"Музыкально - ритмическая деятельность как средство развития творческих способностей детей".
статья

Березина Виктория Владимировна

Статья,  раскрывающая понятие "Музыкально - ритмическая деятельность". 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Музыкально - ритмическая деятельность как средство развития творческих способностей детей".

ВВЕДЕНИЕ.

«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку: научиться этому можно

у ребенка вместе с ним».

А.И.Буренина

Природа дала человеку все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, люди учились различать интонацию, высоту звука, длительность. Из этого умения рождалась музыкальность.

Начинать музыкальное развитие ребенка нужно как можно раньше, т.к. это способ формирования интеллекта, творческих способностей. Что же такое музыкальность? Это комплекс способностей, позволяющих человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании, пении, движении. Музыкально-ритмические движения развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Он был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей, развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.

Психолог Б.М.Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения. Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. В ритмических движениях не звучит слово, однако выразительность пластики тела является интернациональным языком и понятен взрослым и детям. Основой, конечно, является музыка, т.к. это идеальный образец организованного движения и дает четкое представление между временем, пространством и движением. Современность и актуальность этого вида воспитания по сей день актуальна и широко используется многими специалистами по музыкальному и физическому воспитанию. Именно развитие музыкального ритма формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

 ЦЕЛЬ: создание условий и осуществление музыкально - ритмической деятельности детей, которая является одним из средств развития их творческих способностей.

ЗАДАЧИ: 

-укрепление физического и психического здоровья детей.

- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков и движений,

- обогащение двигательного опыта, развитие координации, гибкости, пластичности, развитие выразительности движений,

- развитие коммуникативных качеств личности.

- повышение самооценки и уверенности в себе.

- потребность самовыражения в движении под музыку,

- развитие музыкального вкуса и культуры детей.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

 Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности.

Предусматривается достаточно широкое использование танца в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. И, действительно, в танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) – трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества воображения.

Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, так как музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

В наше время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка. Любовь к музыке и движениям под музыку, привитая в детстве, может стать прочной основой дальнейших предпочтений ребенка. Возможно, что полученный творческий опыт поможет ребенку успешно осваивать и другие виды художественно-творческой деятельности. Это может быть последующее обучение хореографии, занятия в музыкальной школе, театральной студии.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

В своей работе я использую элементы программы по ритмической пластике для детей А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика».

Занятия ритмопластикой – это передача музыки через движение, это эмоциональный отклик на музыку, выполнение простых танцевальных упражнений под музыку. Она доступна детям, начиная с раннего возраста. Ритмические упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма, так же в процессе работы над движениями под музыку формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности.

Программа «Ритмическая мозаика» является музыкально-ритмическим психотренингом для детей, в ходе которого развиваются внимание, воля, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов. Также этот психотренинг направлен на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации под музыку.

Для проведения занятий я использую фонограммы ярких музыкальных произведений, красивой, запоминающейся музыки, что способствует обогащению детей разнообразными музыкальными впечатлениями. В музыкальный репертуар включаю классические произведения, музыку из мультфильмов, эстрадные мелодии, детские песни современных российских композиторов.

Использую на занятиях разнообразные материалы и атрибуты: ленты, цветы, платки, игрушки, светящиеся палочки и т.п., что способствует развитию образного мышления и помогает детям в перевоплощении и создании того или иного образа.

В процессе занятия стараюсь обязательно дать возможность каждому ребенку для творческого самовыражения. Любимые упражнения и танцы поднимают настроение детям, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии. Стараюсь отмечать успехи каждого ребенка, его достижения, учитываю в работе индивидуальные способности детей. «Главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей – не только способных и одаренных, но и неловких, заторможенных, которым нужно обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы…Движение под музыку является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию.» (А.И.Буренина. «Ритмическая мозаика»)

На начальном этапе работы с детьми обучение происходит через подражание педагогу, также дети должны научиться слышать и чувствовать музыку. В процессе слушания музыки дети узнают, какие чувства передает музыка, о чем и как она рассказывает. Более осмысленно дети воспринимают музыку, когда могут выразить свое отношение к ней через исполнительство, а именно, посредством движений. Подбор специальных упражнений помогает понять отдельные средства музыкальной выразительности. Дети меняют направление движения со сменой частей и музыкальных фраз произведения, изменяют характер движений со сменой динамики, регистра, темпа музыки. Умение отметить в движении начало и конец музыкального произведения, выделить ритмический рисунок мелодии помогает детям в пении, делает его более выразительным, музыкальным.

