Музыкально-ритмическая деятельность детей
консультация по музыке на тему
Выступление на семинаре «Реализация модели двигательного режима в ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno-_ritmicheskaya_deyatelnost_detey.doc | 42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Юго-Восточное окружное управление образования
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №284
Выступление на семинаре «Реализация модели двигательного режима в ДОУ»
по теме:
«Музыкально-ритмическая деятельность детей»
Музыкальный руководитель
Панкина Т.В.
Москва 2013г.
Одним из важных видов музыкального исполнительства детей является ритмика, или музыкально-ритмическая деятельность, основанная на тесной взаимосвязи образного содержания, выразительных возможностей музыки и разнообразных движений (физических, музыкально-игровых, танцевальных).
Музыка вызывает у детей моторную реакцию, которая часто остается скрытой. В то же время ребенок чаще всего выражает свое отношение к музыке именно через движение, поэтому нужно создавать условия для естественного выявления моторных реакций в движениях всего тела, воспитывая у детей творческую активность и воображение.
В процессе музыкально-ритмических движений развивается музыкальность детей. Она характеризуется способностью переживать содержание музыкального процесса в его целостности — чувствовать музыкальный образ. Способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем целенаправленной организации как восприятия музыки, так и самих движений детей. В связи с этим можно говорить о том, что в музыкально-ритмической деятельности развивается активность музыкального восприятия, усиливается его эмоциональная окрашенность, а движения под музыку становятся более выразительными, изящными, координированными.
Основными видами движений в ритмике являются музыкально-ритмические упражнения; танцы, пляски, хороводы; музыкальные игры.
1. Музыкально-ритмические упражнения способствуют углублению музыкального восприятия детей, помогают развивать у детей двигательные навыки и умения: способность двигаться легко, непринужденно, согласуя движения с характером музыки, ориентироваться в пространстве; вырабатывают ритмичность, пластичность, выразительность движений. В каждом упражнении решаются не только двигательные, но и (прежде всего) музыкальные задачи, поэтому движения в музыкально-ритмических упражнениях (их характер, форма, выразительность) определяются музыкой, ее эмоционально-образным содержанием.
Упражнения необходимы для того, чтобы научить детей адекватно реагировать на музыку движением и свободно, непринужденно двигаться в танцах и музыкальных играх. Они повышают качество движений, способствуют овладению элементами хореографии и навыками образно-игровых движений.
В связи с этим, можно выделить условно три группы упражнений:
а) - упражнения, совершенствующие выполнение основных движений (шаг, бег, прыжки, подскоки), гимнастические движения без предметов (движения ногами, волнообразные движения руками, движения туловища), с предметами (ленточками, салютиками, флажками, мячами, обручами), а также с воображаемыми предметами; разнообразные построения и перестроения;
б) - упражнения, подготавливающие детей к движениям в танце, музыкальной игре, обучающие танцевальным элементам (простейшие элементы народного, бального, современного детского танцев); имитационным или образно-игровым движениям (подражательным и изобразительным, которые чаще присутствуют в играх и передают повадки животных, различные действия людей, их эмоции, чувства и др.);
с) - упражнения-композиции, имеющие законченную форму и состоящие из сочетания различных элементов движений, выстроенных в определенной последовательности. Такие упражнения часто выполняются с различными предметами (лентами, флажками, платочками, цветами, обручами и др.). В процессе музыкально-ритмических упражнений дети овладевают элементами танцевальных движений. Они осваивают переменный шаг, шаг польки, галоп, приставной шаг, выставление ноги на носок, на пятку и др. Упражнения способствуют овладению детьми музыкально-образными движениями, которые затем используются в музыкальных играх. Например, в упражнениях «Игра с котенком», «Скачут лошадки», «Птички летают» и др. дети создают очень близкие и понятные им игровые образы, которые усиливают воздействие музыки на ребенка, стимулируют его воображение.
Некоторые музыкально-ритмические упражнения носят импровизационный характер и подготавливают детей к творческим действиям, развивают их фантазию.
2. Другим важным разделом ритмики и видом ритмических движений является танец. Знакомство детей с разнообразными танцами позволяет приобщить детей к танцевальной культуре своего народа, к культуре разных стран, эпох; помогает познакомить с историей возникновения искусства танца; сформировать на этой основе стилевые представления о музыке, ее выразительных особенностях;
Важно, чтобы за период дошкольного детства ребенок освоил «азбуку» танцевальных движений: приседания, прыжки, притопы, «топотушки», «каблучок», «носочек», разнообразные движения рук. Детей обучают отдельным доступным для выполнения элементам танцев}. Например, основным движением вальса является «балансе» — легкое покачивание на полупальцах правой и левой ног, чуть согнутых в коленях, с продвижением вправо-влево или вперед-назад (в трехдольном размере). Используются также мягкие плавные движения рук, кружение, легкое плавное приседание и др. Движения под вальсовую музыку требуют плавности, изящества, умения хорошо слышать ритм музыки, различать трехдольный размер. Среди элементов польки дошкольники могут освоить поскоки, шаг польки, прямой и боковой галоп, ритмические хлопки в ладоши, движения в парах и др.
