Музыкально-ритмические игры для развития творческих способностей и инициативы детей
консультация по музыке на тему
Роль использования музыкально-ритмических игр с дошкольниками на занятиях и в режимных моментах. Цель и задачи развития и воспитания детей при использовании музыкально-ритмических игр. Методические рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-ритмические игры для развития творческих способностей и инициативы детей.
На музыкальных занятиях в музыкально-ритмической деятельности ребёнок не только учится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и развивается духовно. Ведь танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который помогает ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.
Основная цель включения на занятиях и в режимных моментах музыкально-ритмических игр с дошкольниками – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.
Задачи развития и воспитания детей при использовании музыкально-ритмических игр:
1. Развитие музыкальности.
2. Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание.
3. Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
4. Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству.
5. Развитие музыкальной памяти.
6. Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.
7. Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через движения и литературный текст.
8. Развитие двигательных качеств и умений координировать свои движения.
9. Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности.
10. Формирование правильности осанки, красивой походки.
11. Развитие умения ориентироваться в пространстве.
12. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
13. Развитие способностей фантазии и импровизации.
14. Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы), умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.
Занятия музыкой и музыкально-ритмическими движениями помогают детям выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Музыкально-ритмические занятия связывают хореографическое и музыкальное творчество детей с практической деятельностью, с различными формами творчества.
Многие игры посвящаются раскрытию у детей какой-либо эмоции. Каждый ребенок придумывает движения для выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывает именно сочинение своих движений, где они могут выразить свои чувства в различной форме. Интересное наблюдение состоит в том, что в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняют танец злости, становясь злой феей или злым волшебником, исполняя их танец.
Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других.
На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце. Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок.
Всестороннее развитие детей осуществляется посредством раскрытия творческих способностей ребенка в танце и осмысленного восприятия музыкального произведения, а также через развитие чувства ритма, музыкального восприятия музыки.
Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации, помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными, развивается интегративное качество «Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», которое проявляется в желании сообща заниматься музыкальной деятельностью, а в частности ритмическими движениями.
Для этого разработано много музыкальных игр и музыкально-хореографических этюдов, игр на развитие творческого воображения, игротанцев, логоритмических упражнений и т.д.
Танцевальные движения в сочетании с простыми музыкальными попевочками, песенками очень хорошо помогают ребенку почувствовать метро-ритм музыкального произведения, сильную долю, тишину (паузы) и окончание танцевального этюда. Что интересно в данной методике, это то, что дети прекрасно начинают слышать музыку, понимать ее и «пропевать» танцевальные движения, тем самым способствуя развитию пластики, гибкости, танцевальности и создания гармонии в творческом процессе. Для создания попевочек используются любимые и знакомые всем детям стихи Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Валентина Берестова и Агнии Барто. Интересно то, что дети начинают использовать динамические оттенки в музыкальной ритмике, ощущая смысловое движение в стихотворении и в процессе занятий начинают сами импровизировать, добавляя новые, интересные движения.
При ознакомлении с музыкально-ритмическими играми используется наглядный материал (карточки из творческой лаборатории педагога), репродукции знаменитых художников (о балете и музыке), звучит живая музыка (фортепиано) и музыка в записи (фонограммы). С помощью музыкальных и творческих игр и слушания музыки, теоретический материал преподносится легко и с интересом воспринимается детьми.
Музыкально-ритмические игры способствуют более быстрому развитию творческой активности детей дошкольного возраста, развитию чувства ритма, координации, музыкального восприятия и понимания изучаемого материала. На занятиях пробуждается пытливость и любознательность, тем самым, давая толчок для развития творческой активности в детях. Музыкальный руководитель учит внимательней вслушиваться, всматриваться в окружающий мир, с тем, чтобы передать свои наблюдения в музыке и пластике движений. Совместно с детьми взрослый придумывает способы воплощения и передачи увиденного и дает возможность для самовыражения детей, раскрытия их творческого потенциала, их возможностей и реализации их желаний.
Таким образом, с первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития танцевального творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс музыкально-ритмических занятий приносит детям истинную радость и развивает способность к самовыражению в творчестве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/17/picture-181186-1358421762.jpg)
«Музыкально - ритмические движения как средство развития творческой личности ребенка»
Тему нашего семинара я считаю очень актуальной в нашем современном мире, когда компьютер, телевизор, планшеты, айфоны, игровые приставки просто заполонили жизнь детей и привели их к малоподвижно...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/07/picture-477755-1410094813.jpg)
«Музыкально-ритмические движения как средство развития творческих способностей воспитанников»
План.Введение...................................................................................................................1 1.Теоретические подходы и проблемы использования музыкально...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-200437-1413719135.jpg)
План работы по методической теме "Музыкально-ритмические движения как средство развития творческой активности детей".
План разработан для всех возрастных групп (кроме ясельных)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/04/picture-731677-1451912653.jpg)
Педагогический проект "Танцевальная и музыкально-ритмическая деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников"
данный проект помогает развить творческие способности детей через эффективное использование системы форм, методов и приемов хореографического обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/06/picture-304169-1557151986.jpg)
Консультация "Музыкально-ритмические игры для развития творческих способностей и инициативы детей"
Основная цель включения на занятиях и в режимных моментах музыкально-ритмических игр с дошкольниками – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма, формирование творческих спос...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/15/picture-1117598-1550248849.jpg)
"Музыкально - ритмическая деятельность как средство развития творческих способностей детей".
Статья, раскрывающая понятие "Музыкально - ритмическая деятельность"....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/06/picture-1375658-1641476509.jpg)
Музыкально-ритмические движения как способ развития творческих способностей дошкольников.
Как музыкально-ритмические движения влияют на развитие творческих способностей у дошкольников....