Методическая разработка кружка игры на ДМИ
методическая разработка по музыке ( группа) на тему
кружок обучения игры на ДМИ, срок реализации 2года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_igry_na_dmi.docx | 35.62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
«Рабочая программа кружка «Обучение игре на детских музыкальных инструментах»
Срок обучения 2 года.
Музыкальный руководитель
Буйко А. В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
1-й год обучения
ЗАНЯТИЕ | ИНСТРУМЕНТ | ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ | РЕПЕРТУАР | ПЕРИОД |
1 | Организационное занятие | Организационное занятие «Юные оркестранты» | - | - | Сентябрь |
2-8 | Погремушка | Музыкальная грамота 1. «Погремушка как музыкальный инструмент» 2. «Разновидности погремушек» 3 «Тембр. Разнотембровые погремушки»
Обучение игре на ДМИ «Озорные погремушки» | Строение и устройство погремушки: ножка, наполнитель, футляр-емкость для горошин. Показ различных видов погремушек: с ножкой и без ножки, различной формы, металлические, деревянные, пластмассовые и др. Определение на слух различных погремушек. Слушание звучания разнотембровых погремушек: гремящих, звенящих, шуршащих и др. , в зависимости от материала. Определение на слух звучания всех этих погремушек. Знакомство с приемами игры на погремушке: встряхивание, удар погремушкой по ладошке, удар ножкой погремушки по полу (столу). | Песенка «Погремушка»Ю.Антонова Пляска с погремушками Игра «Кто скорее?» Свободные игры, пляски с погремушками Подвижные игры «Догонялки» Музыкально-дидактическая игра « Угадай- ка». Игра на различных погремушках с использованием р.н.м. «Мишка с куклой» «Ах вы, сени», р.н.м. «Как у наших у ворот», р.н.м. «Игра «сохрани погремушку» | Сентябрь октябрь |
9-13 | Бубен | Музыкальная грамота 5. «Бубен. Строение бубна» 6. «Разновидности бубнов» 7. «Разновидность бубнов. Динамика, слуховое восприятие Обучение игре на ДМИ «Мой веселый звонкий бубен, мы играть с тобою будем» | Рассказ об устройстве бубна: корпус, донце, ямка, металлические пластинки, бубенчики. Беседа о разных видах бубнов: малые, средние, большие концертные, с бубенчиками и без бубенчиков. Определение на слух звучания различных бубнов, показ. Беседа о зависимости громкости звука, извлекаемого бубном, от его размера, количества бубенчиков и силы удара. Знакомство с приемами игры на бубне: удар ладошкой, удар кулачком (косточками) по донцу. Учить правильно держать бубен в левой руке - ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой. | Игра «К то скорее?» Угадай-ка» Свободная игра на всех видах бубнов Игра «Кто скорее?» Игра «Бубен» Фрида «Тихо-громко в бубен бей» « Угадай- ка» Свободные игры «Пойду ль я», р.н.м. «Ах вы, сени», р.н.м. Музыкально-дидактическая игра «Тихо-громко в бубен бей» Е. Тиличеевой Свободные пляски с бубном | Ноябрь |
14-17 | Колокольчики (валдайские, маленькие, средние) | Музыкальная грамота Колокольчик. Его строение» «Разновидности колокольчиков» «Тембр. Различие в звучаниях колокольчиков» Обучение игре на ДМИ «Колокольчик зазвенит, всех вокруг развеселит» «Колокольчик мелодичный, звонкий, милый, симпатичный» | Рассказ о строении колокольчика: юбочка, язычок, ушко. Показ различных колокольчиков: малые, большие, средние, валдайские. Определение на слух звучания различных колокольчиков: громко, тихо, нежно, звонко, мелодично, протяжно - в зависимости от вида и приема игры (трель, удар палочкой, пальцем, встряхивание). Знакомство с приемами игры на бубне: удар ладошкой, удар кулачком (косточками) по донцу. Учить правильно держать бубен в левой руке - ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой. Знакомство с игрой на колокольчиках показ приемов игры: удар палочкой, встряхивание толчок пальцем. Обучение приему «трель». Учить правильно держать колокольчик: вертикально, не зажимать кисть, свободно потряхивать и ставить на ладошку. Закрепление навыков игры на колокольчиках. | «Угадайки» (бубен, колокольчики, погремушки) «Игра с колокольчиками» Свободная игра на колокольчиках «Тихие и громкие звоночки» Слуховая «Угадай-ка» Музыкально-дидактическая игра «Тихие и громкие звоночки» Тиличеевой «Игра с колокольчиками» Римского - Корсакова Свободные пляски Игра с колокольчиками «Ёлка» Т. Топатенко («трель») | Декабрь |