Систематичность, постепенность, последовательность – основные педагогические принципы. Свободное и красивое исполнение танцев детьми возможно только в том случае, если им предшествуют подготовительные упражнения, направленные на освоение необходимых двигательных, танцевальных навыков. При этом система упражнений должна быть построена по принципу «от простого к сложному» и при условии многократного повторения заданий.

В своей работе я учитываю возрастные особенности ребенка, то есть определяю посильные для него задания. Доступность не должна означать отсутствие трудностей. В связи с этим необходимо знать норму допустимых нагрузок для каждого возраста и для каждого отдельного ребенка.

Чтобы научить ребенка красиво и осознанно двигаться под музыку, педагогу необходимо включать в занятия простые, интересные упражнения. Марш – это музыкальная форма, которая наиболее доступна для начинающих. Обучение любому движению обычно начинается с показа и объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. В процессе движения под музыку ребенку предоставляется возможность выразить музыкальный образ ритмически точно и эмоционально. Сначала это происходит с помощью взрослого. Даже элементарные движения – «топ-хлоп»,верно скоординированные с музыкой, являются важнейшей базой для развития ребенка. Ведь, выполняя их, ребенок откликается на определенный ритм, темп, мелодию. Для успешного достижения поставленной цели ребенок должен ясно понимать и представлять, что и как нужно выполнять, также у него должно быть желание выполнить то или иное задание педагога. В этом состоит принцип сознательности и активности обучения. При разучивании новых движений наглядность – это безукоризненный практический показ движений педагогом. Надо отметить, что на начальном этапе разучивания главенствует зрительный анализатор, а на заключительном – двигательный. Наглядность должна сопровождаться образным словом. Например: осенние листочки при безветренной погоде тихо падают на землю, а при ветре кружатся в воздухе, срываясь с ветвей качающихся деревьев. Этот образ дети легко передают, если на прогулке обратить их внимание на листопад, на занятии рассказать о легком летнем ветерке, который прощается с листочками. Затем дети самостоятельно исполняют упражнения и танцевальные композиции, что способствует обогащению их двигательного опыта, развитию памяти, внимания, а также творческому самовыражению. Развивается музыкальный кругозор и познавательный интерес к искусству звуков и движений, развивается память, внимание, образное мышление, эмоциональность. Важно на занятиях создавать непринужденную обстановку, чтобы дети чувствовали себя комфортно, раскрепощено. Развиваются коммуникативные навыки, повышается самооценка, развивается уверенность в себе. Творческая направленность дает результаты – дети начинают самостоятельно создавать новые движения на использовании своего двигательного опыта. Высший уровень развития творчества, когда дети сами выделяют наиболее удачные танцевальные движения, учатся быть разными в танце. Происходит развитие факторов креативности – фантазии, изобретательности, оригинальности. Важно поощрять способности самовыражения под музыку. На последнем этапе дети показывают свои успехи и достижения на концертах, праздниках, конкурсах.

Соблюдая принцип партнерства, я вовлекаю воспитателей и родителей в образовательный процесс (открытые занятия, мероприятия). Моя работа построена на системе взаимодействия с воспитателями детского сада. Процесс проведения занятий носит более полноценный характер, если воспитатель является помощником и партнером в проведении занятия. Зная своих детей, педагог помогает отследить творческие процессы взаимодействия детей в коллективе, их эмоциональное состояние и оказать помощь в проведении индивидуальной работы. Для повышения музыкальной культуры педагогов провожу консультации по вопросам музыкального воспитания, мастер-классы.

