Конспект - занятия «Волшебная дудочка»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Свеженцева Наталья Александровна

Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами; учить различать музыкальные инструменты по типу (ударные, струнные, духовые) и звучанию; обогащать словарный запас новыми словами; развивать интерес к старинным музыкальным инструментам.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект - занятия «Волшебная дудочка»

Программные педагогические задачи: познакомить с русскими народными музыкальными инструментами; учить различать музыкальные инструменты по типу (ударные, струнные, духовые) и звучанию; обогащать словарный запас новыми словами; развивать интерес к старинным музыкальным инструментам.

Планируемые результаты: проявляет интерес к русским  народным музыкальным инструментам, имеет представление об ударных, струнных, духовых инструментах, активно пользуется связной устной речью.

Материал: колокольчик, деревянные ложки, трещотки, дудочки, балалайки.

Словарная работа: колокольчик, дудочка, ложки, трещотки, балалайка, гармонь, гусли.

Подготовительная работа: рассматривание альбома «Играй, гармонь», самостоятельные игры на музыкальных инструментах, посещение мини-выставки музыкальных инструментов.

Содержание деятельности

     Звучит русская народная мелодия, дети входят в горницу. Бабушка Арина предлагает им присесть и послушать еще мелодию.

- Что вы чувствовали, когда слушали эту мелодию?

- Какие музыкальные инструменты вы слышали?

- Прялку продам, веретено продам,  гармошку куплю, плясать пойду!

Так  говорили в народе, когда слышали веселую, задорную, плясовую.

Вы уже знаете, ребята, как в старину землю пахали, и хлеб на ней растили, как строили и украшали дома, шили одежду. Ленивых на Руси никогда не любили. Но не зря говорят: «Делу – время, потехе - час». Шуткам и веселью тоже находилось место. А в какой же праздник без музыки?

Русский человек мог не только смастерить себе музыкальный инструмент, порой из самых неожиданных предметов, но сыграть на нем так, что ноги сами в пляс пойдут.

- Музыкальные инструменты, придуманные народом, называются народными.

- На Руси взрослые делали детям всевозможные игрушки, в том числе и музыкальные инструменты: свистульки, дудочки, погремушки.

Для наглядности показать выставку музыкальных инструментов.

- Какие музыкальные инструменты знаете вы?

- Все эти инструменты имеют свои названия.

- Самые простые в изготовлении -  свистульки из стеблей одуванчика. Звуки образуются сочные, ласкового звучания. Такие свистульки лепили из глины в форме птиц и животных. (Показывает свистульки и предлагает послушать их звучание.)

- Старинным музыкальным инструментом также является дудочка, которая вырезается из веток орешника (вербы, рябины). (Показывает дудочки.)

- О дудочке рассказывается в прибаутке:

Ай, ду-ду, ай, ду-ду,

Сидит ворон на дубу.

Он трубит на дубу

В позолоченную трубу.

- Музыкальные инструменты в старину служили человеку не только для развлечения. Как верили когда-то,  они обладают еще и особой волшебной силой. Эта сила оберегает людей от всякого зла. Так, весной, встречая праздник Егория, первый раз выгоняли  в поле домашних животных (коров, овец, коз). В этот день дети, согласно обычаю, вставали пораньше, брали в руки самые шумные «ударные инструменты» (все, чем можно стучать и греметь, - трещотки, полешки, ложки и пр.) и со страшным грохотом бегали по деревне – прогоняли прочь всякую нечисть.

- В пастухи обычно выбирали человека, умеющего играть на дудочке, рожке, жалейке, свирели. Пастух играл на них поочередно. Обратите внимание, как извлекается звук из этих музыкальных инструментов.

- Что нужно сделать, чтобы зазвучала мелодия? (Нужно подуть.)

- Правильно, музыкальный инструмент, звук которого происходит от того, что человек в него дует, называется духовым. Таким инструментам тоже приписывались волшебные свойства. В народе примечали, что животные охотно шли за играющим на рожке или свирели пастухом, не убегали от него.

- А теперь поиграем в игру «Пастушок и стадо».

После игры тихо звучит в записи мелодия, исполняемая на гуслях. Воспитатель  показывает гусли детям.

- Это самый древний музыкальный инструмент Древней Руси – гусли. Это струнный инструмент. Давным – давно на Руси человек натянул струны на доску и получил музыкальный инструмент. Название «гусли» происходит от древнерусского слова «густы» - гудеть, а так как гудела струна, то она получила название «гусли» - гудящие струны.

 Воспитатель  предлагает детям послушать народную мелодию на гуслях. Дети берут гусли и стараются овладеть навыками игры на этом инструменте.

    По окончании игры педагог берут в руки балалайку и загадывает загадку:

В  лесу выросла,

Из лесу вынесли,

На руках плачет,

А на полу скачут. (Балалайка.)

- Да, инструмент называется «балалайка».

Балалаечка – гудок.

Свое дело знает.

Она в Кузиных руках

Хорошо играет.

- Как извлекается музыка из этого инструмента? (Легким ударом по струнам.)

Воспитатель  показывает, как ударять по струнам. Дети по желанию повторяют за ним.

- Как называем мы подобные инструменты? (Струнные.)

- Какие еще  струнные музыкальные инструменты вы знаете?

- Музыкальные инструменты, звук  которых,  получается, от удара, называется ударными.

- Какие ударные музыкальные инструменты вы знаете?

Воспитатель показывает, как звучат  деревянные ложки, бубен, барабан, предлагает детям попробовать поиграть на этих инструментах.

Заканчивается занятие, воспитатель проводит с детьми игру «Угадай, что звучит».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Волшебная коробочка» I мл. гр.

Учить детей называть геометрические фигуры (квадрат, круг);Привлечь внимание детей, заинтересовать их игрой и вызвать эмоциональный интерес.Фиксировать внимание детей на том, что цвет является п...

Конспект занятия "Волшебные слова"

Конспект логопедического занятия направленного на эстетическое вопитатние детей в подготовительной группы...

Конспект занятия «Волшебные пирамидки»

Цель: развитие сенсорных способностей детей в игровой деятельности.Задачи:Обучение группировке однородных предметов по цвету; обогащение сенсорного опыта детей при сравнении предметов по размеру...

Конспект занятия "Волшебный песок"

Развитие активности и любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....

Конспект занятия "Волшебный Декупаж"

Знакомство детей подготовительной группы  с историей возникновения техники Декупаж....

Тематическое занятие " Волшебная дудочка".

Первые русские народные музыкальные инструменты возникли давным-давно, еще в незапамятные времена .  в нашем детском саду прошло тематическое занятие   «Волшебная дудочка»....

Конспект занятие «Осеннее дерево»,«Конспект занятия «Волшебные цветы»

Создавать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с краснымРазвивать цветовосприятие, чувство композиции, эстетическог...