18-22 | Барабан | Музыкальная грамота «Барабан. Строение барабана» «Разновидности барабана» «Тембр. Различие в звучании разных барабанов» Обучение игре на ДМИ «Барабан наш не молчит, он грохочет и стучит» | Показ барабана. Рассказ о его строении: корпус, два донца, палочки, ремешок. Звукоизвлечение. Слушание музыки. Показ различных барабанов: большого, малого, железного. Беседа о том, чем они отличаются друг от друга. Восприятия на слух звучания различных барабанов. Различать звучание больших, малых и железного барабана. Знакомство с игрой на барабане. Показ приемов игры: одновременные удары одной и двумя палочками, поочередные удары правой и левой рукой, барабанная дробь. | Песня «Барабан» «Маленький марш» Парлова Марш под барабан Упражнение «Гулять-отдыхать» Песня «Барабан» Марш под все барабаны Игры «Угадайки» Музыкально-ритмическая игра «Труба и барабан» Песня «Барабан» (подыгрывать) «Веселая песенка» Ивкодимова Упражнение «Барабанщики» Красева «Марш» Парлова | Январь |
23-26 | Музыкальные игрушки | Музыкальная грамота «Музыкальные игрушки» Обучение игре на ДМИ «Погремушки, барабаны с бубном громко тарабанят, а нежный колокольчик громко петь не хочет» | Показ музыкальных игрушек: неваляшек, музыкальных волчков, органчиков, музыкальных открыток, шкатулок, коробочек. Закрепление знаний детей о музыкальных игрушках. Повторение всех приемов игры на погремушках, бубнах, колокольчиках, барабане. Закрепление полученных навыков. | Свободные пляски, игры, подвижные игры «Угадай-ка» Повторение репертуара сентябрь - декабрь, январь | Февраль |
27-29 | Деревянные ложки | Музыкальная грамота «Ложки деревянные как музыкальный инструмент» «Строение ложки» «Тембр. Слуховое восприятие звучания ложек» Обучение игре на ДМИ «Вятские, смоленские – ложки деревенские» | Ложка - музыкальный инструмент. Описание лодки: расписные, деревянные, металлические, большие, маленькие, пластмассовые. Беседа о строении ложки: палочка-ручка, пяточка. Как извлекается звук. Слушать звучание различных ложек, определять на слух большие и маленькие, деревянные, металлические и пластмассовые. Знакомство с игрой на деревянных ложках. Показ приемов игры на ложках. Учить детей правильно держать ложки в руках, ритмично ударять «пяточкой» по «пяточке» приемом «ладушки» . | Песня «Ложкари» «Лошадка» Потоловской (прямой галоп) Показ приемов игры на ложках Свободные игры, пляски Определение на слух «Угадай-ка» Свободные игры, пляски «Ладушки», р.н.м. «Лошадка» Потоловского «Цок, цок лошадка» Тиличеевой « Цирковые лошадки» | Март |
30-33 | Металлофон | Музыкальная грамота «Металлофон. Строение металлофона»
Обучение игре на ДМИ «Молоточек мы возьмем и везде стучать начнем» | Показ металлофона. Беседа о его строении: корпус, металлические пластиночки разного размера, молоточек. Знакомство с игрой на металлофоне. Учить : самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе, постукивать по ладошке и по кубику, по столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе и на столе с поворотом кисти. | Исполнение взрослым различных пьес на металлофоне «Угадай-ка» Свободные игры, пляски Упражнение с молоточками без музыки «Дождик» «Часики» «ручейки» «Дятел» «Цыплятки» | Апрель |
34-36 | Звуки | Музыкальная грамота «Звуки музыкальные и немузыкальные» «Высокие и низкие звуки» «Звуки громкие и тихие» Обучение игре на ДМИ «Наш металлофон звенит, молоточек так велит» | Беседа о шумных звуках и музыкальных с показом звучания различных инструментов. Определение на слух. Определение на слух звучания металлофона в высоком и низком регистре. Узнавание приемов удар и glissando. Определить на слух громкость звучания металлофона. 0бучение приемам игры на металлофоне: удар по одной пластиночке, glissando на пластиночках. Добиваться отскакивания молоточка от пластиночки, стремиться к красивому звуку. | Исполнение взрослым знакомых песенок, подпевание детьми «Птица и птенчики» Упражнения «Дождик», Дятел», «Ручеек» «Мышка»-«Речка» «Дождик-дятел» «Угадайки» «Дождик» (тихий- сильный) «Ручейки» «Птички» «Цыплята» «Дятел» «Мышка» | Май |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
2-й год обучения
