Конспект - занятия «Волшебная дудочка»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме
Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами; учить различать музыкальные инструменты по типу (ударные, струнные, духовые) и звучанию; обогащать словарный запас новыми словами; развивать интерес к старинным музыкальным инструментам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект - занятия «Волшебная дудочка» | 16.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект - занятия «Волшебная дудочка»
Программные педагогические задачи: познакомить с русскими народными музыкальными инструментами; учить различать музыкальные инструменты по типу (ударные, струнные, духовые) и звучанию; обогащать словарный запас новыми словами; развивать интерес к старинным музыкальным инструментам.
Планируемые результаты: проявляет интерес к русским народным музыкальным инструментам, имеет представление об ударных, струнных, духовых инструментах, активно пользуется связной устной речью.
Материал: колокольчик, деревянные ложки, трещотки, дудочки, балалайки.
Словарная работа: колокольчик, дудочка, ложки, трещотки, балалайка, гармонь, гусли.
Подготовительная работа: рассматривание альбома «Играй, гармонь», самостоятельные игры на музыкальных инструментах, посещение мини-выставки музыкальных инструментов.
Содержание деятельности
Звучит русская народная мелодия, дети входят в горницу. Бабушка Арина предлагает им присесть и послушать еще мелодию.
- Что вы чувствовали, когда слушали эту мелодию?
- Какие музыкальные инструменты вы слышали?
- Прялку продам, веретено продам, гармошку куплю, плясать пойду!
Так говорили в народе, когда слышали веселую, задорную, плясовую.
Вы уже знаете, ребята, как в старину землю пахали, и хлеб на ней растили, как строили и украшали дома, шили одежду. Ленивых на Руси никогда не любили. Но не зря говорят: «Делу – время, потехе - час». Шуткам и веселью тоже находилось место. А в какой же праздник без музыки?
Русский человек мог не только смастерить себе музыкальный инструмент, порой из самых неожиданных предметов, но сыграть на нем так, что ноги сами в пляс пойдут.
- Музыкальные инструменты, придуманные народом, называются народными.
- На Руси взрослые делали детям всевозможные игрушки, в том числе и музыкальные инструменты: свистульки, дудочки, погремушки.
Для наглядности показать выставку музыкальных инструментов.
- Какие музыкальные инструменты знаете вы?
- Все эти инструменты имеют свои названия.
- Самые простые в изготовлении - свистульки из стеблей одуванчика. Звуки образуются сочные, ласкового звучания. Такие свистульки лепили из глины в форме птиц и животных. (Показывает свистульки и предлагает послушать их звучание.)
- Старинным музыкальным инструментом также является дудочка, которая вырезается из веток орешника (вербы, рябины). (Показывает дудочки.)
- О дудочке рассказывается в прибаутке:
Ай, ду-ду, ай, ду-ду,
Сидит ворон на дубу.
Он трубит на дубу
В позолоченную трубу.
- Музыкальные инструменты в старину служили человеку не только для развлечения. Как верили когда-то, они обладают еще и особой волшебной силой. Эта сила оберегает людей от всякого зла. Так, весной, встречая праздник Егория, первый раз выгоняли в поле домашних животных (коров, овец, коз). В этот день дети, согласно обычаю, вставали пораньше, брали в руки самые шумные «ударные инструменты» (все, чем можно стучать и греметь, - трещотки, полешки, ложки и пр.) и со страшным грохотом бегали по деревне – прогоняли прочь всякую нечисть.
- В пастухи обычно выбирали человека, умеющего играть на дудочке, рожке, жалейке, свирели. Пастух играл на них поочередно. Обратите внимание, как извлекается звук из этих музыкальных инструментов.
- Что нужно сделать, чтобы зазвучала мелодия? (Нужно подуть.)
- Правильно, музыкальный инструмент, звук которого происходит от того, что человек в него дует, называется духовым. Таким инструментам тоже приписывались волшебные свойства. В народе примечали, что животные охотно шли за играющим на рожке или свирели пастухом, не убегали от него.
- А теперь поиграем в игру «Пастушок и стадо».
После игры тихо звучит в записи мелодия, исполняемая на гуслях. Воспитатель показывает гусли детям.
- Это самый древний музыкальный инструмент Древней Руси – гусли. Это струнный инструмент. Давным – давно на Руси человек натянул струны на доску и получил музыкальный инструмент. Название «гусли» происходит от древнерусского слова «густы» - гудеть, а так как гудела струна, то она получила название «гусли» - гудящие струны.
Воспитатель предлагает детям послушать народную мелодию на гуслях. Дети берут гусли и стараются овладеть навыками игры на этом инструменте.
По окончании игры педагог берут в руки балалайку и загадывает загадку:
В лесу выросла,
Из лесу вынесли,
На руках плачет,
А на полу скачут. (Балалайка.)
- Да, инструмент называется «балалайка».
Балалаечка – гудок.
Свое дело знает.
Она в Кузиных руках
Хорошо играет.
- Как извлекается музыка из этого инструмента? (Легким ударом по струнам.)
Воспитатель показывает, как ударять по струнам. Дети по желанию повторяют за ним.
- Как называем мы подобные инструменты? (Струнные.)
- Какие еще струнные музыкальные инструменты вы знаете?
- Музыкальные инструменты, звук которых, получается, от удара, называется ударными.
- Какие ударные музыкальные инструменты вы знаете?
Воспитатель показывает, как звучат деревянные ложки, бубен, барабан, предлагает детям попробовать поиграть на этих инструментах.
Заканчивается занятие, воспитатель проводит с детьми игру «Угадай, что звучит».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Волшебная коробочка» I мл. гр.
Учить детей называть геометрические фигуры (квадрат, круг);Привлечь внимание детей, заинтересовать их игрой и вызвать эмоциональный интерес.Фиксировать внимание детей на том, что цвет является п...
Конспект занятия "Волшебные слова"
Конспект логопедического занятия направленного на эстетическое вопитатние детей в подготовительной группы...
Конспект занятия «Волшебные пирамидки»
Цель: развитие сенсорных способностей детей в игровой деятельности.Задачи:Обучение группировке однородных предметов по цвету; обогащение сенсорного опыта детей при сравнении предметов по размеру...
Конспект занятия "Волшебный песок"
Развитие активности и любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....
Конспект занятия "Волшебный Декупаж"
Знакомство детей подготовительной группы с историей возникновения техники Декупаж....
Тематическое занятие " Волшебная дудочка".
Первые русские народные музыкальные инструменты возникли давным-давно, еще в незапамятные времена . в нашем детском саду прошло тематическое занятие «Волшебная дудочка»....
Конспект занятие «Осеннее дерево»,«Конспект занятия «Волшебные цветы»
Создавать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с краснымРазвивать цветовосприятие, чувство композиции, эстетическог...