Сказки-шумелки. Адаптация методических разработок для слабослышащих детей.
статья по музыке (старшая группа) на тему

Леонтьева Елена Анатольевна

СТАТЬЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья77.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ.

Сказки-шумелки.

Адаптация методических разработок для слабослышащих детей.

  Р. М. Боскис выделила две основные категории детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие. К категории глухих детей относятся те дети, для которых в результате врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты невозможно самостоятельное овладение словесной речью. К категории слабослышащих относятся дети, у которых снижен слух, но на его основе возможно самостоятельное развитие речи.

  В последние годы в России все шире внедряется кохлеарная имплантация, как высокоэффективный метод реабилитации глухих детей. Кохлеарно имплантированные дети – это особая категория детей с недостатками слуха, ибо они одномоментно после операции начинают слышать и, причём, пороги их слуха приближаются к нормальным, но при этом по уровню речевого и слухового развития они соответствуют глухим детям.

   Научить детей с кохлеарным имплантатом  воспринимать новые звуковые ощущения, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи - основная цель сурдопедагогики. И основным направлением послеоперационной слухоречевой реабилитации является развитие восприятия звуковых сигналов с помощью импланта. Кохлеарный имплант обеспечивает возможность слышать окружающие звуки, но восприятие звуков окружающей среды и понимание речи - это значительно более сложные процессы, которые включают также умение различать сигналы, выделять в них важные для узнавания признаки, узнавать изолированные слова в слитной речи, понимать смысл высказываний, выделять сигналы из шума и др.

    Дошкольное учреждение, где я осуществляю с детьми работу по музыкальному воспитанию и развитию, есть все эти категории детей с недостатками слуха. На основе педагогической классификации осуществляется дифференцированное специальное образование для детей, имеющих разную степень нарушения слуха и соответствующий уровень речевого развития.

    Для того что бы постепенно социализировать детей, - необходимо использовать специальные методы и приёмы в работе с ними, чтобы научить слышать и различать окружающие разнообразные звуки: мяуканье кошки, гудение машин, шум дождя, музыку, человеческую речь.

   Для ориентировки в окружающем мире очень важны неречевые звуки. Направленное развитие неречевого слуха (восприятия) поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве, избежать несчастных случаев (при переходе через улицу) и так далее. В идеале, конечная цель педагогической работы, - это научить детей воспринимать и различать звуки только на слух.

     Выделены 4-ри направления в педагогической работе с детьми по развитию

слухового восприятия:

1.        Выработка условно двигательной реакции на звук.

2.        Знакомство со звуками окружающего мира.

3.        Обучение на слух неречевых и речевых сигналов.

4.        Обучение восприятию на слух речевого материала.

   Исходя из этих основных направлений, выстраивается педагогическая работа со слабослышащими детьми. В том числе и по музыкальному воспитанию.

   В самом начале работа с детьми ведётся с опорой на зрение, это должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.   

   Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Я.А. Коменский в XVII в.. Великий чешский педагог, используя достижения народной педагогики, нашел средство, облегчающее ребенку изучение книжного материала. "Мир чувственно - воспринимаемых вещей в картинках" - само название одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание ученика. Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой. 

   В познавательной деятельности дошкольника отечественные психологи выделяют ведущую роль наглядно-образного мышления (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, B.C.Мухина, Н.Н.Поддьяков и др.). А уровень развития наглядно-образного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни человека.

   Средства наглядности обеспечивают полное формирование, какого - либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Рисунок, картина вот средства, которые позволяют ребёнку свободно представить изучаемые предметы, явления, события. 

 Среди многих наглядных средств современной педагогике часто применяется и экранный показ, в виде учебных фильмов и презентаций.

 

 Но кроме слухового восприятия с опорой на наглядный метод, для полной социализации, слабослышащим детям необходимо речевое развитие.