ЗАНЯТИЕ | ИНСТРУМЕНТ | ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ | РЕПЕРТУАР | ПЕРИОД |
1 | Организационное занятие | Организационное занятие «Юные оркестранты» | - | - | Сентябрь |
2 | Погремушки Бубны Барабаны Колокольчики | Музыкальная грамота «Ритм» «Бубен. Строение бубна» «Короткие и длинные звуки» Обучение игре на ДМИ «Здравствуйте, веселые игрушки-погремушки, бубны барабаны- весело нам с вами!» | Проверка чувства ритма, чувства динамики, реакции на начало и конец мелодии. Исполнение детьми и взрослыми знакомых произведений из репертуара предыдущего года обучения. | 1. «Андрей-воробей» р.н.м. «Ах вы, сени» р.н.м. «Мишка с куклой» «Игра с колокольчиками» «Марш» Тиличеевой | Сентябрь |
3-9 | Бубен | Музыкальная грамота «Бубен. Строение бубна» «Короткие и длинные звуки» Обучение игре на ДМИ «Вот как дружно в бубен бьем- никогда не устаем» | Повторение строения бубна. Разновидности бубнов. Беседа о коротких и длинных звуках. Графическое изображение. Прохлопывание попевок. Графическое изображение на фланелеграфе. Пропевание песенок. Определение на слух коротких и длинных звуков. Выполнение упражнений. Повторение приемов игры на бубне: удар кулачком, ладошкой, встряхивание. Разучивание нового приема игры на бубне: удар подушечками пальцев. Повторение выученных приемов. Исполнение пьесы различными приемами игры на бубне. Добиваться ритмического ансамбля. Работа над ритмическим ансамблем, одновременным вступлением, окончанием | «Тихо-громко в бубен бей» Тиличеевой Игра «Бубен» Фрида Слушание «Мишка с куклой» «Андрей-воробей» Игра «Шагать и бегать» «Бег» Магиденко «Пойду ль я» «Ах вы, сени» «Мишка с куклой» | Сентябрь октябрь |
10-11 | Металлофон | Музыкальная грамота «Металлофон. Строение металлофона» Обучение игре на ДМИ «Это наш металлофон, мы на нем играть начнем» | Определение на слух приемов игры на металлофоне. Начинать и заканчивать с аккомпанементом. Упражнения на развитие воображения и фантазии. Обучение приемам игры на металлофоне. Работа над приемом игры glissando | «Мишка с куклой» «Дождик» «Ливень» «Ручейки», «Мышки» «Дождик», «Дятел» Подвижные игры Придумывай свою музыку | Ноябрь |
12-14 | Колокольчики всех видов, бубны, металлофоны | Музыкальная грамота «Настроение в музыке» Обучение игре на ДМИ «Бубен и металлофон с колокольчиком возьмем, польку весело сыграем- всех на танец приглашаем.» | Определение характера, динамики, темпа в незнакомых произведениях, выбор соответствующих инструментов. Поэтапное разучивание нового произведения на различных инструментах определенными приемами | «Полька» Красева «Колокольчики звенят» «Полька» Красова (повторение) | Декабрь |
15-17 | Колокольчики всех видов, бубны, металлофоны | Музыкальная грамота «Музыкальные жанры» Обучение игре на ДМИ «Если колокольчик взять – будет нежно он звучать» | Марш-танец. Слушание произведений в этих жанрах, определение на слух. Повторение и закрепление на знакомом материале различных приемов игры. Сольное исполнение отдельных партий. | Марши Польки Свободные маршировки и танцы «Колокольчики звенят» «Полька» Красова (повторение) | Январь |
18-19 | Колокольчики всех видов, бубны, металлофоны | Музыкальная грамота «Средства музыкальной выразительности» Обучение игре на ДМИ «Если колокольчик взять – будет нежно он звучать» | Беседа о средствах выразительности музыки (характер, темп и т.д.). Разучивание новой пьесы. Распределение инструментов. Поэтапное разучивание всех партий. Работать над одновременным вступлением и окончанием игры. | «Колокольчики звенят» «Колокольчики звенят» «Полька» Красова (повторение) | Февраль |
20-26 | Колокольчики всех видов, бубны, металлофоны | Музыкальная грамота «Средства музыкальной выразительности» Обучение игре на ДМИ «Если колокольчик взять – будет нежно он звучать» | Вслушиваться в музыку. Определять характер и регистр в незнакомых произведениях. Добиваться тишины вовремя выступления и исполнения другими инструментами. Повторение и закрепление. | «Мы запели песенку» «Праздник птиц» «Скворцы и вороны» «Плачь куклы» «Колокольчики звенят» «Полька» Красова (повторение) | Март |
