Конспект музыкального занятия «Весенние настроения»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему
Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по развитию ладового чувства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект музыкального занятия
«Весенние настроения»
Вид занятия: тематическое
Возрастная группа: подготовительная
Задачи
Обучающие:
- Учить слышать и различать контрастные части в музыке (мажор-минор).
- Учить петь напевно, естественным звуком, точно интонируя.
- Учить определять правильность звучания мелодии.
- Учить детей различать и определять словесно разные настроения музыки; средства музыкальной выразительности.
- Учить выразительно передавать игровой образ.
Развивающие:
Развивать ладо - высотный слух.
Воспитывающие:
Воспитывать слушательскую и певческую культуру детей.
Оборудование:
- фортепиано
- музыкальный центр
- мольберт
- ноутбук (ИКТ)
- стол
- детские стулья
Дидактический материал:
- маски «настроения»
- картина весеннего городского пейзажа
- палитра и кисть
- музыкальный треугольник
- шапочка «ворона»
План занятия
- Организационный момент с картиной
- Распевание – игра «Слово на ладошке»
стихи Н.Пикулевой
- Слушание «Весело – грустно»
Л.Бетховен
4. Видеописьмо с вопросами
5. Повторное слушание с масками
6. Пение «Плаксы – сосульки»
М.Парцхаладзе
7. Пение «А воробьи чирикают» - разучивание (1-ый куплет)
8. Коммуникативная игра «Весенние голоса»
9. Подвижная игра с пением «Ворона»
10. Заключение. Сюрпризный момент.
Методы и приёмы:
Наглядно-зрительный:
- маска - «настроение»
Наглядно-слуховой:
- сопоставление «живого» звучания и CD записи
- сравнение контрастных произведений
- сравнение настроений внутри произведения
Словесный:
- беседа
- характеристики музыки
Практический:
- сопровождение-восприятие
- оркестровка
Ход занятия «Весенние настроения»
Звучит фонограмма песни «Плаксы – сосульки» М.Парцхаладзе
Воспитатель: Ребята, какая красивая музыка. Давайте зайдем и послушаем.
Воспитатель и дети проходят в музыкальный зал. Останавливаются. Слушают. Музыкальный руководитель смотрит на картину и поет (на слова «кап-кап-кап» играет на треугольнике):
Плаксы – сосульки как солнце пригрело,
Дружно взялись за любимое дело.
Капают, плачут, себя не жалея,
А за окном всё теплей, теплей.
Припев: Кап, кап – кап, кап, кап-кап, - 2 раза
Кап – кап – кап.
Муз.рук.: Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с нашими гостями.
Я пока вас ожидала, про весенние настроения рисовала. Весна – любимое время года. И мне так хочется поговорить с вами о ней. Присаживайтесь, пожалуйста.
Дети садятся на стульчики возле фортепиано.
Муз.рук.: Чтобы о Весне рассказать,
Можно много слов подобрать.
Каждый из вас сейчас подумает и назовет одно слово о Весне. Слова не должны повторяться. Начнем с меня:
Весна – это…проталины. А теперь вы, ребята, по очереди.
Весна – это…
Дети: лужи, капель, ручеёк, солнце, птицы, травка, ветерок, подснежник, радуга…
Муз.рук.: Молодцы. Вот сколько весенних слов мы назвали. Многие из них мы возьмем в нашу песенку «Слово на ладошке». Я буду пропевать, а вы за мной повторять.
Музыкальный руководитель напоминает детям о дыхании перед пением.
Распевание – игра «Слово на ладошке»
Начинает петь без аккомпанемента:
Я найду слова везде, и на небе, и в воде,
На полу, потолке, на носу и на руке!
Вы не слышали такого? – 2 раза
Не беда играем в слово. – 2 раза
Муз. рук.: (поет) Капель…Все вместе: Капель,
птицы…птицы, травка…травка, ручеёк…ручеёк, ,
лужи…лужи, радуга…радуга, солнышко…солнышко, ветерок…ветерок.
Весёлая получилась песенка? Давайте её повторим, а поможет нам спеть её музыка.
Повторное распевание
Музыкальный руководитель поёт с детьми под аккомпанемент. Последнее слово в песенке заканчивает не в тональности.
Муз. рук.: Что-то не весело закончилась песенка. Мы так же её спели как в первый раз?
Дети: Нет, не так.
Муз. рук.: Как прозвучало последнее слово «ветерок»?
Дети: Грустно, печально.
Муз. рук.: Так давайте весело её закончим, вот так!
Поют, заканчивая песенку в тонике.