   Речь – это важнейшая творческая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

   Речь и речевое общение направленно на развитие коммуникативной компетентности, способности налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками). Коммуникативная компетентность рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфических детских видов деятельности – коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр.

   Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. 

   Есть много эффективных методических разработок по развитию слухового восприятия по развитию речи у слабослышащих детей дошкольного возраста, созданных педагогами-дефектологами и логопедами. Но для занятий по музыкальному развитию, на мой взгляд,  материала пока не достаточно. И, что бы пополнить «педагогическую копилку», я стараюсь адаптировать рекомендованные методические разработки для ДОУ общеразвивающего вида к занятиям со слабослышащими детьми.

 

   В данной статье я хочу представить методическую разработку, объединяющую в себе развитие слухового восприятия  НЕРЕЧЕВЫХ  звуков и развитие речи у слабослышащих детей, в которой деятельность ребёнка проходит с опорой на зрительный образ, благодаря использованию экранных пособий (презентации).

 

    Речевой материал в данной разработке был намеренно упрощён, в связи с ограниченностью речевых возможностей детей. И в дальнейшем, желательна тщательная обработка и адаптация оригинальных текстов, так как оригинальный материал не имеет специальной направленности. Но, тем не менее, воплощение данной педагогической идеи принесёт свои полезные плоды в развитии детей ОВЗ.

Сказки-шумелки и подражалки – это забавные упражнения для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти, речи и фантазии у детей от 2 до 5 лет.

   

методическая разработка

Екатерины Сергеевны ЖЕЛЕЗНОВОЙ

(Екатерина Сергеевна ЖЕЛЕЗНОВА - педагог-методист, дирижёр, музыкальный руководитель, автор материалов и аудиопособий по раннему развитию детей - серия "Музыка с мамой".)

АВТОРСКИЕ  МЕТОДИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ

  Проводить занятия с малышами можно как в семье, так и в дошкольных учреждениях.

  Сниженный слух детей требует опоры на зрительный анализатор. Слухозрительное восприятие выполняет подсобную роль, готовит слуховой анализатор к последующему различению звуков с опорой только на слух. Поэтому, прежде чем предложить детям различать звуки барабана и дудки, показываем эти предметы, произносим их названия, написать на доске или на табличке, прослушать звуки, издаваемые этими предметами. После этого ведем работу по различению на слух этих предметов. Такой порядок работы обязателен при знакомстве с новым материалом. При повторении же хорошо усвоенного ранее материала можно сразу опираться на слух без предварительного восприятия материала на слухозрительной основе.

   Занятия по развитию слухового восприятия всегда, как и любое занятие, должны быть оснащены наглядными средствами. Это значит, что все звуки (неречевые, речевые), предлагаемые детям для различения, должны наглядно связываться с теми явлениями, предметами, действиями, которые их производят. Например, для восприятия лая собаки, или голоса какого-нибудь другого животного, показываются игрушки, или картинки. На занятиях сочетаются разные виды наглядных средств: демонстрацию самого предмета или его изображение на картинке, письменное обозначение названия слова и обязательное прослушивание звука, издаваемого предметом. Например, при работе по различению звуков дудки и барабана показываются сначала эти игрушки, соотносятся названия их с табличками, затем дети прослушивают звуки, издаваемые ими. Вначале дети просто указывают на звучащую игрушку, потом произносят фразу: «Это дудка (барабан); потом выбирают ответ из текста.

    В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые нами сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Проводить занятия с малышами можно как в семье, так и в дошкольных учреждениях.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

6. Повышается словарный запас ребёнка и уровень речевого развития.

7. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

(дополненное комментариями, с учётом возможностей слабослышащих детей).