27-32 | Ложки, колокольчики | Музыкальная грамота «Ударно- шумовой оркестр» «Ударно- шумовой оркестр. Ложки» Обучение игре на ДМИ «Если колокольчик взять – будет нежно он звучать» | Состав ударно-шумового оркестра, показ инструментов, слушание произведений для ударно-шумового оркестра. Повторение строения ложек, разновидности ложек. Повторение приема игры на ложках «ладушки». Знакомство с новым приемом «тарелочки». Ложки. Разучивание приема «блинчики», повторение пройденного. Распределение приемов игры на ложках по частям нового произведения : 1 ч - маленькие «ладушки», 2ч - большие ладушки (4раза), 3ч. - быстрые маленькие «ладушки». Повторение знакомых пьес. | «Мы запели песенку» «Марши» «Пойду ль я» подвижные игры «Ладушки» «Пойду ль я» «Мы запели песенку» «Пирожки» «Топотушки» «Колокольчики звенят» «Полька» | Март-Апрель |
33-36 | Колокольчики всех видов, бубны, металлофоны, треугольник, ложки, музыкальные палочки, кубики | Музыкальная грамота «Ударно- шумовой оркестр. Музыкальные палочки и кубики» «Ударно- шумовой оркестр. Состав оркестра. Треугольники» Обучение игре на ДМИ «Если колокольчик взять – будет нежно он звучать» «Наши ложки расписные будут весело играть, инструменты остальные будут ложкам помогать» «Треугольник заиграй, веселиться помогай» | Состав ударно-шумового оркестра, показ инструментов, слушание произведений для ударно-шумового оркестра. Повторение строения ложек, разновидности ложек. Знакомство с музыкальными палочками. Слушание музыкальных произведений. Выбор соответствующих музыкальных инструментов. Исполнение по подгруппам оркестра и движений. Знакомство с новым произведением. Распределение инструментов в зависимости от изобразительного характера песни. Разучивание партии каждого инструмента. Соединение всех в ансамбль. Работа над своевременным вступлением каждого инструмента и окончанием звучания. Добиваться ритмического ансамбля, общей динамики, чистоты исполнения приемов игры на всех инструментах, Повторение всех ранее выученных | «Топотушки» Подвижные игры и танцы на дробном шаге «Топотушки» (др. шаг) «Моя лошадка» (галоп) свободные танцы под оркестр (по подгруппам)
«Лесная песенка» «Колокольчики звенят» «Полька» «Топотушки» | Май |
Литература.
1.Т.Н.Девятова. Программа «3вук- волшебник».(Линка-пресс Москва 2006).
2. Т. Тютюнникова. Программа . «Элементарное музицирование с дошкольниками.»(Дошкольное воспитание,1988г.)
3. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и
муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.)
4.С.Бублей: «Детский оркестр».Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений(Ленинград «Музыка» 1983 г)
5. Т. Тютюнникова «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. (Дошкольное воспитание,1997г.)
6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические ре комендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка кружка "Крепыш"
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования стало сбережение и укрепление здоровья воспитанников, выбор образовательных технологий, соответствующих возраста, устраняющи...
Методическая разработка кружка «Бим-бам-бом» (игра на детских музыкальных инструментах) для детей младшего возраста
Методическая разработка кружка «Бим-бам-бом» (игра на детских музыкальных инструментах) рекомендуется для проявления и развития творческих способностей у детей младшего возраста с ОВ...
Методическая разработка кружка по дополнительному образованию «Золотой петушок» на три года обучения для детей от 4 до 7 лет
Методические материалы для кружка по дополнительному образованию «Золотой петушок» направлены на активное приобретение детьми культурного богатства народа. Они основаны на формировании эмо...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка кружка " Самоделкин" средней логопедической группы
Данный план поможет педагогам в работе по разделам ручного труда. А точнее в аппликациях из крупп. Ребята очень любят работать с разными крупами и далать красивые работы....
Методическая разработка кружка «Волшебная мастерская» для детей 3-4 лет .
Методическая разработка кружка «Волшебная мастерская» для детей 3-4 лет ....
Методическая разработка кружка "Волшебная палитра"
Форма занятий в кружке "Волшебная политра" имеет ряд принципиальных отличий в сравнении с занятиями в дошкольном учереждении. Занятия имеют менее формализованный характер. Педагог выступает ...