Муз. рук.: В каком весёлом и игривом настроении закончилась песенка. Но настроение бывает разным. И лучше всего настроение передаёт музыка. Музыку, которая сейчас прозвучит, написал замечательный композитор Людвиг ванн Бетховен. У неё тоже есть своё настроение. Попробуйте его угадать, будьте внимательны.
Слушание «Весело – грустно»
Муз.рук.: Вы почувствовали настроение музыки?
Это музыкальное произведение я играла ребятам д/с «Мальвина». Музыка их заинтересовала, и они прислали для вас видеописьмо для того, чтобы задать вам свои вопросы. Внимание.
Видеописьмо
Воспроизводится запись на экране ноутбука:
Дети: Здравствуйте, ребята. Мы – ребята детского сада «Мальвина». Хотим у вас узнать:
- Какие настроения вы услышали в музыке?
Ответы детей: «Весёлое» и «грустное».
Муз.рук.: Правильно, «весёлое» и «грустное». Давайте подберём слова к «весёлому» и «грустному» настроению.
Дети: «Весёлое»: радостное, игривое, задорное, шутливое, озорное.
«Грустное»: печальное, жалобное, тоскливое.
- Сколько раз менялось настроение?
Ответы детей: 3 раза. Сначала было «весёлое», потом «грустное» и опять «весёлое».
Муз.рук.: Сначала музыка звучала весело, беззаботно, шутливо, а потом она загрустила, зазвучала печально. Но вот грусть прошла и снова хочется улыбаться и шалить.
- Как звучала музыка, передающая «весёлое» настроение?
Ответы детей: Громко, быстро, отрывисто…
- Как звучала музыка, передающая «грустное» настроение?
Ответы детей: Тихо, медленно, протяжно…
Муз.рук.: Молодцы! Вы ответили на все вопросы ребят. И они вам за это говорят:
Дети: Спа–си–бо! Мы передаём вам «маски – настроения», которые помогут показать настроения музыки. До свидания!
Муз.рук.: Я их взяла и для вас принесла.
Показывает «маски – настроения». Воспитатель раздаёт.
Муз.рук.: Ребята, посмотрите, это «маска – настроение». С одной стороны – какое? «Весёлое». А с другой? «Грустное». Когда музыка будет весёлой – повернёте ко мне маску с «весёлым» настроением. Когда музыка печальная и грустная – с «грустным». Слушаем ещё раз и показываем настроение маской.
Повторное слушание с масками
Муз.рук.: Молодцы, все справились с этим заданием.
Воспитатель собирает маски.
Ребята, а как бы вы назвали это произведение?
Ответы детей
Муз.рук.: А композитор назвал «Весело – грустно».
Разное настроение бывает не только у людей, у музыки. Я думаю, что оно может быть даже у времени года. Как вы думаете, какое настроение может быть у Весны?
Ответы детей: Радостное, игривое, весёлое, тоскливое, печальное…
Муз.рук.: Почему у Весны, может быть, весёлое настроение?
Ответы детей: Потому, что пригрело весеннее солнышко, и природа пробудилась, всё оживилось. Бегут ручейки, поют птицы, звонко капает капель.
Муз.рук.: А почему может быть грустным?
Ответы детей: Потому, что сначала всё тает, становится серым, слякоть, лужи, деревья стоят еще без листвы.
Муз.рук.: От этого Весне становится немного грустно. А особенно печально расставание с плачущими сосульками.
Если вы помните, когда вы зашли в зал, я пела песенку.
Играет и поёт: Плаксы – сосульки как солнце пригрело,
Дружно взялись за любимое дело.
Припев: Кап, кап – кап, кап, кап-кап, - 2 раза
Кап – кап – кап.
Эта песня так и называется «Плаксы – сосульки». И капают они по-разному.
Поёт и показывает с хлопками:
Большая капля «Кап» - тяжело, медленно, громко.
Маленькие: «кап-кап» - легко, быстро, тихо.
Мне бы хотелось, чтобы капли большой сосульки показали мальчики (вместе) – «кап», а маленькой сосульки – девочки (вместе) – «кап-кап». Потом они капают вместе большими тяжёлыми каплями.
Вместе с детьми «кап-кап-кап».
Давайте вместе покажем плаксы-сосульки.
Встают со стульчиков и повторяют за педагогом.
Под крышей острый гвоздь висит.
Солнце взойдёт, плакать начнёт.
Музыкальный руководитель подыгрывает и подсказывает детям.
Пение «Плаксы – сосульки»
Муз.рук.: По – моему у нас получилась настоящая весенняя капель. Присаживайтесь.
Муз.рук.: Весеннее настроение разное. У сосулек оно плаксивое, а кто-то, встречая весну, радостно поёт, чирикает. Вы, наверно догадались, кто из птиц чирикает?