  1. Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть. Оригинальный текст предварительно должен быть адаптирован дефектологом  с учётом речевых возможностей детей. Либо (особенно в младшем возрасте) текст читает взрослый.
  2. Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах. Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
  3. Проверьте звучание инструментов, найдите необходимый звуковой эффект. Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы (бумагу, палочки, коробку и т.д.).
  4. Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить, послушать звучание. Предварительная работа:  - звучание инструментов должно быть  узнаваемо. Например: стук дятла - стук палочек.
  5. Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.
  6. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы. (В коллективе слабослышащих детей мимика и жесты используются только по крайней необходимости. Желательно, восприятие текста на слух и с использованием «веера», для того, что бы дети не прочитывали текст с губ.)
  7. Во время рассказа обращайте внимание детей на экран с презентацией.
  8. Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст и слайды.
  9. Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.
  10. Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
  11. Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом (для слабослышащих желательно сигналом).
  12. Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.
  13. Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.
  14. Речевой материал для ребёнка адаптирует дефектологом и подбирается индивидуально, с учётом речевых возможностей детей.
  15. Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.
  16. Дети должны постепенно запоминать названия инструментов, узнавать их по слуху, а далее, с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.
  17. Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.

Использованы материалы:

  1.  из книги Е. Янушко “Помогите малышу заговорить!”
  2. Власова Т.М.. Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду: Практикум по работе со слабослышащими детьми. М.: Учебная литература, 1997
  3. Сайт воспитателя Кузиной Елены Ивановны (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Лангепас)
  4. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха Изд.: Москва Владос  2001 г. 
  5. Л. А. Головчиц Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха /Москва Владос  2010 г. 

ПРИЛОЖЕНИЕ

СКАЗКА «Про медведя»

(оригинальный текст адаптирован)

Шёл по лесу медведь ().

Видит  улей с мёдом. Там пчёлы жужжат ().  

Залез медведь в улей, а пчёлы накинулись на него, стали больно кусать ().Заревел медведь   : «У-у-у-у-у!»  Побежал от пчёл ().

 

Стал медведь грозить пчёлам:   «Спилю сук, всех разгоню!»

Забрался на дерево. Сел на ветку и пилит ().  Пробегали мимо олени ():   «Не пели, медведь, сук! Упадёшь!»

Медведь не слушает, пилит ().

Прибежали маленькие зверьки: мышки, кроты, ёжики

 (стук пальцами по ):   «Не пели, медведь, сук! Упадёшь!»  

Медведь не слушает, пилит).

Прилетела птичка () :  «Не пели, медведь, сук! Упадёшь!» 

 Медведь не слушает, пилит ().

Проскакала по ветвям белочка):   «Не пели, медведь, сук! Упадёшь!»

Медведь не слушает, пилит ().

 Летела мимо ворона:   «КАР! Упадёшь!»

Ветка обламилась () и рухнула (). Упал медведь, заплакал, застонал:   «Ох! Ох! Ох! Простите меня. Сам виноват!»

Пожалели звери медведя. Помогли подняться и сказали:    «Не пели сук, на котором сидишь!»

* Презентация прилагается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по разделу ознакомление с окружающим миром программы «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» по теме «Транспорт».

Комплект  состоит из 3 конспектов -  занятий по теме «Транспорт», презентации, речевых игр с движением, подвижных игр, пальчиковой гимнастики, загадок о транспорте. Данное методическое пособ...

Методическая разработка группового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР (в контексте формирования универсальных учебных действий), участвовавшая в сетевом конкурсе методических разработок в дошкольной образовательной

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих ...

"Приключения Незнайки" Сборник методических разработок сценариев по формированию основ безопасного поведения у детей

Предлагаемые сценарии с использованием элементов кукольного театра помогут в игровой форме познакомить детей с основами безопасного поведения в различных ситуациях. ...

Методических разработок « Роль блоков Дьенеша в развитии сенсорных эталонов у детей младшей группы».

Данная  методическая  разработка поможет педагогам планировать работы  по блоками "Дьенеша"  с  детьми младшей группы.  Работа с блоками позволяет развивать у детей мысли...

М.о. на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Методическая разработка -показатель педагогического мастерства педагогов.Презентация методических разработок педагогов.

1-Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.2- доклад к презентации ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ...