Конспект НОД "Настроение и музыка"
план-конспект по музыке на тему

Для аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx24.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Настроение и музыка» с детьми средней группы.

Эмоции являются «центральным звеном»
психической
жизни человека
и, прежде
всего – ребенка.

Л. Выготский

Цель: развитие представлений детей о зависимости  эмоционального состояния человека от характера музыкального произведения.

Задачи:

  • Обучающие:
  1. Расширить знания детей о некоторых базовых эмоциях: радость, удивление, грусть.
  2. Продолжать формировать вокальные навыки, упражнять в умении отмечать движением сильную долю такта.
  3. Закрепить умение различать эмоции по схемам – пиктограммам, передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, вопросительной интонации.
  • Развивающие:
  1. Развивать у детей познавательный интерес, умение внимательно слушать музыкальное произведение до конца, чувствовать его характер, выражать свои чувства словами, движениями.
  2. Способствовать развитию речи, музыкальной памяти, воображения.
  3. Продолжать развивать динамический слух, чувство ритма, умение координировать свои движения с движениями партнёра.
  • Воспитательные:
  1. Формировать коммуникативные навыки, эмпатию.
  2. Способствовать снятию эмоционального напряжения, созданию благоприятной психологической обстановки.
  3. Побуждать детей к общению, умению рассуждать, применять в дальнейшем полученные знания.
  4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Предполагаемый результат: дети могут высказывать суждения о музыке разного характера, понимать эмоциональную окраску музыкального произведения, выражать её с помощью мимики,  проявляют самостоятельность при исполнении песен, танцевальных движений, узнают музыкальные произведения по мелодии, владеют навыками игры на маракасах, треугольнике. Индивидуальная работа: работать над точностью передачи метроритма при выполнении движений под музыку в парах, активизировать речь детей, предлагать самостоятельно определять характер музыки по схематическим изображениям.

Предварительная работа: слушание «Новая кукла» П.Чайковского, разучивание песни «Дождик» С.Коротаевой с жестами.

Оборудование: мольберт, пиктограммы (радость, грусть, удивление), магнитофон, диски («Арттерапия», «Ладушки» - средняя группа), мультимедийное оборудование, экран, слайды (портрет П.Чайковского, картинка к пьесе «Болезнь куклы», музыкальные инструменты: металлофон, бубен, барабан, маракас, треугольник), ширма, 2 стола,  музыкальные инструменты (металлофоны, колокольчики, барабаны, маракасы, треугольники – по 2 шт. каждого вида), треугольники (3 шт.), маракасы по количеству детей, коробочка-сюрприз с самодельными музыкальными инструментами из бросового материала.

Ход занятия.

Дети за воспитателем заходят в музыкальный зал, выстраиваются для приветствия.

М.Р.         Здравствуйте, ребята! Какой у вас растерянный вид, как будто вы хотите о чём-то спросить. Я бы изобразила ваши лица вот так (показывает пиктограмму удивления). Вам не терпится узнать, что же сегодня вас ожидает. Я обязательно расскажу, но сначала попробуйте догадаться, какое у меня настроение (мимикой показывает радость). У меня сегодня очень хорошее настроение. Я хочу им поделиться с вами. Давайте улыбнемся друг другу самой доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Молодцы! У вас улучшилось настроение? Тогда самое время поприветствовать друг друга и выполнить разминку.

Коммуникативная игра-приветствие «Здравствуй, говори!», С.Коротаевой, педагоги ведут индивидуальную работу с детьми над выразительностью исполнения движений, следят за осанкой.

М.Р.         Хорошо справились с заданием. Какое настроение у вас стало сейчас?

Дети. Весёлое, бодрое. 

М.Р. Почему (ответы детей)?

Да, это музыка помогает нам радоваться и улыбаться, вот так (показ мимики и пиктограммы «радость»). И разговор мы сегодня поведём о том, может ли наше настроение меняться от того, какую музыку мы слушаем или исполняем.

        Мы знаем танец «Сапожок», в котором надо было выставлять и показывать свои ножки, а сегодня мы будем показывать и прятать ручки, только делать это надо всем вместе вот так: показали ручки (вытягивает руки ладонями вверх), спрятали (убирает за спину). А теперь эти движения сделаем под музыку: на громкую – показываем ручки, на тихую убираем (с воспитателем дети выполняют упражнение на 1-ую часть танца «Покажи ладошки»). Молодцы, теперь тоже самое сделаем в парах, повернитесь друг к другу.

Упражнение «Покажи ладошки», лат.нар.мел., воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми над ритмичностью выполнения движений.

Воспитатель. Какое настроение у вас сейчас (весёлое, радостное)? Скажите, почему (дети отвечают)? Да, звучала весёлая музыка и мы как бы играли под неё. А теперь спокойно друг за другом пройдём на стульчики.

        

Дети парами идут и рассаживаются на заранее расставленные рядами стульчики, звучит 2-ая часть танца «Покажи ладошки»

М.Р. Сядьте удобно. Подумайте и скажите, когда мы бываем радостными (ответы детей)?

        Послушайте небольшую музыкальную пьесу и попробуйте определить, какое настроение передаёт музыка.

Слушание «Болезнь куклы», П.Чайковского.

М.Р.         Какое настроение вам передала эта пьеса (ответы детей)?

Верно, музыка звучала спокойно, неторопливо, грустно и даже печально.