В соответствии с ФГОС семья является полноценным участником образовательного процесса. Использую активные формы работы с семьей: консультации по вопросам приобщения детей к миру искусства, анкетирование. Родители являются активными участниками в проведении календарных праздников и развлечений. Здесь взрослые превращаются в детей: с интересом играют в детские игры, раскрывают свои творческие способности, узнают о талантах своих детей. Такие встречи дают взрослым определенный эмоциональный заряд, развивают коммуникативные навыки в системе общения «ребенок – взрослый». Совместное творчество с детьми заряжает семью положительными эмоциями на длительное время.

Задачи по музыкальному воспитанию:

  • Учить воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
  • Развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;
  • Расширение музыкального кругозора и познавательного интереса к миру звуков;
  • Формирование музыкальной культуры.

Задачи по социализации:

  • Формирование социально-коммуникативных навыков (общения, взаимопонимания, доброжелательности и т. д.);
  • Развитие творческих способностей, чувства прекрасного, умение видеть красоту окружающего мира;
  • Воспитание и формирование глубоких эстетических чувств.

Задачи по развитию двигательных качеств и умений:

  • Развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
  • Развитие физических качеств (гибкости, пластичности, выносливости, ловкости, силы);
  • Формирование правильной осанки, красивой походки;
  • Развитие умения ориентироваться в прстранстве;
  • Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;
  • Формирование речедвигательной координации;
  • Воспитание стойкого интереса, потребности к музыкально-ритмическим движениям.

Задачи по развитию творческих способностей:

  • Развитие творческого воображения и фантазии;
  • Развитие способности к импровизации;
  • Формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях;
  • Воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку.

 Возраст 5 – 7 лет

В этом возрасте ребенок достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в легкости, изящности. У детей резко возрастает потребность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений. Это дает возможность педагогу подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.

Формы работы с детьми:

  • Музыкальные занятия;
  • Музыкально-подвижные игры с правилами;
  • Упражнения на развитие мелкой и крупной моторики;
  • Гимнастика (дыхательная, утренняя);
  • Физкультминутка;
  • Сюжетные игры;
  • Обсуждение средств выразительности;
  • Рассматривание и обсуждение;
  • Разучивание;
  • Иллюстрации, портреты композиторов;
  • Наблюдение;
  • Беседа4
  • Праздники и развлечения;
  • Вечера досугов;
  • Индивидуальная работа с детьми;
  • Режимные моменты.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В ходе реализации данной технологии каждый ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но и становится более эмоциональным и выразительным в мимике и пантомиме. У детей заметно улучшается координация движений, появляются пластичность и выносливость при выполнении упражнений под музыку, улучшается память и внимание, также у детей повышается самооценка, уверенность в своих собственных силах и возможностях, появляется желание выступать на детских праздниках, отчетных мероприятиях. Также важнейшим показателем достижения положительных результатов у детей является проявление большого интереса к самому процессу движений под музыку. Дети выразительно двигаются, умеют передавать в пластике характер музыки, игровой образ, стремятся к самовыражению и творческой импровизации. Иными словами, через музыкально-ритмическую деятельность наши дети становятся творчески развитыми личностями.

Программно-методическое обеспечение:

  • Н.Е. Веракса Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» М.-  2010.
  • Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного "и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и дон. --- СПб.: ЛОИРО, 2000.

Используемая литература: Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного "и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и дон. --- СПб.: ЛОИРО, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста».

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у н...

Проект "Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста"

Музыкальные движения –это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности....

«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

из  опыта  работы  музыкального  руководителя  Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...

Педагогический проект "Танцевальная и музыкально-ритмическая деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников"

данный проект помогает развить творческие способности детей через эффективное использование системы форм, методов и приемов хореографического обучения...

МУЗЫКАЛЬНО - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Статья Шапкина И.И. (ноябрь 2018)

в статье рассматриваются методы и приемы использования музыкально-театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста....

Музыкально – театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально – театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....