Особая роль в обучении детей принадлежит народным танцам, существует достаточно большое количество элементов, которые дети могут усвоить и которые с большим удовольствием исполняют. Например, для русского народного танца характерны такие движения, как дробный шаг, простой хороводный шаг, переменный шаг, ковырялочка, присядка, шаг с припаданием, гармошка, козлик, качели и другие.
3. Важным и наиболее привлекательным для детей видом ритмических движений являются музыкальные игры Музыкальная игра является исторически сложившимся и педагогически оправдавшим себя видом деятельности детей. Прототипами многих музыкальных игр явились подвижные игры с правилами, в основе которых лежат музыкальные произведения. Музыка в данном случае определяет и игровые образы, и развитие игры, и характер и смену движений.
В методике музыкального воспитания принята следующая классификация музыкальных игр: игры под инструментальную музыку и игры под пение.
Игры под инструментальную музыку включают сюжетные и несюжетныё
Большое место в практике занимают сюжетные игры под программную музыку, например: «Поездка за город» (музыка В. Герчик), «Кот и мыши» (музыка Т. Ломовой) и др. В этих играх детей привлекает сам сюжет, наличие понятных образов. Контрастность образов в музыкальном произведении или их повторность определяет построение игры: наличие частей, периодов, предложений, фраз. Передача характерных имитационных движений персонажей требует от детей наблюдательности и воображения.
Несюжетные игры — это подвижные игрыс правилами. Дети, участвуя в них, двигаются в соответствии с характером и формой музыкального произведения. Занимательность таким играм придает присутствующий в них элемент соревнования. У детей развиваются точность, ритмичность движений. В несюжетных играх от детей требуются ловкость, изящество, пластика. Примерами несюжетных игр являются: «Будь ловким» (музыка Н. Ладухина); «Игра с бубном» (музыка М. Красева); «Ищи!», «Кто скорее?» (музыка Т. Ломовой) и другие.
Игры под пение делятся на хороводы и игры-инсценировки песен.
В играх с пением композиция движений определяется не только характером музыки, ее формой, но и текстом песни, ее содержанием, наличием определенных персонажей. В таких играх дети с помощью мимических, пластических, пантомимических движений, а также танцевальных элементов передают несложный сюжет песен, действия персонажей.
Русские хороводы — это плясовые игры-песни, в которых мелодия, текст песен и игровые действия очень тесно переплетаются. В детских хороводах используются простые плясовые и имитационные движения, которыми передаются игровые образы. В играх-хороводах используется фольклорный материал, например, русские народные песни, сопровождаемые игровыми действиями: «Репка», «Ворон», «Кто у нас хороший», «Заинька», «Сидит дрема», «Земелюшка-черно-зем» и др.
Игры-инсценировки построены на основе сюжетов песен. Обычно выбираются песни с развернутым сюжетом, наличием ярких контрастных образов. Движения детей определяются непосредственно текстом песни, действиями персонажей, а также фантазией самих детей, которые стараются подыскать наиболее подходящие выразительно-изобразительные игровые движения для передачи образов, а при исполнении песни — найти соответствующие интонации голоса, подчеркивающие те или иные особенности персонажей. Так, например, в игре-инсценировке на сюжет русской народной песни «Теремок», дети исполняют песню, а солисты (заранее выбранные) исполняют роли персонажей сказки — мышки, лягушки, зайца и др., передавая характер своего героя голосом в пении и соответствующими имитационными движениями.
Музыкальные игры являются неиссякаемым источником детского творчества. То, что ребенок переживает в процессе восприятия музыки, он впоследствии передает в своей музыкально-игровой деятельности, проявляя собственное творчество, фантазию.
Литература:
О.П.Радынова, Л.Н. Комисарова. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста./ Дубна Феникс+./2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-ритмическое занятие для детей старших и подготовительных групп "В музее музыкальных инструментов"
"В музее музыкальных инструментов"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гости к осени». (музыкально-ритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста).
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гости к осени». (музыкально-ритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста). Цель:Развитие двигательной сферы детей, фо...
"Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду с примерами ритмических игр.
Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду.Памятка для родителей с примерами ритмических игр....
Музыкальная игра как средство формирования музыкально – ритмических движений у детей младшего дошкольного возраста
Основное место в разделе музыкально – ритмических движений занимают игры. Для детей один из ведущих видов деятельности — игра. Ребенок живет играя....
План-конспект занятия по музыкально - ритмическому движению для детей старшей группы «В мире музыкальных инструментов»
Конспект рассчитан на детей старшей группы и будет интересен музыкальным руководителям ДОУ...
Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС на музыкальных занятиях через логоритмические упражнения.
Августовская конференция работников образования Мошковского района Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в ус...
«В гости к ежику» Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель. Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.
laquo;В гости к ежику»Конспект музыкального занятияпо развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель. Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.Задачи:- учи...