Как вы думаете, что могло произойти, прежде чем композитор сочинил такое произведение (ответы детей)?

М.Р.  Пётр Ильич Чайковский (показ портрета композитора), автор  этого произведения, назвал его «Болезнь куклы». Как вы думаете, что могло произойти с куклой?

Дети. Куклу сломали, у неё что-то могло потеряться.

М.Р. Да, девочка горюет, что её кукла заболела, вздыхает, гладит её, хочет утешить, пожалеть. Может быть, это даже слезы капают из её глаз. Поэтому музыка звучит печально, грустно, нежно. Найдите изображение, которое передаёт «грусть» (индивидуальная работа с пиктограммами на мольберте).

        Давайте послушаем это произведение ещё раз (повторное слушание).

Эта кукла заболела (показ слайда на экране)

Врач сказал, что плохо дело.

Кукле больно, кукле тяжко.

Как поможем ей, бедняжке?

Дети. Можно попробовать починить куклу.

М.Р. Верно, но лучше игрушки всё-таки не ломать, беречь их. А мы знаем весёлое, озорное, игривое произведение этого автора (слушают отрывок из пьесы «Новая кукла» П.Чайковского). Догадались, о каком произведении я говорю?

Дети. «Новая кукла» композитора Петра Ильича Чайковского.

М.Р. Правильно, давайте вспомним его вместе.

        Слушание отрывка пьесы «Новая кукла» П.Чайковского.

М.Р. Какое настроение у вас сейчас (весёлое, радостное, игривое)? И я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, на чём играю». Нужно внимательно послушать, а потом сказать, звуки какого инструмента вы услышали.

        Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чём играю» - воспитатель за ширмой играет на металлофоне, бубне, барабане, маракасе, треугольнике, дети называют инструменты. После ответов детей - показ инструментов на экране. Музыкальный руководитель ведёт индивидуальную работу с детьми по закреплению навыков игры на детских музыкальных инструментах, активизирует речь детей.

М.Р.        Молодцы, все инструменты правильно назвали. Вспомните, какие из них нам помогали исполнять песни (дети отвечают).

Прежде чем мы исполним песню «Дождик», покажите, как вы будете задавать «дождику» вопросы: приподнимите бровки, округлите глазки, чуть-чуть наклоните головку, спросите шёпотом:

 «Дожди, дождик, где ты был? (работа над мимикой)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап (передают ритм, дотрагиваясь пальчиками до разных частей тела)

Где ты время проводил? (работа над мимикой)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап (передают ритм, дотрагиваясь пальчиками до разных частей тела)

Ты ладошки нам умой («моют» ладошки)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап (передают ритм, дотрагиваясь пальчиками до разных частей тела)

Поиграем мы с тобой (прохлопывают ритм)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап (передают ритм, дотрагиваясь пальчиками до разных частей тела)

Возьмите треугольники и маракасы и вместе исполним песню «Дождик»

Песня «Дождик», С. Коротаевой, дети самостоятельно берут инструменты, свободно располагаются возле педагога и исполняют песню.

М.Р.        Молодцы, слаженно пели и играли, и в этом нам помогла… Правильно, музыка.

Прежде, чем мы попрощаемся, хочу спросить, с каким настроением вы уйдёте из музыкального зала (весёлым, радостным)? Почему у вас хорошее настроение (дети отвечают)?

М.р. Я тоже заметила, что многие ребята старались справиться со всеми заданиями: и вместе выполняли движения в парах, и отвечали на мои вопросы, когда мы слушали музыку, и выразительно пели, и правильно играли на музыкальных инструментах. (Имя ребёнка) была очень активна, (имена детей) ритмично играли на треугольниках. Я вами довольна. А главное – вы поняли: какую музыку мы слушаем, такое и настроение у нас бывает. Хорошее настроение придаёт нам бодрости, помогает справляться с любыми делами. Можете рассказать об этом дома. А чтобы вы не забыли о нашем занятии, я хочу вас наградить вот такими медалями (вручаю смайлики).

Воспитатель. Мы тоже хотим вам преподнести небольшой сюрприз: музыкальные инструменты, которые ребята сделали вместе со своими родителями. Вы удивлены?

М.Р. Спасибо, ребята, вам и вашим родителям. Я обязательно рассмотрю их и научу вас играть какие-нибудь музыкальные произведения. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по музыке «Пусть всегда звучит музыка»

1.     Учить рассуждать о средствах музыкальной выразительности, употреблять некоторые музыкальные термины: минор, мажор, пиано легато, стаккато.2.     передава...

КОНСПЕКТ НОД ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА» «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ» для детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТ НОДОБЛАСТЬ «МУЗЫКА»«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ»для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по музыке «Сказка в музыке»

Цель: 1.Формирование эстетического вкуса, творческих способностей, ярких положительных эмоций в процессе взаимодействия и деятельного общения со взрослым.2.Продолжать знакомство с творчеством композит...

Конспект интегрированного занятия (музыка + рисование) на тему "Дети рисуют музыку"

Конспект интегрированного занятия (музыка + рисование)  на тему "Дети рисуют музыку" («Вальс и полночь» из балета «Золушка» С.С. Прокофьев)  «...

конспект НОД по музыке в старшей группе «Сказочные образы в классической музыке»

Цель:-развитие эмоциональной сферы ребенка посредством классической музыки; -вызвать средствами музыки интерес, активность при слушании классической музыки...