Как сохранить и приумножить здоровье детей в детском саду на музыкальном занятии
статья по музыке (старшая группа) по теме

Бакина Луиза Рустемовна

Данная статья включает в музыкальное занятие здоровьесберегающий фвктор. Это предусматривает включение в занятия следующие виды деятельности: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика, ритмопластика, пальчиковая гимнастика, музыкотерапия, логоритмика. К желаемым результатам музыкально-оздоровительной работы на занятии является: развитие музыкальных и творческих способностей детей, эмоциональное благополучие,речевое развитие, снижение процента заболеваемости, выработка физической и умственной работоспособности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_zdorovesberezheniyu.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Как сохранить и приумножить здоровье детей в детском саду на музыкальном занятии

В современном мире остро стоит проблема сохранения здоровья детей в процессе обучения. Здоровый человек имеет больше шансов добиться успеха в жизни, стать конкурентоспособной личностью. Однако немалое количество детей уже в детстве имеют различные отклонения в состоянии здоровья: нарушения психики, гиперактивность, ослабление зрения, сколиоз. Эти недуги сказываются на качестве обучения и в целом на качестве жизни, что остро ставит проблему сохранения здоровья детей в условиях учебной деятельности. Вопросам здоровьесбережения детей посвящены работы Н.К. Смирнова,  Т.В. Ахутиной, В.И. Ковалько, В.В. Колбанова. Такие авторы, как А.И. Буренина, М.Ю. Картушина, М.А. Рунова, Ю.И. Евсеев, Л. Волошина разработали основы оздоровления дошкольников  с применением физических упражнений.

После проведения многочисленных исследований и экспериментов, ученые пришли заключению, что некоторые произведения действительно оказывают лечебное воздействие. Духовная, религиозная музыка способствует восстановлению душевного равновесия, обеспечивает чувство покоя. Пение веселых песен способствует долголетию, улучшает самочувствие при сердечных недугах. Медиками было установлено, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца, тембр кларнета улучшает работу кровеносных сосудов, флейта положительно воздействует на легкие и бронхи, а звуки трубы благотворно влияют на организм при радикулитах и нервных расстройствах. Научно доказано, что музыка способствует укреплению иммунной системы, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, ускоряет восстановительные процессы в организме человека.

В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине все большее распространение получает музыкотерапия, которая представляет собой психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки. Музыка оказывает воздействие на определенные мозговые зоны и тем самым активизирует работу мозга в целом. При подборе музыкального материала можно добиться нужного эффекта, а именно повышения активности или расслабления. Основой музыкотерапии является восприятие музыки. Следует отметить, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Лидерами российской школы музыкотерапии являются психологи С.В. Шушарджан и В.И.Петрушин, которые интенсивно изучают влияние музыки на организм человека.

Музыкальная деятельность во многих ее проявлениях – пение, игра на музыкальных инструментах, слушание, пластическое интонирование – обладает ярко выраженным терапевтическим эффектом. Она успокаивает нервную систему, дает возможность релаксации, дарит яркие эмоции, поднимает настроение, развивает органы дыхания. Музыкальное образование, соответственно, можно считать здоровьесберегающей педагогической системой, которая способна оказать благотворное воздействие на физическое и психологическое здоровье детей. Наиболее полно здоровьесберегающий потенциал музыкального искусства проявляется на музыкальных занятиях в детском саду.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в музыкальное занятие происходит на разных уровнях и затрагивает планировку и обустройство кабинета, выполнение гигиенических требований, соблюдение режима занятий, формы и виды деятельности, создание благоприятного психологического климата на занятии. Рассмотрим основные из них.

Музыкальный зал с учетом здоровьесберегающего фактора должен представлять собой разноплановый объект, с  выделением следующих зон:

-рабочей для пения ,

-творческой для рисования на стене,

-спортивно-игровой для проведения физкультминуток,

-релаксационно-оздоровительной, где дети смогут расслабиться после занятия в массажном кресле и выпить фиточай.

Площадь ориентировочно составляет 18 кв. метров.

