остается скрытой. В то же время ребенок чаще всего выражает свое отношение к музыке именно через движение, поэтому нужно создавать условия для естественного выявления моторных реакций в движениях всего тела, воспитывая у детей творческую активность и воображение.

В процессе музыкально-ритмических движений развивается музыкальность детей. Она характеризуется способностью переживать содержание музыкального процесса в его целостности — чувствовать музыкальный образ. Способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем целенаправленной организации как восприятия музыки, так и самих движений детей. В связи с этим можно говорить о том, что в музыкально-ритмической деятельности развивается активность музыкального восприятия, усиливается его эмоциональная окрашенность, а движения под музыку становятся более выразительными, изящными, координированными.

Основными видами движений в ритмике являются музыкально-ритмические упражнения; танцы, пляски, хороводы; музыкальные игры.

1. Музыкально-ритмические упражнения способствуют углублению музыкального восприятия детей, помогают развивать у детей двигательные навыки и умения: способность двигаться легко, непринужденно, согласуя движения с характером музыки, ориентироваться в пространстве; вырабатывают ритмичность, пластичность, выразительность движений. В каждом упражнении решаются не только двигательные, но и (прежде всего) музыкальные задачи, поэтому движения  в музыкально-ритмических упражнениях (их характер, форма, выразительность) определяются музыкой, ее эмоционально-образным содержанием.

Упражнения необходимы для того, чтобы научить детей адекватно реагировать на музыку движением и свободно, непринужденно двигаться в танцах и музыкальных играх. Они повышают качество движений, способствуют овладению элементами хореографии и навыками образно-игровых движений.

В связи с этим, можно выделить условно три группы упражнений:

а) - упражнения, совершенствующие выполнение основных движений (шаг, бег, прыжки, подскоки), гимнастические движения без предметов (движения ногами, волнообразные движения руками, движения туловища), с предметами (ленточками, салютиками, флажками, мячами, обручами), а также с воображаемыми предметами; разнообразные построения и перестроения;

б) -  упражнения, подготавливающие детей к движениям в танце, музыкальной игре, обучающие танцевальным элементам (простейшие элементы народного, бального, современного детского танцев); имитационным или образно-игровым движениям (подражательным и изобразительным, которые чаще присутствуют в играх и передают повадки животных, различные действия людей, их эмоции, чувства и др.);

с) - упражнения-композиции, имеющие законченную форму и состоящие из сочетания различных элементов движений, выстроенных в определенной последовательности. Такие упражнения часто выполняются с различными предметами (лентами, флажками, платочками, цветами, обручами и др.).   В процессе музыкально-ритмических упражнений дети овладевают элементами танцевальных движений. Они осваивают переменный шаг, шаг польки, галоп, приставной шаг, выставление ноги на носок, на пятку и др. Упражнения способствуют овладению детьми музыкально-образными движениями, которые затем используются в музыкальных играх. Например, в упражнениях «Игра с котенком», «Скачут лошадки», «Птички летают» и др. дети создают очень близкие и понятные им игровые образы, которые усиливают воздействие музыки на ребенка, стимулируют его воображение.

Некоторые музыкально-ритмические упражнения носят импровизационный характер и подготавливают детей к творческим действиям, развивают их фантазию.

2. Другим важным разделом ритмики и видом ритмических движений является танец. Знакомство детей с разнообразными танцами позволяет приобщить детей к танцевальной культуре своего народа, к культуре разных стран, эпох; помогает познакомить с историей возникновения искусства танца; сформировать на этой основе стилевые представления о музыке, ее выразительных особенностях;

Важно, чтобы за период дошкольного детства ребенок освоил «азбуку» танцевальных движений: приседания, прыжки, притопы, «топотушки», «каблучок», «носочек», разнообразные движения рук. Детей обучают отдельным доступным для выполнения элементам танцев}. Например, основным движением вальса является «балансе» — легкое покачивание на полупальцах правой и левой ног, чуть согнутых в коленях, с продвижением вправо-влево или вперед-назад (в трехдольном размере). Используются также мягкие плавные движения рук, кружение, легкое плавное приседание и др. Движения под вальсовую музыку требуют плавности, изящества, умения хорошо слышать ритм музыки, различать трехдольный размер. Среди элементов польки дошкольники могут освоить поскоки, шаг польки, прямой и боковой галоп, ритмические хлопки в ладоши, движения в парах и др.

Особая роль в обучении детей принадлежит народным танцам, существует достаточно большое количество элементов, которые дети могут усвоить и которые с большим удовольствием исполняют. Например, для русского народного танца характерны такие движения, как дробный шаг, простой хороводный шаг, переменный шаг, ковырялочка, присядка, шаг с припаданием, гармошка, козлик, качели и другие.