Дети: Воробей.
Муз.рук.: Песню, которую вы сейчас услышите, называется «А воробьи чирикают». С каким же настроением они это делают, вы узнаете, прослушав 1-ый куплет песни.
Поёт 1-ый куплет песни «А воробьи чирикают».
Дети: С радостным, весёлым, игривым, шутливым.
Муз.рук.: Молодцы. Разучим 1-ый куплет.
Пение «А воробьи чирикают»
разучивание (1-ый куплет)
Разучивание по фразам:
- показать красоту своего голоса, пропевая ходы ч4 и м6;
- выделить голосом слово «растает лёд» и «чирикают»;
- сначала проговорить, а потом пропеть припев «чирик-чирик»;
Муз.рук.: Мне понравилось как звонко вы пропевали слова «чирик-чирик», как настоящие воробьи. Давайте в них превратимся. Встанем возле стульчиков, из рук сделаем крылышки, а на слова «чирик-чирик», будем игриво помахивать хвостиком. Вот так.
Пение припева с показом.
Муз.рук.: По-моему, замечательно чирикают воробьи. Что ж, теперь можно петь с самого начала. Воробушки, под весёлую музыку разлетайтесь по всему залу.
Пение с аккомпанементом
(с движениями)
Муз.рук.: Молодцы. Ребята, не только птичьи голоса мы слышим весной. Всё пробуждается ото сна. И вот как это происходит.
Коммуникативная игра «Весенние голоса»
Пригрело весеннее солнце. (Поднимают руки вверх)
С пригорка побежал весёлый ручеёк. (Болтают языком, изображая бульканье ручейка).
До краёв наполнил большую глубокую лужу. (На глиссандо опускаются голосом в нижний регистр).
Выбрались из-под коры жучки (жжж-жжж, в низком регистре) и букашки (ззз-ззз, в более высоком), расправили крылышки ( «кш» ) и полетели кто куда (взмахи рук и «тр-тр-тр»).
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур, шур-шур).
И вылез ёжик. (Сопят носом).
Всё наполнилось голосами весны.
Муз.рук.: Да, весна это особое время года. И свой весенний привет хочет передать вам ворона. Роль «вороны» к нашей встрече подготовила…. (имя девочки или и.о. воспитателя). Для этой игры мы встанем с вами в хоровод.
Воспитатель девочке, исполняющей роль, помогает надеть шапочку «вороны» и повязать платок. Она становится в центр круга.
Муз.рук.: Я напомню вам условия игры.
- мы задаём музыкальные вопросы тётушке Вороне и идём по кругу хороводным шагом. Спинка ровная, носочек вытянут.
- ответы Вороны слушаем стоя на месте.
- Ты, Ворона, отвечай нам выразительно: громко, чётко.
как только услышите карканье вороны, разбегайтесь от неё по всему залу. И только тот, кого она осалит, садятся на стульчики. С окончанием музыки игра заканчивается.
Что ж, Ворона, слушай наши вопросы.
Хороводная игра «Ворона»
Муз.рук.: Молодцы. Ребята, вам понравилось, как мы играли? Спасибо (называет имя ребёнка «Вороны»), ты прекрасно справилась с этой ролью.
Вижу настроение у всех радостное, весеннее. И в подарок от весны эти вот веснушки. Подходите. Где ваши носики и щёчки для веснушек?
Музыкальный руководитель включает музыку и ставит карандашом веснушки детям.
Но это ещё не все подарки. Ещё мне хочется подарить вам этот городской пейзаж «весенние настроения», чтобы, глядя на него, вы вспоминали о нашей встрече.
Спасибо. До свидания.
Под фонограмму песни «Плаксы-сосульки» дети уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкального занятия "Весеннее настроение" для детей старшего возраста
Конспект музыкального занятия "Весеннее настроение" для детей старшего возраста...
Презентация к музыкальному занятию "Весеннее настроение"
Красивые картинки о весне....
Конспект музыкального занятия "Весенняя прогулка"
Конспект музыкального занятия "Весенняя прогулка" для средней группы...
конспект музыкального занятия "Весеннее настроение"
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе ....
Музыкальное занятие "Весеннее настроение"
Музыкальное занятие, включающее в себя слушание музыки, закрепление понятий и знакомство с новыми понятиями, музицирование...
КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «ВЕСЕННЯЯ КАРУСЕЛЬ» НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Данная разработка будет полезна музыкальным руководителям ДОУ...
Конспект музыкального занятия "Весеннее настроение" для детей средней группы
Цель – создание положительной психологической атмосферы, снижение эмоционального напряжения, развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, укре...