Освещение музыкального зала должно быть максимально равномерным. Инструмент лучше располагать таким образом, чтобы солнечный свет падал на него справа.

Органично впишется в обстановку живой уголок с комнатными растениями и аквариумом. Из растений нужно отдать предпочтение хлорофитуму, азалии, сансевьере, герани, которые очищают воздух и  нормализуют давление.

Следует уделить внимание цветовой гамме музыкального зала : для потолка подойдет белый цвет, для стен – светлые тона желтого, бежевого, зеленого, розового, голубого или персикового оттенков; для мебели - цвет натурального дерева. В музыкальном зале надо поддерживать чистоту, температурный режим  от 18 до 24 градусов, регулярно проветривать помещение.

Здоровьесберегающий фактор определяет время, виды, формы и регламент  деятельности. Так как дошкольники  не способны долго удерживать внимание, находиться в одном положении, концентрироваться на выполнении однообразных учебных действий, основные виды деятельности на музыкальном занятии следует  чередовать с гимнастикой для глаз, динамическими минутками, пальчиковыми упражнениями, логоритмикой, сказкотерапией, речевыми играми, рисованием на экологические темы. Желательно использовать на занятии 4-7 видов работы, где самым протяженным является вокальное исполнительство, охватывающее с перерывами в общей сложности две трети урока. На вспомогательные виды деятельности отводится по 3-4 минуты.

Многообразие видов деятельности на музыкальном занятии с дошкольниками обусловливает вариантность модели его проведения. Однако некоторые из видов работы являются обязательными. Музыкальное занятие следует начать с динамической разминки, что настроит детей на положительный лад и снимет напряжение. Далее - перейти к пальчиковой гимнастике, выполнить также гимнастику для глаз, что даст отдых глазам, снимет с них напряжение.

Педагог должен обеспечить психологически комфортное состояние детей на занятии: разговаривать доброжелательным тоном, располагать к доверительным отношениям, вводить в занятие элементы сказкотерапии и куклотерапии, объяснять материал в игровой форме.  

 К желаемым результатам музыкально-оздоровительной работы на музыкальном занятии с дошкольниками относятся:

  • развитие музыкальных и творческих способностей ребенка;
  • эмоциональное благополучие;
  • речевое развитие;
  • снижение процента заболеваемости;
  • выработка физической и умственной работоспособности.

Подводя итог, следует отметить, что в рациональную организацию музыкального занятия с дошкольниками,  учитывая здоровьесберегающий фактор, входят разнообразные виды деятельности, частота их чередования, насыщенность урока, эмоциональные и физические разрядки. Все это способствует снятию перенапряжения и переутомления, увеличивает работоспособность и сохраняет активность на весь день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"

Современное  состояние  общества,  высочайшие  темпы  его  развития    представляют  всё  новые,   более  высокие  требования...

Консультация для воспитателей : "Сохранение психического здоровья детей в детском саду и дома".

Консультация для воспитателей :      "Сохранение психического здоровья детей в детском саду и дома"....

Консультация для родителей "Здоровье детей в детском саду"

Консультация для родителей "Здоровье детей в детском саду"...

Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и в семье

В последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В частности...

Рефлексивно-ролевая игра для воспитателей "Как укрепить и сохранить здоровье детей нашего детского сада"

Рефлексивная игра относится к играм открытого типа. Рефлексивные игры представляют собой процесс социального взаимодействия, в котором роли, правила и сюжетные ходы генерируются участниками прямо по х...

Применение здоровьесберегающих технологий для сохранения психического и физического здоровья детей в детском саду.

Применение здоровьесберегающих технологий для сохранения психического и физического здоровья детей в детском саду....

Образовательная деятельность в детском саду . Конспект музыкального занятия . Составитель - музыкальный руководитель первой квалификационной категории Куликова Л.В.

Продолжать формировать основы музыкальной культуры дошкольников.  Развитие эмоционально-эстетического восприятия воспитанников через интеграцию различных видов искусств создание условий для актив...