3. Важным и наиболее привлекательным для детей видом ритмических движений являются музыкальные игры Музыкальная игра является исторически сложившимся и педагогически оправдавшим себя видом деятельности детей. Прототипами многих музыкальных игр явились подвижные игры с правилами, в основе которых лежат музыкальные произведения. Музыка в данном случае определяет и игровые образы, и развитие игры, и характер и смену движений.

В методике музыкального воспитания принята следующая классификация музыкальных игр: игры под инструментальную музыку и игры под пение.

Игры под инструментальную музыку включают сюжетные и несюжетныё

Большое место в практике занимают сюжетные игры под программную музыку, например: «Поездка за город» (музыка В. Герчик), «Кот и мыши» (музыка Т. Ломовой) и др. В этих играх детей привлекает сам сюжет, наличие понятных образов. Контрастность образов в музыкальном произведении или их повторность определяет построение игры: наличие частей, периодов, предложений, фраз. Передача характерных имитационных движений персонажей требует от детей наблюдательности и воображения.

Несюжетные игры — это подвижные игрыс правилами. Дети, участвуя в них, двигаются в соответствии с характером и формой музыкального произведения. Занимательность таким играм придает присутствующий в них элемент соревнования. У детей развиваются точность, ритмичность движений. В несюжетных играх от детей требуются ловкость, изящество, пластика. Примерами несюжетных игр являются: «Будь ловким» (музыка Н. Ладухина); «Игра с бубном» (музыка М. Красева); «Ищи!», «Кто скорее?» (музыка Т. Ломовой) и другие.

Игры под пение делятся на хороводы и игры-инсценировки песен.

В играх с пением композиция движений определяется не только характером музыки, ее формой, но и текстом песни, ее содержанием, наличием определенных персонажей. В таких играх дети с помощью мимических, пластических, пантомимических движений, а также танцевальных элементов передают несложный сюжет песен, действия персонажей.

Русские хороводы — это плясовые игры-песни, в которых мелодия, текст песен и игровые действия очень тесно переплетаются. В детских хороводах используются простые плясовые и имитационные движения, которыми передаются игровые образы. В играх-хороводах используется фольклорный материал, например, русские народные песни, сопровождаемые игровыми действиями: «Репка», «Ворон», «Кто у нас хороший», «Заинька», «Сидит дрема», «Земелюшка-черно-зем» и др.

Игры-инсценировки построены на основе сюжетов песен. Обычно выбираются песни с развернутым сюжетом, наличием ярких контрастных образов. Движения детей определяются непосредственно текстом песни, действиями персонажей, а также фантазией самих детей, которые стараются подыскать наиболее подходящие выразительно-изобразительные игровые движения для передачи образов, а при исполнении песни — найти соответствующие интонации голоса, подчеркивающие те или иные особенности персонажей. Так, например, в игре-инсценировке на сюжет русской народной песни «Теремок», дети исполняют песню, а солисты (заранее выбранные) исполняют роли персонажей сказки — мышки, лягушки, зайца и др., передавая характер своего героя голосом в пении и соответствующими имитационными движениями.
           Музыкальные игры являются неиссякаемым источником детского творчества. То, что ребенок переживает в процессе восприятия музыки, он впоследствии передает в своей музыкально-игровой деятельности, проявляя собственное творчество, фантазию.

Литература:

О.П.Радынова, Л.Н. Комисарова. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста./ Дубна Феникс+./2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гости к осени». (музыкально-ритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста).

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гости к осени». (музыкально-ритмическое занятие  для детей старшего дошкольного возраста). Цель:Развитие двигательной сферы детей, фо...

"Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду с примерами ритмических игр.

Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду.Памятка для родителей с примерами ритмических игр....

Музыкальная игра как средство формирования музыкально – ритмических движений у детей младшего дошкольного возраста

Основное место в разделе музыкально – ритмических движений занимают игры. Для детей один из ведущих  видов деятельности — игра. Ребенок живет играя....

План-конспект занятия по музыкально - ритмическому движению для детей старшей группы «В мире музыкальных инструментов»

Конспект рассчитан на детей старшей  группы и будет интересен музыкальным руководителям ДОУ...

Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС на музыкальных занятиях через логоритмические упражнения.

Августовская конференция работников образования Мошковского района      Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в ус...

«В гости к ежику» Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель. Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.

laquo;В гости к ежику»Конспект музыкального занятияпо развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель.  Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.Задачи:- учи...