Консультация для воспитателей
консультация по музыке на тему
Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста
Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Музыкальный руководитель традиционно посвящает слушанию музыки часть занятия, используя для его организации определенные методы и приемы.
К слушанию музыки должен обращаться и воспитатель, организуя данный процесс как занятие или инициируя детей к самостоятельному восприятию произведений. Слушают дети и в семье, посещая с родителями концерты, музыкальные спектакли и т. п.
Педагогическая технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. На каких же принципах базируется технология процесса восприятия музыки дошкольниками?
Принципы и технологии восприятия музыки:
• Принцип гуманизации – учитываются личностные и индивидуальные качества ребенка в процессе восприятия музыкальных произведений
• Принцип возрастных особенностей ребенка - учитываются результаты диагностики и основные изменения восприятия музыки в каждой возрастной группе
• Принцип развития субъективных качеств – учитываются музыкальные интересы и направленность ребенка на конкретный вид музыкальной деятельности
• Принцип субъект-субъективного взаимодействия - учитываются свобода реакций и высказываний ребенка, недопущение насильственных, жестких мер, ограничивающих порывы ребенка. Ребенок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанного им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы.
• Принцип педагогической поддержки – действия педагога должны быть направлены на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности.
• Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества – обязательное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, тесное сотрудничество с семьей, другими специалистами, работающими в детском саду.
• Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки детьми – педагогу необходимо знать, ради какой цели организуется музыкальное восприятие
• Принцип отбора музыкальных произведений - необходим отбор музыкальных произведений по определенным критериям, соответствующим возрастным особенностям детей
• Принцип систематичности и последовательности – необходима планомерная работа по восприятию музыки дошкольниками, постепенное усложнение музыкального содержания
• Принцип продуктивности – результатом восприятия музыки должен явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, музицировании, игре, слове и т. д.
• Принцип синкретичности – объединение разных методов и способов художественно-творческой деятельности дошкольников.
Слушание музыки можно разделить на четыре этапа действий педагогов в процессе организации восприятия детьми музыки:
1. привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие;
2. повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений;
3. закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз;
4. создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в игровой, художественной, двигательной деятельности.
Этапы организации восприятия музыки дошкольниками в группе, при непосредственном содействии педагога-воспитателя.
1. организация развивающей среды в группе.
2. накопление у детей музыкального опыта, практических умений в изобразительной деятельности, активизация творческого воображения.
3. самостоятельная продуктивная деятельность детей. На данном этапе предлагается организация слушания музыки, после чего дети могут выразить свои фантазии в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации).
Деятельность воспитателя на первом этапе заключается в создании музыкальной зоны для слушания музыки, которая должна содержать муз. центр, диски с записью музыки, портреты известных композиторов, книги музыковедческого характера, доступные детям, иллюстрации к муз. произведениям, репродукции картин.
После организации музыкальной зоны или уголка для слушания музыки, необходимо провести беседу с воспитанниками на тему «Что нового появилось в группе?» настраивая их тем самым на конкретный вид музыкальной деятельности.
На 2-м этапе воспитатель осуществляет работу по накоплению детьми представлений, впечатлений и эмоциональных переживаний в ходе восприятия музыки. Осуществляется данная работа в определенной логике.
Вводная часть. Игры и упражнения (2-3) на развитие творческого воображения детей.
Основная часть. Организация процесса восприятия музыкальных произведений (1-2), беседа об услышанном.
Заключительная часть. 1 вариант - Активное слушание. При помощи пластики и элементов танцевальных движений предложить ребенку выразить свои впечатления об услышанном. Второй вариант – выразить музыкальные впечатления при помощи изобразительной деятельности (рисовании).
Такую работу воспитатель проводит с детьми 1 раз в неделю в течение всего учебного года, как закрепление навыков и слуховых представлений, полученных на музыкальных занятиях.
Именно такая работа позволит подойти к заключительному этапу технологии – самостоятельной продуктивной деятельности детей и интегрированным занятиям по музыкальному и изобразительному творчеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...